Проект "Эффект Моцарта"
Автор публикации: Т. Прокопьева, ученица 11 класса
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Алзамай»
Проект на тему
«Эффект Моцарта»
Выполнила ученица 11-го класса МКОУ СОШ № 5 г. Алзамай
Прокопьева Татьяна
Алзамай, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 | |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА В. А. МОЦАРТА 5 | |
Жизнь и творчество В. А. Моцарта 5 | |
Феномен «Эффекта Моцарта» 6 | |
Выводы по первой главе | |
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА «ЭФФЕКТ МОЦАРТА» 8 | |
2.1. Организация и анализ изучения влияния музыки В. А. Моцарта на здоровье человека 8 | |
2.2. Разработка рекомендаций для родителей и обучающихся по использованию произведений классической для сохранения и улучшения здоровья 11 | |
Выводы по второй главе | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14 | |
ЛИТЕРАТУРА 14 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 |
ВВЕДЕНИЕ
«Имя Моцарта вошло в духовную жизнь человечества как «символ самой музыки». Б. Асафьев.
Актуальность. Одним из величайших и гениальных мировых композиторов является Вольфганг Амадей Моцарт. В.А. Моцарт воистину олицетворяет нам пример всестороннего дарования.
Музыка композитора отличается яркостью, необычностью, поразительностью звучания.
«Моцарт - это - молодость музыки, это вечный юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии». Д.Д. Шоставкович.
Во всем мире изучают феномен произведений музыки В.А. Моцарта, ее влияние на психологическое и физическое здоровье человека.
Тем и обусловлена актуальность нашего исследования. Правда ли, что музыка великого композитора благотворно влияет на организм, помогает улучшить самочувствие.
Цель: подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что музыка В.А. Моцарта благотворно влияет на психосоматическое здоровье человека.
Объект: классическая музыка как средство сохранения здоровья.
Предмет: произведения В.А. Моцарта.
Гипотеза: если мы будем использовать музыку В.А. Моцарта в учебном процессе, то укрепим и улучшим здоровье и умственные способности обучающихся.
Задачи проекта:
- познакомиться с биографией В.А. Моцарта, изучить понятие «эффект Моцарта»;
- изучить музыкальные предпочтения обучающихся старшей школы;
- изучить научную литературу, посвящённую проблеме исследования;
- выявить уровень утомления старшеклассников от учебной деятельности;
- провести анализ результатов экспериментальной работы;
- разработать рекомендации для родителей и обучающихся по использованию произведений классической музыки для сохранения и улучшения здоровья.
Методы исследования: в соответствии с поставленной целью и выдвинутыми задачами, в работе был использован следующий комплекс методов:
-теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- наблюдение, беседа;
- тестирование, опрос, анкетирование;
- количественная и качественная обработка полученной информации;
- анализ результатов практической части проекта.
Методики исследования:
- Анкета «Мои музыкальные предпочтения»
Цель: изучение и анализ актуальных музыкальных предпочтений старшеклассников.
- Методика определения утомления по количеству запомненных предметов. Методика - таблица Анфимова.
Цель: определение умственной продуктивности, интенсивности внимания.
Продукт проекта: рекомендации для родителей и обучающихся по использованию произведений классической музыки для сохранения и улучшения здоровья.
Тип проекта: краткосрочный, исследовательский.
Экспериментальная база: практическая часть проекта проводилась на базе МКОУ СОШ №5 г. Алзамай. В исследовании приняли участие 14 подростков в возрасте 17 лет.
Структура работы: проект состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА В. А. МОЦАРТА
Жизнь и творчество В. А. Моцарта
Вольфганг Амадей Моцарт является одним из самых выдающихся композиторов в истории мировой классической музыки. Каждое произведение Моцарта наполнено его личными переживаниями, чувствами, жизненными событиями как хорошими, так и трагичными.
Вольфгант Амадей Моцарт родился в австрийском городе Зальцбург 27 января 1756 года. Мальчик сыном композитора и скрипача и уже с раннего детства проявил гениальный музыкальный талант. С трех лет маленький Вольфгант начинает играть на фортепиано и, уже к пяти годам, пишет свои собственные произведения.
Свое детство Моцарт проводит при европейских дворах, выступая перед аристократией. Окружающих мальчика людей восхищает не только его виртуозная игра, но и способность создавать новые музыкальные произведения «на ходу» в процессе импровизации.
Дальнейшая жизнь великого композитора складывалась не легко. Из всех великих композиторов того времени В. А. Моцарт первый стал жить за счет своего музыкального искусства. Это делало его зависимым от тех аристократов, которые оплачивали его концерты и постановки.
Жизненным триумфом великого композитора стало приглашение в Вену. Там Моцарт официально стал придворным музыкантом и композитором. Именно в Вене Вольфгант Амадей Моцарт написал большую часть своих музыкальных шедевров.
Тем ни менее, несмотря на это композитор часто сталкивался с финансовыми трудностями. Причиной этого была его любовь к роскоши и слабое здоровье. Один из величайших композиторов мира умер в возрасте 35 лет.
Мировое наследие Моцарта, которое он оставил после себя - это более 600 музыкальных произведений, включающих в себя симфонии, оперы, концерты для различных инструментов и камерную музыку. Его музыка отличается непревзойденной гармонией, изяществом и эмоциональной глубиной.
В настоящее время творчество Моцарта исполняется всеми мировыми классическими музыкантами и покоряет сердца многих. Композитор до сих пор является олицетворением музыкального гения, его музыка вдохновляет и восхищает многие поколения людей.
Моцарт - это имя, которое навсегда останется в сердцах любителей музыки и в истории мировой культуры.
Феномен «Эффекта Моцарта»
В двадцатом веке ученный Дон Кемпбелл выпускает в печать книгу «Эффект Моцарта» и CD - диск «Музыка, повышающая Ваш интеллект».
И книга, и диск очень быстро становятся мировыми бестселлерами. Американский ученый и исследователь Д. Кемпбелл являлся одним из авторов музыкотерапевтической теории. Кемпбелл более двадцати лет посвятил изучению благотворного влияния музыки В.А. Моцарта на физическое, психологическое и умственное состояние человека.
Следуя своей теории, ученый отобрал отдельные произведения великого композитора, которые, по его собственному мнению, являлись наиболее целебными и выпустил серию CD - дисков. Диски разошлись по всему миру и имели успех.
По теории Д. Кемпбелла «эффект Моцарта» включает в себя только исключительно музыку Моцарта.
Далее, американские ученые Гордон Шоу и Марк Боднер провели опытно-экспериментальную работу по сканированию головного мозга с помощью магнитного резонатора в момент прослушивания человеком произведений Моцарта и Бетховена.
Ученые обнаружили обнаружили, что во время прослушивания музыки Бетховена активизируются отделы мозга, отвечающие за эмоции. В то время, как во время прослушивания произведений В.А. Моцарта активизировались все отделы коры головного мозга (в т.ч. и те, которые участвуют в моторной координации, в пространственном мышлении, в зрительном процессе и в высших процессах сознания).
Гордон Шоу и Марк Боднер отметили, что у человека, слушающего музыку именно Моцарта, начинает "светиться" буквально вся кора головного мозга.
Выводы по первой главе. Таким образом, мы видим, что по теории «эффекта Моцарта» отмечено, что только в произведениях великого композитора имеется обилие высокочастотных звуков, которые и делают музыку Моцарта лечебной, а именно:
- укрепляют микроскопические мышцы среднего уху;
-вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга, что способствует улучшению памяти и мышления.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА
«ЭФФЕКТ МОЦАРТА»
2.1. Организация и анализ изучения влияния музыки
В. А. Моцарта на здоровье человека
Исследование проводилось в МКОУ СОШ №5 г. Алзамай. В эксперименте участвовали обучающиеся 11-го класса, в количестве 14 человек.
Применяемые методики:
- Диагностика умственного утомления посредством корректурного теста В.Я. Анфимова (см. Приложение 1).
Цель: выявление уровня умственной работоспособности.
- Анкета «Мои музыкальные предпочтения» (см. Приложение 1).
Цель: определение наиболее психологически приятных произведений после прослушивания разных жанров музыки.
Результат практической части исследования по проекту представлен в таблице 1 и 2, рисунке 1.
Таблица 1
№ | Результат по методике В.Я. Анфимова | |
| Показатель | |
A | K | |
1 | 0.6 | 1.6 |
2 | 0.6 | 1.6 |
3 | 0.4 | 2.5 |
4 | 0.5 | 2 |
5 | 0.3 | 3.3 |
6 | 2 | 0.5 |
7 | 0.4 | 2.5 |
8 | 0.4 | 2.5 |
9 | 0.3 | 3.3 |
По результатам диагностического обследования уровня утомляемости мы видим, что повышенный уровень утомляемости отметили 8 обучающихся (89%) и 3 обучающихся отметили пониженный уровень концентрации внимания (33%).
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что большинство обучающихся экспериментальной группы стабильно ощущают утомление, усталость.
Таблица 2
№ оптанта | Выбор произведения по музыкальному жанру | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
1 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
2 | + | - | + | + | + | - | + | - | - | + | + | + | - | - | - | + |
3 | + | - | + | + | + | + | + | - | - | - | - | + | - | - | - | + |
4 | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | - | - | + |
5 | - | + | - | - | + | + | + | + | - | + | - | + | + | - | - | + |
6 | - | - | + | - | - | - | - | - | + | - | - | + | - | - | + | + |
7 | - | + | + | - | - | - | + | + | - | - | - | + | - | - | - | + |
8 | - | - | - | + | + | - | - | - | - | - | - | - | + | + | - | - |
9 | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | + |
Примечание: список прослушанных музыкальных произведений по жанру:
Поп - фанк
Рок
Соул
Софт - рок
Фолк
Хип - хоп (альтернатива)
Электроник - рок
Электроннная музыка
Авторская песня
Блюз
Джаз
Инструментальная музыка (пианино)
Металл (альтернатива)
Народная стилизованная
Опера
Поп - музыка
По итогам опроса «Мои музыкальные предпочтения» мы видим, что жанры «инструментальная музыка» и «поп - музыка» набрали одинаковое количество голосов, а меньше всех голосов набрали жанры «опера» и «народная песня».
Рис. 1 Результаты опроса «Мои музыкальные предпочтения»
Таким образом, если мы соотнесем результаты обследования по обоим методикам, мы видим, что обучающиеся отмечают снижение уровня умственной работоспособности. Это может быть связано с тем, что многие предпочитают такие жанры как «металл».
Исследователи и психологи отмечают негативные аспекты влияния на психоэмоциональное состояние детей таких жанров как «рок» и «металл». А именно:
- ухудшение слуха, что влечет нарушения в процессах слухового восприятия (ребенок хуже усваивает информацию на слух);
- нарушение социализации и коммуникации (дети изолируются на почве такой музыки);
- возможны появления галлюцинаций и экстазивных состояний (незрелая психика излишне проникается особым тактом данной музыки);
- тексты, наполненные мотивами самоубийства, навевают подростка на подобные мысли (слабая психика и воля подростка подвержена влиянию);
- частое прослушивание такой музыки провоцирует развитие гнева и вандализма;
- и, самое главное, рок - музыка и металл снижают умственную работоспособность и вредят мыслительным процессам.
Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о необходимости повышения музыкальной грамотности подростков, коррекции их музыкальных предпочтений.
2.2. Разработка рекомендаций для родителей и обучающихся по использованию произведений классической для сохранения и улучшения здоровья
В первой главе нашего проекта мы изучили роль и влияние классической музыки на организм человека. Мышечная и нервная система человека улавливают музыкальные ритмы и реагируют на них. Такое влияние музыки помогает повысить уровень внимания и развивает мышление человека.
Более того, известно, что логопеды используют музыку для коррекции речевых нарушений у детей (например, логоритмика).
Основные рекомендации при выборе музыки в терапевтических целях:
- учет настроения и темпераменте человека;
- учет актуального на данный момент эмоционального состояния.
Например, для устранения тревожных состояний специалисты советуют произведения Шуберта, Вивальди, Гайдна, Моцарта и Чайковского. При систематическом прослушивании специально подобранной музыки, вполне возможно скорректировать характер ребенка. В целом, детям не рекомендуется прослушивание музыки через наушники так как ухо человека (особенно детское) приспособлено для рассеянных звуков.
Так что же слушать?
Универсального произведения нет. Веселая музыка, например, может только диссонировать с хмурым или грустным настроением человека, тогда как в другое время та же мелодия способна поднять настроение.
Вот основные «правила приема лекарства».
- Музыка, которую чаще всего «прописывают» больным, - это произведения Моцарта. (Музыкальная программа не должна затягиваться более чем на15–20минут, и лучше, если это будут мелодии без слов.)
- Избавиться от алкоголизма и курения помогают «Аве Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса, «Метель» Свиридова.
- От неврозов и раздражительности - музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.
- При стрессе и медитации - музыка Шуберта, Шумана, Чайковского.
- Язва желудка исчезает при прослушивании «Вальса цветов» Чайковского.
- Для профилактики утомляемости слушайте «Утро» Грига, «Рассвет над Москвой-рекой» Мусоргского, романс «Вечерний звон», «Времена года» Чайковского.
- Также успокаивают джаз, блюз, соул, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки.
- Для улучшения потенции слушайте «Венисбергскую сцену» Вагнера и некоторые сочинения Рихарда Штрауса.
- Ободряют и радуют многие произведения Гайдна, Моцарта и Россини.
- Полное расслабление вы сможете получить от «Вальса» Шостаковича, «Мужчины и женщины» Лея, музыки Свиридова.
- Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона.
- От гастрита излечивает «Соната N 7″ Бетховена.
- Мигрень лечит «Весенняя песня» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, полонез Огинского.
- Улучшает сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.
- Развивает умственные способности у детей музыка Моцарта.
- Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.
- Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие
- Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и Лист) подчеркивают выразительность и чувственность, часто пробуждают индивидуализм, мистицизм. Ее лучше использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь.
- Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущения благополучия.
Выводы по второй главе. Таким образом мы видим, что очень важно с самого детства прививать ребенку музыкальную эстетику. Семья может и должна быть первой ступенью музыкального воспитания. Помогите детям полюбить музыку, и она сделает вашу жизнь яркой, интересной, не оставит в трудную минуту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наш проект был посвящен теме влияния классической музыки на физическое и психологическое здоровье человека.
Мы познакомились с биографией В.А. Моцарта, изучили понятие «эффект Моцарта».
В ходе практической части нашей работы над проектом мы выяснили, что музыка не только способна улучшать самочувствие, но и вредить здоровью, особенно детскому организму.
Изучив научно - теоретическую литературу мы видим, что от того, какую музыку слушают подростки, зависит их общее эмоциональное состояние и, даже, их поступки.
Мы видим, что важно с детства прививать ребенку музыкальную эстетику и вкус.
Проведя анализ разработанных нами рекомендаций по музыкальной терапии, мы видим их эффективность и доступность в применении на практике.
Цель нашей работы достигнута.
ЛИТЕРАТУРА
Книга "Эффект Моцарта" Дон Кемпбелл 1999 или 1998.
Лекция - фильм М. С. Казиник.
Статья в личном блоге Н. Введенской,2012 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностика умственного утомления посредством корректурного теста В.Я. Анфимова
Умственная работоспособность зависит от напряженности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию, от состояния внимания, памяти, мышления, выраженности эмоций.
Для выявления уровня умственной работоспособности человека можно использовать 4-минутное дозированное задание. При обработке результатов определяются количественные показатели работоспособности, такие как объем работы (количество просмотренных знаков за 4 минуты); объем зрительной информации; скорость переработки информации. Кроме того, определяются качественные показатели работоспособности - количество ошибок, допущенных при просмотре знаков по корректурной таблице в течение 4 минут; коэффициент точности выполнения задания; коэффициент умственной продуктивности; показатель устойчивости внимания.
План исследования:
1. В таблице Анфимова, начиная с первой верхней строки, последовательно просматривая буквы в направлении слева направо, вычеркните все встречающиеся буквы Ии буквы Н в течение 4 минут. Работайте в максимально быстром темпе.
2. По окончании работы с таблицей Анфимова подсчитайте
а) общее количество просмотренных знаков (S);
б) количество вычеркнутых букв (М);
в) общее количество букв, которое необходимо было вычеркнуть в просмотренном тексте
(N);
г) количество допущенных ошибок (n).
3. Вычислите коэффициент точности выполнения задания (А):
А = M / N.
4. Вычислите коэффициент умственной продуктивности (Р):
Р = А × S.
5. Вычислите объем зрительной информации (Q):
Q = 0,5936 × S,
где 0,5936 – средний объем информации, приходящийся на один знак.
6. Вычислите скорость переработки информации (СПИ):
СПИ = (Q – 2,807 × n) / Т,
где 2,807 бита – потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак; Т – время выполнения задания в секундах.
7. Вычислите показатель устойчивости внимания (УВН):
УВН = S / n.
Стимульный материал
Анкета «Мои музыкальные предпочтения»
Список произведений для прослушивания:
Анкета
1. Какое музыкальное произведение понравилось тебе больше всех
2. Почему
3. Какое музыкальное произведение тебе больше всех не понравилось
4. Почему
5. Какие музыкальные произведения не очень понравились. Почему?
2024-03-25 05:13:54
Уникальность текста: 64%