Научно–исследовательская работа на тему «Гугл-эффект»

0
0
Материал опубликован 2 April 2017

ОУ Ермолаевская коррекционная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Научно – исследовательская работа

на тему: «Гугл-эффект»

 

                                                                   Выполнил: ученик 6 класса

                                                              Жила Дмитрий Юрьевич

Руководитель: учитель-дефектолог

                                                                       Ланюгова Юлия Владимировна

2016 год

Содержание

Введение.................................................................................................................3Исследование учеными «Гугл-эффекта»…….………..…...........................................……..……5

Исследование «Гугл-эффекта» с воспитанниками ГБОУ Ермолаевская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями...............................8

Выводы…..……………………........................................................…………………………...……….....11

Список литературы ……………………………...............................................…...……………...………13

Введение


Актуальность исследования. 

В наше время, всё большее значение приобретает пользование компьютерными технологиями с активным использованием сети Интернет для поиска интересующей нас информации. Интернет везде, в мобильном телефоне, в домашнем и школьном компьютере, в библиотеке, в телевизоре, в магазине и даже в автомобиле.

Как известно, с развитием технологий и вообще движением прогресса вперед в нашем обиходе появляются все новые термины. Раньше для нашего слуха были диковинкой такие слова, как наладонник, планшет (в том понимании, как сейчас), мобила, торрент и так далее. Но, помимо слов, с развитием технологий появляются и новые зависимости, фобии и болезни. Например, зависимость от социальных сетей или онлайн-игр. Такими фобиями и психологическими зависимостями, сейчас никого уже не удивишь – к сожалению, это слишком банально для нашего восприятия. Нам же хочется исследовать, что-нибудь более интересное и самое главное написать о том, о чем вы скорее всего раньше не слышали.

Поэтому, мы решили исследовать Гугл-эффект (google-effects), тоесть влияние поисковых систем на разум и память человека, точнее на разум, мышление и память воспитанников Ермолаевской коррекционной школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 

Незнаем, обращали ли вы внимание на то, какое большое значение в вашей жизни играют поисковые системы. При том, что вошли в нашу жизнь они настолько плотно и незаметно, что просто уже не воспринимаются нами. Компьютер, интернет или мобильный телефон - эти вещи просто есть и это уже само собой разумеется. Мы даже не думаем о том, сможем ли мы обходиться без них и как?

  Когда вы хотите, уточнить значение слова или найти информацию, о которой вы не знали – вы сразу же лезете в поисковики. И при этом даже не задумываетесь о том, что раньше (имеется в виду более старшее поколение) мы многие вещи помнили. Хотя бы те же даты исторических событий. И мы (поколение, родившееся в 80-х начале 90-х годов) помним хотя бы, когда и кто напал на Советский Союз во время Великой Отечественной войны. А теперь это помнит Гугл или Яндекс – кому, какой поисковик предпочтительней. 
В результате и получается «Гугл-эффект», который заключается в том, что мы полностью уверены, что любую информацию сможем найти в Интернет. У поисковых систем это даже позиционируется в качестве лозунга: найдется все. 
Без интернета и поисковиков мы ощущаем себя полностью беспомощными и глупыми. В результате получается, что у человека на подсознательном уровне вырабатывается установка – в сети есть все, в поисковике я найду ответы на все свои вопросы. А уже, кто-то умный дал этому определение, как «Гугл-эффект». 
Теперь, вы и без помощи поисковой системы знаете значение этого нового термина. А это значит, что стали немного сильней. Ведь, каждая крупица знаний делает вас немного сильней и выше над серостью и обыденностью. 

Цель исследования: выявить какое влияние оказывают поисковые системы на человека.

Объект исследования:   влияние поисковых систем на воспитанников ГБОУ Ермолаевская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

  Предмет исследования: сайты, как электронный ресурс. 

Гипотеза: использование поисковых систем для поиска и изучения различной информации в разумных пределах оказывает положительное влияние на человека.

Задачи исследования:

Изучить исследования «Гугл-эффекта» современных ученых. 

Опросить воспитанников школы-интерната какими девайсами и гаджетами они пользуются.

Выяснить, какое влияние оказывает «Гугл-эффект» на воспитанников ГБОУ Ермолаевская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Систематизировать и классифицировать собранный материал.

Методы исследования: анализ, синтез, систематизация, обобщение, опрос, анализ результатов исследования.

Экспериментальная база: ГБОУ Ермолаевская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на базе которой проводилось исследование.

Исследование учеными «Гугл-эффекта»

 

Ученые делают заключение, что интернет заменяет людям память и мозг. Так ли это на самом деле мы попытаемся исследовать в нашей работе. Интернет становится нашим главным источником воспоминаний вместо нашего собственного мозга. В эпоху Google наш ум адаптируется: мы теперь являемся знатоками того, где найти информацию, даже если не помним, то легко можем воспользоваться «Гугл-эффектом», и выяснить что это такое.

Чтобы узнать исследование современных ученых, которые изучают «Гугл-эффект», мы воспользовались тем же самым «Гугл-эффектом», то есть поисковыми системами и вот, что мы там «накопали».

Исследователи обнаружили, что когда мы хотим узнать что-то, мы используем интернет в качестве «внешней памяти» так же, как компьютеры используют внешний жесткий диск. В настоящее время мы настолько зависим от наших смартфонов и ноутбуков, что если мы не можем узнать что-то немедленно, то мы демонстрируем симптомы ломки. Наша зависимость от интернета достигла такого уровня, что его потеря похожа на утрату друга.

Исследователи из Гарвардского университета, Университета Висконсин-Мэдисон и Колумбийского университета в США провели четыре испытания, чтобы проверить свою теорию. Ученые давали участникам экспериментов несложные задания, чтобы посмотреть, станут ли они распознавать «компьютерные слова» быстрее, чем другие. Далее они просили людей запоминать 40 информационных данных. Затем, в третьей и четвертой части исследования ученые проверяли, насколько хорошо люди помнят, где искать информацию в режиме онлайн  и не являются ли воспоминания о ее местоположении более прочными, чем фактические данные. Результаты показали, что, когда люди не считают, что информация понадобится для последующего испытания, они не запоминали ее также быстро, как ту, которая, по их мнению, нужна будет им.

Другие результаты показали, что при непрерывном доступе к интернету, люди лучше запоминают, где они могут найти информацию, чем сами факты. В своей работе исследователи подчеркивают, что у нас теперь есть доступ к интернету 24 часа в сутки, мы «редко делаем оффлайн выбор» и нам «уже и не вспомнить, как мы находили информацию до того, как интернет стал повсеместно присутствовать в нашей жизни». Большинство ученых отмечают: «Интернет стал основной формой внешней или транзактивной памяти, где информация хранится коллективно вне нас».

Подобные тревоги и опасения появляются не впервые. Американский технолог Николас Карр (Nicholas Carr) в своей книге The Shallows писал о том, как мы не в состоянии сосредоточиться из-за влияния интернета, подчеркивая, что сеть способна перемонтировать наши мозги. Возникает вопрос: положительно или отрицательно? Анализируем следующую информацию из сети интернет.

Ученые из центра UCLA в Лос-Анджелесе установили, что поиск в интернете с помощью поисковой системы Google очень полезен для мозга и может спасти или замедлить развитие таких опасных заболеваний мозга, как деменция. Ученые увидели, что пожилые люди, которые никогда раньше не пользовались интернетом, улучшили работу мозга всего за неделю, проведенную онлайн.

Американские ученые определили, что простой поиск в интернете влияет положительно на мозговые центры, которые контролируют принятие решений и комплексное мышление. С возрастом в мозге человека происходят структурные и функциональные изменения, которые влияют на процессы мышления в целом. А проведенное исследование показало, что стимулирование работы мозга с помощью поиска в интернете положительным образом влияет на когнитивные процессы в мозге, а также меняют способы мозга при кодировании новой информации. Традиционно, для улучшения работы мозга использовались познавательные игры, такие как пазлы или разгадывание кроссвордов, однако, с развитием технологий ученые доказали, что и использование интернета благоприятно влияет на мыслительные процессы.

В исследовании центра UCLA приняли участие 34 добровольца в возрасте от 55 до 78 лет.

Перед участием в опыте половина участников пользовалась интернетом ежедневно, в то время как другая половина практически  им не пользовалась.

Ученые начали сканировать мозг всех добровольцев в течение дня, с помощью чего определяли активность мозга. Вечером участники исследования шли домой и начинали искать все, что хотели в интернете в течение часа. Исследование проводилось в течение двух недель. Первое сканирование мозга участников исследования, которые раньше мало времени проводили в интернете, показало, что самыми активными зонами их мозга были те, которые отвечают за язык, чтение, память и визуальные способности.

Завершающее исследование сканирование тех же участников показало, что кроме указанных зон мозга, активизировались также зоны, отвечающие за принятие решений и за развитие памяти. После окончания исследования мозг обеих групп добровольцев стал работать аналогичным образом.

Автор исследования Доктор Гэри Смолл говорит о том, что результаты исследования показали, что компьютерные технологии могут благоприятно влиять на людей любого возраста, но особенно полезно пользоваться интернетом людям в  пожилом возрасте, так поиск в интернете усложняет мозговую деятельность, демонстрируя, что мозг остается чувствительным и в пожилом возрасте, а также доказывая тот факт, что в любом возрасте можно продолжать учиться.

К сожалению исследование Российских ученых в этом направлении мы не нашли.

 

Исследование «Гугл-эффекта» с воспитанниками ГБОУ Ермолаевская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями

Свое исследование мы проводили с воспитанниками ГБОУ Ермолаевская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями. В школе-интернате в 2015-2016 учебном году обучается 139 воспитанников. С учащимися 5 – 12 классов (103 воспитанника) проводился опрос пользуются ли они телефонами и компьютерами из чего было выявлено, что у 64 воспитанников есть мобильные телефоны, смартфоны у некоторых из них планшеты с поддержкой EDGE, GPRS, 3G, 4G, причем у большинства с поддержкой 3G на базе  Android и некоторые на базе Windows. Также было выявлено, что у 31 воспитанника дома есть компьютеры или ноутбуки, которыми они активно пользуются. Причем большинство из них пользуются и компьютерами и телефонами.

Пользуются мобильными телефонами, планшетами

Пользуются

компьютерами, ноутбуками, нетбуками

64

31

Из них пользуются интернетом

Из них пользуются интернетом

42

28

Рис. 1

Также в ходе опроса было выявлено, что все кто пользуются интернетом, активно используют поисковые системы гугл, яндекс и др. для получения различной информации.

Далее мы провели эксперимент. В эксперименте приняли участие воспитанники 8 «а» и 8 «б» классов. Им было предложено выполнить задание: собрать информацию о солнечной системе. Причем 8 «а» класс собирал информацию в кабинете информатики с использованием поисковых систем, то есть использовал «Гугл-эффект», а 8 «б» класс собирал информацию в школьной библиотеке.

Воспитанники 8 «а» класса собрали полную информацию о солнечной системе за один урок, причем выполнили свою работу в виде реферата с использованием различных иллюстраций. Воспитанники 8 «б» класса собрали информацию за два урока и выполнили свою работу по разному кто-то законспектировал, а кто- то собрал несколько книг сделав в них закладки.

После проделанной работы мы подвели итог. Воспитанники из 8 «а» класса потратили вдвое меньше времени, собрали максимально полную и подробную информацию, а также их работа была оформлена эстетично, красиво и подкреплена иллюстрациями. Свою работу они защитили небольшим пересказом.

Воспитанники 8 «б» класса потратили больше времени в поисках информации, в конспектах было на много меньше информации, почерки были трудно разборчивыми, а те кто защищал свою работу, зачитывая отрывки из книг, давал не последовательную и немного запутанную и местами лишнюю информацию. На задаваемые вопросы по теме давали правильные ответы.

 

Выводы

Изучив исследования современных ученых, мы сделали следующие выводы. Простой поиск информации в интернете влияет положительно на мозговые центры, которые контролируют принятие решений и комплексное мышление. С возрастом в мозге человека происходят структурные и функциональные изменения, которые влияют на процессы мышления в целом. Компьютерные технологии могут благоприятно влиять на людей любого возраста, так поиск в интернете усложняет мозговую деятельность, демонстрируя, что мозг остается чувствительным в любом возрасте, а также доказывая тот факт, что в любом возрасте можно продолжать учиться.

Также мы сделали выводы нашего исследования, которое проводилось с воспитанниками ГБОУ Ермолаевская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями.

Ребята из 8 «а» класса с заданием справились без затруднений. Работа над поиском информации была увлекательной, благодаря большому объему иллюстраций информация была яркой и запоминающей, они даже успели посмотреть небольшой видеоролик. Изучаемую информацию все усвоили.

Ребята из 8 «б» класса с заданием тоже справились, из-за того, что поиск информации занял много времени, они утомились, внимание стало немного рассееным, но основную информацию они усвоили.

Наше исследование доказывает, что если правильно использовать «Гугл-эффект», то он положительно влияет на результат, также благоприятно влияет на человека. Человек с увлечением поглощает интересующую его информацию, причем, не затрачивая много времени и может мгновенно переходить от одной информации к другой. Также может использовать наглядности в виде картинок, фотографий, различных изображений, видеороликов. Все это благоприятно влияет на мышление, воображение память.

Также очень важно, чтобы дети пользовались «Гугл-эффектом» под контролем взрослых.

В дальнейшем свое исследование «Гугл-эффекта» мы намерены продолжить.

 

Список литературы

www.google.ru

https://www.yandex.ru

https://mail.ru

http://zoob.info

http://snob.by/google-effect

http://profitexter.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.