Проект "Географические символы на гербах муниципальных районов Республики Саха (Якутия)
Автор публикации: Г. Иванова, ученица 9 класса
Тема: «Географические символы на гербах муниципальных районов
Республики Саха (Якутия)»
Иванова Галина Алексеевна, ученица 8 класса
МБОУ «1-Нерюктяйинская средняя общеобразовательная школа»
Олекминского района РС(Я)
Введение
Время показывает, что гербы, флаги и гимны городов и районов, как государственные символы, все больше становятся предметом гордости и почитания для большинства жителей. В этих объединяющих символах, как в зеркале, отражается многовековая история края, его природные особенности и хозяйственное освоение, прослеживаются наши истоки и родовые корни. Герб – не просто символ района, это своеобразное, концентрированное выражение историко-географических, хозяйственных особенностей данной местности. Отдельные элементы того или иного герба могут очень много рассказать внимательному «слушателю» об интересующей его территории, её природе, историческом развитии, экономике, занятиях и промыслах проживающих там людей.
Геральдика и география кажутся совершенно несовместимыми науками. И на первый взгляд может показаться несоответствие: какое отношение может иметь сугубо негеографическая наука геральдика с ее гербами и флагами к географии. Сама по себе геральдика к географии действительно никакого отношения не имеет, так как занимается только упорядочением геральдических изображений и их элементов, то есть того, что изображено на том или ином гербе. Толковый словарь С. И. Ожегова так толкует этот термин: «Геральдика – раздел исторической науки, изучающий гербы и их историю; описание гербов». Но изображение на гербе очень часто связано с географическими особенностями территории, которой принадлежит данный герб. Это прослеживается довольно ярко и на гербах муниципальных районов Якутии.
Знакомясь с гербами районов нашей Якутии, я нахожу, что в большинстве из них присутствуют географические символы, отражающие природные и хозяйственные особенности определенной местности. Поэтому и цель моего исследования соответствующая, заключающаяся в определении влияния природно-хозяйственных особенностей местности на геральдику края.
Цель исследования: на конкретных гербах муниципальных районов Республики Саха (Якутия) показать различные геральдические приемы прямого и косвенного отражения местных географических особенностей определённой территории республики, его хозяйственного освоения.
Задачи:
познакомиться с историей развития российской геральдики и республики
рассмотреть на гербах районов геральдические символы, отображающие
природные, хозяйственные особенности территории;
выявить характерные особенности и взаимосвязь геральдических символов
районов республики.
проанализировать данные, выявленные в ходе исследования данной проблемы.
Методика работы:
1.Изучение тематической литературы.
2.Анализ географических символов на гербах муниципальных районов РС(Я).
3.Изучение географических особенностей территорий муниципальных районов, анализ
географических карт Якутии.
4.Изучение законов о геральдических символах, использование их описания.
Из истории геральдики России
Происхождение гербов теряется в глубине веков. Еще во времена первобытного общества на скалах, отдельных больших камнях примитивными орудиями люди каменного века выцарапывали, выбивали или рисовали изображения различных животных. Им поклонялись тогдашние роды и племена, считавшие этих зверей прародителями родов – тотемами. Уже в этих тотемных изображениях видны прообразы современных гербов. Общеизвестно, что несмотря на то, что самые разнообразные символы существовали практически у всех народов с древнейших времен, герб как символический отличительный знак города, государства сформировался и получил развитие в Западной Европе. В средневековой Западной Европе герб города являлся знаком свободы и независимости. В России же личные и родовые гербы появились довольно поздно, в конце 17века. Гербы, составленные по всем геральдическим правилам, появились в России во времена правления Петра Первого. При Екатерине Второй городскоегерботворчество поднялось на качественно новый уровень. Основная масса всех городов получила собственный герб именно на основе каких – либо особенностей города, чаще всего природных или хозяйственных.
Незаслуженно забытые после Октябрьской революции исторические территориальные эмблемы – гербы, как оказалось, несут в себе очень важный и глубокий смысл, являясь индивидуальным и неповторимым признаком города, района (уезда) или области (губернии), их визитной карточкой в буквальном смысле этого слова. Часто в таких эмблемах-гербах с помощью различных символов находили отражение не столько важнейшие исторические события, легенды и предания, но чаще всего и ландшафтные особенности той или иной территории, её экономика, или просто «иллюстрировался» топоним.
В последнее десятилетие, в связи с пробудившимся интересом к национальной истории, геральдика вновь становится востребованной. На федеральном уровне создана Государственная геральдическая служба России при Президенте Российской Федерации. В 1991г. было принято решение восстановить исторические государственные символы нашей державы, а не придумывать новые. Многие российские регионы возрождают самостоятельно прежнюю или создают новую территориальною эмблематику.
В гербе обычно различают 3 части: основу (щит), эмблему на ней и общее декоративное обрамление. Щиты по своим очертаниям делятся на варяжский, французский, испанский, английский, азиатский (круглый) и т.д. Имеются даже каноны того, в каком направлении и ракурсе принято изображать отдельных животных, атрибуты труда и быта. Необходимо, чтобы герб четко воспринимался и с некоторого отдаления, и при воспроизведении на круглой печати, монетах, значках.
Гербовая история Якутии начинается в конце XVIII века, когда городам, существовавшим на территории Якутии, были пожалованы гербы. 21 апреля 1785 г. была пожалована царская грамота “на права и выгоды”, предписывающая “городу иметь герб, утвержденный рукою Императорского Величества и оный герб употреблять во всех городских делах”. Интересно, что хотя и создавались эти гербы людьми, никогда не бывавшими в Якутии и совершенно незнакомыми с особенностями якутской земли, первые гербы якутских городов все- таки отразили главные особенности края: величие якутских рек, богатство вод и лесов.
Первый герб столицы нашей республики Якутска утвержден 26 октября 1790 г. Описание герба было следующим: “В серебряном поле орел, держащий в когтях соболя”. Герб создан по прототипу печати Якутского острога. Сохранилась грамота, дававшая право “…строителю, старцу Иосифу с братией на владение заимкой и мельницей, что на реке Амале”. Описание якутской эмблемы, закрепившейся позднее на гербе города, есть и в “Росписи Сибирским печатям 1692 г.”. В ней сказано: “На великой реке Лене в Якутском остроге печать государева – орел поймал соболя”. Центры обширных округов Олекминск, Оленск, Жиганск, Зашиверск также приобрели собственные гербы, утвержденные соответствующим указом.
Печать с изображением “орел поймал соболя” со временем стала означать эмблему административного устройства Якутской провинции. После преобразования Якутской провинции в область потребовалось создание нового герба, разработка которого с большими перерывами заняла несколько десятилетий. Герб Якутской области, на проекте которого рукою его императорского величества написано “Утверждаю”, в составе 69 губернских и 14 областных гербов был утвержден указом от 5 июля 1878 года, с описанием: “В серебряном щите черный орел, держащий в когтях червленого соболя. Щит увенчан древнею Царскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровскою лентою”. Этот герб являлся символом Якутской области, которая по указу от16 августа 1851 г. получила некоторые права и полномочия самостоятельности в пределах гражданского губернского правления. Якутский областной герб, утвержденный 5 июля 1878 г., по форме и виду соответствовал официально принятым геральдическим нормам второй половины 19 века. Корона означает символ верховной власти над областью. Герб был создан на основе герба Якутска и просуществовал до революции 1917 года.
На сегодняшний день официально зарегистрированы в Государственном геральдическом регистре России гербы 34 муниципальных образований республики, городов Вилюйска, Среднеколымска, Мирного, Олекминска и Якутска.
Гербы муниципальных районов Республики Саха (Якутия)
Гербы 27 муниципальных районов нашей республики имеют азиатский (круглый) щит, 7- французский щит(четырехугольный с заостренным основанием). У всех гербов единое декоративное оформление в верхней части – ромбовидный орнамент как на гербе республики. Ромбовидный орнамент присущ всем северным народам. Ромбы напоминают кристаллики ограненного алмаза. Количество орнаментальных фигур – 7, по числу издавна спаянных единством судеб семи народов нашего края: якутов, русских, эвенков, эвенов, чукчей, долган, юкагиров. Число 7 считается магическим в традициях многих народов мира. Единый ромбовидный орнамент показывает административно-территориальную принадлежность муниципальных образований к Республике Саха (Якутия). Основные цвета, использованные на гербах – традиционные для северных народов синий, белый, зеленый, красный, желтый.
На большинстве гербов использована символика, изображающая животных: белый медведь, соболь, северный олень, снежный баран чубуку, мамонт. На гербах северных районов основным символом является северный олень. Вся жизнь коренных народов Севера связана с оленеводством. Северный олень для жителей этих районов – это и пища, и одежда, и основное занятие. Упорный и мужественный олень олицетворяет суровые климатические условия данных территорий. На гербе самого северного района Якутии – Абыйского – изображен «оленный человек». В анабарской тундре оленеводством занимались с древних времен. Сохранились изделия из кости, оленья утварь, относящиеся к XVII-XVIII вв., на которых изображен оленный человек. Олень и человек – как единый, неразделимый символ тундры, ибо для северного человека без оленя нет жизни.
На гербах северных районов нашли отображение и суровые климатические условия данных территорий.
Интересным является герб Оймяконского района – на нем белый бык с морозным дыханием. Зиму якуты олицетворяли в виде огромного белого быка с голубыми пятнами, с громадными рогами и морозным дыханием. Когда этот бык обходил просторы якутской земли, все в природе застывало, люди и животные страдали от холода. К концу января зима достигала своей вершины. За день перед концом января с юга прилетал могучий орел, дитя теплого неба. Он сгребал снег со своего гнезда и издавал звонкий клекот. От него дух зимы отступал, у него поочередно ломались рога, а затем к весне отваливалась и голова. В ледоход туловище быка зимы плывет вниз по Лене в Ледовитый океан. Это изображение очень символично – ведь именно здесь находится официальный Полюс холода. Здесь зафиксирована самая низкая температура в северном полушарии – 71,2◦ С. Рога быка зимы изображены также и на гербе Верхоянского района – здесь была зафиксирована температура – 67,8◦ С.
Герб, в символике которого использован мамонт, имеет Усть-Янский район. Мамонт является своеобразным символом многолетней мерзлоты. Именно на севере Якутии до сих пор находят целые туши мамонтов, «законсервированных» в вечной мерзлоте.
Белый медведь на фоне красного северного солнца – символ Арктики – главный символ герба Нижнеколымского района. Нижнеколымский район находится на побережье Северного Ледовитого океана, места обитания белого медведя.
Соболь – «мягкое золото» нашего края красуется на гербах 5 районов: Верхнеколымского, Жиганского, Алданского, Усть – Майского, Кобяйского. Соболь с давних времен ассоциируется с Сибирью, Якутией. Соболь – главное богатство нашей тайги, его мех во всем мире считается королевским.
Центральной фигурой герба Эвено-Бытантайского национального района является снежный баран – чубуку. Это красивое, быстрое животное прекрасно приспособлено к морозам, снегам и скудному растительному корму, обитает в горных малодоступных местах.
Распространенным символом гербов являются птицы. На гербах наших муниципальных районов встречаются стерх (кыталык), лебедь и сокол. Танцующиестерхиизображены на гербе Момского района. Для якутского народа стерх (кыталык) – священная птица. В древней мифологии стерх выступает в виде светлого начала, помощника и покровителя людей среднего мира. Она обитает в верхних небесах, является дочерью верховного божества АйыныСиэр Тойон и величавой АйыыНьуоралдъынХотун.Появлениелетающихстерхов над какой-либо местностью порождает мысль о счастливой судьбе. А тому, кто увидит танец священных птиц, предвещается счастливое будущее.Стерх олицетворяет светлое, доброе, счастливое начало во всей нашей многоликой и изменяющейся жизни.
Лебедь изображен на гербах трех районов: Намского, Абыйского и Кобяйского. Лебедь – также у якутов считается священной птицей и олицетворяет чистоту, нежность и верность. Этой птице особенно поклоняются жители Намского района. У удегейского рода, присоединившегося к намскому роду во времена правления Тыгына, тотемом, покровителем и прародительницей рода, божественной птицей считался белый лебедь. С тех пор весь Намский улус боготворит и поклоняется лебедю.
Изображение сокола (Мохсогол) на гербе Нюрбинского района имеет исторические корни. Прародительницей поселения под названием Нюрба (название исходит от некогда существовавшего гигантского озера) была Нюрбакан, сила, ум и могущество которой олицетворялись духом Сокола.
Золотой орел на гербе Хангаласского народа является символом дружбы якутского и русского народа. Орел – главная фигура герба Российского государства. Кроме этого он является тотемом Хангаласского района.
Якутия богата рыбными ресурсами. Рыбы как символы богатства наших рек и озер изображены на гербах Аллаиховского (нельма), Верхнеколымского, Жиганского (осетр), Кобяйского (карась), Нерюнгринского (хариус).
Одним из символов Севера является Полярная звезда, именно она изображена на гербе Булунского района, как
Культурные традиции якутского народа стали символами Сунтарского, Таттинского районов. На гербе Сунтарского района изображен главный праздник якутского народа ысыах.Изображенноена гербе «Аар ба5ах» - старинная коновязь представляет собой символ богатства и благополучия, которая характеризует воплощение всех идей, побед и достижений народа в своем развитии.
Символом Таттинского герба является священное мифологическое дерево «АалЛуукМас», символизирующее духовно-культурное развитие якутского народа.
На гербах районов также изображены культурные символы якутского народа – сэргэ(Абыйский, Нерюнгринский, Сунтарский, Усть-Алданский) и чорон(Верхоянский).
Одним из почитаемых деревьев якутов является береза. Этот символ можно увидеть на гербах Чурапчинского, Нюрбинского районов.
Любимый цветок якутов, символ Якутии - сардана - главный символ герба Амгинского района.
На гербе Мегино-Кангаласского района изображен якутский национальный герой Василий Манчаары на коне. История Манчаары прочно вошла в фольклор якутского народа, стала одним из сюжетов национальной литературы, изобразительного и музыкального искусства.
Гербы очень часто отображают хозяйственные особенности территории. Одним из основных занятий якутов является коневодство. Символ коневодства отображен на гербах Абыйского, Среднеколымского, Усть-Алданского районов. Центральное место на гербе Среднеколымского района занимает белый жеребец на фоне красного северного солнца. Это символ развития района в целом, где создан единственный в нашей республике конный завод колымской популяции чистокровных якутских лошадей.Скотоводство – основное занятие якутского народа отображено на гербе Верхневилюйского района в виде голов лошадей с бычьими рогами. На гербах главных житниц Якутии – Амгинского и Олекминского районов – изображены пшеничные колосья.
Основным богатством нашей республики являются полезные ископаемые: алмаз, золото, природный газ, нефть, уголь. На гербе главного алмазного республики – Мирнинского – центральное место занимает алмаз. На гербе центра золотодобычи Якутии, Алданского района, изображен знак золота в руках медведя и соболя. Не гербе Ленского района символом нефти является черная чаша. Красивое голубое пламя на гербе Вилюйского района отражает то, что именно Вилюйский район является основным поставщиком газа в Якутии.
Горный рельеф территории в виде хребтов со снежными шапками отражен на гербах Верхоянского, Оймяконского, Томпонского, Усть-Майского, Эвено-Бытантайского районов. Только на гербе Момского района не отражен горный рельеф, хотя именно там находится высшая точка Якутии гора Победа (3030 м) на хребте Улахан-Чистай. Большую часть территории района занимают хребет Черского и Момский хребет, где находится потухший вулкан Балаган-Тас.
На многих гербах муниципальных районов Якутии одним из символов является река: Лена (Жиганский, Намский, Олекминский), Колыма (Среднеколымский), Алдан (Алданский), Индигирка (Аллаиховский). Символом реки и других водных ресурсов являются волны и голубой цвет.
История русских казаков - первопроходцев нашла отражение на гербах Верхнеколымского и Ленского районов. На них изображены старинные парусно-гребные судна – коч, распространенные на севере Руси в 16-17 веках. Именно на таких судах казаки-первопроходцы открывали Колыму и Лену. Символом первых русских – ямщиков почтового тракта является дуга конской упряжи на гербе Ленского района.
Герб Олекминского района
Самым старым символом нашего района является герб Олекминска: “”В серебряном поле протекающая река”. Герб утвержден в 1790 г. В его основу положено изображение печати Олекминской заставы, учрежденной для ограничения казаков и русских крестьян из Якутии в Даурские земли и в Амур в середине XVII в.
ГербОлекминского района утвержден решением Собрания депутатов муниципального образования «Олекминский улус (район)» от 24 августа 2005 года № 14.Внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации – № 2015.
Геральдическое описание гласит:«В серебряном поле пониженный лазоревый волнистый пояс, сопровожденный вверху зеленым пшеничным снопом из девяти колосьев с золотыми зернами, скрепленным золотой орнаментальной пряжкой. Во главе семь лазоревых дугообразно расположенных якутских алмазов (фигуры в виде поставленных на угол квадратов, каждый из которых расторгнут на шесть частей: накрест и наподобие двух сходящихся по сторонам стропил)».
Обоснование символики герба:Лазоревая река – фрагмент исторического герба города Олекминска, Высочайше утвержденного в 1790 году, центра обширного Олекминского округа. Изображение реки символизирует почитание жителями матушки реки Лена, по которой в этот край пришли народы, населяющие ныне весь Ленский край.Хлебный сноп – символ благодатной олекминской земли, земледельческой житницы Якутии.Алмазы в особой стилизации, аналогичной их стилизации в Государственном гербе Республики Саха (Якутия), обозначают административно-территориальную принадлежность муниципального образования к Республике Саха (Якутия).Автором реконструкции герба и компьютерного дизайна является Матвеев Артур Матвеевич (г.Якутск).
Выводы:
1.Изучение геральдики очень интересно и увлекательно, т.к. гербы несут в себе прямо или косвенно очень много информации о определенной территории.
2.Гербы муниципальных районов РС(Я) имеют азиатские (круглые) и французские щиты.
3.Гербы всех муниципальных районов Якутии имеют единый символ в виде ромбовидного орнамента из 7 фигур – якутских алмазов (по аналогии республиканского герба). Имеют национальный колорит.
4.Чисто географических гербов, на котором было бы изображение географического контура района, нет, хотя в мировой практике такие гербы встречаются довольно часто.
5.Большинство гербов МО республики имеют в своем изображении географические символы, отражающие местные природные особенности территории (климат, рельеф, водные ресурсы, полезные ископаемые), хозяйственную деятельность населения, культурные традиции народа, историю народа.
6.Не всегда герб полно отражает природные особенности территории или хозяйственную деятельность населения (например, герб Момского района).
7.Самые информативные гербы имеют Алданский, Верхнеколымский, Кобяйский, Ленский, Среднеколымский районы.
8.Самые распространенные символы на гербах МР – животные, реки, горы, культурные традиции народа.
Таблица №1
Географические символы на гербах муниципальных районов РС(Я)
Символы | Описание | МР |
Растения | Березовая ветка | Чурапчинский, Нюрбинский |
Сардана | Амгинский | |
Сосновая ветвь | Вилюйский | |
Животные | Белый медведь | Нижнеколымский |
Северный олень | Абыйский, Аллаиховский, Оленекскийэвенк.нац. Томпонский, Анабарский | |
Соболь | Алданский, Верхнеколымский, Жиганский, Кобяйский, Усть-Майский | |
Медведь | Алданский | |
Лось | Горный | |
Мамонт | Среднеколымский, Усть-Янский | |
Снежный баран -чубуку | Эвено-Бытантайский нац. | |
Птицы | Сокол (Мохсогол) | Нюрбинский |
Лебедь | Кобяйский, Намский, Абыйский | |
Стерх - кыталык | Момский | |
Орел | Хангаласский | |
Рыбы | Белорыбица (нельма) | Аллаиховский |
Карась | Кобяйский | |
Осетр | Жиганский | |
Хариус | Нерюнгринский | |
Богатства недр | Алмаз | Мирнинский, Оленекскийэвенк.нац. |
Нефть | Ленский | |
Газ | Вилюйский | |
Золото | Алданский | |
Рельеф | Горы с ледниками | Верхоянский, Томпонский, Усть-Майский |
Традиции, культура | Ысыах | Сунтарский |
Сэргэ | Нерюнгринский, Усть-Алданский | |
Чорон | Верхоянский | |
АалЛуукМас | Таттинский | |
Эвенкийский узор | Момский | |
История | Национальный герой Манчаары | Мегино-Кангаласский |
Коч – старинное парусное судно | Ленский, Верхнеколымский | |
Дуга конской упряжи | Ленский | |
Хозяйственная деятельность | Зерновые колосья (земледелие) Молот и кирка (горная промышл.) Скотоводство Коневодство | Олекминский, Амгинский, Верхнеколымский Верхневилюйский Абыйский, Усть-Алданский, Среднеколымский |
Особенности гидрографии | Река | Алданский, Аллаиховский, Жиганский, Мирнинский, Намский, Олекминский Среднеколымский,Томпонский |
Климатические особенности | Бык зимы | Оймяконский, Верхоянский |
11