Конспект урока географии в 5 классе «Географические координаты : географическая долгота»
Конспект урока 5 класс
Тема : «Географические координаты : географическая долгота»
Цель: закрепить умение определять географические координаты точек земной поверхности.
Задачи:
Образовательные.
Обобщить и систематизировать знания о градусной сетке на глобусе и географической карте, о различии изображения на них меридианов и параллелей.
Обобщить и систематизировать знания и приемы определения географической широты и географической долготы точек земной поверхности.
Отработать навыки определения географических координат точек земной поверхности по географическим картам.
Развивающие.
Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний.
Формирование умения работать с различными картами.
Развитие ответственности, организованности, самостоятельности.
Воспитательные.
Воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям.
Прививать чувство прекрасного при изучении материала.
Формирование географической культуры.
Оборудование : схемы, таблицы
Ход урока :
Организационный момент
Приветствие
Проверка готовности учащихся к уроку
Проверка домашнего задания
Тест
Из каких двух частей состоит географический адрес?
а) Широта и Длина
б) Параллель и меридиан
в) Широта и долгота
г) Ширина и высота
У каких объектов будет одинаковая широта?
а) Лежащих на одинаковом расстоянии от прибора, определяющего географические координаты
б) У объектов, лежащих на одной географической параллели
в) Лежащих на одной параллели в Северном и Южном тропике
г) У объектов, лежащих на одном географическом меридиане
Вставьте пропущенное слово: Географическая широта – это расстояние в градусах от … до параллели, проведенной через заданную точку.
а) экватора
б) параллели
в) точки
г) нулевого меридиана
Назовите географическую широту экватора?
а) 360°
б) 66,5 ° с.ш.
в) 0 °
г) высокая
Какова долгота Гринвичского меридиана?
а) 0°
б) 90°
в) 180°
г) 360°
Изучение нового материала
- Давайте вспомним, что такое географическая широта? (ответ: это расстояние от экватора до заданного объекта в градусах).
- А как определить географическую широту? (ответ: провести воображаемую линию от экватора до объекта и посмотреть градусное значение).
Итак, мы вспомнили, что такое географическая широта.
- А скажите, только по одной географической широте мы можем найти нужный остров? (ответ: нет, т.к. данную широту имеют все объекты, находящиеся на данной параллели)
В известном романе Жуля Верна "Дети капитана Гранта" путешественники знали только широту места крушения корабля капитана Гранта (37° ю. ш.). Но эту широту имеют все точки, лежащие на данной параллели. Вот и пришлось героям романа в поисках капитана Гранта пройти вокруг Земли почти по всей параллели. Чтобы определить точно место крушения корабля, путешественникам необходимо было знать не только широту, но и его географическую долготу.
- Как вы думаете, что нам сегодня необходимо узнать на уроке и что мы должны научиться определять? (ответы ребят)
Для того, чтобы герои романа смогли найти капитана Гранта им необходимо было знать долготу.
- А как определяется долгота?
- Сегодня ребята мы должны научиться определять географическую долготу.
Для определения координат какого-либо пункта, помимо широты, определяют долготу.
Географическая долгота — величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданной точки.
Долготу отсчитывают от начального (Гринвичского) меридиана. Все точки, лежащие на нём, имеют долготу 0° д.
Поэтому начальный меридиан часто называют ещё и нулевым.
Значения долготы изменяются от 0° до 180°. Все точки, лежащие к востоку от начального (нулевого) меридиана, имеют восточную долготу (в. д.), а точки, лежащие к западу от пего, — западную долготу (з. д.).
Значения долготы в градусах на глобусе и карте полушарий подписывают вдоль экватора у пересечения его меридианами.
Для определения географической долготы объекта производятся те же действия, что и для определения широты. Только всё делается по отношению не к экватору, а к нулевому меридиану.
Измерение расстояний с помощью градусной сетки
С помощью градусной сетки можно определять расстоянии. Все меридианы одинаковой длины, поэтому длины их дуг величиной 1° составляют примерно 111 километров. А ваг длины дуг на разных параллелях уменьшаются от экватора к полюсам. Для расчётов используют таблицу значений длин дуг 1° параллелей.
- Итак, какой вывод мы можем сделать?
(ответ: для определения местоположения объекта мы должны знать географическую широту и географическую долготу места, т.е. географические координаты)
Подведение итогов урока
- Для чего необходимо уметь определять географические координаты?
- Людям каких профессий необходимо это знать?
Рефлексия
И в заключение, посмотрите на слайд и закончите предложения:
«На уроке я узнал…
« Я научился….
« Мне понравилось …
« Моё настроение …
Домашнее задание