Технологическая карта урока «История Гимна Республики Саха (Якутия)» (3 класс)
Технологическая карта урока
«История Гимна Республики Саха (Якутия)».
Ноговицына Алина Афанасьевна
Класс: 3
Предмет: Музыка
Урок: изучения нового материала.
Тема: «История Гимна Республики Саха (Якутия)».
Цель урока: Создание условий для овладения обучающимися знаниями о гимне Республики Саха (Якутия) и его авторах, особенностях исполнения гимна.
Задачи:
- расширение знаний в области истории развития Гимна РС(Я)
- формирование у детей чувства патриотизма и национальной гордости;
- воспитание личности на национальных традициях;
- создание условий для личностного роста ребенка;
- развивать музыкальный слух, память, чувство ритма.
Дидактические средства:– презентация «Гимн РС(Я)»
-Компьютер, проектор, слайды, хомус, игры на хомусе
-Учебник. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка 2 класс», с. 14-15;
Язык урока: якутский
Характеристика этапов урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент. | В начале урока учитель играет на хомусе. Утуо кунунэн! Дьуруьуй, дьуруьуй хомуьум, дьурускэн тыаскынан арчылаа | Учащиеся входят в класс. Слушают хомус, здороваются |
Постановка цели урока.Просмотр презентации | - У меня в руках что? - Да, это хомус. А хомус это национальный инструмент какого народа? - Правильно! Так давайте ответьте на некоторые вопросы! Сегодня мы поближе познакомимся с нашей республикой - Как называется республика, в которой мы живем? (Республика Саха (Якутия). - У нашего народа есть гимн, Флаг? -Правильно Теперь посмотрите на экран. Это – флаг республики Якутии (слайд 1 флаг Якутии). Скажите, что вы видите? (ответы детей). Голубой цвет — символ ясного, мирного северного неба, надежды и свободы. Белоснежная полоска говорит о суровой красоте северного края, экстремальных условиях жизнедеятельности людей, чистоте их нравов и помыслов. Зеленая свидетельствует о коротком ярком лете, цвете таежных просторов, возрождении, дружбе и братстве. Зеленый цвет олицетворяет также тюркское происхождение народа саха. Красный — не только символ жизненных сил, но и красоты, верности родной земле, прогресса. Белое солнце занимает большое место в якутской мифологии. Саха считают себя "детьми белого солнца". - Вот, Это и ест наш флаг, А вы знаете что такое гимн? (слайд 6) - Государственный гимн (также национальный гимн, национальная песня) — торжественная патриотическая музыкальная композиция, признанная правительством Гимн является музыкальным символом любого государства. Можно сказать, что гимн это главная песня страны. А можете сказать почему? - Да, на всех перечисленных вами мероприятиях исполняется разная музыка. Но только одна песня исполняется по-особому. | Слушают учителя отвечают на вопросы. Обучающиеся предлагают формулировки учебной задачи |
Изучение новой темы | - Послушайте о чем песня - О чем говорится? Правильно. Поют гордо, о природ, о богатстве Якутии - Выберите и запишите в тетрадь подходящие слова, отражающие характер звучания гимна - И так( слайд) Гимн Республики появился После того, как Республика Саха стала суверенным государством, была принята первая конституция. В то время официального гимна Республики Саха не существовало. После утверждения новой конституции была создана комиссия по созданию государственного гимна, председателем которой был поэт Савва Тарасов. Был объявлен конкурс на гимн. Сотни проектов государственного гимна были получены со всей страны, но комиссия не одобрила ни одного. Президент Республики Саха Михаил Николаев поручил Министерству культуры Республики Саха продолжить поиск гимна. Гимн был предложен в сентябре 1995 года на заседании Государственного Собрания Республики Саха. Слова предлагаемого гимна были написаны Дмитрием Сивцевым. Музыка гимна была основана на заключительном хоре из оперы «Ньургун Боотур» (по-русски Богатырь Нюргун), которая была написана Марком Жирковым и Генрихом Литинским и была аранжирована Ю. Шейкиной[3]. В 2000 году новая комиссия под руководством народного депутата Г. Г. Местникова представила новую версию гимна (якут. Саргы ырыата). Слова были написаны Саввой Тарасовым и Михаилом Тарасовым, а музыку написал Кирилл Герасимов[3]. - Давайте послушаем песню Ньургун Боотура и сравним звучание современного гимна.
- В чем сходство и отличие этой музыки от гимна?
| Дети слушают 1 припев Гимна (РСЯ) Учащиеся отвечают Учащиеся работают самостоятельно Рассматривают слайд.
Дети слушают «Ньургун Боотур ырыата)
Дети делятся своими впечатлениями, отмечают общий характер звучания. |
Физкультминутка. | Зарядка-глаз, руки «Веселая зарядка» | Выполняют небольшие упражнения. |
Самостоятельная работа | И так на слайде текст нашего Гимна. Прочитать Скажите, с чем и кем сравнивает автор Россию?
Учитель организует работу в группах: раздает в конвертах разрезанные пословицы: «Родина – мать, умей за неё постоять» «Одна у человека мать, одна у него и Родина» «Если дружба велика, будет Родина крепка» | Каждая группа собирает разрезанную пословицу, а потом объясняет ее смысл. |
Итог урока, Рефлексия | - Кто справился с задачей? - Кто испытывал затруднения? Почему?
- Выучите весь текст Гимна Республики Саха (Якутия).
- Оцените свою работу на уроке. - Сейчас каждый ученик на доске должен написать слово, которое у вас ассоциируется со словом «Родина». - | Учащиеся отвечают на вопросы |