12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Слесарева Татьяна12
Россия, Свердловская обл., город Верхотурье
4

Проект "Импрессионизм – направление в живописи"



Государственное бюджетное образовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»




Познавательный проект.

Тема: Импрессионизм – направление

в живописи.





Подготовила: Царегородцева

Алевтина Алексеевна.

                       ученица 9-А класса СОШ№2

Руководитель:Слесарева

                                                                       Татьяна Владимировна

                                                                              учитель изобразительного

                                                                   искусства СОШ№2.






Г. Верхотурье, 2022 г.



Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………...3

Теоретическая часть:……………………………………………………………...4

Глава 1. Что такое импрессионизм?......................................................................4

Глава 2.Техника письма и жанры импрессионизма…………………………….5

Глава 3. Биография Клода Моне…………………………………………………6

Глава 4. Творчество Моне………………………………………………………..7

Глава 5. Этапы изготовление копии фрагмента картины Клода Моне «Маки»……………………………………………………………………………..8

Практическая часть:……………………………………………………………....9

Глава 1. Проведение урока и выполнение творческой работы в технике импрессионизма «Осенний пейзаж»……………………………………………..9

Заключение…………………………………………………………………...10-11

Список интернет источников…………………………………………………...12

Приложения:

 Приложение  №1 –  фрагмент картины «Маки»……………………………….8

Приложение № 2 – картина «Осенний пейзаж»………………………………..9


Введение.

«Я пытался сделать невозможное- нарисовать сам свет…»

Клод Моне

Импрессионизм (impressionnisme) — стиль живописи, который появился в конце XIX века во Франции и затем распространился по всему миру. Сама идея импрессионизма заключается в его названии: impression — впечатление. Художники, которые устали от традиционных техник живописи, которые, по их мнению, не передавали всю красоту и живость мира, стали использовать совершенно новые техники и методы изображения, которые должны были в наиболее доступной форме выразить не «фотографический» вид, а именно впечатление от увиденного. В своей картине художник-импрессионист при помощи характера мазков и цветовой палитры пытается передать атмосферу, тепло или холод, сильный ветер или умиротворённую тишину, туманное дождливое утро или яркий солнечный полдень, а также свои личные переживания от увиденного. 

Актуальность проекта: Современная молодёжь совсем не интересуется живописью, на примере работ французского художника Клода Моне мне хотелось бы донести до окружающих нас людей, насколько удивителен и интересен мир живописи. Познакомить с одним из стилей живописи- импрессионизмом.

Цель проекта: рассказать о французском  художнике Клоде Моне, как об одном из основателей течения в живописи - импрессионизма.

Задачи:

  1. Узнать что такое импрессионизм?
  2. Изучить технику письма и жанры импрессионизма.
  3. Узнать биография Клода Моне.
  4. Познакомиться с творчеством Клода Моне.
  5. Представить копию фрагмента картины художника Клода Моне: «Маки».
  6. Выполнить  осенний пейзаж в технике импрессионизма в группе.

Объектом моего исследования является ознакомление учеников с теорией и практикой импрессионизма.

Предметом данной работы является проведение урока с использованием полученных знаний о технике импрессионизма и выполнение творческой работы.

Гипотеза - передача знаний об представителях и об самом течении импрессионизма, поможет повысить интерес у молодёжи к искусству

Предполагаемый результат:Возможно, после моего проекта кто-то из учащихся заинтересуется живописью, импрессионизмом.


Теоретическая часть.

Глава 1.Что такое импрессионизм?


Импрессионизм — это направление в живописи, которое появилось во Франции в XIX – XX века. Слово «импрессионизм» произошло от французского impression — «впечатление». В этом направлении художники пытались передать сюжет картины через своё первое впечатление. Впервые этот термин использовал журналист Луи Леруа в статье о выставке группы молодых художников «Салон отверженных». Бессюжетность и эффект “стоп-кадра” — является главной чертой импрессионизма.

Импрессионизм — это мир чувств, эмоций и мимолётных впечатлений. Здесь ценится не внешняя реалистичность или натуральность, а именно реалистичность выраженных ощущений, внутренне состояние картины, её атмосфера, глубина. Изначально данный стиль подвергся сильной критике. Первые картины импрессионистов были выставлены в парижском «Салоне Отверженных», где выставлялись работы художников, отвергнутых официальным Парижским салоном искусств. Всех художников Луи Леруа обозвал импрессионистами, что можно примерно перевести, как «впечатленцы». Первое время картины действительно подвергались критике, однако вскоре в салон стало приходить всё больше и больше поклонников нового направления в искусстве, а сам жанр из отверженного превратился в признанный. 

Стоит отметить, что художники конца XIX века во Франции придумали новую стилистику не на пустом месте. За основу они взяли техники живописцев прошлого, в том числе художников Эпохи Возрождения. Такие живописцы, как Эль Греко, Веласкес, Гойя, Рубенс, Тёрнер и другие задолго до возникновения импрессионизма пытались передавать настроение картины, живость природы, особую выразительность её состояния. Ещё одной специфической особенностью произведений импрессионистов является некая поверхностная будничность, которая, однако, содержит в себе неимоверную глубину. Они не пытаются выразить каких-то глубоких философских тем, мифологических или религиозных задач, исторических и важных событий. Картины художников этого направления по своей сути простые и повседневные — пейзажи, натюрморты, люди, которые идут по улице или занимаются своими обычными делами и так далее. Именно такие моменты, где отсутствуют излишняя тематичность, которая отвлекает человека, чувства и эмоции от увиденного выходят на первый план. Также импрессионисты, по крайней мере в начале своего существования, не изображали «тяжёлых» тем — бедности, войн, трагедий, страданий и так далее. Картины импрессионистов чаще всего — это максимально позитивные и радостные произведения, где присутствует много света, ярких красок, сглаженная светотень, плавные контрасты. Импрессионизм — это приятное впечатление, радость от жизни, красота каждого мгновения, наслаждение, чистота, искренность.


Глава 2. Техника письма и жанры импрессионизма.

Импрессионизм как направление в живописи включает в себя несколько характеристик техники рисования: видимые мазки кистью, открытость композиции, упор на световые приемы передачи форм, изображение рядовых предметов, иллюзию движения как важный элемент человеческого восприятия и необычные углы обзора всей композиции. Иногда под импрессионизмом понимают предметы искусства, созданные в этом стиле, но уже после 19 века. И все же стоит отличать импрессионизм как направление в искусстве, которое на данный момент является законченным, и стиль импрессионизма, продолжающий использоваться в работах современных авторов

Мастера импрессионизма первыми отказались от контурного изображения в пользу коротких мазков, лишь символически очерчивающих границы. Цвет здесь имеет большее значение, чем прорисовка деталей.

Важным новшеством было изобретение красок в тубе и отказ от палитры для смешивания цветов. Необходимые оттенки получались при смешивании красок непосредственно на холсте. Зачастую новый слой краски наносился на еще не просохший старый.

Для передачи оттенков использовался весь спектр цветов радуги и все тонкости их удачного совмещения.

Чтобы понять, что изображено на картине импрессиониста, часто следует отдалиться на определенное расстояние, поскольку вблизи обилие оттенков сливается в беспорядочную мозаику.

Импрессионисты часто писали на пленэре, запечатлевая всё увиденное. Это несколько объясняет частый выбор жанра пейзажа, в том числе городского.

Не избегали импрессионисты и портретов, зачастую изображая людей на фоне природы. Натюрморты в импрессионизме встречаются, но реже.




Глава 3. Биография Клода Моне.

Клод Моне - был французским художником. Родился он в Париже 14 ноября 1840года, а умер 5 декабря 1926, прожив 86 лет. Он был вторым ребёнком бакалейщика Клода Адольфа Моне и Луизы Жюстины. Его первую  жену звали Камилла Донсье. И у них было двое сыновей: Жан и Мишель. А вторую жену звали: Алиса Ошеде.

Когда Клоду было пять лет, семья переехала в Нормандию. Отец хотел, чтобы мальчик стал бакалейщиком и продолжил семейное дело. Сам мальчик не любил учится и в свои пятнадцать лет Моне был известен всему Гавру как карикатурист. Этим путём он приобрёл некоторую известность. Благодаря этим карикатурам Клод Моне познакомился с пейзажистом Эжен Буден. Буден стал учить Моне. Вскоре Клод объявил отцу, что хочет стать художником и поехать учится в Париж. Нехотя ему разрешили. В 1860 году Моне был призван в армию и попал в Алжир, но там он заболел брюшным тифом, финансовое вмешательство тётушки помогло художнику откупиться от воинской повинности, и он вернулся домой уже в 1861 году. Моне поступил в университет на факультет искусств, но быстро разочаровалсяв подходе к живописи. Покинув учебное заведение, он вскоре поступил в студию живописи, которую организовал Шарль Глейр, в которой познакомился со своими единомышленниками . Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсье, написанный в 1866 году. Камилла 28 июня 1870 года стала женой художника. У них родилось двое сыновей: Жан и Мишель. В мае 1871 года он покинул Лондон, чтобы переехать жить в Зандам, в Нидерландах, там он написал двадцать пять картин (и где полиция подозревала его в революционной деятельности). После возвращения во Францию в конце 1872 года Моне пишет свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце». Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 году. С декабря 1871 по 1878 год Моне жил в Аржантее, а в 1874 году он на короткое время вернулся в Нидерланды. В 1892 году Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде́. Ещё до этого Алиса помогала художнику вести хозяйство и воспитывать детей от первого брака. В 1893 году Моне вместе с Алисой уезжает в Живерни, где они прожили в браке 18 лет. В 1912 году Клоду Моне врачи поставили диагноз двойной катаракты. Но он не оставил занятий живописью. Лишившись хрусталика на левом глазу, Моне вновь обрёл зрение, но стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет. Клод Моне скончался от рака лёгких 5 декабря 1926 года в Живерни в возрасте 86 лет и был похоронен на местном церковном кладбище. Последнюю картину он написал в 84 году.

Глава 4. Творчество Моне.

Для творчества Моне характерно объединение картин в циклы, подчиненные одной теме. Так наиболее известны циклы:

  1. «Нимфеи» – более двух сотен картин;
  2. «Долина Грёз» – 10 картин, 1889 г.;
  3. «Стога» -22 картины, 1889-1901 гг.;
  4. “Тополя” – 11 картин, 1982 г.;
  5. “Руанский собор” 30 картин, 1895 г.;
  6. “Лондон” –38 картин,1904 г.;
  7. “Венеция” – 28 картин, 1912 г.

Последние годы своей жизни Моне провел в усадьбе в Живерни. Все это время преобладающей, а позже единственной темой его картин были водяные лилии, которые художник самостоятельно выращивал в своем пруду.

Так же у Клода Моне было два собственных сада в которые он время от времени выходил рисовать. Первый носит называние «Нормандский сад» и расстилается перед домом художника, а второй — это «Водный сад» в японском стиле, который расположен по другую сторону дороги.

Цикл «Кувшинки или же Нимфеи» был нарисован в «Водном саду».



Глава 5. Этапы изготовление копии фрагмента картины Клода Моне «Маки»

В прошлом году я учувствовала в всероссийской олимпиаде МХК, где представляла данный материал и выполняла фрагмент картины Клода Моне «Маки». В своей картине я использовала техники импрессионизма.  Работа была сложная,  но интересная и необычная.

Этапы работы над фрагментом:

  1. Нашла в интернете нужную картину и выбрала фрагмент.
  2. Распечатала. И расчертив, перенесла на большой формат.
  3. Расписала в нужной цветовой палитре.

image-20221128151205-1.jpeg


(Приложение№1)



Практическая часть.

Для выполнения цели проекта мною был проведён урок. Я предложила выполнить осенний пейзаж в технике импрессионизма. К урокунеобходимо было сделать фотографии осенних деревьев и листьев, которыми учащиеся могли воспользоваться. 

Импрессионисты свои работы выполняли сразу красками, без эскиза.  И проведённая творческая работа выполнялась по этим же правилам . В работе  ученики должны были передать своё первое впечатление и эмоции  от увиденного и запечатлённого на фотографии с помощью цвета.  Работа проводилась по следующему плану.

План над работой:

  1. Просмотретьфотографии осенних деревьев. Отметить разницу в цветовой палитре каждого пейзажа. По своему самому яркому впечатлению выбрать одну фотографию как образец для своей картины.
  2. Альбом расположить вертикально. Мазками начать делать основной силуэт дерева, подбирая основной цвет.
  3. Прорисовать светлые участки дерева.
  4. Прорисовать тёмные участки дерева.
  5. Сделать падающую тень в противоположной стороне от источника света.
  6. Прорисовывать фон без деталей.
  7. Завершение работы над картинами
  8. Выставка работ.

image-20221128151205-2.jpeg

(приложение № 2)

Заключение.

В моём проекте был рассмотрен импрессионизм, как одно из направлений французского искусства XIX века. Также были изучены основные моменты истории создания этого движения, рассмотрен наиболее известный представитель, художник - импрессионист XIX века Клод Моне и его великие работы.

Импрессионизм - это достигшее невиданной утонченности искусство наблюдения реальной действительности, в которой каждый миг уникален. Импрессионисты неизмеримо расширили возможности изобразительного искусства, открыв мир солнца, света и воздуха, а также красоту лондонских туманов, беспокойную атмосферу жизни большого города, россыпь его ночных огней и ритм непрестанного движения.

Также в проекте были рассмотрены виды и техники импрессионизма. Это очень важный и интересный момент в этом виде искусства, так как только импрессионисты могут передавать каждый уникальный миг нашей природы посредствам разнообразных мазков, различных передач форм.

В моём проекте много говорится об одном из представителей импрессионизма, а именно о Клоде Моне. Этот великий импрессионист вложил большой вклад в историю импрессионизма. Именно его картина «Впечатление» дала название этому прекрасному стилю в искусстве. И сам Клод Моне стал целой историей. Глядя на его картины, невольно ловишь себя на мысли, что вместе с ним заново открываешь для себя мир.

В ходе работы над проектом я сделала следующие выводы:

  1. Идя по стопам художников-реалистов, наследуя их желание правдиво изобразить действительность, импрессионисты с самого начала стараются найти свой путь в искусстве.
  2. Они видят мир в новом динамичном бесконечно изменчивом образе и стараются передать свои зрительные впечатления на холсте.
  3. Им удалось запечатлеть бесконечную игру света и тени, движение людей на улицах, утомленных балерин и шарм французских кафе.
  4. Обычные будничные и ничем непримечательные пейзажи импрессионисты открыли для живописи и на века сделали достоянием искусства.
  5. Импрессионизм - это явление нового подхода к живописи, новый взгляд, жажда остановить мгновение реальной жизни, запечатлеть его в картине надолго. Данное направление в искусстве открыло глаза и художникам, и зрителям на цвет и свет в природе, перевернуло рутину академических правил.
  6. Во время проведения урока я познакомила учеников с понятием импрессионизма, с биографией художника Клода Моне и с техникой выполнения работы этого направления.
  7. Мы выполнили творческую работу «Осенний пейзаж» в технике импрессионизма. В процессе работы учащиеся старались смешивать цвета, передавать своё впечатление от фотографий осенних деревьев. Поставленные задачи были трудными, но всё равно заинтересовали детей.
  8. По окончанию урока я провела блиц-опрос, где предложила высказать своё мнение об уроке смайликом. Оказалось что данный материал интересен для молодёжи. Мы подтвердили свою гипотезу и выполнили цель проекта.


Список использованной литературы и интернет-ресурсы.

 1. Андреев, Л. Импрессионизм. Видеть. Чувствовать. Выражать. [Текст] / Л. Андреев. - М.: МГУ,

2004. - 102 с. .

2. Герман, М. Импрессионисты: судьбы, искусство, время. [Текст] / М. Герман. М.: Слово, 2004. - 296 с. .

3. Костеневич, А. Живопись импрессионистов. [Текст] / А. Костеневич. - М.: Аврора, 2012. - 151 с. 4. Кулаков, В. Жизнь и творчество Клода Моне. [Текст] /В. Кулаков. - М.: Белый город, 2005. – 64с.

5. Мосин, И. Мир искусства. Импрессионизм. [Текст] / И. Мосин. М.: Кристалл, 2006. - 176 с.

6. Мосин, И. Все о живописи импрессионизма. [Текст] / И. Мосин. М.: Bestiary, 2011. - 205 с.

7.Импрессионизм – как художественное течение XIX – XX века https://ocau.uz/ru/impressionizm

8. Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров https://www.arts-dnevnik.ru/hudozhniki-impressionisty/

9.Биография Клода Моне. https://ru.wikipedia.org/wiki/Моне,_Клод



Автор материала: А. Царегородцева (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.