Творческий проект «Картины природы в музыке и живописи»

0
0
Материал опубликован 1 March 2019

Муниципальное казенное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области дополнительного образования -

Дом детского творчества «Мастер»

Творческий проект

Картины природы в музыке и живописи

 

Авторы проекта:

Горская Елена Ананьевна, Демиденко Алла Юрьевна, Коротких Валентина Васильевна, педагоги дополнительного образования

МКУ ДО – ДДТ «Мастер», рабочий телефон 348-38-09, электронная почта: master@edunor.ru

Участники проекта:

Обучающиеся объединений «Лира», изостудии «Мастер-класс», вокально-хорового коллектива «Радуга»

 

Срок реализации проекта – сентябрь 2017г. – декабрь 2018г.

п. Краснообск

2018 год

Пояснительная записка

Настоящий проект предусматривает знакомство обучающихся со смежными видами искусства музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимопонимание и взаимодополнение.

Благодаря произведениям искусства музыкальным, живописным, природа предстает перед нами слушателями, зрителями всегда разной: величественной и грустной, нежной и ликующей, скорбящей и трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души. Помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично. Образы искусства дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к родному краю и отчему дому.

Идея проекта – обогащение духовного мира обучающихся через знакомство с произведениями великих музыкантов и художников. Проект предполагает проведение музыкальных гостиных, мастер – классов и выставок. В результате проделанной работы состоится творческая встреча трех коллективов: фортепианного «Лира», хорового «Радуга», изостудии «Мастер-класс». Проект рассчитан на 1 года.


 

Обоснование темы: Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимопонимание и взаимодополнение.


 

Цель: активизация творческой и познавательной деятельности обучающихся посредством показа живописных и музыкальных произведений.


 

Задачи

Образовательные:

*Уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы;

*Дать понять, что музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши ощущения и впечатления;

*Знакомство с образцами живописи и музыки.


 

Развивающие:

*Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве;

*Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений.


 

Воспитательные:

*Обогащение духовного мира детей;

*Воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса обучающихся;

*Уважение детей к своим сверстникам, занимающимся разными видами искусства.


 

Стратегия достижения поставленной цели:

Участники проекта: дети, занимающиеся в детских объединениях ДДТ «Мастер»: «Лира», «Радуга», «Мастер-класс».

Наиболее приемлемые формы организации работы:

индивидуальные занятия;

групповые занятия;

участие в конкурсах и выставках

различного уровня;

разработка методических материалов:

мультимедийная презентация, сценарий.


 


 


 


 


 


 


 

Календарный план реализации проекта:

Наименование этапов мероприятий

Сроки

Ожидаемые результаты

1. Приобретение необходимого оборудования, материалов для проведения занятий и мастер – классов

Сентябрь-октябрь

Материально-техническое обеспечение реализации проекта

2.Разработка и распечатка дидактического материала для мастер-классов

Октябрь - май

Обеспечение помощи учащимся в процессе работы

3. Проведение мастер-классов, занятий

Сентябрь-

май

Развитие творческого воображения, закрепление исполнительских навыков, формирование навыков работы с художественными материалами

4.Организация выставок, участие в конкурсах различного уровня

Ноябрь-май

Демонстрация достижений и стимулирование интереса к творческой деятельности

5. Формирование папок дидактического материала: наглядных пособий, исполнительского репертуара.

Март-апрель

Методические разработки культурологических мероприятий, занятий по изобразительному искусству, вокалу, инструментальному исполнительству

6. Проведение совместного мероприятия «Картины природы в музыке и живописи»

апрель

Творческая реализация участников проекта


 


 

Конкретные ожидаемые результаты от реализации проекта:

Положительными результатами проекта будет:

охват мастер - классами не менее 50 человек;

выработка навыков вокально-хоровой работы в разновозрастной группе;

приобретение исполнительских навыков на индивидуальных занятиях;

участие детей, участников проекта, в выставках, конкурсах художественного и музыкального творчества;

разработка методического материала для ретрансляции педагогического опыта;

формирование папок дидактического материала по теме: «Картины природы в музыке и живописи»


 

Конкретные результаты реализации проекта:

В ходе реализации проекта были разработаны:

Методические пособия:

«Мотивация к музыкальной деятельности обучающихся объединения «Лира»

«Использование канонов для развития музыкальной культуры учащихся и формирование устойчивого интереса к музыке»

«Комплект творческих заданий «Патриотическое воспитание в изостудии «Мастер-класс».


 

В ходе реализации проекта были:

Сформированы методические папки с дидактическими материалами по темам мастер-классов и для индивидуальной работы участников проекта.

Проведено 5 мастер-классов.

В результате проведения мастер-классов было выполнено 48 творческих работ

Учащиеся вокально-хорового объединения «Радуга» и объединения «Лира» приняли участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях различного уровня:

«Педагогический форум»;

ХII городской конкурс «Музыкант-первоклассник»;

всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества в г. Москве;

международный конкурс «Звонкие голоса России»;

международный конкурс исполнителей инструментальной музыки «Звездный проект»;

международный конкурс-фестиваль «Верь в свою звезду»;

международный конкурс искусств «Восход»;

международный конкурс-фестиваль «Мы вместе»

Проведено совместное мероприятие «Картины природы в музыке и живописи», приняли участие 40 учащихся.


 

Дидактическое оснащение:

Портреты композиторов и художников;

Художественные работы детей.


 

Оборудование:

мультимедийный проектор, экран;

фортепиано.

 

Методы и приемы:

объяснительно-иллюстративный;

метод сопоставления смежных видов искусства;

анализ;

обобщение.


 

Выводы:

Каждый участник проекта познакомился с шедеврами русской живописи и музыки.

Участники проекта планируют продолжать заниматься живописью, вокалом и музицированием. В будущем будет продолжение проекта, так как интерес к этому виду деятельности очевиден.


 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.

2. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987.

3. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997

4. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999

5. Струве Г. Школьный хор. М.,1981

6. Соколов В. Работа с хором. 2-е издание. - М.,1983

7. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002

8. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. - М.,1988

9. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961

10. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.1-4классы/ [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.]; под ред. Б. М. Неменского. - М. Просвещение, 2012-240с.

11. Изобразительное искусство: 2 класс: органайзер для учителя: методические разработки уроков/Е. А. Ермолинская. - М.: Вентана - Граф, 2013. -336 с.

12. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. М.: Просвещение


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение №1

Сценарий творческой встречи.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и наши гости!

Мы рады видеть вас на нашей встрече, посвященной музыке и живописи. Мы постараемся показать и рассказать вам о тесной взаимосвязи и взаимодополнении этих видов искусства.

Человек неразрывно связан с природой, он часть её. Наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам всегда было источником творчества писателей, композиторов и художников.

Звучит запись Рахманинов «Вокализ» слад-программа

Левитан «Золотая осень». Слайды картин Шишкина (1-4)


 

Благодаря произведениям искусства музыкальным, живописным, природа предстает перед нами слушателями, зрителями всегда разной: величественной и грустной, нежной и ликующей, скорбящей и трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души. Помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично. Образы искусства дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к родному краю и отчему дому.

Трудно назвать композитора, который не отразил бы в музыке своё восхищение образами природы. Шум дождя, пение птиц, переливы искрящихся на солнце водных струй… все эти звуки природы вдохновляли композиторов к созданию музыкальных произведений.

Послушай, музыка вокруг…

Она во всем – в самой природе.

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служит ветер, всплеск волны,

Раскаты грома, звук капели,

Птиц несмолкаемые трели

Среди зеленой тишины.

И дятла дробь, и поездов гудки,

Чуть слышные в дремоте,

И ливень песенкой без слов

Все на одной веселой ноте… М. Ивенсен


 

Слайд Волга (5)

Ой, по над Волгой. Исполняет «Радуга»

 

Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Сегодня свое творчество вам представят юные художники изостудии «Мастер-класс»


 

Сапкевич Полина «Весна Идет»

Я изобразила раннюю весну. Мне хотелось передать состояние пробуждения природы от долгого зимнего сна. Воздух наполнен тем особым весенним запахом таящего снега. Уже появились проталины. На переднем плане образовалась наполненная студеной талой водой лужа. Так и хочется воскликнуть словами поэта: «Весна идёт - весне дорогу!»

Детинова Маша «Хорошо в деревне летом»

На моём пейзаже - лето в деревне. На пригорке - деревянные домики с белыми наличниками. А на переднем плане – птичий двор. Здесь и петух, и куры с цыплятами и утки. Светлыми тёплыми оттенками зеленого цвета я постаралась передать радостное и солнечное настроение в природе. И курам с утками радостно погулять по травке с цветочками. Хорошо в деревне летом!

Пустохина Вероника «Мои летние каникулы»

Я очень люблю гостить летом у бабушки. Она живёт в самой настоящей деревне. У неё большое хозяйство. Даже есть корова! Мне нравится деревенский быт и общение с домашними животными. Выбирая сюжет для композиции, я долго не раздумывала. Конечно - это лето в деревне, где прошли мои летние каникулы.

Музыканты, художники, поэты всегда стремились передать удивительную красоту мира в своих произведениях. На полотнах художников природа никогда не выглядит мертвой и молчаливой. Вглядываясь в живописный пейзаж, мы обязательно услышим навеянные живой природой звуки. Сейчас вы услышите несколько произведений, внимательно послушайте, а потом скажите какое из них соответствует по настроению представленной картине.

«Дождик накрапывает» Александров. Кармаенкова Катя

«Дождик» Майкапар. Кармаенков Дима

«Гроза» Э. Гедике. Кузина Алена

«Гроза» Бургмюллер. Юркевич Лиза

«Дети, бегущие от грозы» (6)

Великий норвежский композитор Э. Григ был выдающимся мастером звуковой живописи. В своих произведениях он передает тонкие состояния природы – игру света и тени, солнечные блики, плеск водных струй, заход солнца.

Картина Закат (7)

Заход солнца Э. Григ исполняет «Радуга»

Прелюдия. Э.Глиэр.

исполняет Юркевич Лиза


 

Не менее популярны образы природы и в живописи. Художники стремились показать могучую и прекрасную русскую природу. А вот как изобразили природу наши юные художники.

Кузина Алёна «Июньский денёк»

Я люблю лето. Поэтому изобразила тёплый июньский денёк. Деревенский бревенчатый дом утопает в кустах цветущей сирени и зелени палисадника. Лужайка перед домом залита солнцем. Мне нравится, когда в моих рисунках кипела жизнь. Мальчик со старшей сестрой уже набегались и сели передохнуть на скамейке. Девочка в жёлтом платье помогает по хозяйству. Она подзывает кур, пора кормиться. Цветовым строем и игрой светотени, я постаралась создать в пейзаже радостное настроение. Ведь лето только начинается!

Козун Полина «Зима пришла»

В пейзаже «Зима пришла» я изобразила красоту русской зимней природы. Используя голубую цветовую гамму, я постаралась передать свежесть и чистоту зимнего утра. Недавно выпавший белый снег преобразил всё вокруг. Укрыл землю и старые домишки белым пушистым одеялом. В природе тишина и покой. Всё уснуло до весны.

Адамова Оля «Лес точно терем расписной»

У Ивана Бунина есть строки:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Именно такую тихую тёплую золотую осень я изобразила в пейзаже. Я постаралась передать красоту, которая вдохновляет поэтов писать стихи, композиторов - прекрасную музыку, а художников - живописные пейзажи.

Любовью к жизни и восхищением природой наполнена музыка одного из великих русских композиторов - П.И.Чайковского. У него есть фортепианный цикл «Времена Года»,


 

А Засядь-Волк Маша представит свою картину «Дивная пора» под музыку П. И. Чайковского «Осенняя песня»

Федора Тютчева писал:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Именно эту пору я отразила в своей живописной работе. Голубое безоблачное небо, отражение в тихой реке, не успевший переодеться в осенний наряд лес на заднем плане, контрастирует с белоствольными берёзами в золотом убранстве. Мне хотелось передать красоту начинающейся осени.


 

У Чайковского есть еще и «Детского альбома», посвященный своему племяннику Володе Давыдову. Для вас звучит «Неаполитанская песня» в переложении хора.


 

«Неаполитанская песня» П.Чайковский

исполняет «Радуга»

(слайды 8,9)

И так, продолжим наше путешествие в мир природы.

Но сначала выясним, как называется в изобразительном искусстве жанр, изображающий картины природы. Найти ответ вам поможет стихотворение Александра Кушнера.

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется – пейзаж.

Посмотрите какой пейзаж представляет Сидорова Полина «Сельский пейзаж»

Я соскучилась по летней жаре и по каникулам у бабушки в деревне. Поэтому в своём пейзаже изобразила жаркий летний полдень, залитый солнцем луг, на переднем плане - цветущий куст, а вдали пасущиеся кони и сельские домишки. Я очень люблю живопись, работать с палитрой, получая всё новые и новые оттенки. Моей задачей было показать красоту и живописность летней природы. А как бы вы назвали мой пейзаж?

«Прекрасное утро» Бургмюллер.

Исполняет Пальчикова Есения

«Туманное утро» (10)

Каждый творец по-своему отражает мир: композитор – звуками, художник – красками, поэт – в стихах и словах. А в музыке? Какие краски использует композитор? - динамика, интонация, штрихи, ритм, темп…

Музыка настолько убедительно и ярко передает впечатления композитора от картины природы, что мы начинаем видеть эти картины наяву, а помогают нам средства музыкальной выразительности: мелодия, лад, гармония, тембр, динамические оттенки.

«Птицы» Е. Крылатов

исполняет «Радуга»

«Птицы» (11)

Музыка и живопись с древнейших времен развивались бок о бок друг с другом. Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи называл музыку «сестрой живописи». И, действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, соприкасаясь не менее тесно, чем музыка и поэзия. Ну и конечно искусство рождается не на пустом месте, его источником является сама жизнь, все, что нас окружает, все, чем мы живем, все, что нам дорого.


 

Все виды искусства, в том числе, и музыка, и живопись говорят об одном и том же. Они рассказывают о человеческих чувствах, настроениях, о наших взаимоотношениях, о нашей жизни, о том, что волнует душу.

Л.Бетховен «Лунная соната».

исполняет Колпаков Арсений

«Лунная ночь на Днепре» (12)


 

Различие между видами искусства заключается лишь в языке, на котором они передают нам эту информацию. Поэзия передает словами, скульптура – формой, музыка – звуками, а живопись – цветом.


 

Заключение. Пейзаж с березками (слайды 13,14)

Дорогие ребята! Мир искусства прекрасен и богат! Дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце. Учитесь раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное. И тогда, большой мир искусства откроет вам свои тайны.

Все в тающей дымке: холмы, перелески.

Здесь краски не ярки и звуки не резки.

Здесь медленны реки, туманны озера,

И все ускользает от беглого взора.

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой русской природы. Ф.Тютчев.


 

До новых встреч!


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение №2

Иллюстративный материал


 


 

1. И. Левитан. Золотая осень


 


 

2. И. Шишкин. Утро в сосновом бору


 

3. И. Левитан. Тихий день. Волга.


 


 


 

4. Вещилов. Пейзаж с елями.


 


 

5. И. Левитан. Волга


 


 

6. К. Маковский. Дети, бегущие от грозы

7. Айвазовский. Закат в Малороссии

8. С. Строев. Море

9. Светлячки

10. И. Шишкин. Туманное утро

11. Рылов А. В голубом просторе


 


 

12. Айвазовский И. Лунная ночь на Днепре


 

13. Е. Чехов Березы


 

14. И. Левитан Березовая роща


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение №3


 

Детские работы изостудии «Мастер-класс»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Адамова Оля «Лес точно терем расписной»


 

Детинова Маша «Хорошо в деревне летом»


 

Сапкевич Полина «Весна идет»


 

Пустохина Вероника «Мои летние каникулы»


 

Кузина Алёна «Июньский денёк»


 

Козун Полина «Зима пришла»


 

Сидорова Полина «Сельский пейзаж»


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение №4

Фотографии

2018-02-08 Мастер-класс «Радуга»

2018-03-02 районный конкурс патриотической песни «Я помню! Я горжусь!»


 

Учащиеся фортепианного объединения «Лира»

Надя

Колпаков Арсений

Учащиеся изостудии «Мастер-класс»

Козун Полина

Пустохина Вероника


 

8. Список литературы:

Учение о каноне. С. И . Танеев. Москва 1929 195 стр.

Каноны. Учебное пособие по сольфеджио для ДМШ и музыкальных училищ. Составление и редакция В. П. Середы. М. «Престо», 1997

Каноны. Ю. А. Литовко. Для детского хора без сопровождения. Л., «Музыка», 1976

А мы на уроках — играем. Е. М. Поплянова. М., Новая школа, 1994

Игровые каноны на уроках музыки. М.: Владос, 2002.

Каноны круглого стола. Составитель Е.Филимонова.- СПб.: Издательство «Союз Художников», 2003г.

*Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.-Серия «Мир медицины».-СПб.: Изд. «Лань»,2000г.

Миловский С.А. Распевание на уроках пения. М., «Музыка», 1977г.

Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л, 1965г.

Выготский Л.С. Психология искусства – М., 1987

Романовский Н.В. Хоровой словарь Москва,2005 г.

Сафронова О.Л. Хрестоматия для вокалистов.

Г.Струве. Школьный хор

Петрушин В.И. Музыкальная психология – М., 1997.

М. А. Давыдова. Поурочные разработки по музыке. Универсальное пособие 1-4 класс. М., ВАКО, 2013

Играем, сочиняем и поём. Сольфеджио 1-7 класс ДМШ. Ж. Металлиди, А.Перцовская. С-Пб., М., 2002.


 

Список интернет-ресурсов:

1.Волкова Т.С. «Начало двухголосного пения в начальной школе». Статья на сайте «Фестиваль педагогических идей»: http://festival.1september.ru/articles/412603/

2. Калинина О. «Этапы обучения многоголосному пению». Статья на сайте Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна»:http://festival.nic-snail.ru/index.phpoption=com_zoo&task=item&item_id=331

3. Токарь Т.А. «Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре». Конспект открытого урока по хору на сайте:http://knu.znate.ru/docs/index-566419.html

4. **В. П. Середа. http://valentin-sereda.ru/

5. ***Гамаюн В.А. Модальность в музыке ХХ века. http://www.lafamire.ru/index.phpoption=com_content&view=article&id=1659:-xx-&catid=49:2010-10-17-14-48-51&Itemid=1010

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.