Рекомендации для преподавания в художественных школах и художественных студиях предмета «История искусства — импрессионизм в живописи»
Рекомендации для преподавания в художественных школах и художественных студиях предмета
«История искусства- ИМПРЕССИОНИЗМ В ЖИВОПИСИ»
Мухина А.
«Курский государственный университет»
г. Курск, Курская область, Россия
Зарождение направления.
История изобразительного искусства и художественных стилей оказывает огромное влияние на воспитательный процесс, процесс формирования личности и предоставляет обширные знания по базовым дисциплинам в художественной школе и художественных студиях. А также имеет огромное воспитательное значение и влияет на формирование ребенка, как личности
Сам предмет «История изобразительного искусства (а в дальнейшем и история художественных стилей), будучи базовым предметом для изучения ставит цель: формирование определенного взгляда и представления об исторических периодах, художественных явлениях, которые свойственны обществу в определенный промежуток времени у обучающихся. Каждое произведение – это целая вселенная, глубокий, уникальный и неповторимый мир, который выражается через призму авторского мировосприятия. Уникальные и неповторимые творения можно рассматривать часами, находя в них истинный смысл, читать историю, которую нам передает художник. И абсолютно неважно, к какому периоду относится конкретное произведение, важно научится его читать, анализировать и понимать его в контексте времени.
Целью этой рекомендации автор видит в том, чтобы помочь преподавателям:
-предоставить возможность ученикам ознакомиться с таким явлением в живописи как импрессионизм.
-сформировать представление о причинах возникновения импрессионизма в живописи.
- ознакомить обучающихся с лучшими произведениями художников импрессионистов и их биографией.
-развить заинтересованность в таком явлении как импрессионизм.
-сформировать навыки анализа художественного произведения как явления в искусстве.
-сформировать способность интерпретировать культурно-художественное явление благодаря владению терминологией.
-сформировать художественное мышление в контексте конкретных художественно-исторических периодов.
-сформировать эстетический вкус во всесторонне развитой личности.
Тенденция понимания различных этапов культурно-художественных явлений, определенных этапов развития общества должна пониматься и восприниматься учениками как целостный пласт культуры, где каждое отдельное явление – это звено цепи, являющееся неделимым.
Рассмотрим на примере имперссионизма.
Одним из главнейших принципов, которых придерживались импрессионисты – это пленерная работа. Попадая на улицу, навстречу воздузу, природе, он выходит из зоны комфорта, таким образом. Вместо поставленного студийного освеещния, и статичной натуры появляется неопределенный свет, исчезают четкие контуры. Именно поэтому импрессионисты старались запечатлеть мгновение, то, что происходит в данный момент, передавая окружающую природу сквозь свое психо-эмоциональное сотсояние. Благодаря всем этим решениям возникает новое веяние в живописи. Они отказываются от смешанных цветов, и начинают писать чистыми красками, нанося рядом определенные мазки, для достижения той самой живости и мимодлетности.
В качестве конкретного примера можно причести Эдуарда Мане (23 января 1832 г. Париж - 30 апреля 1883 Париж) – французский художник, писал портреты, жанровые композиции, пейзажи, оставил после себя также много офортов, гравюр и разнообразный графики, используя новые техники.
С самого начала выступал против традиционного французского академического искусства, и противопоставлял ему изображения реальной жизни и окружающей среды, повседневности, в частности жизни Парижа. Его полотна парижские салоны считали вызывающими, а буржуазия довольно остро реагировала на них. Во многих своих произведениях был предтечей импрессионизма.
Полотно «Бар в Фоли-Бержер» (1881-1882) (прил. 1), тяжело больной, уже находясь на смертном одре, художник писал практически по своим воспоминаниям. В своей жизни, он придерживался реализма, однако в своей последней работе он выходит за рамки своего реалистического искусства и показывает зрителю одну жизнь человека, которая проявляется лишь в отражении в зеркале. Он максимально облегчает всё: сон – светлее, валёры – более легкие, а краски ярче, и все это создает невероятно гармоничный ансамбль.
СХЕМА АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
1. Автор, период выполнения.
2. Виды изобразительного искусства. (Живопись, скульптура, барельеф и т.д.)
3. Жанр изобразительного искусства. (Портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая композиция.)
4. Сюжет. (Исторический, бытовой, анималистический, религиозный,)
5. Композиция. (Динамическая, статическая, горизонтальная, вертикальная, диагональная, монофигурные, многофигурная и т.д.)
6. Техника выполнения. (Акварельная живопись/графика, масляная живопись, офорт и т.д.)
7. Цветовая палитра. (теплая/холодная/смешанная цветовая гамма.)
8. Значение произведения для современного искусства.
ВЫВОД
Логика преподавания данной методической разработки состоит в том, чтобы структурировано рассмотреть определенный промежуток времени в истории изобразительного искусства в контексте изучения «искусства периода конца XIX века начала XX века», «Импрессионизм в живописи – зарождение направления». Важное часть методической разработки является изучение истории периода, выдающихся личностей искусства эпохи импрессионизма, их достижения, подходы к работе, выдающиеся программные произведения. Практические рекомендации, к анализу художественного произведения на примах работ Поля Сезанна. Схема анализа произведения упрощает выполнение учащимися предложенных задач. Предоставленные экземпляры иллюстративного материала способствуют наглядному восприятию теоретического материала и облегчают его усвоение.
В методической разработке рассмотрен материал, касающийся импрессионистичекой живописи. Рассматривая этот период в истории изобразительного искусства возможно расширить охват данного материала за счет изучения других видов искусства, таких как скульптура, литература и архитектура).
Картина ЭДУАРДА МАНЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1.
Эдуард Мане, «Бар в Фоли-Бержер».