Автор публикации: В. Андрианова, студентка 4 курса
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми | ||||
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» | ||||
Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование | ||||
Проект | ||||
«МОЯ РЕСПУБЛИКА КОМИ» для детей подготовительной группы | ||||
Исполнитель: студентка 241 группы
Андрианова Валерия Владимировна
Руководитель:
Хабарова Людмила Павловна, преподаватель
Сыктывкар, 2019
Паспорт проекта
Тема проекта | «Моя Республики Коми» |
Цель проекта | формировать представления и систематизировать знания детей о родном крае, родном городе |
Вид проекта | информационный, практика - ориентированный, творческий, групповой |
Сроки реализации проекта | 1 неделя |
Участники проекта | воспитатель, дети подготовительной группы и родители (лица, их заменяющие) |
Назначение проекта | Формировать первоначальные знания о республике, коми народе; познакомить с основными промыслами коми народа, национальным костюмом; развивать способность чувствовать красоту родной природы своей малой родины и эмоционально откликаться на нее |
Нормативно-правовые документы, регулирующие реализацию проекта | ФГОС ДО, Образовательная программа «Парма» (под общей редакцией С.С. Белых, С.Н. Штекляйн, Н.Б. Потолицыной). |
Результаты реализации проекта | Дети:
Родители:
|
Введение
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родному краю. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель? Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувства привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками детского сада и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, родному краю необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы.
Актуальность
В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частичку. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут.
Проблема
Развитие и формирование нравственных качеств осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе реализации проекта по ознакомлению детей с родным селом и Республикой. Знакомство с достопримечательностями Республики, играют важную роль в воспитании любви к месту, где ребенок родился.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа своей малой родины, Республики.
Цель проекта: Систематизация знаний детей о родном крае, городе, способствующих формированию нравственных ценностей.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Расширить знания детей о родном Коми крае (символика, достопримечательности, города).
2. Расширить представления детей о родном крае и его богатствах (растительный мир, животный мир, заповедники, полезные ископаемые).
3. Способствовать возникновению интереса к своей республике.
4. Формирование целостной картины мира и расширение кругозора дошкольников о родном крае.
5. Формирование интереса к коллективной, игровой, продуктивной, творческой деятельности.
6. Активизировать словарный запас дошкольников.
Развивающие:
7. Развивать познавательную активность у детей в разных видах деятельности.
Воспитательные:
8. Воспитывать у детей любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
9. Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей Республике.
Ожидаемы результат:
- дети знают, как называется наша республика, столица республики, чем знаменит и как называется наш город, знают названия других городов республики; знакомы с символикой родного города и республики Коми;
- у детей формируется чувство гордости за свой город и родной край;
- будут сформированы знания о родном крае.
- будут проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности;
- станут активными участниками в выставках;
- сформируется чувство гордости за свой город, край.
Содержание проекта
I. Подготовительный этап:
Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата, подбор методической литературы.
Мероприятие | Цель | Срок реализации | Ответственные |
Разработка мероприятий по теме проекта | Изучить литературу по проектной деятельности. Разработать конспекты занятий на тему проекта. Подготовить литературу, иллюстрированные книги, атрибуты для игр, лэпбук. | 21-23.11.2019 | Воспитатель |
Диагностика детей | Выявить уровень знаний о РК. | 23.11.2019 | Воспитатель |
Анкетирование родителей | Выявить уровень знаний о РК. | 23.11.2019 | Воспитатель |
II. Основной этап реализации проекта:
Цель:расширение представлений детей о родном крае и его традициях, быте, богатствах.
Оформление стенда по теме тематической недели «Моя Республика Коми»
Комплексно – тематическое планирование (на неделю)
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | ||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||||
Понедельник 25.11.2019 | Утро | Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие», Художественно – эстетическое развитие. | 1. Беседа на тему «Сыктывкар – столица РК» Цель: познакомить детей с главным городом РК, его достопримечательности. Познакомить детей с гимном РК. | 1. Дидактическая игра: «Четвертый лишний» Цель: формировать умение замечать ошибки, развивать наблюдательность. | Коми подвижные игры: «Олень и оленевод», «Рыбаки и рыбки» Цель: продолжать формировать умения подпрыгивать на двух ногах, развивать внимание, ловкость. | Материал к заданию: «Четвертый лишний». | Консультация для родителей «Приобщение детей к изучению родного края» | ||
НОД | Занятие по экологии Тема: «Богатый Коми край» Цель: познакомить с картой Республики Коми и природными ресурсами. | ||||||||
Вечер | Проведение дидактической игры: «Чьи следы?» Цель: Закрепить знания детей дошкольного возраста о диких животных, уметь отличать следы диких животных, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей. | ПВД «Укрась малицу» Цель: развитие продуктивной деятельности через аппликацию. Игра «Собери орнамент» Цель: закрепить умение соединять части предмета в одно целое. | Оформление Коми уголка. Цель: создание условий для успешного развития. Диагностика детей Цель: выявить уровень знаний о Республике Коми. Чтение коми народных сказок Цель: познакомить детей с коми народными сказками. | Материал для оформления Коми уголка»: картинки, детские работы. Береста для изготовления рыбки | |||||
Вторник 26.11.2019 | Утро | Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие», Художественно – эстетическое развитие. | Беседа: «Полезные ископаемые Республики Коми» Цель: расширять знания о полезных ископаемых Республики Коми. | ПВД из бересты «Рыба» Цель: научить детей работать с берестой, плести из неё простейшие заготовки. | Коми подвижные игры: «Поймай мяч» Цель: продолжать формировать умения подпрыгивать на двух ногах, развивать внимание, ловкость. | Предложить детям настольные игры по формированию | Совместный рисунок родителей и детей «Моя Эжва» (достопримечательности, улицы). | ||
НОД | Занятие по окружающему миру Тема: «Путешествие по городам Республики Коми» Цель: расширять представления о городах малой родины. | ||||||||
Вечер | Лепка: «Обереги Коми народа» (соленое тесто) Цель: формирование у детей интерес к Коми традициям и искусству. | Настольно – печатная игра «Животный и растительный мир Республики Коми» Цель: расширять представления о животном и растительном мире Республики Коми. | Чтение Коми народных сказок и былин. Цель: уточнить и обогатить знания детей об устном коми народном творчестве. Просмотр презентаций: «Природный мир Республики Коми», «Красная книга Республики коми | Пополнение художественного уголка раскрасками «Герои Коми сказок», «Национальный костюм» | Выставка детских работ. |
Среда 27.11.2019 | Утро | Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие», Художественно – эстетическое развитие. | Беседа на тему: «Достопримечательности Республики Коми» Цель: формирование у детей представлений о достопримечательностях Республики Коми | Пальчиковые игры: «Коми край ты мой родной», «Сорока». Цель: развитие мелкой моторики рук. | Поговорки и пословицы Коми республики и их значение. Цель: рассказать о ценности пословиц и поговорок, способствовать расширению кругозора, обогащению словарного запаса у детей. Чтение коми сказок: «Фома»; «Охотник и Чукля»; «Медвежьи няньки» | Подборка книг и иллюстраций. Цель: продолжать побуждать интерес к теме недели. | Мастер-класс «Изготовление закладок для книг» (с элементами коми) | |
НОД | Занятие по ПВД (рисование) Тема: «Оленевод» Цель: продолжать знакомить детей с бытом, культурой и искусством коми народа. | |||||||
Вечер | Викторина «Люби и знай свой Коми край» Цель: формирование представлений о Коми крае. | Дидактическая игра «Мемори» Цель: развивать зрительную, слуховую память, развивать внимание, логическое мышление. Дидактическая игра «Коми – лото» Цель: научить ребенка играть по правилам, развивать внимание и усидчивость. | Ручной труд «Укрась сарафан/рубаху элементами коми орнамента» (вышивка на картоне). Цель: учить детей вышивать на картоне знакомые элементы коми узоров. Просмотр альбома «Коми национальный костюм, коми орнамент» | Дидактические игры, лэпбук, альбомы | Выставка детских работ. | |||
Четверг 28.11.2019 | Утро | Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие», Художественно – эстетическое развитие. | Беседа на тему Беседа о городах РК. Цель: познакомить детей с городами РК и их достопримечательностями. | Посещение музея имени Дьяконова. Цель: участие в игровом мероприятии. | Игры малой подвижности: «Рыбалка», «Ловкий оленевод» Цель: продолжать формировать умения подпрыгивать на двух ногах, развивать внимание, ловкость. Пальчиковая гимнастика: «Юро-шапка», «Сорока». Цель: развитие мелкой моторики. Рассматривание иллюстраций и фотографий, открыток с видами городов Республики Коми. | Папка Передвижка «Как знакомить ребѐнка с родным Коми краем» | ||
НОД | Занятие Тема: «Гостеприимная Республика Коми» Цель: расширение знаний детей о традициях народов проживающих на территории Республики Коми» | |||||||
Вечер | Дидактическая игра «Ассоциации Коми орнамента» Цель: развивать у детей логическое мышление, закреплять названия Коми орнамента. | Просмотр мультфильма о Коми республике. Цель: расширять представления о Республике Коми. | Прописи с элементами коми узоров. Цель: закрепить знания об орнаментах Коми республики, подготовки руки к письму. Дидактическая игра «Ассоциации» | Дидактические игры, прописи на каждого ребенка. |
Пятница 29.11.2019 | Утро | Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие», Художественно – эстетическое развитие. | Беседа на тему «Моя Эжва» Цель: познакомить детей с историей города Эжва, ее достопримечательности. | Дидактическая игра: «Найди пару, назови орнамент» Цель: закреплять умение детей отличать элементы Коми-Орнамента. | Подвижная игра: «Олень и оленевод» Цель: Развитие двигательных навыков, умение передвигаться быстро по участку. | Подборка раскрасок по данной теме. Цель: Закрепить названия Коми одежды. | |||
НОД | Занятие Тема: «Коми край – люби и знай!» Цель: закрепить знания детей о родном крае Республики Коми, о ее городах, о природных богатствах. | ||||||||
Вечер | Изготовление карты Республики Коми Цель: Повышение заинтересованности всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению; расширение кругозора детей. | Викторина «Знатоки Республики Коми» Цель: закрепление знаний о Республике Коме, о животном и растительном мире. | Пазл «Республика Коми» Цель: учить соединять части предмета в одно целое. | Материалы для изготовления карты Республики Коми, шаблоны для вырезания детей (герб всех городов, профессии); Презентация к викторине «Знатоки Республики Коми» | Выставка совместных работ родителей и детей «Моя Эжва» |
III .Заключительный этап:
Выставки детского творчества: «Укрась малицу», оберег из соленого теста, талисман из бересты, выполненный с детьми.
Проведение викторины «Знатоки Коми».
Изготовление карты «Республика Коми».
Презентация результатов проекта.