12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стефанова Лариса Михайловна11315
Россия, Коми респ., Сыктывкар

Приложение 1.DOC / 11.81 Мб


Приложение 2.PPTX / 4.64 Мб

Заочная экскурсия «Моя Республика Коми»

Актуальность, практическая значимость

В УКП «РДБ» ГОУ РК «РЦО» проходят обучение учащиеся из разных городов и районов Республики Коми, находящиеся на лечении в медицинских организациях РК.

В ходе заочной экскурсии «Моя Республика Коми» учащиеся рассказывают о своей малой родине, придумывают и создают гербы своих городов (сёл, деревень), с помощью викторины проверяют свои знания о Республике Коми.

Мероприятие способствует адаптации школьников к новым для них условиям обучения, созданию благоприятного психологического микроклимата в разновозрастном классном коллективе, сплочению участников образовательного процесса.

Цель: расширение знаний учащихся о родном крае.

Задачи:

- обобщить и дополнить знания учащихся о Республике Коми, познакомить учащихся с историей возникновения городов и районных центров РК;

- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь и уважительное отношение к родным местам;

- развивать у учащихся желание больше узнать о родном крае; развивать речь, творческие способности учащихся.

Оборудование: презентация-викторина «Знаешь ли ты свой родной край?», географическая карта Республики Коми, Коми топонимический словарь А. И. Туркина, альбом, цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши, клей (для создания творческих работ учащихся); гимн РК (музыкальное оформление).

Использованные современные образовательные технологии: личностно-ориентированный подход, технология педагогической поддержки, ИКТ, коллективное творческое дело, метод проектов (мини-проект «Создание герба»).

Заочная экскурсия сопровождается демонстрацией презентации, созданной в программе Microsoft Office PowerPoint 2007 (Приложение 2).

Работа с презентацией осуществляется при помощи управляющих кнопок:

t1675791346aa.png - переход на слайд «Использованные источники»;

t1675791346ab.png - переход к следующему слайду;

t1675791346ac.png - возврат к титульному слайду;

t1675791346ad.png - проверка ответа на вопрос.


В Приложении 1 представлены проектные работы учащихся.

Представленная методическая разработка будет интересна для педагогов, организаторов краеведческой и экскурсионной работы с учащимися, классных руководителей. Ограничений для коллег по использованию представленного материала в образовательной практике нет.

Ход мероприятия:


1) Вступительное слово учителя (2 мин.).

На земле много красивых мест, но для каждого из нас самым дорогим и любимым является место, где мы родились и выросли, где живут наши родители, друзья. И когда мы находимся вдали от родного дома, мы чувствуем себя одинокими, вырванными из привычной жизни, мы скучаем по родным сердцу местам и близким людям, мечтаем поскорее вернуться домой.

Наш дом – это наша Республика, любимый город, родной посёлок, далёкая маленькая деревенька.

Сегодня мы с вами совершим заочную экскурсию по Республике Коми. Слайды 1,2.

2) Творческая работа учащихся (7-10 минут).

Ребята! Вы все из разных городов и районов нашей республики. Расскажите о себе и своих увлечениях. Откуда вы приехали? Что вы знаете из истории своего города, посёлка, деревни? Почему населённый пункт, в котором вы живёте, получил именно такое название? Чем славятся ваши родные места? Придумайте и изобразите герб своего города, посёлка, деревни, расскажите о себе и о своих родных местах.

Учащиеся работают с Коми топонимическим словарём А.И. Туркина, объясняют названия своих родных мест, создают гербы.

3) Рассказы учащихся о своих родных местах (10 минут).

Ребята представляются, рассказывают о себе, своих увлечениях, на карте находят местоположение своего города, посёлка или деревни, прикрепляют гербы на карту и рассказывают о своей малой родине (Приложение 1).

Учитель дополняет рассказы учащихся интересной информацией о городах и районных центрах Республики Коми.

Сыктывкар – это столица Республики Коми. До 1930 года город носил название – Усть-Сысольск. Действительно, город расположен в устье реки Сысола. Современное название города с коми языка переводится как «город на Сысоле» (Сыктыв – «Сысола», кар – «город»). Слайд 3.

Эжва – районный центр, расположенный в 14 км от Сыктывкара на левом берегу реки Вычегда. Древнее название реки на языке коми – Эжва, что значит «луговая вода». В Эжве находится один из крупнейших целлюлозно-бумажных комбинатов России – «Монди Сыктывкарский лесопромышленный комплекс». Предприятие выпускает офисную и газетную бумагу, картон, обеспечивает своей продукцией более 40 % рынка России и стран СНГ. Слайд 4.

Воркута – один из крупных городов Республики Коми. Воркута находится за полярным кругом, в зоне распространения вечной мерзлоты. В переводе с ненецкого языка Воркута означает «медвежий угол». Первое упоминание о населённом пункте Воркута относится к 1931 году, статус города ему был присвоен 26 ноября 1943 года. Город был основан как центр добычи каменного угля в Печорском угольном бассейне. Сегодня компания «Воркутауголь» – одно из крупнейших в России предприятий по производству коксующегося угля. Слайд 5.

Печора занимает четвёртое место по численности жителей в РК. Расположен город на реке Печора, в 588 км от Сыктывкара. Этот город по праву называют «энергетической столицей». Ведущей отраслью промышленности города является электроэнергетика. Печорская ГРЭС является одним из крупнейших электроэнергетических предприятий на Европейском Севере России, вырабатывает около 30 % электроэнергии в Республике Коми. Слайд 6.

Ухта – один из крупных городов Республики Коми, занимает второе место по количеству жителей после Сыктывкара. Город был основан в 1929 году, его возникновение было связано с разработкой нефтяных месторождений. Сегодня основу экономики города составляет газовая и нефтяная промышленность. Слайд 7.

Вуктыл. Статус города населённому пункту был присвоен в 1984 году. Город расположен на правом берегу реки Печора, в 530 км от Сыктывкара. Своим появлением и существованием Вуктыл обязан Вуктыльскому нефтегазоконденсатному месторождению, здесь берёт начало газопровод «Сияние Севера» (Вуктыл — Ухта — Торжок). В Вуктыльском районе находится национальный парк «Югыд ва», его название переводится с коми языка как «чистая вода». Слайд 8.

Емва – районный центр Княжпогостского района Республики Коми. Расположен город на реке Вымь, недалеко от столицы республики. Первоначальное название этого населённого пункта – Княжпогост, с 1941 года – посёлок городского типа Железнодорожный. В 1985 году посёлок получил статус города и был переименован в город Емва. Слайд 9.

Троицко-Печорск – административный центр, один из крупнейших населённых пунктов Троицко-Печорского района Республики Коми. В Троицко-Печорском районе находится геологический памятник – Столбы выветривания. В 2008 году этот геологический памятник вошёл в число семи чудес России. Слайд 10.

Ижма – село в Республике Коми, административный центр Ижемского района. Находится село в центральной части Республики Коми на берегу реки Ижма. Славной страницей в истории района является лыжный спорт. Три уроженца Ижемского района – Раиса Сметанина, Василий Рочев и Александр Ануфриев – стали олимпийскими чемпионами. Слайд 11.

4) Словарная работа (2 мин.).

Ребята! А кто такой ПАТРИОТ?

Оказывается, это слово греческого происхождения (patriotes – «земляк»).

Патриот – это человек, любящий свою Родину.

Ребята! Вы очень интересно, с любовью рассказали о своих родных местах. Очень приятно, что вы интересуетесь прошлым своей Родины. Я надеюсь, что в будущем вы многое сделаете для своего родного края, а значит и для Республики Коми.

5) Чтение учителем стихотворения коми поэта Альберта Ванеева «Как прекрасны места родные…» (2 мин.)

Как прекрасны места родные!

Всё здесь кажется чистым, светлым.

Как легко, захлебнувшись ветром,

Через заросли мчать лесные.

Здесь светлей весенние ночи,

Здесь стройней и красивей сосны.

Как легко тут сияет солнце,

Ручейку заглядевшись в очи.

И дожди осенние даже –

Как привет из родного дома.

Верь не верь, о Родине нашей

Не могу говорить по-другому.

6) Викторина «Знаешь ли ты свой родной край?» (10 мин.)

А сейчас, ребята, я предлагаю вам проверить свои знания о Республике Коми. Слайд 12.

Учитель читает вопросы. Учащиеся отвечают на предложенные вопросы, проверяют правильность ответов в интерактивном режиме.

1) Как раньше называлась Республика Коми? Слайд 13.

Зырянский край, а ещё ранее – Пермь Вычегодская.

2) Какие цвета и в какой последовательности расположены на флаге РК? Что означает каждый из цветов? Слайд 14.

Синий, зелёный, белый.

Синий цвет является символом небесного начала и бескрайности северных просторов. Зелёный цвет обозначает основное богатство Республики Коми и среды жизнедеятельности коренного народа – коми пармы. Белая полоса флага, воплотила белизну и чистоту снега, суровую красоту северной природы, символизирует принадлежность республики к Северу.

Демонстрируется изображение флага РК.

3) Что изображено на гербе Республики Коми? Слайд 15.

На гербе Республики Коми на красном геральдическом щите изображена золотая хищная птица; на груди птицы помещён лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. Птица является символом солнца. Лик женщины связан с образом Зарни Ань, в переводе с коми языка – Золотой Бабы, жизнедарующей солнечной богини. Образ лося символизирует силу, благородство и красоту.

Демонстрируется изображение герба РК.

4) Кто является автором слов Государственного гимна Республики Коми? Слайд 16.

Виктор Савин – коми поэт, основоположник коми литературы, общественный деятель.

Звучит гимн Республики Коми.

5) Какие языки являются государственными языками Республики Коми? Слайд 17.

В Республике Коми два государственных языка – русский и коми. Русский язык на территории РК является основным средством межнационального общения. Коми язык – язык коренного народа, проживающего на территории республики.

6) Какова площадь Республики Коми? (416, 8 тыс. кв. км) Слайд 18.

7) Назовите столицу Республики Коми. Слайд 19.

Столица РК – город Сыктывкар.

8) Назовите прежнее название города Сыктывкара. Почему город получил такое название? Слайд 20.

Усть-Сысольск. Город расположен в устье реки Сысола. Современное название переводится с коми языка как «город на Сысоле».

9) Какие реки протекают по территории РК? Слайд 21.

Сысола, Вычегда, Печора, Ижма, Мезень, Уса, Луза, Вашка, Вымь и др.

10) Назовите самую крупную реку в Республике Коми. Слайд 22.

Самая крупная река РК – Печора. Притоки Печоры – Уса, Ижма, Илыч. Начинается Печора на Северном Урале и впадает в Печорскую губу Баренцева моря. Длина – 1809 км, по территории РК – 1596 км. Вторая после Печоры водная артерия – Вычегда с притоками Сысолой, Вымью, Вишерой и др. Её длина – 1130 км, в пределах РК – 870 км.

11) Назовите самое крупное болото в Европе, находящееся в Республике Коми. Слайд 23.

У этого озера очень интересное название – Океан. Площадь озера 178 975 га.

12) Чем богата Республика Коми? Слайд 24.

Огромные лесные массивы, крупные запасы энергетического и коксующего угля, месторождения нефти и природного газа, горючих сланцев, каменной и поваренной соли, бокситов и титановых руд, цветных и редких металлов – исключительно велики и разнообразны богатства земли Коми.

13) Назовите самое распространённое дерево, растущее в Республике Коми. Слайд 25.

Это всем нам хорошо знакомая ель.

14) С какими субъектами РФ граничит Республика Коми? Слайд 26.

На западе и севере проходит граница с Архангельской областью и с Ненецким автономным округом, на юге – с Кировской и Пермской областями. На востоке Республика Коми граничит с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами, составившими территорию Тюменской области. На юго-востоке до РК «дотянулась» самой своей северной частью Свердловская область. Таково доброе соседство нашей республики.

Работа по карте РК, демонстрация границ Республики Коми.

7) Подведение итогов викторины. Награждение (2 мин.).

8) Рефлексия (2 мин.)

Используется приём «Незаконченное предложение»:

- Сегодня на классном часе я узнал(а) …

- Мне было …

Список использованных источников:

Ванеев А.Е. Наша ягода – брусника: стихи / Альберт Ванеев. - Москва: Современник, 1983.

Туркин А.И. Коми топографический словарь. Сыктывкар, 1986.

Ссылки на использованные в презентации изображения приведены на Слайде 27 (слайд скрыт при показе).

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Ольга Юрьевна Мазанова, 08.02.23 в 10:29 1Ответить Пожаловаться
Молодец, Лариса Михайловна!
Стефанова Лариса Михайловна, 08.02.23 в 21:00 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.