Проект "Моё дерево"
Автор публикации: Е. Яковлева, воспитанница 17 группы
ПРОЕКТ «МОЁ ДЕРЕВО»
Проект выполнила Яковлева Елизавета,
воспитанница подготовительной к школе группы
МБДОУ д/с № 7 им. Ю.А. Гагарина г. Пятигорска
Куратор Шармаш А.Н.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Длительность проекта: среднесрочный (октябрь-ноябрь 2020 г.)
Участники проекта: индивидуальный проект.
Цель проекта: Педагогическая - Развитие у ребёнка познавательных способностей и интереса к окружающему миру;
Детская - узнать, как живёт любимое дерево осенью.
Задачи проекта:
- Расширить знания о любимом дереве;
- Помочь освоить разные способы поиска информации;
- Развивать мыслительные и речевые способности.
Этапы проекта:
- подготовительный;
- исследовательский;
- обобщающий (заключительный).
Прогнозируемые результаты:
- Ребёнок приобретает опыт исследовательской деятельности;
- Сведения, полученные из разных источников, помогут пополнить знания о любимом дереве;
- У ребёнка сформируется умение видеть разнообразие оттенков, красок в природе;
- Продуктивная деятельность «Моё дерево».
Подготовительный этап.
1. Выбор дерева. Узнать, как оно называется.
2. Подобрать дереву подходящее имя.
3. Узнать об истории дерева: кто посадил, возраст дерева.
4. Познакомиться со своим деревом. Объяснить, как его теперь зовут и почему.
5. Подготовить оборудование для исследований и альбом для фиксации результатов.
6. Поиск информации о дереве.
Исследовательский этап.
Работа над проектом строилась по трём направлениям:
- Совместная деятельность с педагогами;
- Самостоятельная исследовательская деятельность;
- Содействие с родителями.
ПЛАН РАБОТЫ
Образовательная область | Содержание деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевая игра «В парке», «Путешествие в осенний лес». Настольно-печатные игры: «С какой ветки детки?», «Четвёртый лишний». Дидактические игры: «Покажи и назови», «Найди ошибку», «Какое наше дерево» (подбираются прилагательные), «Из семени в дерево», «Угадай растение», «Найди пару». Заготовка и сушка листьев клёна для аппликации, гербария. Уборка сломанных веток на участке. |
Познавательное развитие | Подбор загадок, пословиц, поговорок о клёне. Фотографирование любимого дерева. Беседы-рассуждения «Клён-кленок», «Наше деревце осенью», «Как я могу помочь клёну?» Целевая прогулка, наблюдение за клёном. Познавательно – исследовательская деятельность: 1. Знакомство с деревом: - Для чего клёну нужны листья, корни, ствол, кора; - Какой высоты дерево?; - Какова ширина клёна? Сколько детей нужно для того, чтобы обхватить ствол?; - Кто бегает или растёт рядом с клёном, прилетает к нему? Есть ли у дерева соседи, друзья, знакомые; - Есть ли у дерева семья? Где ещё можно встретить родственников дерева?; - Есть ли у клёна «детки» - маленькие деревца рядом с ним или молодые побеги?; - Растут ли такие деревья в городе ещё? 2. Листья и крона: - Много или мало листьев на дереве? Густая у него крона или нет?; - Исследование листьев; - Куда деваются листья? 3. Кора и ствол: - Где ствол клёна самый широкий, а где – самый узкий? Чем он покрыт? Какой он на ощупь?; - Чем пахнет кора? Какая она? Для чего нужна? 4. Плоды и семена: - Какие семена у дерева? Есть ли у него плоды?; - Для чего они нужны? 5. Животные, связанные с деревом: - Какие животные посещают дерево (птицы, насекомые, звери) осенью?; - Хорошо ли они заметны на коре и листьях?; - Какие домашние животные прибегают к клёну и для чего? 6. Почва: - Куда деваются листочки осенью, если люди не убирают их?; - Живёт ли кто-нибудь в почве под клёном?; - Что находится вокруг ствола?; - Какова земля под деревом? 7. Дополнительные задания: - Какое «настроение» бывает у клёна? Что нужно делать, чтобы дерево было «весёлым»? |
Речевое развитие | Рассматривание иллюстраций по теме. Пословицы и поговорки про клён. Отгадывание загадок. Чтение произведения В.А. Сухомлинского «Осенний клён» Составление описательного рассказа по теме «Моё дерево». |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «Клён осенью», «Моё любимое дерево». Лепка: «Кто живёт под деревом?», отпечатки листиков. Аппликация: «Осенний ковёр», «Дерево клён» Поделка из листьев и семян дерева. |
Физическое развитие | Подвижные игры «К дереву беги», «Листопад» Физкультминутки: «Клён», «Листья», «Веточки» |
Содействие с родителями
- Создание макета клёна.
- Поделки из листьев и семян клёна.
- Консультация «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка».
Обобщающий этап.
Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
- Оформление альбома проекта «Моё дерево»
- Создание презентации проекта.
- Сочинение сказки про клён.
Список литературы:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Рыжова Н.А. «Наш дом природа» М: Карапуз – дидактика, 2005г.
- http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-pro-klen.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
Паспорт дерева.
Имя: Клён-кленок
«Мне нравится, когда мама называет меня ласково, поэтому хочу, чтобы дерево называлось тоже ласково – кленок».
Возраст: много-много лет.
Высота: выше детского сада.
Ширина: ствол смогла обхватить я сама.
Соседи: алыча, ель и два тополя.
Что любит: тепло, свет, детей, слушать сказки, играть с нами в игры.
Кто дружит с деревом: птицы, насекомые, дождевые черви.
Есть ли у него семья: мой клён живёт один. Рядом с моим домом есть родственники клёна: маленькие братья и сёстры.
Наблюдения за веточкой: крылатые семена клёна похожи на пропеллеры. Они отрываются от ветки и, быстро вращая крылышками, улетают с ветром.
Листьев на моём дереве с каждым днём всё меньше. Зато можно собрать их и рассмотреть. У них острые кончики и много жилок. Мама говорит, что, когда листья были на дереве, через жилки они пили воду.
Опавшие листья гладкие и холодные, им не хватило тепла и поэтому они опали.
Листья встречаются разных цветов: и жёлтые, и оранжевые, и красные, и даже коричневые с ещё зелёной серединкой. Сегодня мы с мамой собрали большой букет из разноцветных листьев клёна.
Настроение: Летом деревья были весёлые, а сейчас они грустные. Я думаю, это от того, что листьев становится всё меньше. Вот и мой клён становится печальным. А ещё птицы улетают, только вороны ещё иногда прилетают к нему.
Что нужно делать, чтобы дерево было «весёлым»: Мы с папой сделаем кормушку для птиц, чтобы дереву было не так одиноко. Зимой будем кормить птиц. Так птицы смогут прилетать к моему дереву и рассказывать интересные истории.
Пословицы и поговорки про клён.
Клён да ясень - плюнь да наземь.
Без ветра и кленовый лист не шелохнётся.
Клён да береза - чем не дрова, а хлеб да вода - чем не еда.
Загадки о дереве:
Жёлто-красная одёжка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это …
Каждый год на нём с охотой
Вырастают вертолёты.
Жаль, что каждый вертолёт
На всего один полёт.
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой.
Стихотворения о дереве:
В густой синеве,
Апельсиново-ал,
Кленовый листок
Надо мною летал.
Я следом бегу:
Он, как будто дразня,
Куда-то манил
За собою меня.
Листок,
Утомившись кружить в вышине,
Доверчиво сел
На ладошку ко мне.
Г. Осинина
Под окном с недавних пор
Клён стоит как светофор –
Красным, жёлтым и зелёным
Стал теперь его убор.
Листья тихо опадают,
Палисадник украшают.
Ребятишки листья эти
В свой гербарий собирают.
Разноцветные, большие,
Все красивые, резные,
Вы среди других деревьев
Не отыщите такие.
И неважно день какой,
Даже в дождик проливной,
Любоваться не устану
Я такою красотой.
А в округе по лесам,
По равнинам и холмам
Всё уверенней шагает
Осень снова в гости к нам.
В. Кузьминов
Физминутки
«Клён»
Клён качает головой:
«Не канадский я, я свой
Не японский я, российский
Разноцветный, остролистный
Всей листвой я расцветаю
Семена в полёт пускаю».
(качает)
(повороты туловища, руки вниз)
(гора, показанная руками, руки вверх)
(ладони поворачивать вверх, вниз)
(руки вверх, в стороны)
(машет руками, как птица)
«Листья»
Листья осенние тихо кружатся
И на дорожки плавно ложатся.
Под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять покружиться хотят.
Ребёнок кружится.
Садится на корточки.
Топает ногами.
Кружится и садится на корточки.
Моё дерево – клён.
«Родственники» клёна рядом с моим домом.
Наблюдение за клёном в разное время суток.
Утро
Вечер
Листья моего дерева.
Рисование «Клён осенью»
\
«Мышкины запасы», поделка с использованием кленовых листочков и природного материала.
Поделка из листьев и семян дерева «Лесовичок»
Шабанова Алёна
Шармаш Антонина Николаевна