12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Серебрянская средняя общеобразовательная школа»













ПРОЕКТ

«Единство народов России»

















Выполнили: ученица 9 класса

Николаева Алина

Научный руководитель: учитель основ проектной

и исследовательской деятельности

Паршакова Наталья Александровна








Серебрянский,

2020

СОДЕРЖАНИЕ


Y

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические аспекты толерантности по отношению к другим национальностям у подростков 4

1.1. Народы в России 4

1.2. Понятие «толерантности», по отношению к другим национальностям 7

Глава 2. Разработка мероприятий, направленных на формирования толерантности по отношению к другим национальностям у подростков 8

2.1 . Выявление уровня форсированности толерантности по отношению к другим национальностям у учащихся 5-8 классов 8

2.2. Беседа о толерантности по отношению к другим нациям у подростков 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

Библиографический список 14



ВВЕДЕНИЕ

Мы живём в многонациональной стране и часто даже не подозреваем, насколько она богата различными народами. В начале XXI века численность жителей России оценивалась в 145 миллионов человек. Около 80% из них составляют русские, остальные 20% являются представителями 180 народов, говорящих на самых разных языках.

Перед нами возникла проблема: не все подростки положительно относятся к другим национальностям.

Цель – способствовать формированию толерантности подростков по отношению к другим национальностям.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

Изучить и проанализировать литературу по теме: «Национальности народов России»;

Ознакомиться с традициями и повседневной жизнью людей разнообразной национальности, проживающих на территории Российской Федерации;

Провести исследование, которое поможет нам узнать, как относятся учащиеся к людям другой национальности;

Расширить знания учащихся о народах, сформировать понятие о том, что такое национальность и, о том, что люди разной нации равны.

Для решения поставленных задач были использованы такие методы как: изучение и анализ литературы, синтезирование, анкетирование, беседа.



Глава 1. Теоретические аспекты толерантности по отношению к другим национальностям у подростков Народы в России

Территория нашей страны формировалась несколько столетий за счёт включения в её состав новых земель, где проживали самые разные народы, в результате которого сложилось многонациональное Российское государство [3, с. 89].

Если даже кратко описать все народы, проживающие в России, то получиться может толстая книга, в нашем проекте мы не будем говорить о некоренных жителях. В состав нашей страны входит одиннадцать народов «миллионеров» это значит, что их численность превышает миллион человек. У пяти из них имеются свои собственные государства вне границ России. Это белорусы, украинцы, армяне, азербайджанцы и казахи [5; с. 264].

Башкиры.

Башкиры славятся достижениями в искусстве и спорте. Так же они известны своим медом, они сохранили древнюю культуру бортничества- то есть собор меда из дупел деревьев. Кухню данной национальности тоже очень хвалят, вкуснейшие беляши происходят из башкирской и татарской кухни. Готовящиеся из муки, сахара и взбитых яиц башкирские сладости чак-чак похожи одновременно и на чипсы, и на попкорн [2; с.10].

Буряты.

Местным бурятским блюдом являются бузы — это национальное бурятское блюдо, немного напоминающее сибирские пельмени. Готовят его на пару кипящего жира в закрытой кастрюльке. В 1741 году буддизм признали одной и официальных религий в стране, и в этот же год было основано буддийское святилище—дацан. В данный момент это один из самых древних дацанов на территории России. Главным национальным праздником у бурят является Сагаалган— Новый год по лунному календарю. [2; с. 15].

Калмыки.

Древняя культура калмыков была связана с кочевым скотоводством. Чтобы ощутить весь колорит Калмыкии и характер ее народа, можно совершить конное путешествие по ее степям. Традиционное блюдо— это чай джомба, он готовится с молоком, маслом и солью. Обязательно туда добавляют специи. Некоторые административные здания построены с элементами традиционной буддийской архитектуры [2; с. 17].

Карелы.

Издавна славились карельские золотошвейки. Выполненное в Карелии жемчужное шитье расходилось по всей России. Карелы плетут очень красивые изделия из бересты и соломы. Традиционно занимаются резьбой и росписью по дереву. Традиционным блюдом являются карельские пироги: с грибами, ягодами, с крупными кусками запеченной рыбы [2; с. 22].

Некоторые народы Кавказа.

Кавказ можно сравнить с восточным ковром, который украшен орнаментом, в нем соединено множество нитей, каждая из которых символизирует свой народ.

Республика Адегея. Традиционная одежда похожа на национальные костюмы других народов Кавказа.

Карачаево-Черкесия. Мировое достижение их — это удивительная порода овец. Она так и называется — карачаевской. Местный чай из кавказского рододендрона считается очень вкусным [2; с. 46].

Ненцы и другие северные народы.

Ненцы лидеры среди российских народов России. Обжили огромную территорию вдоль побережья Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Их традиционное блюдо называется копальхен. Из-за образования в процессе приготовления трупного яда, блюдо смертельно для представителей большинства других народов. Большинство ведет кочевой образ жизни до сих пор [2; с. 41].

Русские.

Огромное влияние на древнюю культуру оказало христианство. Быстро переняв основы византийского зодчества, русские мастера стали возводить свои собственные каменные храмы и церкви удивительной красоты. Сейчас сохраняются старинные приемы плетения на коклюшках. Так называют деревянные палочки. Не менее знаменита хохломская роспись, популярна была гжель. Символами России продолжают быть самовары, балалайки, расписные матрешки и автомат Калашникова [2; с. 55].

Татары.

Они умели плавить чугун и сталь, были прекрасными гончарами, кожевниками и ювелирами. Сабантуй — это веселый карнавал, претендующий в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В Татарстане это государственный праздник, на нем можно увидеть образцы замечательной народной вышивки, посмотреть на схватки батыров, попробовать татарскую кухню, послушать татарские песни [2; с. 66].

Ханты и Манси.

Есть традиционные пироги, долбленные лодки, которые по-другому называли облас или обласок. Существовали плавучие дома-каюки, в которых семья могла длительное время находиться на воде [2; с. 73].

Чуваши.

Традицией являлось поднятие в качестве флага на древке часть сурпана— женской головной повязки. Национальный костюм напоминает доспехи древних воинов. Во время праздника акатуй, который означал начало весенних полевых работ, можно увидеть образцы национальной вышивки, попробовать национальные блюда: мясной пирог хуплу, большие ватрушки пуремеч, маленькие пирожки хуранкукли [2; с. 79].





Понятие «толерантности», по отношению к другим национальностям

Толерантность — это терпимость к чужому. Неважно, идет ли речь о чужом мнении, чужой религии и конфессии. Важно, что толерантный человек терпим к другим людям или общественным явлениям. Вопреки расхожему мнению быть толерантным — не значит быть равнодушным и безразличным ко всему. Толерантность предполагает наличие собственного мнения и собственной позиции по тому или иному вопросу. Важно то, что это мнение не навязывается, не насаждается насильно. [6]

О высоком уровне толерантности по отношению к другим национальностям могут свидетельствовать такие высказывания как «с этим человеком приятно общаться», «представители данной нации зачастую прекрасные люди». Об отсутствии толерантности могут свидетельствовать такие высказывания как «я ненавижу этого человека», «меня раздражает его присутствие», «я не стал бы жить в одной комнате с евреем». [4; с. 75]

Национальная идентичность – совокупность представлений, на основе которых люди, принадлежащие к одной нации, считают себя неким сообществом, видят свое место в мире и могут различить «своего» и «другого». Членам одной группы свойственны общие взгляды, традиции и культура, а те, кто не входит в их группу, представляются как чужие, отличные от них. [1; с. 101]

С теми, кто отличается от нас, чаще всего труднее общаться, сложно понять их мировоззрение и язык, видеть не такие, как у нас традиции. И из-за этого между разными народами возникает непонимание. Особенно часто проблема толерантности стоит в отношениях между подростками. От их умения уважать друг друга, их открытости и доброжелательности зависит психологический климат в коллективе, что влияет на способность группы обучаться и действовать сообща.

Глава 2. Разработка мероприятий, направленных на формирования толерантности по отношению к другим национальностям у подростков . Выявление уровня форсированности толерантности по отношению к другим национальностям у учащихся 5-8 классов

В начале данного проекта мы поставили цель проекта – это способствовать формированию толерантности по отношению к другим национальностям у подростков. Чтобы достичь данной цели – мы провели анкетирование подростков, которые обучаются в 5-8 классах в МОУ Серебрянской средней школе. Принимало участие 15 человек. Анкета состояла из 8 разнообразных вопросов относящиеся к национальности (Приложение 1).

Вопросы были разделены на две части: первая – это шесть вопросов, в которых необходимо ответить, выбрав вариант да или нет (1-6 вопрос), вторая – это два вопроса с развёрнутым ответом (7-8 вопрос). Для сравнения первой части опроса была создана диаграмма, на которой представлено, как опрошенные ответили на вопросы.

t1605533377aa.gif

Если отталкивается от ответов подростков, которые принимали участие в опросе, то можно сказать, что многие положительно относятся к людям другой национальности. Часто они начинали конфликты с представителями других национальностей, наверное, это связано с тем, что Россия – это многонациональная страна, живя в ней, можно часто встретиться с людьми другой нации, а между людьми часты различные недопонимая, на основе которых и появляется конфликтная ситуация, а вскоре и конфликт.

Во второй части (7-8 вопрос) было 2 вопроса. Первый звучал так: на чем основано Ваше отношения к людям другой нации? Самыми распространёнными ответами были такие как сформированное в результате мнение о людях различной национальности, и влияние общества.

Второй вопрос звучал так: какие знания у Вас есть о родной культуре и культуре других народов? Многие подростки тесно интересуются культурой и назвали много разнообразных народных промыслов, например, фольклор, разнообразные расписанные игрушки, народное творчество и многие другие.

Все участники качественно справились с предоставленной работой, ответив на все вопросы.

Вывод: можно сказать, что многие подростки положительно относятся к людям другой национальности, но в тоже время у них могут происходить конфликты по каким-то обстоятельствам. Учащиеся навязывают свою религию другим людям – это может происходить из-за различных аспектов жизни, например, так делают их родители или люди, на которых они равняются.



Беседа о толерантности по отношению к другим нациям у подростков

Чтобы больше способствовать формированию толерантности у подростков, мы провели беседу, где подростки могли услышать о возникновении праздника День народного единства. Ученики задали нам свои вопросы, связанные с нацией, на которые мы с радостью ответили.

Конспект данной беседы таков: «Здравствуйте, уважаемые подростки! Сегодня мы ходим с вами поговорить на тему: «История праздника День Народного Единства».

В настоящее время в России проживает большое многообразие народов, а вы знаете какие народы именно проживают на территории Российской Федерации? (татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченца, армяне и т.д.) Молодцы, мы здесь, чтобы вы могли узнать больше интересной информации о народах.

Все нации дружат между собой. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, песни, танцы, но все они связаны тем, что у них одна Родина – Россия [7].

Вы знаете, какой есть праздник целью которого является единство народов? Правильно – это праздник День народного единства. Он ежегодно празднуется 4 ноября. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех народов, проживающих в России.

У праздника День народного единства очень древняя история. Всё началось 400 лет назад, в 17 веке. Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось смутой. В стране не было законного царя, не соблюдались законы. Этим воспользовалась Речь Посполитая. Она напала на нашу страну. Захватчики осадили Москву и главную крепость столицы – Кремль. Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы. Но нашлись храбрые люди – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Два месяца сражались русские воины и 4 ноября разбили врага, выгнали его из Кремля. Русь снова стала самодержавной, то есть независимой.

В Москве на Красной площади в честь победы над поляками установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому, чтобы люди не забывали и чтили своих героев [8].

А теперь, чтобы закрепить полученные знания, мы предлагаем сам нарисовать рисунки на тему: «Единство народов»».

Всё подростки внимательно слушали, а после нарисовали рисунки, которые были красочные и уникальные. Рисунки будут приставлены в МОУ Серебрянская средняя школа в холле на первом этаже здания, каждый желающий может их посмотреть.

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе, при изучении литературы по теме: «Национальность народов России», были рассмотрены и проанализированы разные национальности народов. Проведено анкетирование на учащихся 5-8 классов, для выявления их отношения к другим нациям. Также проведены классные часы, на данную тематику. И в результате данного проекта, мы пришли к таким выводам:

В книгах найдено большое обилие информации о народах, которая может расширить представление учащихся о нациях;

У многих национальностей имеются интересные традиции, обряды, достижения, которыми они славятся;

Многие из учащихся имеют представление о других нациях и достаточно толерантно к ним относятся.

В результате проведенной беседы, подростки узнали историю праздника «День народного единства.

Исходя из данных выводов можно сказать, что все поставленные нами задачи были выполнены.









Библиографический список

Алексеев А. И., Николина В. В. География: население и хозяйство России: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996. - Стр. 48-53,87-90.

Афонькин С. Ю., Народы России. – СПб.: «БКК», 2012. – 96 с.- илл. – (Серия «Узнай мир»). Стр. 4-86.

Домогацких Е. М., Н. И. Алексеевский,Н. Н. Клюев. География. Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово- учебник», 2018. Стр. 89.

Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; Под ред. Л. Н. Боголюбова. Введение в обществознание: Учеб. Пособие для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений – 7-е изд.- М.: Просвещение, 2002. Стр. 23-28, 43-47.

Соловьева, Юлия Алексеевна. География в таблицах и схемах для подготовки к ОГЭ / Ю. А. Соловьева, Эртель А. Б. – Москва: Издательство АСТ, 2020. Стр. 264-266.

https://www.pravmir.ru/tolerantnost/

https://infourok.ru/scenariy-meropriyatiya-den-narodnogo-edinstva-1318143.html

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-poznavatelnogo-zanjatija-4-nojabrja-den-narodnogo-edinstva.html



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вы положительно относитесь к людям другой национальности?

Да;

Нет;

Затрудняюсь ответить.

Были ли у Вас конфликты с людьми другой национальности?

Да;

Нет;

Затрудняюсь ответить.

Навязываете ли Вы свою религию другим людям?

Да;

Нет;

Затрудняюсь ответить.

Уважаете ли Вы культурные и религиозные ценности других народов?

Да;

Нет;

Затрудняюсь ответить.

Хотели бы Вы улучшить отношения с представителями другой нации?

Да;

Нет;

Затрудняюсь ответить.



Считаете ли вы необходимым приобщать детей к культуре своего народа?

Да;

Нет;

Затрудняюсь ответить.

На чем основано Ваше отношения к людям другой нации?

Какие знания у Вас есть о родной культуре и культуре других народов?



Автор материала: А. Николаева (9 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.