12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петрова Фаина Николаевна29
Материал размещён в группе «Работы наших учеников!!!»
1

ПРОЕКТ «Использование аутентичного песенного материала при изучении немецкого языка»

Департамент образования Администрации г. Архангельска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа «Город Архангельск»

«Средняя школа № 14 с углублённым изучением отдельных предметов

имени Я.И. Лейцингера»




ПРОЕКТ





«Использование аутентичного песенного материала при изучении немецкого языка»










Проект подготовила:

Оррик Виктория Андреевна,

обучающаяся 9 б класса



Руководитель проекта:

Петрова Фаина Николаевна,

учитель немецкого языка высшей категории



















Архангельск

2021-2022 учебный год

Оглавление


1. Введение.

1

2. Основная часть:

2-4

2.1. Преимущества использования немецкоязычных музыки и песен при изучении немецкого языка.

2-3

2.2. Недостатки изучения немецкого языка посредством песен.

3

2.3. Предлагаемый алгоритм изучения немецкого языка посредством песен.

3-4

3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы:

5-7

3.1. Использование предложенного алгоритма при индивидуальном обучении.

5

3.2. Использование предложенного алгоритма при групповом формате работы.

5-7

4. Заключение.

8

5. Библиографический список.

9

6. Приложения:

10

Приложение 1. Текст песни «Lieblingsmensch» с переводом на русский язык

11

Приложение 2. Анализ результатов опроса до проведения практической работы

12

Приложение 3. Arbeitsblatt № 1

13

Приложение 4. Статистические данные по выполнению комплекса упражнений

14

Приложение 5. Анализ результатов опроса после проведения практической работы

15














Введение

Цель проекта:

проанализировать положительные и отрицательные стороны в изучении немецкого языка, используя песенный материал;

разработать комплекс упражнений как для изучения индивидуально, так и в группах и применить его на практике с целью формирования лексико-грамматических навыков.

Задачи проекта:

1) Познакомиться с методическим приёмом изучения немецкого языка с помощью музыки и песен, выделить положительные моменты, а также его трудности и недостатки.

2) Составить алгоритм для применения способа изучения немецкого языка через музыку и песни, использовать его на собственном примере.

3) Составить перечень вопросов, провести анкетирование учащихся в группе немецкого языка (9 б класс), проанализировать и представить полученную информацию.

4) Составить комплекс упражнений по выбранной песне, апробировать на практике, проанализировать выполненных работ учащихся.

5) Провести аналитический опрос с целью выяснения мнения учащихся о проведенной практической работе.

6) Сделать выводы.

Актуальность темы: в настоящее время немецкий является третьим по популярности иностранным языком, изучаемым во всем мире и вторым – в Европе и Японии после английского языка. Немецкий язык без сомнения необходим тем, кто хочет получить высшее профессиональное образование в Германии и быть востребованным квалифицированным специалистом на рынке труда. Кроме того, этот язык откроет двери для путешествий во многие немецкоязычные страны, такие как Австрия, Лихтенштейн, Швейцария, Бельгия, Люксембург и даст возможность познакомиться с новыми людьми, завести новых друзей и общаться с ними. Для того, чтобы достичь своих целей, каждый ученик заинтересован в том, как увлекательно и легко выучить иностранный язык. В этом может помочь метод изучения иностранного языка с помощью песенного материала, о котором пойдёт речь далее.

Гипотеза: предполагаю, что изучение немецкого языка с помощью песен повышает мотивацию у обучающихся к его изучению, помогает расширить словарный запас и наиболее эффективно при изучении в группе.



Основная часть

Существует множество методов и способов, которые используются для изучения иностранного языка. Кто-то учит его, переводя тексты, тем самым пополняя свой словарный запас, кто-то едет в другую страну, чтобы окунуться в языковую среду с головой. Но какие из них наиболее эффективны и будут приносить максимальное удовольствие? Стоит отметить, что очень важно наслаждаться не осознанием того, что ты знаешь язык, а самим процессом изучения. По словам известного полиглота Луки Лампариелло «языки - это не то, что следует учить, а, скорее, то, чем надо жить, дышать и наслаждаться». Для этого предлагаю прибегнуть к такому нестандартному методу обучения немецкому языку, как изучение языка через музыку и песни. Музыка и песни занимают в жизни каждого человека очень важное место, поэтому могут повысить мотивацию у обучающихся к изучению немецкого языка.


2.1. Преимущества использования немецкоязычных музыки и песен при изучении немецкого языка


1. Можно приобщиться к культуре страны изучаемого языка. Во многих современных песнях используется разговорный язык, который будет иметь определённое значение для жителей той страны, так как их предполагаемая аудитория – носители языка. Именно поэтому язык, используемый в песнях, может оказаться очень полезным и многие фразы можно будет использовать в своей речи. Главное - подобрать правильные композиции. Немецкие песни содержат интересную лексику и устойчивые выражения.

2. Использование аутентичных и современных песен может привнести разнообразие в уроки и повысить мотивацию школьников к дальнейшему изучению немецкого языка.

3. Предполагается быстрое запоминание слов, поскольку многие слова в песне повторяются и это облегчает их запоминание. Мелодии и тексты песен остаются в нашей памяти, и мы снова и снова их воспроизводим. Это помогает без труда запоминать новую лексику и фразы. По истечении продолжительного времени, их уже невозможно забыть.

4. Слушать музыку можно везде, где бы ты не был. При изучении немецкого языка с помощью песен не нужно специально выделять время, потому что музыку можно слушать в самых разных ситуациях. Немецкие песни можно слушать дома, в транспорте и во время пробежки. Песни в основном длятся небольшое количество времени от 2-х до 3-х минут, это способствует тому, что слушатель не устает за это время, внимание его не рассеивается и не пропадает интерес.

5. Повторение вслух текста песни за исполнителем - носителем языка, улучшает произношение, артикуляцию, а также помогает освоить правила ритма, ударения и мелодичности.

6. Тексты песен помогут изучить знакомые слова в новом контексте, так как пополнение словарного запаса является ключевой частью изучения любого иностранного языка. Нельзя изучать отдельные слова на иностранном языке и рассчитывать на свободное владение им, а с помощью текста песни можно узнать многие речевые обороты, далее заучить их и использовать в повседневной жизни, чтобы разнообразить свою речь.


2.2. Недостатки изучения немецкого языка посредством песен


Трудности восприятия текста немецкой песни на слух может быть связаны с недостаточным развитием речевого умения аудирования или некоторых навыков в его составе, языковой сложностью самого текста для его понимания.

Единственный недостаток, который мне удалось выделить в изучении иностранного языка с помощью песен заключается в том, что если неправильно подобрать песенный материал для обучения, то следствием этого может быть:

1. Появление ошибок в изучении грамматики, так как некоторые музыканты для того, чтобы песня рифмовалась и была более ритмичная, пренебрегают правилами грамматики и используют сокращения, которые могут быть недостаточно понятны и вызывать больше вопросов, чем ответов.

2. Неправильность произношения слов. Примером может послужить исполнитель, который в своих композициях плохо проговаривает текст или не является носителем немецкого языка, поэтому сам неточно передаёт звучание слов.


2.3. Предлагаемый алгоритм изучения немецкого языка посредством песен


1. Выбрать песню, имеющую соответствующий уровень сложности для обучающихся, опираясь на их предпочтения.

Прежде всего музыка должна приносить удовольствие, её должно быть приятно слушать, чтобы она не надоедала. Песня не должна быть слишком сложной или слишком лёгкой для понимания, желательно, чтобы она была сформирована на уровне навыков учащегося. В ней должны присутствовать часто используемые слова, которые уже известны и конечно же новая лексика.

Желательно песня должна может быть с рассказом истории. Если песня будет с повествованием какой-либо истории, то при её прослушивании можно будет визуализировать в голове происходящие в ней события, тем самым она будет становиться более понятной и быстрее запоминаться.

Начинать изучение языка лучше всего с поп-музыки, так как в основном именно она является наиболее доступной для понимания. В таких песнях поется обычно о романтических чувствах, одни и те же слова повторяются несколько раз. Это является идеальным вариантом для начала, а в дальнейшем можно будет перейти на более сложные жанры.

2. Визуализация текста

Слушать песню и одновременно следить за словами. Во время того, когда мы слушаем и читаем, у нас работает сразу два вида памяти: аудиальная и визуальная, поэтому это очень результативно.

Следует разобрать текст песни и выявить неизвестные слова. Важно понимать текст дословно, а не только общий смысл. Для этого можно разбить его на части и таким образом учить.

3. Повторять текст за исполнителем – носителем немецкого языка. Это является отличным способом улучшить своё произношение.


















Ход и результаты опытно-экспериментальной работы

3.1. Использование предложенного алгоритма при индивидуальном обучении

Изначально эффективность применения изучения немецкого языка с помощью песен на основании составленного алгоритма я решила проверить на себе. На протяжении дня в свободное время я слушала одну и ту же композицию. Мой выбор остановился на песне исполнителя Namika под названием «Mein Lieblingsmensch». Она идеально подходит под вышеперечисленные критерии, а именно, в ней очень мелодичная музыка, которая мне понравилась, исполнительница чётко произносит все слова, их легко распознать, она не очень быстро поёт, поэтому можно подпевать. При первом прослушивании я старалась понять основной смысл текста песни, услышать знакомые слова, что у меня успешно получилось. Я предположила, что эта песня о романтических отношениях, но при этом оставались непонятные слова в песне. Чтобы подтвердить свои догадки по поводу смысла текста песни, я решила найти его в интернете. К нему был представлен перевод текста песни (смотрите приложение 1). Я слушала песню и одновременно читала её текст в результате чего выделила для себя новые слова и с переводом записала их в словарь. Слова, которые у меня вызывали наибольшие затруднения, я повесила на стену, чтобы они были всегда на виду и быстрее усваивались. После 4-х кратного прослушивания песни припев я запомнила наизусть. И хотя по окончании дня я не запомнила весь текст полностью, при этом многие слова остались в моей памяти.


3.2. Использование предложенного алгоритма при групповом формате работы

Технология работы в группе значительно отличается от самостоятельной работы с песней и представляет собой последовательность заданий и упражнений, используемых в обучении.

1 ШАГ: сначала я провела анкетирование среди учащихся на степень их заинтересованности в изучении немецкого языка с помощью музыки и песен, а также выявила их музыкальные предпочтения.

Анализ ответов учащихся дал следующие результаты (смотрите приложение 2):

Большая часть опрошенных, а именно, 87% слушала песни на немецком языке, из которых 56,5% - знакома с методикой его изучения с помощью музыки и песен. Из всех протестированных большинство, то есть 54,5% слушают немецкую музыку в жанре – поп. Следует отметить, что больше половины опрошенных (52,2%) при выборе иностранной музыки обращают внимание на мелодию. Исходя из этого можно сделать вывод, что для изучения немецкого языка с помощью песен следует подбирать музыку, которая будет содержать в себе ритмичную и запоминающуюся мелодию, способствующую для более яркого, образного и эмоционально-окрашенного восприятия и тем самым наиболее лёгкому и прочному усвоению материала.

Хотя мнение учеников о способе изучения немецкого языка с помощью песен разделилось, большинство из них - 52,2% считают, что он интересен и эффективен, но при этом также достаточно много учащихся (39,1%) считает, что эта методика интересна, но не эффективна.

2 ШАГ: с учётом произведённого анкетирования, для проведения исследования я выбрала ту же музыкальную композицию «Lieblingsmensch». Для проведения практической работы я составила комплекс упражнений, направленный на развитие лексических и грамматических навыков, опираясь на учебные материалы (смотрите приложение 3).

3 ШАГ: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Вначале практической работы, т.е. ещё до прослушивания песни с целью проверить языковые догадки учащихся, им предложено сделать первое задание, в котором неслучайно был представлен именно припев, так как он повторяется в песне несколько раз. После выполнения задания ученики прослушали песню в первый раз без текста композиции и проверили первое задание.

Второе задание заключалось в том, чтобы в отрывке из песни поставить предложенные слова в подходящую форму и вставить их в пропуски. Это задание поможет ученикам отработать базовую грамматическую тему и ознакомиться с употреблением слов в контексте песни.

Для выполнения третьего задания учащимся был выдан текст песни, далее они повторно прослушали песню, но уже со зрительной опорой на текст. В этом задании нужно было выделить высказывания, соответствующие содержанию песни. Для этого с учениками был проведён разбор текста песни, и они могли задать все интересующие их вопросы по лексике. Некоторые, по моему мнению, неизвестные слова были выписаны на доску:

1. durchgeknallt – сумасшедший

2. der Stau – пробка (в дорожном движении)

3. blitzschnell – молниеносно. мгновенно

4. der Bescheid (die Bescheide) – решение, ответ, разъяснение

5. verträumt – мечтательный, замечтавшийся, погружённый в свои мысли.

6. verrückt – безумный, ненормальный

7. vertrauen auf (Akk) – доверять чему-либо, кому-либо

8. aufbewahren – хранить, сберегать, иметь на хранение

9. auffallen – выделяться, бросаться в глаза, замечать

10. das Blei – свинец

Четвертое задание выполнялось сразу же после третьего, в нём был предложен фрагмент из песни, а задачей учащихся было проанализировать его, найти и выделить лексические несоответствия с оригинальным текстом. Таким образом, упражнение способствует пониманию смысла текста песни и усвоению новых слов.

4 ШАГ: в заключение я провела повторное анкетирование с целью узнать впечатление учащихся от проведения практической работы (смотрите приложение 5). Анализ ответов респондентов дал следующие результаты:

- большей части опрошенных текст песни не показался сложным, это подтверждает, что я правильно выбрала музыкальную композицию, поскольку она соответствует уровню знания языка моих одноклассников. Многие из них проголосовали за то, что при выполнении заданий им очень помог текст, изложенный на бумаге, исходя из этого можно подтвердить довод о том, что, когда работает сразу два вида памяти, информация воспринимается лучше. Кроме того, всем учащимся понравилась мелодия песни, а также большая часть отметила, что будет продолжать слушать эту песню. Значительной части опрошенных (85%) понравилась методика изучения немецкого языка с помощью музыки и песен. Следовательно, с задачей заинтересовать учеников в дальнейшем изучении немецкого языка с помощью песен мне удалось справиться.

5 ШАГ: я выполнила анализ уровня сформированности лексико-грамматических навыков в группе и проверила эффективность использования песенного материала (смотрите приложение 4).

Статистика выполнения первого задания показала, что 69% (9 чел.) выполнили упражнение без единой ошибки. 23% (3 чел.) участников выполнили данное задание с одной ошибкой и только 8% (1 чел.) допустили в задании три ошибки.

Со вторым заданием ученики справились хуже всего, полностью правильно задание выполнило только 31% учащихся (4 чел.). У 31% (4 чел.) была допущена одна ошибка в выполнении задания. Такой же процент учащихся сделали задание с двумя ошибками. И только 8% (4 чел.) выполнили это задание с тремя ошибками.

С третьим заданием на максимальный балл удалось справиться только 54% учащихся (7 чел.). 38% (3 чел.) выполнили задние с одной ошибкой, а 8% (1 чел.) с двумя ошибками.

Четвёртое задание абсолютно верно решили только 38% (5 чел.). С одной ошибкой задание выполнило 23% учащихся (3 чел.), одинаковое количество – по 15 % (2 чел.) выполнили задание с двумя и тремя ошибками. 8% учащихся (1 чел.) не смогли справиться с заданием.

Заключение.


Данное средство обучения является наиболее эффективным, так как песенные тексты включают в себя новые слова и выражения, что помогает более прочно усвоить и расширить лексический запас. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контексте, это способствует развитию так называемого звукового чутья и увеличению ассоциативных связей в памяти.

На основании проведенного исследования я пришла к выводу, что изучение немецкого языка с помощью песен для большинства обучающихся повышает мотивацию к его изучению. Этот тезис подтверждается на моём личном опыте и исходя из практической работы в группе учащихся. Благодаря песне создается особая мотивация для изучения иностранного языка (в частности немецкого) и у учащихся происходит формирование устойчивого интереса к его изучению.

Применив в практической работе этот метод на себе, он действительно мне помог в изучении немецкого языка и доставил удовольствие. Большей части учащихся в моем классе также понравилась методика изучения немецкого языка с помощью музыки и песен.

Моя гипотеза о том, что изучение немецкого языка с помощью песен наиболее эффективно в группе, находясь в аудитории, чем индивидуально подтвердилась, поскольку, в своём индивидуальном исследовании я не выполняла различные лексико-грамматические задания на закрепление понимания текста, а лишь заучивала новые слова и выражения. Самостоятельно я обучалась с помощью систематического аудирования, но этого недостаточно, для того чтобы лучше запомнить материал, требуется обязательно выполнять практические задания, применяя критическое мышление и творчество. Хотя занятия самостоятельно позволяют более детально разобраться в композиции, не ограничены временными рамками урока и формируют навык самостоятельной работы, только работа в группе развивает коммуникативные способности учеников.

Считаю, что песня и музыка всегда будут играть большую обучающую роль: они настраивают на нужный лад, снимают напряжение, дают большие возможности для знакомства с языком изнутри, подготавливают учеников к детальному изучению языка.






Библиографический список


https://kpfu.ru/staff_files/F_1487775798/Sovremennye_metody_i_tekhnologii_prepodavaniya_inostrannykh_yazykov.pdf

https://oxford-school.com.ua/blog/kak-muzyika-vliyaet-na-izuchenie-angliyskogo-yazyika.html

https://englex.ru/the-secrets-and-myths-about-polyglots/

https://www.bistroenglish.com/blog/izuchenie-anglijskogo-yazyka-s-pomoshhyu-pesen-i-stihov-5-otlichnyh-sovetov-i-muzykalnyh-resursov/

https://englishdoma.ru/blog-rol-pesen-v-izuchenii-angliyskogo/

https://www.fluentin3months.com/sing-to-learn-languages/

https://de.lyrsense.com/namika/lieblingsmensch
























Приложения

Приложение 1

Текст песни «Lieblingsmensch» с переводом на русский язык

Manchmal fühl ich mich hier falsch,

wie ein Segelschiff im All.

Aber bist du mit mir an Bord,

bin ich gerne durchgeknallt.

Selbst der Stau auf der A2,

ist mit dir blitzschnell vorbei.

Und die Plörre von der Tanke,

schmeckt wie Kaffee auf Hawaii.


Auch wenn ich schweig', du weißt bescheid.

Ich brauch gar nichts sagen, ein Blick reicht.

Und wird uns der Alltag hier zu grau,

pack' ich dich ein, wir sind dann mal raus!


Hallo Lieblingsmensch!

Ein Riesenkompliment,

dafür dass du mich so gut kennst.

Bei dir kann ich ich sein,

verträumt und verrückt sein

na na na na na na - Danke Lieblingsmensch!

Schön, dass wir uns kennen.


Absolut niemand darf's erfahren,

aber dir vertrau ich's an,

weil du's sicher aufbewahrst:

Meine Area 51.

Und manchmal drehen wir uns im Kreis,

aus 'ner Kleinigkeit wird Streit,

aber mehr als 5 Minuten,

kann ich dir nicht böse sein.


Mach ich dir was vor, fällt's dir sofort auf.

Lass ich mich hängen, dann baust du mich auf.

Manchmal wiegt der Alltag schwer wie Blei,

doch sind wir zu zweit, scheint alles so leicht.


Zeiten ändern sich und wir uns gleich mit.

Du und ich, so jung

auf diesem alten Polaroid Bild.

Das letzte Mal als wir uns sahen, ist viel zu lang her, doch jetzt lachen wir,

als wenn du nie weggewesen wärst.

Порой я чувствую себя не на своем месте,

словно парусник в космосе.

Но ты со мной на борту

и мне нравится быть ненормальной.

Даже пробка на А2

с тобой проходит в мгновение ока,

а пойло с заправки

на вкус, как кофе на Гавайях.


И когда я молчу, ты знаешь ответ,

мне не нужно что-либо говорить, хватит и взгляда.

А если будни для нас станут здесь слишком серыми,

я упакую тебя и мы свалим тогда отсюда!


Привет, любимый человек!

Громадный комплимент за то,

что ты меня так хорошо знаешь.

С тобой я могу оставаться собою,

быть мечтательной и сумасшедшей,

на на на на на ― спасибо, любимый человек!

Рада, что мы знакомы.


Никто абсолютно не должен это узнать,

но тебе я доверяю,

ты сохранишь это в тайне наверняка:

мою зону 511.

Порой мы бегаем по кругу,

из мухи делаем слона,

но более, чем 5 минут,

я не могу сердиться на тебя.


Если я обманываю тебя, то ты это сразу замечаешь.

Когда я раскисаю, ты придаёшь мне бодрости.

Порою будни тяжелы, словно свинец,

но нас двое и всё кажется таким лёгким.


Времена меняются, и мы вместе с ними,

ты и я, мы так молоды

на этой фотографии, снятой на Polaroid.

Последний раз, когда мы виделись, был так давно,

зато сейчас мы улыбаемся,

как будто ты никогда и никуда не уходил.













Приложение 2

Анализ езультатов опроса до проведения практической работы:

t1650482152aa.gift1650482152ab.gift1650482152ac.gift1650482152ad.gift1650482152ae.gif

Приложение 3

Arbeitsblatt №1


Aufgabe 1. Lesen Sie diese Strophen und ergänzen Sie: Welche Wörter passen? Ordnen Sie nun die Strophen zu. Hören Sie dann Lied und vergleichen Sie.

Riesen, kennen, kennst, Lieblings, sein

Hallo _________________mensch!

Ein _________________kompliment,

dafür, dass du mich so gut _________________.

Bei dir kann ich ich sein,

verträumt und verrückt _________________

na na na na na na - Danke Lieblingsmensch!

Schön, dass wir uns ________________.


Aufgabe 2. Bringen Sie die Wörter in die richtige Form und setzen sie in die Lücken ein.

schmecken, Stau, fühlen, Segelschiff, Tanke

Manchmal _________________ ich mich hier falsch,
wie ein _________________ im All.
Aber bist du mit mir an Bord,
bin ich gerne durchgeknallt.
Selbst der _________________ auf der A2,
ist mit dir blitzschnell vorbei.
Und die Plörre von der _________________,
_________________ wie Kaffee auf Hawaii.


Aufgabe 3. Hören Sie das Lied noch einmal. Was ist richtig? Kreuzen Sie an.

Der große Stau ist mit Lieblingsmensch blitzschnell vorbei.

«Manchmal fühl ich mich hier falsch, wie ein Boot im All».

«Manchmal wiegt der Alltag schwer wie Silber».

Sängerin findet sehr toll, dass sie diesen Mann getroffen hat.

Sie können nicht mehr als 10 Minuten streiten.


Aufgabe 4. Welche Wörter passen dazu nicht und sind falsch? Markieren Sie.

Auch wenn ich schweig', du weißt Lösung.

Ich brauch alles sagen, ein Wort reicht.

Und wird uns der Wochentag hier zu schwarz,

pack' ich dich ein, wir sind dann mal raus



















Приложение 4

Статистические данные по выполнению комплекса упражнений

t1650482152af.gift1650482152ag.gift1650482152ah.gift1650482152ai.gif























Приложение 5

Анализ результатов опроса после проведения практической работы

t1650482152aj.gift1650482152ak.gift1650482152al.gift1650482152am.gift1650482152an.gif



Автор материала: В. Оррик (9 класс)
Опубликовано в группе «Работы наших учеников!!!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.