Учебно-методический материал «Использование опорных схем при изучении нервной системы» ( часть первая)
Использование опорных схем в изучении нервной системы.
Тему «Нервная система» начинаю изучать первой из всех систем. Это связано с тем, что при изучении последующих тем всегда рассматривается регуляция работы органов. Поэтому нервную систему необходимо в определенном объеме изучать раньше. В предлагаемом опорном конспекте как раз только материал, который пригодится для изучения регуляции работы систем органов. В начале и в конце этого вводного урока проводится сжатое объяснение материал всего конспекта.
Значение нервной системы прописано в первой схеме.
Вторая схема показывает разделение нервной системы по строению и функциям. Аналитическая схема нервной системы по строению включает 2 отдела. Следуя правилам анализа, сначала выделяем их, а потом составные части каждого отдела. Функциональное разделение будет уточняться и дополняться по мере изучения курса.
Уместно сначала рассмотреть строение и функции спинного мозга. Ученикам предлагается сначала рассмотреть схему, прочитать все надписи к рисунку, а затем в ходе беседы выяснить строение и функции спинного мозга.
Следующий материал – это строение и функции головного мозга. Нервная система разделена на 2 отдела. Отделы головного мозга еще в 7 классе мы изображаем в виде цветка с лепестками. 4 лепестка простые, а пятый – передний мозг – двойной по известной причине. Функции каждого отдела выделены достаточно полно. Отдельной схемой рассматривается строение и функции коры больших полушарий.
Самый сложный материал по вегетативной нервной системе рассматривается по последней схеме. Всегда вспоминаем поговорку о том, что у страха глаза велики. Что происходит с человеком при испуге и потом? Ответ на этот вопрос в материале схемы. Ученики просто рассматривают схему, а потом пытаются ответить вегетативная. Учитель подсказывает, что цифрами 1 и 2 обозначены нейроны. Тела первых и вторых нейронов располагаются в разных частях ЦНС . Снова вспоминается поговорка и выясняется противоположное влияние на работу сердца, кровеносных сосудов и на размер зрачков симпатической и парасимпатической систем.
На этом уроке выдаю ученикам сразу две схемы по нервной системе. И начинаю объяснение с первой схемы второго опорного конспекта - Рефлекс и рефлекторная дуга. Это связано с тем, что материал не умещается на первом конспекте.