Проект "Здоровый позвоночник"
Автор публикации: П. Павловец, ученица 11А класса
Автор публикации: Д. Лобышева, ученица 11А класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 56»
ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
тема:
Здоровый позвоночник
Руководитель проекта:
Клюшова Елена Николаевна,
учитель биологии
Выполнили:
Лобышева Дарья Александровна,
Павловец Полина Константиновна
ученицы 11 «а» класса
Новосибирск, 2021
Содержание:
Введение…………………………………………………….…….……….………3
План проекта……………………………………………………..…..…….……...4
1 Теоретическая часть………………………………………..……...……………5
1.1 Строение позвоночника. Функции …………………………..…..…………5
1.2 Заболевания позвоночника. …….……………………………….…………...6
1.3 Причины заболеваний позвоночника …….…………...……….…………...9
1.4 Советы врачей по профилактике здоровья спины………………………....9
2. Практическая часть.………………………………...……………………….10
2.1 Опрос «Здоровый позвоночник»…………………..………………………10
2.2 Разработка памятки «Красивая осанка»…………………………………...15
Заключение………………………………………………………...……………..16
Список литературы………………………………………………...……………17
Приложения……………………………………………………..…….…………18
Введение
Объектом нашего исследования стали учащиеся нашей школы. Мы заметили ,что многие ребята не следят за своей осанкой. Несоблюдение норм во время посадки за партой, тяжелые сумки и рюкзаки, отсутствие готовности ребят средней школы на уроках физкультуры нас насторожило ,поэтому мы решили показать и доказать ребятам насколько важно следить за здоровьем своей спины, и какие последствия можно понести ,избегая элементарные правила сохранения красивой осанки.
Проблема проекта:
В настоящее время школьникам трудно сохранить здоровый позвоночник. Большинство подростков не осознают значимости сохранения здоровья позвоночника, многие знают правила сохранения красивой осанки, но не придерживаются им .
Актуальность:
В наше время более чем у 75% школьников наблюдаются нарушения с осанкой. Из-за больного позвоночника возникают различные заболевания: различные виды и степени сколиоза и другие осложнения. Дети ,а так же их родители не соблюдают правила по сохранению осанки .Школьники ведут сидячий образ жизни ,редко находятся в движении ,из-за этого ,а так же других неправильных действий ,возникают проблемы. Искривление позвоночника влияет на работу и других органов жизнедеятельности. Только ради сохранения общего физического состояния следует сохранять здоровье позвоночника, ведя активный образ жизни и выполняя упражнения. Например: делать зарядку по утрам ,посещать уроки физической культуры, совершать больше прогулок. правильно питаться . Если не решать данную проблему ,то физическое и психологическое состояние учеников будет стремительно ухудшаться. Среди детей увеличится риск других заболеваний, связанных с нарушением позвоночника, а так же пропадет важность понимания ведения здорового образа жизни. Мы обеспокоены этой проблемой и надеемся ,что сможем на неё повлиять ,выполнив цель проекта.
Цель проекта:
Изучить важность сохранения здоровья позвоночника, донести до учеников нашей школы, что очень важно наблюдать и сохранять здоровье позвоночника.
Задачи проекта:
Собрать информацию о сохранении и укреплении позвоночника.
Составить анкету «Здоровый позвоночник». Провести анкетирование среди учащихся 6-7 классов.
Разработать памятку «Красивая осанка». Провести беседу о сохранении здоровья позвоночника» с учащимися 6-7 классов.
План проекта.
Мероприятие. | Сроки выполнения. | Ответственные за выполнение. |
Провести наблюдения за учениками средних классов. | 06.09.2020-25.09.2020 | Лобышева Д.А Павловец П.К |
Составить анкету «Здоровый позвоночник» исходя из наблюдений. | 30.09.2020-05.10.2020 | Павловец П.К |
Провести анкетирование «Здоровый позвоночник» среди учащихся. | 12.11.2020- 01.12.2020 | Лобышева Д.А Павловец П.К |
Сделать вывод по результатам опроса. | 03.12.2020-10.12.2020 | Лобышева Д.А |
Изучить строение и функции позвоночника. Исследовать болезни, связанные с искривлением позвоночника. Выявить причины. Изучить показания врачей. | 14.12.2020-17.01.2021 | Лобышева Д.А Павловец П.К |
Составить памятку «Красивая осанка» по результатам исследования. | 21.01.2021-17.02.2021 | Павловец П.К |
Провести беседу «Сохранение здоровья позвоночника» с учащимися средних классов. | 13.03.2021-01.04.2021 | Лобышева Д.А Павловец П.К |
Подвести итоги. | 07.04.2021-10.04.2021 | Лобышева Д.А Павловец П.К |
1 Теоретическая часть. 1.1 Строение позвоночника. Функции. Позвоночный столб, или позвоночник — основная часть осевого скелета человека. Состоит из 33-34 позвонков, последовательно соединённых друг с другом в вертикальном положении . Позвонки разделяют на отдельные типы: шейные, грудные, поясничные, крестцовые (срастаются в крестец) и копчиковые. Позвоночник является центральной частью опорно-двигательного аппарата. Без него мы не только не могли бы держать корпус прямо, но не могли бы совершить ни одного шага.[3] Позвоночный столб является осью тела, имеет S-образную форму и по своему строению напоминает скорее пружину, нежели однородный стержень. Такая форма является необходимым условием для обеспечения прямохождения. Она придает позвоночнику упругость и эластичность, смягчает толчки при ходьбе, беге и сильной вибрации, позволяя сохранять сбалансированность центра тяжести тела. Прочность этой «конструкции» придают многочисленные связки и мышцы, обеспечивающие большую амплитуду вращения и сгибания туловища, по одновременно и ограничивающие те движения, которые могут нарушить ее целостность.[5] Более того, в процессе физической работы околопозвоночные связки частично принимают на себя давление веса тела, уменьшая тем самым нагрузку, приходящуюся на позвонки. Позвоночник состоит из 32-34 маленьких костей, которые называются позвонками. Позвонки расположены один над другим, образуя позвоночный столб. Между двумя соседними позвонкам и расположен межпозвонковый диск, который представляет собой круглую плоскую соединительнотканную прокладку, имеющую сложное морфологическое строение. Основной функцией дисков является амортизация статических и динамических нагрузок, которые неизбежно возникают во время физической активности. Диски служат также для соединения тел позвонков друг с другом. Кроме того, позвонки соединяются друг с другом при помощи связок. Связки - это образования, которые соединяют кости друг с другом. Сухожилия же соединяют мышцы с костями. Между позвонками есть также суставы, строение которых схоже со строением коленного или, например, локтевого сустава. Они носят название дугоотросчатых или фасеточных суставов. Благодаря наличию фасеточных суставов, возможны движения между позвонками. Каждый позвонок имеет отверстие в центральной части, называемое позвоночным отверстием. Эти отверстия в позвоночном столбе расположены друг над другом, образуя вместилище для спинного мозга.[7] Спинной мозг представляет собой отдел центральной нервной системы, в котором расположены многочисленные проводящие нервные пути, передающие импульсы от органов нашего тела в головной мозг и от головного мозга к органам. От спинного мозга отходит 31 пара нервных корешков. Из позвоночного канала нервные корешки выходят через межпозвоночные (фораминарные) отверстия, которые образуются ножками и суставными отростками соседних позвонков.[5] Различают 5 отделов позвоночника: Шейный отдел (7 позвонков, C1—C7); Грудной отдел (12 позвонков, Th1—Th12); Поясничный отдел (5 позвонков, L1—L5); Крестцовый отдел (5 позвонков, S1—S5); Копчиковый отдел (3-5 позвонков, Co1—Co5).[5][7] Функции позвоночника. Поддерживать голову и придавать жесткость скелету. Поддерживать тело в вертикальном положении. Защищать спинной мозг, в котором проходят нервы, соединяющие головной мозг с другими частями тела. Служить местом прикрепления мышц и ребер. Амортизировать толчки и удары. Позволять телу выполнять разнообразные движения.[7] 1.2 Заболевания позвоночника. Болезни позвоночника: Болезни позвоночника – большая группа заболеваний, которыми страдает более 85% населения. Если полвека назад проблемы со спиной были в основном у людей пожилого возраста, то сидячий образ жизни и компьютеризация общества значительно «омолодили» болезни спины. Список заболеваний и краткая характеристика: 1.Артрит позвоночникаАртрит – аутоиммунное воспалительное заболевание, характеризующееся поражением соединительной ткани и вовлечением в процесс синовиальной ткани. Самым частым местом локализации заболевания является область шейного отдела позвоночника. Опасность его в том, что на ранних стадиях артрит никак не проявляется и диагностируется уже при множественном поражении суставов. Женщины болеют в 4 раза чаще, чем мужчины. 2.Артроз позвоночникаСпондилоартроз – дегенеративное поражение межпозвоночных суставов, которое влечет за собой нарушение работы функций позвоночного столба. Заболевание распространяется на подвздошные, крестцовые и реберные кости, вызывая преждевременный износ хрящевой ткани и ослабление околопозвоночных мышц и связок. Человека с артрозом позвоночника будет беспокоить дискомфорт при движении, он может ощущать скованность и боль при наклонах.[4] 3. Болезнь БехтереваАнкилозирующий спондилоартрит – хроническое системное заболевание межпозвонковых суставов, при котором они воспаляются и могут полностью срастаться между собой с полной потерей подвижности. Также болезнь может поражать реберно-позвоночные и крестцово-подвздошные сочленения. Чаще всего болезнь Бехтерева диагностируется у мужчин в возрасте 20-30 лет. Среди всех ревматологических заболеваний анкилозирующий спондилоартрит занимает последние позиции. 4. Грыжа ШморляХрящевой узел Шморля – определенные структурно-анатомические изменения в телах позвонков, при которых хрящевая ткань продавливается в губчатое тело ниже или выше лежащего позвонка. Грыжа Шморля влечет за собой сильные боли в области повреждения, а прослеживается только при рентгенологическом обследовании. Иногда заболевание носит врожденный характер, но чаще всего это приобретенные проблемы со спиной, которые возникают вследствие нарушений осанки, после ушибов и травм. 5. КифозИскривление позвоночного столба с выпуклостью в передне-задней (сагиттальной) плоскости – это кифоз. Местом самой частой локализации заболевания является грудной отдел позвоночника, но также известны случаи диагностирования поясничного и шейного искривления. Может быть врожденным и приобретенным. Последний делится на физиологический, наблюдающийся в норме у взрослых, и патологический, возникающий как осложнения иных заболеваний и переломов позвонков. Лечение заболевания будет зависеть от стадии развития и причин возникновения. Активно развивающийся в период интенсивного роста ребенка кифоз называют болезнью Шейермана-Мау.[7] 6.ЛордозЛордоз позвоночника – это заболевание, при котором выпуклость позвоночного столба обращена вперед и имеет вид дуги. Физиологический лордоз формируется на первом году жизни, начиная с 5-6 месячного возраста (когда ребенок начинает самостоятельно садиться). Патологический вид заболевания позвоночника развивается в любом возрасте, причинами тому служат нарушение костно-мышечного и связочного аппарата, ожирение; у детей – рахит, дисплазия тазобедренных суставов или родовые травмы. 7. Межпозвоночная грыжаМежпозвонковая грыжа – это смещение пульпозного ядра межпозвонкового диска, за которым следуют разрыв фиброзного кольца и воспаление корешков спинномозговых нервов.[4] Шейный и поясничный отделы подвержены заболеванию больше всего, но при различных искривлениях грыжа межпозвонкового диска развивается и в грудном отделе. 8.ОстеопорозОстеопороз – хронически прогрессирующее системное, обменное заболевание, которое характеризуется нарушением структуры костной ткани (усилением хрупкости и снижением плотности костей). Причинами проявления остеопороза являются дисбаланс обмена веществ и недостаток в организме кальция. Для больного даже небольшой ушиб может спровоцировать перелом. У 50% женщин и 30% мужчин преклонного возраста позвоночник страдает от болезни остеопороза.[7] 9.РадикулитРадикулопатия – компрессионное и воспалительное поражение корешков спинного мозга, входящих в межпозвоночные отверстия. В 90% случаев причиной возникновения радикулита является запущенная стадия остеохондроза, остальные 10% – иные проблемы с позвоночником (травмы, грыжи, износ и деформация позвоночного столба и межпозвонковых дисков). Болезненная симптоматика радикулита, в народе именуемая «прострелами», может поражать пояснично-крестцовый, шейный и грудной отдел позвоночника. В тяжелых случаях могут наблюдаться онемение, мышечные спазмы и потеря двигательной активности. 10.СколиозНеестественное искривление позвоночного столба вправо или влево, влекущее за собой деформацию позвоночника и грудной клетки называется сколиозом. Обычно заболевание носит приобретенный характер, в редких случаях является врожденным. Патология активно развивается в период интенсивного роста скелета в детском и подростковом возрасте, а также при постоянном напряжении мышц спины и неравномерным распределением нагрузки на суставы у взрослых. Даже при незначительной деформации всегда видны нарушения осанки, при развитии патологии возникает реберный горб, появляются клиновидность позвонков, перекашивается таз, возникают зажимы нервных окончаний, что препятствует качественной работе нервной системы, затрудняется нормальное функционирование внутренних органов.[4] 11. СтенозСтеноз позвоночного канала – заболевание, которое поражает спинной мозг человека. Оно характеризуется сужением спинномозгового канала и пережимания нервных позвонков. Симптомы стеноза ярко выражены: могут возникать судороги, боль, онемение в плечах, шеи, верхних и нижних конечностях, потеря чувствительности. Чаще всего стеноз диагностируется у пожилых людей или является осложнением остеоартрита. 12.ХондрозХондроз – патология дегенеративно-дистрофического характера, при которой отдельные участки хрящевой ткани, из которой состоят межпозвоночные диски, перерождаются в костную. Симптомы заболевания в большей степени наблюдаются у людей пожилого возраст, поэтому очень долго снижение подвижности позвонков связывали с необратимыми возрастными изменениями. Но современная медицина позволила досконально изучить все тонкости позвоночника и найти способы борьбы с недугом.[7] 1.3Причины возникновения заболеваний позвоночника. Причины развития заболеваний позвоночника : лишний вес; сидячая работа; малоподвижный образ жизни тяжелый физический труд; нарушение обмена веществ; травмы позвоночника; неправильная осанка; резкой перемены положения тела; ; избыточный вес;[1] 1.4 Советы врачей по профилактике По словам врачей, сейчас чуть ли не каждый третий человек страдает заболеванием позвоночника, таких как грыжа и остеохондроз. Причин для развития болезней спины немало: излишний вес, малоподвижный образ жизни, несоблюдение элементарных правил работы и отдыха. Поэтому не стоит ждать пока боли в спине напомнят о себе, обратите внимание на свой позвоночник уже сегодня. Ниже приведены рекомендации, которые в этом вам помогут. 1.Чаще всего травмы бывают из-за несоблюдения элементарных правил физической работы, поэтому старайтесь избегать резких рывков при подъеме тяжелых предметов. Тяжелые предметы стоит поднимать, лишь максимально прижав их к себе при согнутых коленях, это намного уменьшит нагрузку на поясной отдел позвоночника. 2.Как правило, более трети жизни человек проводит во сне, поэтому стоит пристальное внимание уделить месту, где вы спите. Используйте только ортопедический матрас и ортопедическую подушку, которые будут поддерживать Ваш позвоночник в правильной форме, особенно это важно для детей. Если вы заметили, что на вашем матрасе появились впадины и вмятины, то его нужно срочно заменить. 3.Работая в офисе за компьютером, находите время и используйте любую возможность, чтобы подняться с рабочего места, менять положение тела. Для этого мебель и оргтехнику (например, тот же принтер) можете расположить подальше – чтобы вы могли вставать. 4.Больше ходите на свежем воздухе, как можно чаще обходите лифт и поднимайтесь по лестнице. При ходьбе участвуют более 200 различных мышц, в том числе мышцы позвоночника и таза. Спину при ходьбе держите прямо. Не носите туфли с высоким каблуком, так как неправильное положение стопы и голеностопного сустава будет увеличивать напряжение на ваши колени и бедра. 5.Утром и после работы делайте гимнастику с вращательными и скручивающими движениями. Наклоны и вращения в гимнастике массируют хрящи и межпозвоночные диски, что улучшает снабжение их кровью. Кроме того, гимнастика предотвращает отложение солей в суставах, что часто бывает у тех, кто ведет пассивный образ жизни. Следует помнить, что недостаточная физическая нагрузка также вредна для позвоночника, как и слишком резкие и большие нагрузки. Выполнять упражнения начинайте медленно, чтобы дать вашим мышцам возможность согреться. 7.Полезны также упражнения для увеличения силы брюшных мышц, так как они поддерживают позвоночник спереди так же, как мышцы спины поддерживают позвоночник сзади. Укрепляйте мышцы пресса и мышцы спины, выполняйте упражнения без нагрузки. 8.Очень важным для человека является поддержание оптимальной массы тела. Чрезмерный вес тела увеличивает напряжение на ткани позвоночника, тем самым повышает риск их быстрого "износа". Необходимо избегать сквозняков в любое время года, даже тем людям, которые считаю себя закаленными. Для разгрузки позвоночника полезно повисеть на турнике. После того как вы повисели на турнике, важно не спрыгивать, а медленно спуститься с него, подложив заранее что-нибудь. Прекрасно разминает позвоночник уборка квартиры и мытье полов, при этом лучше не использовать швабру.[1][4][3] 2 Практическая часть 2.1 Опрос «Здоровый позвоночник» Исходя из ежедневных наблюдений мы сделали вывод, большинство учащихся совершенно не следят за своей осанкой. Поэтому мы решили провести анкетирование и узнать следят ли учащиеся за своим здоровьем. Для этого составили анкету «Здоровый позвоночник» (Приложение 1)и провели опрос среди обучающихся для того, чтобы понять сохраняют ли они здоровье позвоночника, и более глубоко изучить проблему, помочь школьникам понять, как важно сохранять здоровье позвоночника. Мы провели опрос среди 83-х школьников,6-7 классов. И выявили в чём заключаются проблемы учеников со спиной, сделав выводы. Результаты анкеты «Здоровый позвоночник» Обучающиеся 6-7 классов дали следующие ответы: На вопрос «Выбери ту картинку, на которой указано твое обычное положение за партой» обучающиеся дали следующий ответы, отраженные на диаграме 1.
Диаграмма 1 – Ответы на первый вопрос анкеты Ответы показали, что больше половины обучающихся не следят за своим положением, сидя за столом. Что говорит о высокой вероятности искривления позвоночника. На вопрос «Часто ли вы едите сладкое? Или соленое(продукты с переизбытком соли)?» ученики дали ответы, отраженные на диаграмме 2.
Диаграмма 2 – Ответы на второй вопрос анкеты Из рисунка видно, что лишь 11% школьников старается реже потреблять в своём рационе продукты с высоким содержанием сахара\соли ,однако остальные 89% не следят за своим питанием ,подвергая себя проблемам не только с позвоночником ,но и с целым организмом. На вопрос «Как вы обычно поднимаете тяжести? Ученики дали ответы, отраженные на диаграмме 3. Диаграмма 3 – Ответы на третий вопрос анкеты Данные рисунка свидетельствуют, что из 100% опрошенных,лишь 8%,правильно поднимают тяжести ,тем самым ,сохраняя здоровье спины. На наш взгляд, многие даже не задумывались о том,что неправильное поднимание тяжестей может привести к проблемам со здоровьем. Отвечая на вопрос «Занимаетесь ли вы спортом?» ученики дали ответы, показанные на диаграмме 4.
Диаграмма 4 – Ответы на четвертый вопрос анкеты Как видно из опроса, почти 50% (49%) учеников нашей школы ведут активный образ жизни. Результат ответов этого вопроса нас более ,чем обрадовал, так как риск обнаружения искривления позвоночника снижается с занятием спортом. При ответе на вопрос «Делаете ли гимнастику по утрам?» ученики дали ответы, результаты которых отражены на диаграмме 5.
Диаграмма 5 – Ответы на пятый вопрос анкеты Из рисунка видно, что из 100% опрошенных, только4% делают зарядку по утрам. Это очень плохой результат. Ведь гимнастика по утрам помогает позвоночнику растянуться и расслабиться, тем самым давая заряд и бодрость школьникам на последующий день. Ответы на вопрос «Наблюдаете ли вы боли в спине\пояснице\шейном отделе?» отражены на диаграмме 6. На диаграмме 7 даны результаты ответов на вопрос «Если да ,то в какой области?».
Диаграмма 6 – Ответы на шестой вопрос анкеты Диаграмма 7 – Ответы на седьмой вопрос анкеты Исходя из ответов, отраженных на диаграммах 6 и 7 можно сделать вывод, что Из 6 вопроса можно сделать вывод, что 21% детей ,в возрасте от 12 до 15 лет ,уже испытывают боли в области поясницы(79%),шейного отдела(16%) и спины(5%).К сожалению, боли в области позвоночника уже говорят о том ,что есть проблемы со здоровьем ,поэтому ребятам стоит обратиться к врачу и как можно быстрее решить источники боли. Таким образом опрос показал, что учащиеся средней школы совершенно не задумываются о том ,что их нынешний образ жизни может привести к огромным проблемам со здоровьем. Школьники не следят за своим положением сидя за столом, употребляют в пищу продукты с повышенным содержанием сахара\соли ,неправильно поднимают тяжести , 50% совершенно не занимаются спортом, практически 100% не делают зарядку по утрам .Самое опасное то ,что 21% учеников уже испытывают боли в области позвоночника 2.2 Разработка памятки «Красивая осанка» Для того ,что бы убедить школьников в важности сохранения здоровья позвоночника ,мы разработали памятку «Красивая осанка»(Приложение 2,3) и провели с учащимися 6-х классов беседу о сохранении ровной осанки у школьников». В ходе беседы мы затронули такие основные темы как: - правильное питание Необходимо устранить продукты, вредные для здоровья, добавить в рацион витамины и микроэлементы, необходимые для поддержания позвоночника в хорошем состоянии. Основные необходимые элементы – это кальций, марганец, магний и фосфор; Необходимо, чтобы пища была богата витаминами А, группы В, С и D, а также употреблять качественные белки и жиры; Очень важно нормализовать свой вес, ведь все лишние килограммы оказывают дополнительную нагрузку на каждый позвонок. - правильная осанка Сидя за партой, следует держать туловище прямо, а голову лишь немного наклонить вперёд; между грудью и столом должно оставаться свободное пространство в 3 – 4 см, предплечья должны свободно лежать на столе; ноги необходимо согнуть в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, а ступни должны стоять на полу. - составили план зарядки для здоровья позвоночника! Утренняя гимнастика, посещение бассейна, подвижные игры дома и на улице, спортивные секции, подтягивания на шведской стенке. - напомнили о весе портфеля Вес портфеля должен быть меньше 10% веса ученика; Вес ученика (кг) х 10 : 10 Заключение Мы провели большую работу: Собрали информацию о сохранении и укреплении позвоночника Провели анкетирование и беседу с обучающимися6-7 классов о сохранении здорового позвоночника Разработали памятку «Красивая осанка» Мы убеждены, что наша работа была проведена с пользой и хотим выразить надежду на то, что ученики нашей школы будут внимательнее относиться к своему здоровью, пользоваться разработанной нами памяткой, и доносить до окружающих важность сохранения здоровья позвоночника, ведь это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Список литературы 1.http://www.rxtv.ru/news-prichiny-vozniknoveniya-zabolevanij-pozvonochnika/ 2.https://lkray-promo.ru/pozvonochnik/v-chem-prichina-poyavleniya-bolezney-pozvonochnika/ 3.http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/63/1701/ 4.https://simptomer.ru/simptom/iskrivlenie-pozvonochnika 5.http://pozvonochnik.org/structure 6.https://www.ortik.ru/kak-sohranit-zdorove-pozvonochnika 7.ТрэворУэстон «АНАТОМИЧЕСКИЙ АТЛАС» // (Издано «Маршалл Кэвендиш Букс»,ГМП «Первая Образцовая типография), 1998г. Приложение 1 Анкета «Здоровый позвоночник» 1.Выбери ту картинку,на которой указано твое обычное положение за партой.(a\б) _____________ 2.Часто ли вы едите сладкое или соленое?(да\нет) _________________ 3.Как обычно вы поднимаете тяжести?(1\2) ______________ 4.Занимаетесь ли вы спортом?(да\нет) _______________ 5.Делаете ли гимнастику по утрам? _______________ 6.Наблюдаете ли вы боли в спине\пояснице\шейного отдела?(да/нет) _______________.Если да ,то в какой области?____________ |
Приложение 2
Панов Егор Игоревич