12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фролова Елена Николаевна21536
Педагог-психолог
Россия, Камчатский край, Ключи-1
Материал размещён в группе «Школьный психолог»

Муниципальное бюджетное

Общеобразовательное учреждение «Средняя школа №5 п.Ключи-1»





Индивидуальный исследовательский проект:

Агрессия и подростки



Творческая тема: Как укротить подростка







Выполнила: ученица 9 «А» класса

Мельникова Ольга

Руководитель: педаго-психолог

Фролова Елена Николаевна











2022г




Содержание:


Паспорт проекта……………………………………….................………. 3

Основная часть…………………………………………...........................4

Глава 1. Теоретическое обоснование……………..............................……………4

Понятие «Подростковый возраст»; «Агрессия»…………...........................................…4

Особенности агрессивности у подростков…………….........................................…5

Исследование агрессивного поведения подростков…..............................................………6

 Глава 2. Практическая работа……….............................…………...………………8

 Заключение…………………………………......................10

 Список использованных   источников………………........………………......…………….12



Паспорт проекта


Гипотеза: Я думаю, что агрессия, достаточно, обыденное и опасное поведение у подростка, которое негативно влияет на взаимоотношения, но как бороться с ней, знают не многие.


Цель: Изучить столь трудное поведение подростков и научиться бороться с ним.


Задачи:

Изучить базовую информацию по психологии подростков

Узнать причины появление агрессивности подростка

Найти способы борьбы  с подростковой агрессивностью

Подумать как можно предотвратить агрессивное поведение подростка

Провести исследование, среди подростков 9-х кл

Сделать выводы.


Актуальность: Агрессия среди подростков в 21 веке стала обыденной вещью, и она является одной из не менее важных проблем, которую ещё никому не удалось решить. Она, как мне известно, достаточно, обширна и многогранна и её появлению способствуют не столь и маленькое количество причин, которые могут настичь подростка в любой момент.

Поэтому с агрессией подростков нужно бороться, любое её проявление может привести к серьёзным или не таким уж и значительным последствиям, да и не только к последствиям. Из-за неё подросток может сильно испортить свою жизнь, став психически неустойчивым человеком, которым начнут пользоваться из-за проявляемой агрессии. Именно поэтому данная проблема достойна вашего внимания.


Основная часть

Теоретическое обоснование


         Чтобы решить данную проблему для начала нужно узнать что такое «Подростковый возраст» и что такое «Агрессия».

Подростковый возраст- это период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью. Это один из критических переходных периодов в жизненном цикле, характеризующийся быстрым ростом и изменениями, который уступает только росту и изменениям в младенчестве.

В границах подросткового возраста выделяют два этапа: младший подростковый возраст (10-12 лет) и старший подростковый возраст (начиная с 13 лет и до завершения переходного периода).

В младшем подростковом возрасте ребёнок уже начинает ощущать свою взрослость, у него усиливается потребность в общении со сверстниками, его организм готовится к изменениям.

К 13-14 годам гормональная перестройка достигает своего пика. Ребёнок становится раздражительным, обидчивым, у него часто меняется настроение.

Переходный период завершается вступлением ребёнка во взрослую жизнь. У юношей и девушек стабилизируется эмоциональное состояние, появляются зрелые, взвешенные решения. Наступает время для полного отделения от родительской семьи.

Но точный период подросткового возраста для каждого подростка установить нельзя, у всех он начинается и заканчивается по-разному.

Агрессия- это стиль поведения личности в стрессовых ситуациях, когда её потребности не удовлетворяются. Намеренное причинение вреда. Как человеку, животному, так и неодушевленным предметам. Нередко она служит инструментом для выживания любого живого существа, или же иными-словами самозащита.

Формы проявления подростковой агрессии

1. Реактивная форма агрессии- проявляется в сиюминутной реакции на поступивший стимул. Чаще всего неконтролируемая самим подростком и очень похожа на взрыв бомбы.

2. Целенаправленная форма агрессии - эта агрессия имеет осознанный характер и заключается уже в планомерных действиях, направленных на подавление, унижение, оскорбления других людей. Оно может не зависеть от явных стимулов и не проявляется сразу. Такая форма агрессии является стратегией самореализации подростка среди сверстников.

Подростковая агрессия по форме направленности:

1. Физическая агрессия - агрессия проявляется в физической форме. Сама цель - это причинить вред, разрушить, уничтожить. Может быть направлена на определённый предмет, человека и ситуацию.

2. Вербальная агрессия - это агрессия реализуется в форме оскорблений, унижений, критики, угроз насмешек и т.д. в сторону себя или других людей. Основная черта - это словесное воздействие в агрессивной и грубой формах.

3. Невербальная или эмоциональная агрессия - эта форма проявляется в невербальных или экспрессивно-эмоциональных поведенческих реакциях. Этим может выступать: эмоциональное настроение, заражение негативными эмоциями, мимика, жесты, тон общения, сквернословия.

4. Прямая агрессия - агрессия направлена на конкретный объект, предмет, человека или ситуацию, которая вызывает у подростка негативные эмоции и чувства.

5. Косвенная агрессия - в этом случае агрессия направлена на окружение подростка. Это могут быть предметы, люди, ситуации, которые имеют непосредственное отношение к самому подростку, но они, в свою очередь, объективно не были стимулами раздражения.

Агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить сигналом интенсификации психологической защиты. Как определяет это понятие словарь, «психологическая защита — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта». Функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность, переживаний. Таким образом, и само агрессивное поведение может быть защитным, и механизмы психологической защиты могут активизироваться для оправдания агрессивного поведения. В то же время работа зрелых видов психологической защиты может предотвратить или уменьшить интенсивность агрессивных проявлений.


Что привело подростка к агрессии? Или же причины её появления


1. Биологические причины

Рассматривая причины агрессии подростка, стоит в первую очередь, обратить внимание на биологические причины. Подросток претерпевает большие изменения в организме, что, в свою очередь, сопровождаются гормональной перестройкой. Гормональная перестройка воздействует на мозговые структуры, что вызывает реакции сильного возбуждения, которая, преобладает над процессами торможения. Все чувства обостряются, повышается степень раздражения. "Взрывные" реакции могут быть вызваны даже незначительным и малозначимым стимулом. Поэтому нужно понимать и одновременно предпринимать действия по предотвращению агрессии, основанной на физиологической почве. Упустив этот момент, можно пустить ситуацию на самотёк. Потому что все морально-нравственные качества воспитанные ещё в более раннем возрасте, могут обратиться в прах в силу очень сильных внутренних перестроек. Данный кризис организма требует реализации огромного энергетического потенциала. Подросткам просто необходимо выплёскивать всю ту энергию, которая накапливается в них из-за внутренних изменений. Плюс ко всему, отмечу то, что в подростковый период ребёнок начинает чувствовать обретение новых физических сил, что ещё больше наталкивает на агрессивное поведение.

Максимализм присущий подросткам, имеет предпосылки к агрессивному поведению. Максимализм основывается на "быстроте" взглядов, установок, которые очень быстро меняется. Подросток мыслит чёрно-белыми категориями и часто бросается в крайности: "Либо хорошо - либо плохо","Если вы меня наказали, значит вы меня не любите". Абсолютность в выводах и крайность в суждениях и есть подростковый максимализм мышления.

Решением проблемы по "биологической агрессии" будет таковым, что нужно направить эту энергию не в разрушение, а в созидание. Создать условия для проявление "легальной" агрессии. Например, спортивная секция, предусматривающая активное поведение с выбросом энергии.

2. Личностные причины

На основании биологических причин происходят личностные перестройки. Психосоматическое воздействия непреодолимых состояний раздражения и резкой подавленности при огромном обороте активности, влияют на личностные структуры подростка. Помимо биологических причин, которые неблагоприятно влияют на подростковую личность, существуют воспитательные причины (которые будут указаны ниже). Соответственно этот комплекс причин сходится клином на личностной сфере.

Под личностными причинами агрессии может скрываться чувство вины. Агрессия вызывается скорее не самим чувством вины, хотя оно может частично влиять на агрессивность, а скорее эмоциональной обидой на происходящее подпитываемое виной. Подросток под маской агрессивной личности направляет свою обиду на своего обидчика. Ситуация может развиваться и по другому сценарию. Из-за сильного чувства вины, подросток может направлять всю агрессивную энергию на себя и заняться самобичеванием. Чувство вины за собой вызывает чувство неуверенности в себе. Это чувство сопровождается агрессией, и агрессия, тут является в роли маски и инструмента, для того, чтобы как-то утвердить себя в своём окружении. Часто это может реализовываться за счёт слабых, с помощью заработка авторитета перед наиболее сильными. Также агрессивное поведение под почвой неуверенности в себе может быть вызвано причиной недостатка внимания и понимания.

Исходя из этого, стоит пересмотреть отношение к подростку. Хотя он и ведёт себя агрессивно и очень жестоко по отношению к своему окружению, подросток всё равно заслуживает внимания, понимания и тепла. Именно под маской агрессии он даёт сигнал миру, что он хочет быть понятым, чтобы его выслушали и поддержали. Нельзя обвинять подростка в его агрессии, винить его за кризис, который он, впрочем, и не хотел переживать.

3. Причины воспитания

Часто у истоков подростковой агрессии лежит неправильное воспитание. Мы уже рассмотрели две внутренних причины агрессивного поведения подростков. К внешней причине относится само воспитание. Подростковый период насыщен нестабильными и полярными выпадами ребёнка, например, такими как: холодность, подавленность, вспыльчивость, излишняя эмоциональность, плохие друзья и т.д. Эти моменты могут послужить излишним ужесточением мер по отношению к подростку. Поэтому отмечу такие крайности в воспитательном стиле как авторитарность и гиперопека.

Авторитарный стиль воспитания предусматривает сильный контроль со стороны родителей, что вызывает, в свою очередь, протестующее поведение ребёнка. В подростковом возрасте главным аспектом является самовыражение и самостоятельность. Естественно, не стоит забегать в крайности и давать подростку флаг в руки и предоставить ему абсолютную свободу. Чаще всего, он ей воспользуется не в свою пользу. Необходимо видеть его порывы, поддерживать положительные начинания и пресекать социально неодобряемые действия. Поэтому нужно правильно подбирать степень свободы. Авторитарный стиль предполагает полный контроль, что как раз таки и вызывает протестующее поведение у ребёнка.

Гиперопека формирует высокую потребность во внимании. Если в случае с авторитарностью, почвой для агрессивного поведения является сильный контроль, в ответ на который следует протест, то в случае с гиперопекой ребёнок с помощью истерических и агрессивных форм поведения будет ультимативно требовать к своей персоне большего внимания, которым могли баловать его родители.

Отмечу ещё такие важные моменты как социальный статус и уровень жизни.

При том случае, когда семья бедная, подросток может вести себя агрессивно из-за материального положения семьи. Например, он будет чувствовать себя ограниченным в некоторых благах, которых не могут обеспечить родители своего ребёнка. В случае с обеспеченной семьёй, у ребёнка имеется всё, что он захочет. Агрессивные капризы и постановка себя выше других тут тоже будет присутствовать.

Насилие в семье может являться одним из ключевых аспектов возникновения агрессивности у подростка. Ребёнок видящий насилие в семье, начинает принимать агрессивные формы поведения как собственные. Принимает он их за счёт подражания и воспитательного момента. Подростки, зачастую, неосознанно копируют формы поведения родителей. Они впитывают в себя то, что им показывают. Существует момент, когда родители направляют злость и агрессию на ребёнка, что, в свою очередь, вызывают аналогичную ответную реакцию.

4. Внешние значимые причины

 Тут всё коротко и ясно. Причиной агрессивного поведения может быть сама ситуация или значимый момент в жизни. Например, сильные стрессовые состояния из-за волнения по поводу оценок, тяжёлый процесс обучения, неразделённая любовь и т.д. Причиной тут выступают личные и значимые ситуации в жизни подростка. Тут следует обратить внимание на сами интересы ребёнка, что произошло в его жизни и насколько это дня него значимо.



Глава 2: Практическая работа

    Что бы понять, насколько моя работа актуальна, среди 9-х классов был проведен анкетный опрос: «Агрессия и подростки». В общей сложности было опрошено 20 человек

Вопросы анкеты:

Знаете ли вы что такое агрессия?

Бывают ли у вас вспышки агрессии?

Что может привести вас к агрессии?

Как вы с ней справляетесь?

Я проанализировала ответы и выявила следующее:

На вопрос «Знаете ли вы что такое агрессия?»

«Да» ответило 100%

«Нет» ответило 0%

На вопрос «Бывают ли у вас вспышки агрессии?»

«Да» ответило 100%

«Нет» ответило 0%

На вопрос «Что может привести вас к агрессии?»

( Свободный ответ)

«Всё»- 20%

«Школа»-5%

«Действие/Фактор»-50%

«Люди»-10%

«Разные»-10%

«Не знаю»-5%

На вопрос «Как вы с ней справляетесь?»

«Отвлечь себя»-20%

«Пытаюсь успокоиться»-20%

«Никак»-30%

«Как получится»-10%

«Само проходит»-10%

«Добрыми мыслями»-5%

«Не знаю»-5%

       Проведённый опрос показал, что все знают, что такое агрессия, и они сами могут проявлять её к окружающему миру. Так же я узнала, что причиной данных вспышек, в большинстве, приводит какое-нибудь действие либо фактор. А вот чтобы справится с агрессией большинство ничего не предпринимает, но чуть меньшая часть людей пытается отвлечь себя, либо пытается успокоиться.

И так как ответы на последний вопрос меня, достаточно, озадачили, я решила сделать памятку, в которой есть 7 способов, как избавиться от агрессии.


Заключение


Исходя из теоретической части работы, можно выявить, что таким образом, подростковая агрессия – это деструктивное (направленные на разрушение) поведение ребенка, которое полностью или частично противоречит сложившимся в обществе правилам и нормам. При этом данная особа старается разрушить, нанести вред одушевленным и неодушевленным предметам, вызвать срыв или психологический дисбаланс.

Подросток может по-разному выражать свои чувства. Это может быть как обычная подавленность, так и взрыв эмоций. Если же школьник всегда спокоен и покладист, такое поведение должно насторожить маму с папой. Такое состояние свидетельствует о том, что ребенок либо накапливает агрессию, либо он просто не способен отстаивать свою точку зрения. И в том, и в другом случае это чревато последствиями.

Сделав общий вывод из всего вышесказанного, я могу подтвердить выдвинутую мной гипотезу: «… агрессия, достаточно, обыденное и опасное проявление в поведении у подростка, которое негативно влияет на взаимоотношения, но как бороться с ней, знают не многие».





Список использованных источников


https://www.b17.ru/article/kid_psycholog/

https://findmykids.org/blog/ru/podrostkovyj-period

https://psyhoterapy.info/deti-podrostki/podrostkovaya-agressiya.html

https://podrostok.68edu.ru/?p=2495


Продукт проектной деятельности


w1647313098.jpg
​​​​​​​
j1647313114.jpg


Презентация к проекту
PPTX / 292.82 Кб








Автор материала: О. М. (9 класс)
Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (2)

Ломакина Ирина Алексеевна, 15.03.22 в 08:35 2Ответить Пожаловаться
Молодец, основательно!
Фролова Елена Николаевна, 16.03.22 в 08:09 1Ответить Пожаловаться
Спасибо!Действительно,работа проделана большая!

Отредактировано 16-03-2022 08:09

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.