12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Клюшова222
Работаю в школе .Занимаюсь спортом, люблю выращивать цветы.
Россия, Новосибирск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 56»









Проектная работа



                                   Тема : «Изменение окраски цветков у фиалки узумбарской»



Выполнила: ученица 7 «В» класса Ковтун Екатерина

Руководитель: Клюшова Е.Н, учитель биологии







2020г




Оглавление



Введение 3


Объект исследования 4

Методы исследования 5

Методика проведения исследования 6

Результаты исследований 8

Выводы 11

Заключение 12

Список литературы 13

Приложения 14






Введение

Летом этого года у нас на даче впервые зацвела гортензия. Среди белых цветков неожиданно стали появляться розовые. Мне захотелось попробовать изменить лепестки цветка у моего любимого комнатного растения. Поэтому я решила провести данное исследование. На мой взгляд, тема над которой я работала, вызовет большой интерес, будет познавательной не только для меня, но и учащихся и даже взрослых.

Цель работы: изменить окраску цветков у фиалки узумбарской

Задачи:

1.Выявить причины изменения окраски цветка

2.Доказать опытным путем изменение окраски цветка



Практическая значимость проекта состоит в том, что полученную информацию по результатам исследования работы можно использовать в обыденной жизни, а также на уроках биологии.



Объект исследования

Объектом моего исследования является фиалка узамбарская с цветками голубой окраски 


Фиалка узамбарская


Многолетнее травянистое растение с укороченным сочным стеблем. Листья многочисленные, черешковые, расположены густо, широко овальные или округлые, сердцевидные в основании, с волнистым слабогородчатым краем, тёмно – зелёные, снизу красноватые, сильноопушенные, толстые, ломкие, образуют красивую плоскую розетку. Общая высота около 30 см, длина листьев до 6 – 8 см, длина черешков до 12 – 16 см. Края и размеры листовой пластинки, а также степень опушенности, интенсивность окраски верхней и нижней стороны сильно варьируются. Над розеткой листьев возвышаются цветоносы, которые развиваются из боковых почек в основании листа. Цветки простые или махровые, собраны в многоцветковые соцветия, в каждом от 1 – 2 до 10 – 12 цветков диаметром 2 – 3 см. Существуют сорта с белыми, розовыми, лиловыми, синими ,голубыми цветками. Плоды продолговатые коробочки длиной от 1 до 3,5 см, содержат по несколько сотен очень мелких семян. На родине цветёт круглый год, но в наших условиях в тёмные зимние месяцы цветение обычно прекращается. Светолюбивое, но теневыносливое растение.[3]


Методы исследования:



В соответствии с целями и задачами исследования мной были использованы следующие методы исследования:

- анализ литературы

- лабораторный опыт

наблюдение

- сравнение

- обобщение, обработка данных




Методика проведения исследования



Чтобы ответить на вопрос: чем вызвано изменение окраски цветка я обратилась к литературе [2,5], откуда выяснила, что в клетках лепестков цветка содержатся особые вещества антоцианы, которые придают цветкам соответствующую окраску.

Проанализировав литературу, выяснила, что изменение окраски цветка может быть вызвано:

А. искусственным путём (с использованием химических веществ)

Б. естественным путем



Причинами изменения окраски цветка, вызванными искусственным путем, являются:

1. изменение реакции среды,

антоцианы могут изменять свой цвет в зависимости от реакции среды: в кислой среде они приобретают красный цвет, а в щелочной - синий

2. разрушение красящих веществ (антоцианов)



Причиной естественного изменения окраски цветка, является:

1. изменение реакции среды (реакции среды в клетках растений), антоцианы могут изменять свой цвет в зависимости от реакции среды: в кислой среде они приобретают красный цвет, а в щелочной - синий



Соблюдая правила техники безопасности при работе с использованием едких веществ, (приложение 3) доказала изменение окраски у срезанного цветка фиалки (в опыте №1,2,3) опытным путем. Живые растения, как обьекты исследования не использовала т.к. едкие вещества губительны для растения.

Провела опыты (методика проведения опытов взята из [2]



опыт №1

(реакция среды кислая)

1.Срезала цветок фиалки узамбарской голубой окраски

2. Поставила в стаканчик с водой, накрыла прозрачным стеклянным колпаком

3. После этого на кусочек ваты осторожно нанесла несколько капель концентрированной соляной кислоты и поместила его под колпак.

4.Засекла время проведения опыта (начало опыта, окончание опыта)



Опыт №2

(реакция среды щелочная)

1. Срезала цветок фиалки узамбарской голубой окраски

2. Поставила в стаканчик с водой, накрыла прозрачным стеклянным колпаком

3. После этого на кусочек ваты осторожно нанесла несколько капель гидроксида Na.

4. Засекла время проведения опыта (начало опыта, окончание опыта)


Опыт№3

(разрушение красящих веществ)

1. Срезала цветок фиалки узамбарской голубой окраски

2. Поставила в стаканчик с водой, накрыла прозрачным стеклянным колпаком

3. Туда же поставила тигелёк с подожжённым кусочком серы.

4. Засекла время проведения опыта (начало опыта, окончание опыта)



Опыт№4

В садоводческом магазине приобрела алюминия сульфат, чтобы закислить почву.

Приготовила раствор для полива, для этого:

растворила ½ чайной ложки в 1 л воды размешала раствор (согласно инструкции), соблюдая технику безопасности при работе с химическими веществами.

Полила фиалку узумбарскую раствором алюминия сульфата однократно (04.02.2020г). Норма полива-до увлажнения почвы (мл).




Результаты исследований



Данные по результатам опытов представлены в таблице 1



Таблица 1

Изменение окраски цветка (вызванное искусственным путем)



опыта

Название опыта

Время проведения опыта

Окраска цветка до опыта

Окраска цветка после опыта

Начало опыта


окончание опыта

1

реакция среды кислая

13-55


14-15


голубая

красная

2

реакция среды щелочная


14-20

14-27

голубая

синяя

3




разрушение красящих веществ серой



голубая


белая

4


полив алюминия сульфатом


04.02.

05.02.

голубая

синяя



Выводы: в опытах №1, №2, №3 произошло изменение окраски цветка.

Голубая окраска цветка сменилась на красную, синюю и белую.

Это произошло по причине:

изменения реакции среды в опытах - 1, 2; под действием едких веществ

разрушения красящих веществ(антоцианов) в опыте №3 образовавшимся

сернистым газом.

В опыте №4 на следующий день наблюдала изменение окраски цветка с голубого на синею.

Выводы



1.Изменение окраски цветка фиалки происходит с использованием химических веществ -концентрированной соляной кислоты и щелочи, алюминия сульфата.

2.Опытным путем доказала, что изменение окраски цветка происходит по причине:

А. изменения цвета антоцианов в зависимости от реакции среды

Б. разрушения антоцианов




Заключение



Проведя исследование по данной теме, я пришла к выводу,

что в зависимости от кислотности почв можно менять окраску цветков, используя химические препараты. Наблюдать изменение окраски цветка можно не только у срезанных цветов, но и у цветущих растений.

В дальнейшем планирую продолжить сбор информации о растениях изменяющих окраску цветка (естественным способом).




Список литературы



1.Алексеев С.В., Груздева Н.В. Экологический практикум школьника - и:»Учебная литература»,2005

2.Анциферов А.В. Комнатные растения в школе: наблюдения и эксперименты - «Дрофа», 201

3.Голубев В.Б., Ремизов А.С. Мир комнатных растений - Издательство «Астрель», 2006

4.Захарова Н.Ю. Тематическое и поурочное планирование по биологии - «Экзамен», 2008

5.Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике-М «Просвещение»,1978

6. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя часть 2-М «Просвещение», учебная литература,1997



=

Приложение 1




Фото 1

t1611654922ab.jpgt1611654922ac.jpg

фото 2



t1611654922ab.jpgt1611654922ad.jpg

фото 3

t1611654922ae.jpgt1611654922af.jpg

Фото 4





Приложение 3



Техника безопасности при проведении опытов с использованием едких веществ



В данном исследовании используются едкие (концентрированная соляная кислота и гидроксид натрия). С ними необходимо работать на поддоне в резиновых перчатках соблюдая осторожность.

Недопустимо попадание растворов в глаза на кожу, одежду, мебель.[1]




















Автор материала: Е. Ковтун (7 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.