Автор публикации: Е. Ковтун, ученица 7В класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 56»
Проектная работа
Тема : «Изменение окраски цветков у фиалки узумбарской»
Выполнила: ученица 7 «В» класса Ковтун Екатерина
Руководитель: Клюшова Е.Н, учитель биологии
2020г
Оглавление
Введение 3
Объект исследования 4
Методы исследования 5
Методика проведения исследования 6
Результаты исследований 8
Выводы 11
Заключение 12
Список литературы 13
Приложения 14
Введение
Летом этого года у нас на даче впервые зацвела гортензия. Среди белых цветков неожиданно стали появляться розовые. Мне захотелось попробовать изменить лепестки цветка у моего любимого комнатного растения. Поэтому я решила провести данное исследование. На мой взгляд, тема над которой я работала, вызовет большой интерес, будет познавательной не только для меня, но и учащихся и даже взрослых.
Цель работы: изменить окраску цветков у фиалки узумбарской
Задачи:
1.Выявить причины изменения окраски цветка
2.Доказать опытным путем изменение окраски цветка
Практическая значимость проекта состоит в том, что полученную информацию по результатам исследования работы можно использовать в обыденной жизни, а также на уроках биологии.
Объект исследования
Объектом моего исследования является фиалка узамбарская с цветками голубой окраски
Фиалка узамбарская
Многолетнее травянистое растение с укороченным сочным стеблем. Листья многочисленные, черешковые, расположены густо, широко овальные или округлые, сердцевидные в основании, с волнистым слабогородчатым краем, тёмно – зелёные, снизу красноватые, сильноопушенные, толстые, ломкие, образуют красивую плоскую розетку. Общая высота около 30 см, длина листьев до 6 – 8 см, длина черешков до 12 – 16 см. Края и размеры листовой пластинки, а также степень опушенности, интенсивность окраски верхней и нижней стороны сильно варьируются. Над розеткой листьев возвышаются цветоносы, которые развиваются из боковых почек в основании листа. Цветки простые или махровые, собраны в многоцветковые соцветия, в каждом от 1 – 2 до 10 – 12 цветков диаметром 2 – 3 см. Существуют сорта с белыми, розовыми, лиловыми, синими ,голубыми цветками. Плоды продолговатые коробочки длиной от 1 до 3,5 см, содержат по несколько сотен очень мелких семян. На родине цветёт круглый год, но в наших условиях в тёмные зимние месяцы цветение обычно прекращается. Светолюбивое, но теневыносливое растение.[3]
Методы исследования:
В соответствии с целями и задачами исследования мной были использованы следующие методы исследования:
- анализ литературы
- лабораторный опыт
наблюдение
- сравнение
- обобщение, обработка данных
Методика проведения исследования
Чтобы ответить на вопрос: чем вызвано изменение окраски цветка я обратилась к литературе [2,5], откуда выяснила, что в клетках лепестков цветка содержатся особые вещества антоцианы, которые придают цветкам соответствующую окраску.
Проанализировав литературу, выяснила, что изменение окраски цветка может быть вызвано:
А. искусственным путём (с использованием химических веществ)
Б. естественным путем
Причинами изменения окраски цветка, вызванными искусственным путем, являются:
1. изменение реакции среды,
антоцианы могут изменять свой цвет в зависимости от реакции среды: в кислой среде они приобретают красный цвет, а в щелочной - синий
2. разрушение красящих веществ (антоцианов)
Причиной естественного изменения окраски цветка, является:
1. изменение реакции среды (реакции среды в клетках растений), антоцианы могут изменять свой цвет в зависимости от реакции среды: в кислой среде они приобретают красный цвет, а в щелочной - синий
Соблюдая правила техники безопасности при работе с использованием едких веществ, (приложение 3) доказала изменение окраски у срезанного цветка фиалки (в опыте №1,2,3) опытным путем. Живые растения, как обьекты исследования не использовала т.к. едкие вещества губительны для растения.
Провела опыты (методика проведения опытов взята из [2]
опыт №1
(реакция среды кислая)
1.Срезала цветок фиалки узамбарской голубой окраски
2. Поставила в стаканчик с водой, накрыла прозрачным стеклянным колпаком
3. После этого на кусочек ваты осторожно нанесла несколько капель концентрированной соляной кислоты и поместила его под колпак.
4.Засекла время проведения опыта (начало опыта, окончание опыта)
Опыт №2
(реакция среды щелочная)
1. Срезала цветок фиалки узамбарской голубой окраски
2. Поставила в стаканчик с водой, накрыла прозрачным стеклянным колпаком
3. После этого на кусочек ваты осторожно нанесла несколько капель гидроксида Na.
4. Засекла время проведения опыта (начало опыта, окончание опыта)
Опыт№3
(разрушение красящих веществ)
1. Срезала цветок фиалки узамбарской голубой окраски
2. Поставила в стаканчик с водой, накрыла прозрачным стеклянным колпаком
3. Туда же поставила тигелёк с подожжённым кусочком серы.
4. Засекла время проведения опыта (начало опыта, окончание опыта)
Опыт№4
В садоводческом магазине приобрела алюминия сульфат, чтобы закислить почву.
Приготовила раствор для полива, для этого:
растворила ½ чайной ложки в 1 л воды размешала раствор (согласно инструкции), соблюдая технику безопасности при работе с химическими веществами.
Полила фиалку узумбарскую раствором алюминия сульфата однократно (04.02.2020г). Норма полива-до увлажнения почвы (мл).
Результаты исследований
Данные по результатам опытов представлены в таблице 1
Таблица 1
Изменение окраски цветка (вызванное искусственным путем)
№ опыта | Название опыта | Время проведения опыта | Окраска цветка до опыта | Окраска цветка после опыта | |
Начало опыта | окончание опыта | ||||
1 | реакция среды кислая | 13-55 | 14-15 | голубая | красная |
2 | реакция среды щелочная | 14-20 | 14-27 | голубая | синяя |
3 | разрушение красящих веществ серой | | | голубая | белая |
4 | полив алюминия сульфатом | 04.02. | 05.02. | голубая | синяя |
Выводы: в опытах №1, №2, №3 произошло изменение окраски цветка.
Голубая окраска цветка сменилась на красную, синюю и белую.
Это произошло по причине:
изменения реакции среды в опытах - 1, 2; под действием едких веществ
разрушения красящих веществ(антоцианов) в опыте №3 образовавшимся
сернистым газом.
В опыте №4 на следующий день наблюдала изменение окраски цветка с голубого на синею.
Выводы
1.Изменение окраски цветка фиалки происходит с использованием химических веществ -концентрированной соляной кислоты и щелочи, алюминия сульфата.
2.Опытным путем доказала, что изменение окраски цветка происходит по причине:
А. изменения цвета антоцианов в зависимости от реакции среды
Б. разрушения антоцианов
Заключение
Проведя исследование по данной теме, я пришла к выводу,
что в зависимости от кислотности почв можно менять окраску цветков, используя химические препараты. Наблюдать изменение окраски цветка можно не только у срезанных цветов, но и у цветущих растений.
В дальнейшем планирую продолжить сбор информации о растениях изменяющих окраску цветка (естественным способом).
Список литературы
1.Алексеев С.В., Груздева Н.В. Экологический практикум школьника - и:»Учебная литература»,2005
2.Анциферов А.В. Комнатные растения в школе: наблюдения и эксперименты - «Дрофа», 201
3.Голубев В.Б., Ремизов А.С. Мир комнатных растений - Издательство «Астрель», 2006
4.Захарова Н.Ю. Тематическое и поурочное планирование по биологии - «Экзамен», 2008
5.Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике-М «Просвещение»,1978
6. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя часть 2-М «Просвещение», учебная литература,1997
=
Приложение 1
Фото 1
фото 2
фото 3
Фото 4
Приложение 3
Техника безопасности при проведении опытов с использованием едких веществ
В данном исследовании используются едкие (концентрированная соляная кислота и гидроксид натрия). С ними необходимо работать на поддоне в резиновых перчатках соблюдая осторожность.
Недопустимо попадание растворов в глаза на кожу, одежду, мебель.[1]