12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ванчугова Светлана Михайловна10373
В профессии уже более 30 лет. Люблю свою работу и своих учеников
Россия, Кировская обл., советск
Материал размещён в группе «Метод проектов. Методика и опыт»
5

Проектная работа «Как бороться с недостатком двигательной активности?»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов №1

города Советска Советского района Кировской области







Проектная работа

«Как бороться с недостатком двигательной активности?»





Авторы работы: ученицы 4б класса

Кулешова Виктория и Кулешова Анастасия

Работа выполнена под руководством

учителя начальных классов

Ванчуговой Светланы Михайловны

Адрес учреждения: 613340, г. Советск Кировской области, ул. Карла Либкнехта, 24







Советск 2020

Оглавление


Введение …………………………………………………………………………..3

1. Двигательная активность как условие сохранения здоровья ………...……..4

2. Здоровый образ жизни школьника …………………………………………...6

3. Исследование двигательной активности учеников 4б класса ………………9

4. Разработка комплекса упражнений «Движение против COVID-19:

гимнастика за рабочим столом» ………………………………………………..11

Заключение ………………………………………………………………………13

Список литературы ……………………………………………………………...14

Приложения ……………………………………………………………………..15


Введение


Проблема недостаточной двигательной активности школьников стала в последнее время еще острее. В марте 2019 г. из-за пандемии COVID-19 школы в России перешли на дистанционное обучение, прекратили свою работу спортивные секции, двигательная активность школьников резко сократилась. В новом учебном году ситуация не нормализовалась, все стараются как можно больше времени проводить дома, а значит, - недостаточно двигаются. Все это может негативно отразится на здоровье школьников и требует поиска путей увеличения их двигательной активности.

Гипотеза:недостаток двигательной активности школьника может привести к развитию различных хронических заболеваний, но даже в условиях пандемии можно поддерживать достаточно высокий ее уровень.

Цель проекта – выяснить, как может отразиться недостаток двигательной активности на здоровье школьников и предложить меры по повышению двигательной активности в условиях пандемии.

Задачи:

1) выяснить, почему двигательная активность является условием сохранения здоровья школьника;

2) выяснить, какие формы двигательной активности должен включать режим дня школьника в соответствии с правилами здорового образа жизни;

3) путем анкетирования выявить уровень двигательной активности учеников 4б класса;

4)разработать комплекс упражнений «Движение против COVID-19: гимнастика за рабочим столом».

Объектом исследования является двигательная активность школьников, предметом исследования – способы ее поддержания.

Продуктом проекта является комплекс упражнений«Движение против COVID-19: гимнастика за рабочим столом».


1. Двигательная активность как условие сохранения здоровья


Движение – это жизнь…


Двигательная активность – это сумма движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности [3].

Если проследить историческое развитие человечества, то можно увидеть как с появлением и развитием техники, сокращается двигательная активность человека. Особенно подвержены гиподинамии (недостатку двигательной активности) люди некоторых профессий (бухгалтеры, операторы, программисты и др.), а также школьники и студенты.

Ученым давно известно, что тесная связь между двигательными функциями человека и работой его внутренних органов. В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности [2].

При этом исследования свидетельствуют, что около 80% дневного времени ученики школ находятся в статическом сидячем положении (рис.1).

t1607778069aa.jpg

Рисунок 1 – Статичное положение школьников

Двигательная активность подразделяется на организованную и неорганизованную.

Организованная двигательная активность – это сумма специально выбираемых и направленно влияющих на организм физических упражнений и двигательных мероприятий. Сюда относятся физические упражнения на уроках физкультуры, на занятиях в спортивных секциях и т.д.

Неорганизованная двигательная активность– это сумма всех самопроизвольно осуществляемых человеком движений (при обычной жизнедеятельности) [3].

Как правило, доля организованной двигательной активности в режиме дня школьника очень невелика (несколько уроков физкультуры в неделю). Да и уровень неорганизованной активности невысок. В школе не приветствуются шумные подвижные игры, в лучшем случае, школьники передвигаются в перемены по классу (из-за пандемии даже нахождение в школьных коридорах ограничено).

После такого малоактивного дня наступает вечер – время подготовки домашнего задания. Получается, что и вечер школьник проводит все в той же статичной сидячей позе. Даже кратковременный отдых большинство детей проводят за компьютером, чтением или сидя перед телевизором.

Отсюда, целый комплекс проблем со здоровьем (рис.2).

t1607778069ab.png

Рисунок 2 – Последствия долгого сидения без движения


Таким образом, гиподинамия приводит к существенному ухудшению здоровья – быстрой утомляемости, снижению памяти и внимания, ухудшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, искривлению осанки и развитию болезней позвоночника. Кроме того, в случае заражения коронавирусной инфекцией, пневмонией или гриппом, увеличивается риск развития самых разных осложнений.


2. Здоровый образ жизни школьника


Осознавая важность поддержания здоровья школьника, необходимо планировать как режим дня, так и режим его дополнительных занятий в соответствии с принципами здорового образа жизни.

Под здоровым образом жизни (ЗОЖ) понимается образ жизни, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом [2].

Режим дня школьника должен включать следующие обязательные формы двигательной активности:

утренняя зарядка;

занятия физкультурой школе;

дополнительные занятия в спортивных секциях;

активные игры во время отдыха.

Утренняя зарядка

Учеными уже давно доказано, что в школьном возрасте у человека еще не до конца сформирован скелет, поэтому упражнения имеют огромное значение для здоровья. К преимуществам утренней зарядки можно отнести:

1) быстрое пробуждение, значительное увеличение продуктивности школьного дня;

2) укрепление иммунитета, сокращение количества простуд и прочих болезней;

3) улучшение кровообращения, благодаря чему запускаются все системы организма. Это придает бодрости и собранности;

4) домашняя гимнастика закаляет человека. Он становится более активным, готов к любым стрессовым ситуациям;

5) ежедневная зарядка дисциплинирует, что очень пригодится во взрослой жизни.

Занятия физкультурой в школе

Уроки физкультуры относятся к организованной двигательной активности. Это значит, что физическая нагрузка тщательно рассчитана с учетом возраста, пола и состояния здоровья школьника. Кроме того, есть специальная программа занятий, куда включены и различные физические упражнения (подтягивания, отжимания, бег и др.), и спортивные игры (баскетбол, волейбол и др.) и даже лыжная подготовка (рис.3).

t1607778069ac.jpg

Рисунок 3 – Урок физкультуры в 4б классе


Уроки физкультуры проходят в специально оборудованных местах – в спортивных залах и на стадионах. Это расширяет возможности, снижает риски получения травм.

Дополнительные занятия в спортивных секциях

Помимо уроков физкультуры в школе, школьнику желательно посещать спортивные секции, а также кружки, занятия в которых предполагают двигательную активность.

В г. Советске работают Физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК), Детская спортивная школа, танцевальные кружки в Районном доме народного творчества (РДНТ), различные секции в школах.

Мы посещаем баскетбольную секцию в ФОКе, занимаемся у тренера Павла Геннадьевича Шевнина (Приложение 1). Баскетбол – очень активная игра, сочетающая в себе бег, прыжки, маневрирование и броски. Игра способствует укреплению мускулатуры, развивает координацию движений, ловкость и вестибулярный аппарат, просто заряжает энергией.

Также мы посещаем образцовый ансамбль эстрадного танца «Анютины глазки» (руководитель – Касьянова Анна Владимировна). Танцы – особый вид двигательной активности, где все движения выполняются под музыку. Однако, это совсем не значит, что заниматься танцами легче, чем спортом. Большая часть занятий – это физические тренировки на развитие гибкости, выносливости, координации (Приложение 2).

Активные игры во время отдыха

Активный отдых особенно необходим школьнику, который почти весь день проводит в статичной позе. Самый лучший вариант – это различные игры и занятия на свежем воздухе (Приложение 3): велосипедные прогулки, «догонялки», «снежки» и т.д. Эти игры не только способствуют физическому развитию, но и укрепляют иммунитет, помогают заводить друзей и повышают настроение.

Таким образом, здоровый образ жизни предполагает различные формы двигательной активности: от спонтанных подвижных игр до школьных уроков физкультуры. Если при этом уделять внимание еще и правильной организации питания, а также режиму сна и отдыха, то можно получить очень хороший результат: «здоровое тело» и «здоровый дух»!



3. Исследование двигательной активности учеников 4б класса


Мы разработали анкету для своих одноклассников (Приложение 4), чтоб изучить уровень их двигательной активности.

Всего в анкетировании приняли участие 22 ученика 4б класса.

Анкетирование проводилось после уроков (Приложение 5).

В ходе обработки результатов анкетирования мы установили, что 13 из 22 наших одноклассников (или 59%) делают дома утреннюю зарядку, а 9 человек (или 41%) зарядку не делают.

При этом 20 человек признались, что любят уроки физкультуры. Это почти 91%. Только 2 человека (или 9%) физкультурой занимаются без большого энтузиазма.

На рис.4 показано, чем предпочитают заниматься наши одноклассники в свободное время.

t1607778069ad.gif

Рисунок 4 – Предпочитаемые занятия учеников 4б класса


82% наших одноклассников предпочитают в свободное время гулять с друзьями. По 9% свое свободное время проводят за чтением и игрой на компьютере. Это значит, что большинство учеников нашего класса предпочитают активный отдых на свежем воздухе.

Как именно наши одноклассники предпочитают проводить время на улице можно увидеть по диаграмме на рис.5.

t1607778069ae.gif

Рисунок 5 –Предпочитаемые занятия учеников 4б класса

во время прогулки на улице


11 человек или 50% наших одноклассников предпочитают во время прогулок на улице играть в активные игры с друзьями, 4 человека или 18% - кататься на велосипеде, по 9% - кататься на лыжах и коньках.

На рис. 6 представлены кружки и секции, которые посещают наши одноклассники.

t1607778069af.gif

Рисунок 6 – Кружки и секции, посещаемые учениками 4б класса

Самыми популярными кружками и секциями среди учеников 4б класса являются танцевальный кружок и теннис, их посещают по 23% наших одноклассников. 14% учеников посещают баскетбол, по 9% ходят на футбол, дзюдо и рукопашный бой. Также несколько ребят занимаются легкой атлетикой, боксом и верховой ездой.

Следует отметить, что 12 человек или 55% наших одноклассников сообщили, что хотят связать свою жизнь с профессиональным спортом. И все 22 человека согласились, что «Активное движение – признак здорового образа жизни».

Таким образом, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне двигательной активности учеников 4б класса. Мы и наши одноклассники любим физкультуру, посещаем различные спортивные кружки и секции, играем в подвижные игры на свежем воздухе.


4. Разработка комплекса упражнений «Движение против COVID-19: гимнастика за рабочим столом»


Пандемия COVID-19 диктует нам новые условия жизни. Режим ограничений не позволяет нам играть большими компаниями на свежем воздухе, посещать некоторые кружки. Увеличивается количество заданий, которые мы должны выполнять за компьютером. Продолжительность осенних каникул была увеличена. Классы, в которых вводится карантин, занимаются в дистанционном формате. Все это привело к тому, что общая продолжительность времени, которое мы проводим сидя за партой и рабочим столом значительно увеличилась.

Когда долго сидишь за столом (партой), устает позвоночник, начинает болеть шея, хуже работают внутренние органы, в том числе и легкие. А ведь чтобы противостоять вирусам, наши легкие должны быть крепкими.

Мы решили разработать комплекс упражнений, которые можно выполнять прямо за рабочим столом (табл. 1).

Таблица 1 - Комплекс упражнений «Движение против COVID-19: гимнастика за рабочим столом»

п/п

Название упражнения

Описание

упражнения

Назначение упражнения

1

«Ветер, ветер, ты могуч»

Сидя на стуле, выпрямит плечи, медленно и глубоко вдохнуть и задержать дыхание на 30-40 секунд. Затем с шумом и медленно выдыхать, создавая «сильный поток ветра». Повторить 10 раз

Укрепление легких, предотвращение скопления мокроты в легких

2

«Космонавтом стать хочу»

Сидя на стуле, выполнять вращение головой по 5 раз вправо и влево. Сделать 3 подхода

Снятие напряжения с мышц шеи

3

«Силачи»

Сидя на стуле, спина ровная, руки вытянуть в стороны, сжать кулаки. Сгибать и разгибать руки в локтях. Сделать 2 подхода по 10 раз

Снятие напряжения с мышц спины

4

«Неваляшки»

Стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Выполнять наклоны в стороны. Сделать 2 подхода по 10 раз

Снятие напряжения с мышц спины, усиление кровотока

5

«Наклоны-поклоны»

Стоя, ноги вместе, руки на поясе. Выполнять наклоны, стараясь тянуть мышцы шеи. Сделать 2 подхода по 10 раз

Снятие общего напряжения организма


Мы попробовали разработанный комплекс упражнений на себе, выполнив их после того, как выучили уроки. Оказалось, что все упражнения выполнять легко, это занимает совсем немного времени, а чувство усталости быстро проходит. А еще веселые названия, которые мы придумали для наших упражнений, заставляют улыбаться и улучшают настроение.

Фотографии наших занятий представлены в Приложении 6.

Заботьтесь о своем здоровье и регулируйте уровень двигательной активности. Мы убедились, что это легко сделать, даже дома, не отходя далеко от рабочего места.



Заключение


В результате работы над проектом был сделан ряд выводов.

1. Двигательная активностьпредставляет сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности, и является условием сохранения здоровья школьника. Недостаток движения (гиподинамия) приводит к существенному ухудшению здоровья – быстрой утомляемости, снижению памяти и внимания, ухудшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, искривлению осанки и развитию болезней позвоночника. Кроме того, в случае заражения коронавирусной инфекцией, пневмонией или гриппом, увеличивается риск развития самых разных осложнений.

2. Здоровый образ жизни предполагает различные формы двигательной активности: утреннюю зарядку, занятия физкультурой школе, дополнительные занятия в спортивных секциях и активные игры во время отдыха. Если при этом уделять внимание еще и правильной организации питания, а также режиму сна и отдыха, то можно получить очень хороший результат: «здоровое тело» и «здоровый дух»!

3. Согласно результатам анкетированиядвигательная активность учеников 4б класса находится на достаточно высоком уровне. Мы и наши одноклассники любим физкультуру, посещаем различные спортивные кружки и секции, играем в подвижные игры на свежем воздухе.

4. С недостатком двигательно активности в условиях пандемии можно бороться с помощью простых комплексов упражнений. Так, нами был разработан и апробирован комплекс упражнений «Движение против COVID-19: гимнастика за рабочим столом».

Таким образом, в ходе работы над проектом гипотеза полностью подтвердилась:недостаток двигательной активности школьника может привести к развитию различных хронических заболеваний, но даже в условиях пандемии можно поддерживать достаточно высокий ее уровень.

Список литературы


1. Польза гимнастики для детей / Сайт «Алгебра жизни» // Режим доступа: https://algebrazhizni.ru/polza-gimnastiki-dlya-detej/.

2. Двигательный режим школьника» / Сайт «Детская поликлиника» // Режим доступа: http://www.11gdp.by/informatsiya/articles/398-dvigatelnyj-rezhim-shkolnika.

3. Определение и виды двигательной активности / Сайт НИИ Гигиены // http://physicalactivity.niig.su/о-двигательной-активности/6-opredelenie-i-vidy-dvigatelnoj-aktivnosti.

4. Спортивные каникулы.Как организовать занятия физкультурой в домашних условиях? // Сайт «Просвещение» // https://prosv.ru.

5. Упражнения на дыхание для школьников / Сайт «Центр энергодыхания» // https://energybreathing.ru/blog/uprazhneniya-na-dyhanie-dlya-shkolnikov/.
















Приложение 1

Баскетбольная секция в ФОКе

t1607778069ag.gift1607778069ah.gif

t1607778069ai.gif






Приложение 2

Занятия в образцовом ансамбле эстрадного танца «Анютины глазки»

t1607778069aj.gif

t1607778069ak.gif

Приложение 3

Активные игры на свежем воздухе

t1607778069al.jpg

t1607778069am.gif




Приложение 4


Анкета


Делаешь ли ты дома утреннюю зарядку? (да/нет).

Нравится ли тебе заниматься на уроках физкультуры? (да/нет)

Как ты предпочитаешь проводить свободное время? (гулять с друзьями / читать / смотреть телевизор / играть на компьютере / свой вариант)

Как ты предпочитаешь проводить время на улице? (активные игры с друзьями (футбол, догонялки и другие игры) / прогулки на велосипеде / катание на роликовых коньках / лыжные прогулки / свой вариант)

Посещаешь ли ты спортивные секции, танцевальные кружки? (да /нет).Если да, то какие?

Хочешь ли ты связать свою жизнь с профессиональным спортом? (да / нет) Если да, то с каким видом спорта?

Согласен ли ты с тем, что «Активное движение – признак здорового образа жизни»? (да/нет)














Приложение 5

Проведение анкетирования в классе

t1607778069an.jpg

t1607778069ao.jpg

t1607778069ap.gif

Приложение 6

Апробация комплекса упражнений

t1607778069aq.jpgt1607778069ar.jpg

Упражнение Упражнение

«Космонавтом быть хочу» «Силачи»


t1607778069as.jpgt1607778069at.jpg

Упражнение Упражнение

«Неваляшка» «Наклоны-поклоны»


Авторы материала: А. Кулешова (4 класс), В. Кулешова (4 класс)
Опубликовано в группе «Метод проектов. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.