Родительское собрание «Утомляемость ребёнка и как с ней бороться»

5
0
Материал опубликован 19 December 2017 в группе

Тема « Утомляемость ребёнка и как с ней бороться».

Цель: формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;

объяснить родителям отчего наступает у детей утомляемость, чем опасно переутомление и как помочь ребёнку правильно отдохнуть.

План проведения собрания.

1.Мини- лекция « Утомляемость ребёнка и как с ней бороться ».

2.Анкетирование родителей школьным психологом.

3. Выступление школьного психолога.

Ход собрания.

1.Организационный момент. Постановка целей.

2.Выступление учителя :

Известно, что работоспособность очень зависит от внешних условий и функционального состояния организма .Двигательное беспокойство –защитная реакция организма ребёнка. Он, как бы отключается . давая себе отдых, не доводя свой организм до утомления.

В начале работы происходит постоянное повышение показателей умственной работоспособности, врабатывание, приспособление к деятельности .Затем наступает период оптимизма, потом появляются первые признаки утомления-снижение внимания, темпа работы, двигательное беспокойство. Это то, что можно заметить. В то же время повышается напряжение некоторых физиологических функций. Если в этот момент не отрегулировать величину нагрузки, то наступит утомление и резко упадёт работоспособность. Утомляемость на уроке не всегда связана с его трудностью. Многое зависит от уровня подготовленности ученика.

Начальными признаками переутомления могут служить изменения в поведении ребёнка – плаксивость, раздражительность, стойкое снижение работоспособности, снижение сопротивляемости организма к заболеваниям.

Важно помнить, что утомление возникает как из-за интеллектуальных перегрузок, так и из-за общей физической усталости. 
Переутомление возникает вследствие чрезмерной нагрузки на нервную систему ребенка, нарушения режима дня, недостаточного пребывания на свежем воздухе, высокой температуры или повышенной зашумленности помещения. Усталость сначала возникает в нервных клетках организма, а потом переходит на мышечную систему. 

Если утомление возникает слишком часто, то такое состояние может привести к серьезным нарушениям поведения, снижению успеваемости в школе и даже задержке психического развития.

Существуют признаки, указывающие на то, что ребенок переутомлен и испытывает хроническое перенапряжение.

1.Он не сосредоточен. Садясь за домашнюю работу, долго не может на ней сконцентрироваться, а учителя жалуются, что он плохо слушает на уроках, вертится.

2.Вечером ребенок долго не может заснуть, хотя может ложиться позже положенного. Днем, наоборот, чувствует сонливость.

3.У ребенка плохой аппетит, он худеет.

4.Младшеклассник становится возбужденным, а подросток раздражен и грубит, у него наблюдаются частые перепады настроения.

5.У ребенка болит голова и периодически поднимается артериальное давление. Особенно к скачкам давления на фоне интеллектуальных перегрузок склонны девочки.

Нужно помнить, что двигательная активность- самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления. На уроках проводим физкультминутки. Поэтому и дома при выполнении домашних заданий давайте ребёнку возможность немного подвигаться, поиграть. В перемену детям тоже хочется размяться , бегать , прыгать. Им нужна эмоциональная разрядка, потому так рады заняться новым видом деятельности. Двигательная активность – самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления .Очень полезны упражнения для мелких мышц пальцев руки. Это тоже повышает работоспособность и благотворно действует на функциональное состояние центральной нервной системы.

Важно соблюдение рационального режима дня. Особенно важен для ребёнка достаточный по продолжительности сон. Чем младше школьник, тем больше он должен спать. Недосыпание отрицательно сказывается на функциональном состоянии организма ребёнка и его работоспособности .Он быстро утомляется.

Как помочь?

Нетрудно представить себе, как повышается утомляемость и растёт комплекс школьных проблем у детей с отклонениями в состоянии здоровья при перегрузке. Основной путь повышения работоспособности – нормализация режима и снижение нагрузки. При этом стоит учесть несколько важных требований к организации режима дня:

-соблюдение нормативов ночного сна ,соблюдение нормативов пребывания на воздухе (прогулок, занятий спортом);

-ограничение времени приготовления домашних заданий ,

-категорически запрещать выполнение домашних заданий после 18.00–19.00.

Не позволяйте ребенку долго играть в компьютерные игры и смотреть телевизор. Желательно, чтобы ребенок не приступал к этим развлечениям до того, как закончит уроки и перед сном. Кстати еще и стимул быстрее выполнить домашнее задание. Следите за сюжетом и содержанием игр и фильмов, которые предпочитает ребенок. Никаких ужасов и кровавых боевиков

Если какие-то из данных симптомов не исчезают в течение 1,5–2 недель, нужно обратиться к врачу. Он может назначить препараты, помогающие организму своевременно восстанавливаться на фоне стресса, а также повышающие умственную работоспособность. Визит к доктору также необходим, потому что некоторые из проявлений усталости очень похожи на симптомы ряда соматических заболеваний, которые важно вовремя распознать.

В режиме дня ребёнка с повышенной утомляемостью обязательно должен быть выделен час-полтора для разгрузки, расслабления, отдыха. Очень полезны этим детям занятия спортом (но при выборе секции стоит проконсультироваться с врачом). Ещё одним значимым фактором снижения утомляемости может стать нормализация отношений ребенка со взрослыми (и педагогом, и родителями). Необходимо исключить психологическое давление, подчёркивание недостатков и проблем, речевые «атаки», наказания. Понимание, поддержка, конструктивная помощь взрослых снимают дополнительное напряжение и повышенную тревожность.

.Самое главное общайтесь со своим ребенком.

Прислушайтесь к нему. Обсудите с ребенком, все ли секции и кружки нужны ему. Оптимизируйте его распорядок. Прислушайтесь и к себе. Не является ли то, что ребенок занимается музыкой, оригами, футболом и вышивкой бисером вашими амбициями? Нравится ли ему? Может быть, учась в обычной школе и занимаясь лепкой из глины, он будет счастливее?

3.Выступление детского психолога.

Хроническая перегрузка нередко дает о себе знать простудами, которые ребенок «цепляет» одну за другой. Дело в том, что интеллектуальное переутомление снижает адаптационные возможности организма, в том числе и иммунной системы.

На фоне учебного стресса растет и количество хронических болезней. Среди них на первом месте заболевания органов дыхания и пищеварения, на втором – сердечно-сосудистые нарушения, на третьем – патологии нервной системы и опорно-двигательного аппарата. По статистике, за время обучения количество детей, имеющих хронические заболевания, возрастает в два раза.

Следите за тем, чтобы ребенок не проводил много времени у компьютера, если этого не требует учебный процесс. В подростковом возрасте он не должен просиживать за монитором больше полутора часов. Детям до 8 лет разрешается пробыть у компьютера около 40 минут, детям младше 7 лет – не более 20 минут в день. Если за монитором нужно сидеть, выполняя задание по учебе, важно делать перерывы на 10 минут каждые полчаса.

Рядом со столом, где ребенок выполняет домашнюю работу, не должно быть отвлекающих факторов: игрушек, включенного телевизора, компьютерных игр.

После 40–50 минут учебы нужно сделать перерыв на 10 минут. В это время можно попить воды, размяться, провести физкультминутку или выполнить гимнастику для глаз.

4.Анкета для родителей. ( проводит психолог)

 За сколько минут до школы вы будите своего ребёнка ?

Что даёте ребёнку на завтрак ?

Ругаете ли вы ребёнка за плохие отметки ?

В какое время он выполняет домашнее задание и кто ему помогает ?

Сколько времени проводит ребёнок на свежем воздухе ?

Сколько времени проводит у телевизора и компьютера ?

Что любит смотреть ребёнок по телевизору и в какие компьютерные игры играет ?

6. Советы родителям.

Нельзя

- кричать на ребёнка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

-заставлять многократно переписывать из черновика в тетрадь;

 -сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день;

- смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

- ругать ребёнка перед сном;

разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно;

- не прощать ошибки и неудачи ребёнка.


Материал для родительского собрания специальный выпуск журнала.

1.М. М. Безруких, С. П. Ефимова « Знаете ли вы своего ученика?( библиотека учителя начальных классов).1991год.

 2.А. А. Бодалёв, В. В. Столин. « Семья и формирование личности».1981год

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.