Проектно-исследовательская работа на тему «Формирование двигательной активности у детей дошкольного возраста средствами технологии сюжетно-ролевой ритмической гимнастики»

5
1
Материал опубликован 11 August 2020

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №26 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

 

Проект

по теме «Формирование двигательной активности детьми дошкольного возраста средствами технологии сюжетно-ролевой ритмической гимнастики»

 

музыкальный руководитель

CП «Детский сад№52»

ГБОУ СОШ №26 г.Сызрани

расположенного по адресу

г.Сызрань, ул.Кинельская, д.11

Котолевская Марина Юрьевна


 


 


 

Сызрань – 2020г.

 

 

 

 

Содержание

Паспорт проекта:

наименование проекта;

основание для разработки;

организация - заявитель;

адрес;

руководитель СП «Детский сад№52»

разработчик проекта;

проблема;

цель проекта;

задачи проекта;

срок реализации проекта;

ожидаемые результаты.

Пояснительная записка:

цель проекта;

задачи проекта;

материально-техническое обеспечение;

условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.

План работы над проектом:

методы реализации проекта;

этапы проекта.

Приложение:

используемая литература.

 

 

 

 

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Зимняя сказка»

«Волк и семеро козлят на новый лад».

Основание для разработки проекта

Закон Российской Федерации «Об образовании», «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Организация заявитель

 

 

адрес

ГБОУ СОШ № 26 г.о. Сызрани структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования

446011 г. Сызрань, Самарская область, ул. Кинельская, д.11

Руководитель структурным подразделением

Рябова Наталья Алексеевна

тел. 8(8464)98-27-99

Разработчик проекта

Котолевская Марина Юрьевна

Проблема

Привитие детям осознанного отношения к собственному здоровью, в силу несформированности у воспитанников старшего дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к здоровому образу жизни и занятиям музыкально-ритмическим движениям.

Констатация воспитателями резкого ухудшения здоровья детей, в связи с чем возникла необходимость в разнообразии средств музыкального воспитания и пропаганды здорового образа жизни.

Цель проекта

Организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей.

Сформировать у детей осознанное отношение к собственному здоровью через занятия музыкально-ритмические движения и пропаганды здорового образа жизни.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни через музыкальное развлечение.

Задачи проекта

Образовательные задачи:

Развивать музыкальные и творческие способности в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка, связную речь и её грамматический строй.

Формировать начало музыкальной культуры.

Создавать предметно-развивающую среду и условие для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Развивать музыкальные и творческие способности, при максимально эмоциональном комфорте каждого ребенка, посредством музыкально-ритмической деятельности.

 

Воспитательные задачи:

Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.

Оздоровительные задачи:

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма.

Срок реализации проекта

сентябрь-декабрь 2013г.

Ожидаемые результаты

Осознание детьми необходимости сохранения собственного здоровья будет стимулировать их для поисков способов накопления опыта здорового образа жизни;

Самостоятельное выполнение дошкольниками музыкально-ритмических движений.

После завершения проекта дети смогут:

Использовать приобретенные знания, умения и навыки для укрепления здоровья;

Выполнять физические упражнения, музыкально-ритмические движения в условиях активного отдыха и досуга с родителями;

Сохранять собственное здоровье, укреплять и совершенствовать устойчивые навыки в основных видах движений и музыкально-ритмических движениях.

Способны запоминать и самостоятельно исполнять ритмические композиции и другие виды движений, выразительно двигаться под музыку, а также уметь точно координировать движения.

Определять характер музыки словами (грустный, веселый, спокойный, плавный, изящный);

Выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку преимущественно на 2/4 и 4/4;

Начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;

Уметь координировать движения - рук, ног и головы, при ходьбе, беге, галопе;

Уметь ориентироваться в пространстве: выполнять повороты, двигаясь по линии танца;

Четко определять право и лево в движении и исполнении упражнения с использованием предметов;

Уметь свободно держать корпус, голову и руки в тех или иных положениях;

Уметь работать в паре и синхронизировать движения.

 

 

 

Система оценки результативности реализации проекта.

Оценивание детей, участвующих в реализации проекта осуществляется на основе разработанной психолого-педагогической системы по трёхбалльной шкале.

В результате проводимой психолого-педагогической диагностики в рамках проекта обозначается динамика развития по выделенным нами критериям. (см. Приложение № 3).

Пояснительная записка.

Усилия педагогического коллектива нашего образовательного учреждения сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника и культивирование здорового образа жизни. Неслучайно, именно эти задачи являются приоритетным в программе модернизации российского образования.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии.

Разрешить эти проблемы представляется возможным через проектирование здоровьесберегающих технологий, а именно внедрение музыкально-ритмических движений. В настоящее время ведущим элементом современной государствен­ной системы физического воспитания является ритмическая гимнастика. Цель её - активизация музыкального восприятия через движение.

Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья. В последние годы в нашем детском саду активно внедряются музыкально - ритмические движения, направленные на оздоровление детей дошкольного возраста, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей в детском саду. Одним из средств оздоровления дошкольников в нашем детском саду является музыкально-ритмическая деятельность. Занятия музыкально-ритмической деятельностью способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ - достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников.

Данный проект раскрывает опыт по использованию музыкально- ритмических движений в оздоровлении детей на современном этапе работы.

Цель проекта: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей. Формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Задачи проекта:

Образовательные задачи:

Развивать музыкальные и творческие способности в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка, связную речь и её грамматический строй.

Формировать начало музыкальной культуры.

Создавать предметно-развивающую среду и условие для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Развивать музыкальные и творческие способности, при максимально эмоциональном комфорте каждого ребенка, посредством музыкально-ритмической деятельности.

Воспитательные задачи:

Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.

Оздоровительные задачи:

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма.

Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка можно разнообразить, применяя современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме.

Проект реализуется в 4 этапа:

 

этапы

цель

формы работы

содержание

Организа

ционный

 

Изучение литературы по данной проблеме.

Накопление методического материала.

Определение задач реализации проекта на сентябрь-декабрь 2013г.

Самообразование.

Самоанализ.

Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании.

Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы.

Диагности

ческий

 

Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей.

Определение их интересов и возможностей в музыкальной деятельности.

Диагностирование детей при участии старшего воспитателя, инструктора по ФК.

Разработка инструментария и измерителей процесса.

Практический

 

Создание методических разработок для реализации проекта.

Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

Развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей.

Музыкально-валеологические занятия.

Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников.

Кружок «Музыкальная сказка».

Музыкально-физкультурные развлечения.

Самообразование.

Мастер-классы, «круглые столы», творческие площадки, консультации.

Обоб

щающий

Исследование результатов практической деятельности.

Перспективное планирование, с учетом этих результатов.

Диагностика уровня развития музыкальных и творческих способностей.

Определение уровня развития речи детей.

Диагностика физической готовности дошкольников.

Диагностика заболеваемости в ДОУ.

Создание методических рекомендаций и пособий.

Анализ, обобщение полученных результатов, предваритель

ное подведение итогов, разработка методических рекомендаций и пособий, коррекция деятельности.

 

В ходе реализации будут проведены следующие мероприятия:

Разработана система мероприятий и мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

Разработан перспективный план тематических бесед, развлечений, досугов с детьми, семейных досугов, праздников по приобщению детей к здоровому образу жизни, и использованию музыкально-ритмических движений.

Разработаны конспекты музыкальных досугов, тематических бесед, развлечений, досугов с детьми, семейных досугов, праздников по приобщению детей к здоровому образу жизни и использованию музыкально-ритмических движений.

Подобран методический материал для консультаций с педагогами и родителями.

Предметно-развивающая среда музыкального зала обогатится стандартным и нестардатным оборудованием.

Завершается проект музыкальным праздником «Зимняя сказка», на котором дети показывают свой интерес к музыкально-ритмическим движениям. «Круглый стол» с участием педагогов и родителей по обсуждению вопросов: «Что удалось и не удалось сделать в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить или раскрыть в будущих проектах? Что вы взяли из проведенных мероприятий для своей практической деятельности? Насколько обогатились ваши знания об использовании музыкально-ритмических движений?».

Эффективность развития способностей к музыкально-ритмическим движениям у дошкольников возможна при соблюдении следующих педагогических условий.

Поэтапное развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям (движение рассматривается как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом).

Выбор оптимальных методов и приемов обучения.

Включение разнообразных видов музыкально-ритмической деятельности.

Такая система работы способствует достижению следующих результатов:

дети легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения, тонко передавая музыкальный образ;

процесс разучивания нового репертуара занимает немного времени - два-три занятия;

дети владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении.

Кадровые условия:

Повышение квалификации педагогических кадров и персонала в вопросах музыкального воспитания на курсах повышения квалификации, проблемных семинарах;

Организация работы творческих групп по проблемам внедрения музыкально-ритмических движений;

Выявление и распространение положительного опыта по вопросам сохранения и укрепления здоровья всех участников проекта;

Проведение семинаров, консультаций здоровьесберегающей направленности с приглашением специалистов.

Материально-технические обеспечение:

Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.

В образовательном учреждении имеется музыкальный зал, групповые помещения, оборудованные с учетом возрастных особенностей детей. Подобрана фонотека классической и современной музыки, приобретены музыкальный центр, проигрыватели, аудио - аппаратура, фотоаппарат, компьютер, принтер, видеокамера, проекционная система, видео-, СD диски, костюмы, что способствует более красочному и яркому воспроизведению музыкальных произведений. В музыкальном зале оформлен и систематизирован методический инструментарий, сформирована фонотека классической и современной музыки, которая постоянно пополняется новинками.

Интегрируемые образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное;

Речевое развитие;

Физическое развитие;

Художественно-эстетическое;

 

План работы над проектом.

До работы над проектом

Работа над проектом

После завершения работы над проектом

Выявление проблемы (слабое здоровье, неумение детей двигаться под музыку).

Диагностика физической подготовленности, анализ заболеваемости за прошедший год.

Ознакомление детей с проблемой.

Постановка задач.

Консультации и инструктажи.

Обсуждение промежуточных результатов деятельности.

Корректировка индивидуальных планов музыкального руководителя в соответствии с выявленными проблемами.

Проведение итоговой диагностики уровня музыкального развития, сравнительный анализ заболеваемости детей за аналогичный период прошлого года.

Проведение музыкального праздника «Зимняя сказка»

Итоговая презентация проекта.

Анкетирование родителей, с целью изучения их мнения по итогам реализации проекта.

Проведение итогового педагогического совета по обобщению положительного опыта педагогов.

 

Методы реализации проекта.

наблюдения, дидактические игры, викторины, решение проблемных ситуаций с детьми, решение кроссвордов, ребусов, беседы с детьми;

диагностика уровня музыкальной подготовленности, ведение музыкальным руководителем журнала промежуточных результатов работы над задачами проекта, что дает возможность внести корректировку работы с детьми по проекту в нужном направлении;

анкетирование родителей по результатам работы над проектом, беседы;

увеличение двигательной активности детей в педагогическом процессе и досугах.

Этапы реализации проекта.

Организационный этап

Ответственные

Сроки выполнения

Определить основные проблемы, сформулировать идеи по решению, определить стратегию деятельности

Руководитель проекта

сентябрь

Анкетирование родителей

Руководитель проекта

сентябрь

Провести инвентаризацию учебных помещений и экспертиза необходимых ресурсов (нормативно-правовых, информационных, кадровых, мотивационных, материально-технических, финансовых).

Заведующий структурным подразделением

сентябрь

Составить план реконструкции предметно-развивающей среды.

Руководитель проекта,

методист

сентябрь

Провести теоретические и практические семинары с инструктором по ФК, с воспитателями, подобрать методическую литературу.

Руководитель проекта, методист

сентябрь

Создать творческую группу для координирования плана реализации проекта.

Перераспределить обязанности между персоналом.

Методист

сентябрь

Создать стратегический план организации оздоровительной работы в летний период, включая мероприятия, с музыкально - ритмическими движениями.

Руководитель проекта,

методист

сентябрь

Презентация проекта

Руководитель проекта

сентябрь

 

Диагностический этап

Ответственные

Сроки выполнения

Выявить начальный уровень развития музыкальных способностей детей.

Определить интересы и возможности детей в музыкальной деятельности.

Руководитель проекта, методист

сентябрь-октябрь

 

 

 

Практический этап

Ответственные

Сроки выполнения

Роль музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей

Организация двигательного режима

Руководитель проекта

октябрь-декабрь

Коррекционная работа (осанка, плоскостопие, дыхательная гимнастика, психогимнастика)

Руководитель проекта, воспитатели, инструктор по ФК

октябрь-декабрь

Распределение музыкально-двигательного репертуара по возрастной категории. Использование разных видов занятий (сюжетное, занятие - импровизация, игровое); 

Руководитель проекта,

воспитатели

октябрь-декабрь

Тематические беседы:

«Азбука музыкального движения. Элементы русской пляски»;

«Элементы ритмической гимнастики. Танцевальные движения»;

«Элементы классического танца»;

«Танцевальные движения и современные танцы»

Руководитель проекта,

воспитатели

октябрь-декабрь

Развлечения:

«Вот  и лето  пролетело!»;

«В царстве кощея»;

«Зимняя сказка». «Волк и семеро козлят на новый лад».

Руководитель проекта,

Воспитатели, инструктор по ФК

октябрь-декабрь

Музыкальные развлечения:

«Веселая физкультура»;

«Зверобика»;

«Путешествие в страну здоровячков и хлюпиков».

Руководитель проекта,

Воспитатели, инструктор по ФК

октябрь-декабрь

Мастер-класс «Роль воспитателя на занятиях ритмикой».

Руководитель проекта

ноябрь

Подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Учить владеть собственным телом, тонкостью музыкального восприятия нестандартным мышлением, психологической свободой.

Руководитель проекта

ноябрь

Работа с педагогами

Выявление промежуточных результатов работы с детьми по проекту и их корректировка.

Руководитель проекта, методист

декабрь

Работа с родителями

Привлечение родителей к организации и проведению совместных досугов, развлечений, праздников.

Руководитель проекта, воспитатели

октябрь-декабрь

Проведение совместных музыкальных мероприятий.

Руководитель проекта, воспитатели

октябрь-декабрь

Консультация «Музыкальная игра, как средство развития музыкально-ритмических движений в музыкальном воспитании дошкольников».

Руководитель проекта

ноябрь

Оформление информационных стендов о значимости музыкально-ритмических движений

Руководитель проекта, воспитатели

октябрь-декабрь

 

Обобщающий этап

Ответственные

Сроки выполнения

Проведение музыкального праздника «Зимняя сказка»

Руководитель проекта, воспитатели, инструктор по ФК

декабрь

«Круглый стол» с участием педагогов и родителей по обсуждению вопросов: «Что удалось и не удалось сделать в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить или раскрыть в будущих проектах? Что вы взяли из проведенных мероприятий для своей практической деятельности? Насколько обогатились ваши знания об использовании музыкально-ритмических движений?».

Руководитель проекта, методист, воспитатели, инструктор по ФК

декабрь

Размещение информации о проекте и его результатах на сайте образовательного учреждения.

Руководитель проекта, методист

декабрь

Проведение итогового педагогического совета по обобщению положительного опыта педагогов.

Методист

декабрь

Сфотографировать музыкальный праздник, «Круглый стол», «Мастер-класс».

Руководитель проекта

декабрь

 

Используемая литература:

Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.

Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно-методическое пособие. -М.: Аркти, 2005. - 108 с.

Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. -М.: Скрипторий, 2003, 2006. - 72 с.

Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ. Основные виды, сценарии занятий. -М.: 5 за знания, 2007. - 112 с.

Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Вако, 2006. -240 с.

Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.

Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения. - Харьков: Ранок. Веста. 2005 - 64 с.

Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. - СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.

Латохина Л., Андрус Т. Творим здоровье души и тела. -СПб.: Пионер, 2000. - 336 с.

Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.

Савчук О. Школа танцев для детей - Спб.: Ленинградское издательство, 2009.-224с.

Сауко Т.Н, Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. - СПб., 2001.-120 с.

Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.

Суворова Т.И. Танцуй, малыш!. - СПб.: Музыкальная палитра, 2006. - 44с.

Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. - СПб.: Музыкальная палитра, 2006. - 44 с.

Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. - СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.

http://festival.1september.ru/articles/314541/

http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00033491_0.html

http://www.moi-detsad.ru/metod58-1.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1597139289aa.gifПриложение № 1

«Волк и семеро козлят на новый лад».

Музыка А.Рыбникова, слова Ю.Энтина

Основной комплекс упражнений

Используемый инвентарь: обручи, скакалки и мячи Композиция 1. «Песенка козлят».

Вступление

Построение в круг

1) наклон до касания рукой пола (русский поклон) - 2 раза.

2)ходьба по кругу вправо, взявшись за руки.

Музыкальная тема

И.п. - стойка: ноги врозь; пружинящие полуприседы с одновременными хлопками-16 раз

И.п - стойка: ноги врозь, руки на голове («рожки»); пружинящие полуприседы - 8раз; движения бедрами вправо-влево («хвостик»); полуприседы - 8 раз; движения бедрами вправо-влево («хвостик») -8 раз.

И.п. - стойка: ноги врозь, руки к плечам ладонями наружу; пружинящие полуприседы, руками малые круги наружу - 8 раз; то же самое с кругами вовнутрь - 8 раз.

Поочередное выставление ног вперед на пятку, руки выполняют «фонарики»-16 раз.

И.п - руки сложены перед грудью; поочередные махи согнутыми ногами вперед -8-16 раз.

И.п. - стойка: ноги врозь, руки в стороны; ритмичные покачивания бедрами, поочередно сгибая-разгибая руки -16 раз.

Композиция 2. «Предостережение мамы - козы».

Куплет 1

1) 1-2 - полуприсед, руки вперед ладоням вверх;

3-4 - выпрямляясь, руки на пояс, наклоны головы вправо-влево;

5-8 - наклоны в стороны- 4 раза;

1-8 - повторить.

1) 1-4 - погрозить пальцем;

5-6 - палец к губам («тихо»);

7-8 - глубокий присед;

1-8 - повторить.

Припев

Танцевальные движения типа «твист»

Куплет

Повторить куплет 1

Припев

Повторить и добавить махи руками над головой.

(«Мама коза» уходит, воспитатель снимает маску).

Композиция 3. «Козлята остались одни».

Упражнения с мячом:

Вращение мяча перед грудью;

Полуприседы с отведением мяча в стороны и вперед;

И.п. - мяч на вытянутых руках вперед; поочередные махи согнутыми ногами вперед;

Ритмичные отбивы мяча;

Не высокие подбрасывания мяча;

Покачивания бедрами, поочередно прижимая мяч к плечам;

Прыжки: ноги врозь-вместе, мяч над головой;

Прыжки со сменой ног вперед-назад, мяч перед грудью.

Раздаётся «стук в дверь»: дети разбегаются по своим заранее определенным «домикам» (разложенные по залу обручи)

Композиция 4. «Волк стучится к козлятам».

Ария волка

Дети выходят в круг и изображают страшного волка.

И.п. - стойка: ноги врозь, руки к плечам; пружинящие полуприседы, выпрямляя поочередно руки вперед-8 раз;

Присед и подъём с движением «твист».

Ария козлят

1-2 - руки вверх;

3-4 - руки к голове («рожки»), наклон вперед;

5-8 - повторить.

Ария волка

И.п. - стойка: ноги врозь, руки к плечам; пружинящие полуприседы, выпрямляя поочередно руки вперед- 8 раз;

Присед и подъём с движением «твист».

Ария козлят

1-2 - руки вверх;

3-4 - руки к голове («рожки»), наклон вперед;

5-8 - повторить.

Ария волка

1) И.п.- основная стойка, шаги на месте с высоким подъемом бедра, выпрямляя поочередно руки вперед («Волк лезет в окно»);

2) присед и подъем с движением «твист».

Арию козлят повторить.

«Волк расстроен»: дети машут руками и приседают.

Композиция 5. «Волк бежит к Пете - кузнецу».

Бег по кругу в среднем темпе, перепрыгивание из обруча в обруч (с кочки на кочку).

Закончить бег вокруг своих «домиков» (обручей).

Композиция 6. «Петя учит волка петь».

Вдох-поднять обруч вверх;

Выдох-присед,опуская обруч-2-4 раза.

1-2 - поднять обруч вверх, правую ногу назад на носок, прогнуться;

3-4-присед, обруч вниз; повторить 2-4 раза, меняя положение ног.

«Волк возвращается к козлятам»: дети перестраиваются в круг и выполняют бег на месте в упоре на руках.

Композиция 7. «Волк поет голосом мамы».

И.п. - стойка на четвереньках, лицом к центру круга;

1-4 - прогнуться;

- сед на пятках, наклон вперед, вытянуть руки вверх; повторить 3-4 раза.

Вставая в стойку: ноги врозь, 3 прыжка на двух с остановкой в полуприсед, руки к плечам ладонями наружу.

Композиция 8. «Прощальная песенка козлят».

Упражнения со скакалкой:

1) Вращения скакалкой справа и слева одной рукой;

2) Перепрыгивая через середину скакалки вперед-назад (качалка);

3) Прыжки, вращая скакалку вперед.

Композиция 9. «Мама ищет козлят».

И.п. - сед, руки на пояс;

1-3 - 3 пружинящих наклона вперед, руками достать носочки;

4- и.п;

- 4 наклона в стороны; повторить все 2-4 раза.

И.п. - сед, руки в упоре сзади;

1-4 - прогнуться;

5-8 - сгруппироваться, обхватив руками колени; 2-4 раза.

И.п.- упор на предплечьях сзади;

1-16 - «велосипед».

И.п. - сед «по-турецки», руками обхватить голову; покачивания в стороны- 6-8 раз.

Композиция 10. «Финал».

Повторить упражнения из композиции 1.

 

Приложение № 2

Консультация для родителей

«Музыкальная игра, как средство развития музыкально-ритмических движений в музыкальном воспитании дошкольников.

Музыкальные игры занимают особое место в системе музыкального воспитания. 

     Дети 2-3 лет (младшая группа) в музыкальных играх учатся образному восприятию музыки. Это  игры по «Программе воспитания и обучения детей  в детском саду» под редакцией М.А Васильевой.

«Кошечка» («Кошка и  котята») муз. Витлина, «Зайчики и Лисичка» муз. Черни, «Догонялки» муз. Н.Александрова, «Кот и птички» муз. Г.Фрида Дети учатся воспринимать и воспроизводить движения по показу взрослого: хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук, начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки. Малыши совершенствуют умение ходить и бегать в игре «Ходим, бегаем» муз. Е.Тиличеевой, выполнять прямой галоп в игре «Лошадка» муз. Потоловского. Дети выполняют под русские народные мелодии по показу взрослого плясовые движения в кругу, врассыпную в игре «Солнышко и дождик» муз. Раухвергера, «Прятки под р.н.м. «Догонялки». Они учатся слушать музыку и менять движение с изменением характера музыки. Малыши очень любят игры с игрушками и музыкальными шумовыми и ударными инструментами.   Такие игры, как «Погремушка, попляши», «Колокольчик» муз. И.А.Арсеева, «Бубен» р.н.м. вырабатывают координацию движений под музыку  и эмоциональное восприятие музыки. 

     Музыкальному руководителю в своей работе с детьми необходимо учитывать следующие принципы педагогики - это систематичность, постепенность и последовательность.      Поэтому свои музыкальные занятия педагог строит в младшей группе с повторением и закреплением  нового музыкального репертуара 2 раза в неделю, т.е. одно НОД почти полностью повторяется на следующем. Затем даётся новый музыкальный репертуар с другими задачами, более сложными для выработки музыкально- ритмических движений и навыков выразительного движения, что поможет успешному выполнению программы. 

      Во II младшей группе (3- 4 года) музыкально - ритмические движения становятся образнее. Дети учатся воспринимать II-х  частную форму музыки и двигаться соответственно смене частей в таких музыкальных играх, как  «Жмурки с Мишкой» муз. Флотова, «Бубен» муз. М. Красева, сл. Н.Френкель, «Весёлые мячики» муз. Ломовой и др. Но уже  в этом возрасте по обновленной программе  М.А. Васильевой появляется такой раздел: «Развитие танцевально - игрового творчества, где предполагается не только показ взрослого тех или иных движений, но и непосредственное самостоятельное  творчество детей. Рекомендуемые игры: «Весёлые ножки» р.н.м. «Волшебные платочки» р.н.м. «Танец с куклами» муз. Рустамова. 

      В музыкальной игре «Кто по лесу идёт?» дети активно выполняют движения, передающие  характер изображаемых животных в соответствии с музыкой «Зайчик» муз. Л.Лядовой «Медведь» муз. Е.Тиличеевой, «Лисички» («Вальс») муз. В. Леви.

  Со II младшей группы  появляются этюды - драматизации, которые построены на контрастных образах, так это игры: «Зайцы и лиса» муз. Е. Вихаревой, «Смело идти и прятаться» муз. И. Беркович («Марш») и др.

      В средней группе (4-5 лет) появляются игры с пением, которые ещё активнее побуждают детей выполнять те или иные движения, например «Огородная -  хороводная» муз. Б.Можжевеловой, сл. А. Пассовой, «Заинька, выходи» р.н.м. «Гуси лебеди и волк» муз. Е.Тиличеевой, сл. М. Булатова, «Мы на луг ходили» муз.  Старокадамского и др. 

     Дети осваивают в музыкальных играх новые танцевальные движения: поскоки с ноги на ногу, прямой и боковой галоп, выставление ноги на пятку, кружение в парах и по одному, притоп ногой, ритмичные прыжки на двух ногах, так например - это игры «Курочки и петушок» муз. Г.Фрида, «Жмурки» муз.Ф.Флотова, «Медведь и зайцы» муз. В.Ребикова, «Весёлые мячики» муз. М.Сатулина, «Самолёты» муз. М.Магиденко и др. 

      В средней группе продолжается работа по развитию танцевального игрового творчества. Дети  стремятся в различных играх и этюдах - драматизациях передать тот или иной образ эмоционально, используя мимику и пантомиму, например зайка весёлый и грустный в игре «Бегал заяц по болоту» муз. В.Герчик, ласковая кошечка в игре «Что ты хочешь, кошечка?» муз. Г.Зингера, сл. А.Шибицкой, сердитый волк  в игре «Гуси- лебеди и волк» и др. Дети обучаются простейшим перестроениям: из круга  врассыпную и обратно, в круг - из круга, построению в пары. Малыши с удовольствием выполняют движения с предметами (с куклами, кубами, мягкими игрушками, платочками, листочками, искусственными цветами, например - это  игры «Мишка ходит в гости» муз. Ребикова (игрушечный мягкий мишка), «Ветерок» муз. Жилинского (с ленточками), «Вальс снежинок» муз. О.Берта, обр. Н.Метлова (с ёлочной мишурой) и др.

     Игры, используемые в любой возрастной период (от 2 до 7 лет), разнообразные по характеру, несложные по исполнению, построенные на образцах русской народной  и классической музыки, развивают музыкальность, художественный вкус ребёнка.

    Прежде чем начинать с детьми разучивание игры или пляски, педагог должен сам хорошо познакомиться с содержанием, формой и характером движений. Чем выразительнее будет исполнена музыка, тем ярче и глубже она будет  воспринята и тем естественнее и эмоциональнее передадут дети в своих движениях художественный образ. 

      При разучивании новой игры музыкальный руководитель использует разные методические приёмы: показ педагогом  правильного исполнения  движения, словесное объяснение, показ лучшего исполнения ребёнком, повторение в игре «Зеркало».         

      Начиная со старшей группы (5-6лет) более эффективным является движения не взрослым, а ребёнком. Вероятно, дети воспринимают движение своих сверстников  более целостно, чем движение педагога. 

      Обычно любой танец или игра усваиваются в несколько этапов. Первый этап (одно - два занятия) - это знакомство с произведением: музыкой и движениями. Выбор  приёмов работы на этом этапе направлен на решение главной его задачи: активизации слухового внимания дошкольников. Поэтому выразительность исполнения музыкального произведения и качество показа движения - основа дальнейшей работы с детьми по усвоению предлагаемого материала. Дети определяют характер, настроение, а в старших группах  ещё жанр, форму музыкального произведения выбранной игры или танца. Второй этап - разучивание  и усвоение  навыков для качественного исполнения. Основу его составляет активная практическая деятельность самих детей. От педагога требуется создание  особой творческой  атмосферы, способствующей поддержанию интереса и желания детей добиться более высоких результатов в решении поставленных задач. Заключительный этап - это повторение, закрепление навыков движения. Основной критерий оценки качества выполненной работы - выразительное, согласованное исполнение детьми танцев или участие в игре  на утренниках, развлечениях, праздниках. 

     В старшей группе идёт увеличение сложности и разнообразности музыкально - ритмических движений. Дети формируют навыки выполнения простейших перестроений  (по  3 человека из одной колонны, парами и др.), танцевальных движений: поочерёдное выбрасывание ноги вперёд в прыжке, дробный шаг, приставной шаг с приседанием и с продвижением вперёд, кружение, «ковырялочка», дошкольники должны самостоятельно переходить от умеренного к быстрому  или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Продолжать формировать  танцевальное и игровое творчество, развивать навыки инсценирования песен, импровизировать образы сказочных животных и птиц (коза, лошадь,  лиса, медведь, журавль,  ворон и др.) в разных ситуациях.

    Программные игры для старшей группы «Ловишка» муз. И. Гайдна, «Будь ловким» муз. Н. Ладухина, «Не выпустим» муз. Т Ломовой, «Найди себе пару» латв. нар. мел., обр. Попатенко, «Ищи игрушку» р.н.м. обр. В. Агафонникова, «Игра с бубном», «Кот и мыши» Т. Ломовой «Зеркало» (Ой, хмель, мой хмелёк» обр. М. Раухвергера) способствуют развитию музыкально- ритмических движений.

    Дети способны уже к инсценированию и музыкальным ритмопластическим спектаклям, например «К нам гости пришли» муз. Александрова, «Как у наших у ворот» р.н.м. «Где был, Иванушка?» р.н.м. и др. Дети любят игры с пением - это такие как «Ворон» р.н.м. обр. Е. Тиличеевой, «Кот Васька» муз. Г.Лобачёва,  сл. Н.Френкель, «Гори, гори ясно» р.н.м., «А я по лугу» р.н.м., обр. Т. Смирновой и др.

     Развивается интерес к танцевально - игровому творчеству, например в играх «Котик и козлик», «Я полю, полю лук» муз. Е. Тиличеевой, «Клоуны» муз. Д. Кабалевского. Дети продолжают осваивать игру на детских музыкальных инструментах.  Включение  игры- исполнения на музыкальных инструментах способствует  развитию интереса к самой игре, например игра «Оркестр» укр.н.м. «Игра со звоночками» муз. Ю. Рожавской, «Игра с бубном» р.н.м. и др. 

     В подготовительной группе (6-7 лет) идёт дальнейшее развитие навыков  танцевальных и музыкально - ритмических  движений, умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии  с разнообразным характером музыки, передача в играх  и танцах эмоционально - образного содержания. Это такие игры как «Звероловы и звери» муз. Е. Тиличеевой, «Ищи» муз. Т. Ломовой, «Кто скорей ударит в бубен?» муз. И. Шварца, «Узнай по голосу» муз. В. Ребикова, «Колобок» р.н.м., обр. Е. Тиличеевой, «Правила дорожного движения» муз. Т. Ломовой, «Кот и мыши» муз.Т.Ломовой, «Ктоскорей?» муз.М. Шварца, «Бери флажок» венг.н.м., «Найди себе пару» венг.н.м.(«Полька»), «Лиса и зайцы» муз. В. Косенко, «Плетень» р.н. м. Игры с пением: «Ищи» муз. Т. Ломовой, «Как на тоненький ледок» р.н. м., «Земелюшка - чернозём» р.н.м. 

     Развитие танцевально - игрового творчества  продолжается  в играх: «Танец  медведя и медвежат» («Медведь») муз. Г.Галинина, «Уж я колышки тешу» р.н.м. обр. Е. Тиличеевой, «Вышли куклы танцевать» («Вальс – шутка») муз.    Д.Шостаковича, «Потерялся львёнок» муз. В. Энке, «Вальс» муз.Е. Макаровой. Продолжается работа  над  формированием навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, танцев, театральных постановок. Например, «Как у наших у ворот» р.н.м., «На зелёном лугу» р.н.м., «Со вьюном я хожу» р.н.м., «Сел комарик на дубочек» белорусская  н.м.

    Выполняя  танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг  с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг, «полуприсядка»,  «присядка», и др., дошкольники могут применять их в своих музыкальных играх и творческих заданиях - этюдах, в коммуникативных танцах (т. е. со сменой партнёра) и играх превращениях, пантомимах, играх -миниатюрах и других видах деятельности. 

     Последовательная, систематичная работа над решением задач музыкального воспитания, и в частности музыкально - ритмической деятельности,  развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, и к эмоциональному динамическому осмыслению движений.

Всё это наполняет мир  ребёнка  радостью и делает их жизнь посредством приобщения к музыке лучше и счастливее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

  

Промежуточная диагностика по результатам самостоятельной работы детей с музыкально - ритмическим материалом

 

Имя ребенка

Самостоятельно играет на д.м.и. и исполняет песни вне занятий

Хорошо

ориентируется в пособиях, карточках, текстах песен

Самостоятельно организует игровую деятельность с музыкально - ритмическим материалом

Подыгрывает (постукивает, хлопает в ладоши) в процессе звучания знакомой песни

Активно

использует музыкально - ритмический материал в других

видах

деятельности

 

 

да

нет

да

нет

нет

 

да

нет

да

нет

да

нет

 

Итоговая диагностика по результатам самостоятельной работы детей с музыкально - ритмическим материалом

3-4 года

ФИ ребенка

Слушают муз. произвед. до конца. Узнает знакомые песни. Поет не отставая и не опережая других

Различает звуки по высоте (в пределах октавы) Замечает изменения в звучании тихо-громко

Умеет выполнять танцевальные движения, кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаясь под музыку с предметами

Различает и называет муз. инструменты (металлофон, барабан)

Итоговый показатель по каждому ребенку (сред. значение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4-5 лет

ФИ ребенка

Узнает песни по мелодии, может петь протяжно, четко произносить слова вместе с детьми начинать и заканчивать пение

Выполнять движение, отвечающих характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с 2-х ч. формой муз. произвед.

Умеет выполнять танцевальные движения –пружинку, подскоки, движения парами по кругу, кружиться по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами

Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке

Итоговый показатель по каждому ребенку (сред. значение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-6 лет


 


 


 


 

ФИ ребенка

Различать жанры муз. произведений, петь в сопровождении муз. инструмента

Ритмично двигаться под музыку, самостоятельно инсценирует песни, хороводы

Умеет выполнять танцевальные движения поочередно, выбрасывание ног в прыжке, выставление ноги на пятку, шаг с продвижением вперед

Умеет играть мелодии на металлофоне

Итоговый показатель по каждому ребенку (сред. значение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6-7 лет

 

ФИ ребенка

Различать жанры муз. произведений, петь в сопровождении муз. инструмента индивидуально, коллективно

Ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, самостоятельно инсценировать песни, хороводы

Умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с характером музыки

Исполнять сольно и в ансамбле на детских инструментах несложные песни, мелодии

Итоговый показатель по каждому ребенку(сред. значение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Анкетирование родителей.

1. Какое место занимает музыка в жизни вашего ребенка?

2. Любит ли он ее слушать? Какую музыку предпочитает?

3. Какое самое любимое музыкальное произведение вашего ребенка? А ваше?

4. Любит ли он под эту музыку двигаться, танцевать?

5. Понимает ли он содержание музыки?

6. Передает ли в движении характер музыки, ритм?

7. Насколько эмоционально реагирует ваш ребенок на музыку?

8. В чем это выражается?

9. Стремится ли ребенок поделиться своими впечатлениями и

переживаниями с вами? Как вы на это реагируете?

10. Каково ваше участие в музыкальном развитии ребенка: есть ли дома фонотека детской музыки?

11. Посещаете ли вы детские музыкальные спектакли? Смотрите ли по телевизору музыкальные программы вместе с ребенком? Обсуждаете ли их?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

Перспективный план работы с родителями на 2013-2014 учебный год.

сентябрь, октябрь, ноябрь

 

1. Провести индивидуальные консультации с родителями (в

вечернее время, пожеланию) об особенностях формирования

музыкальности у ребенка.

2. Анкетирование родителей на тему «Мой ребенок и музыка».

3. Пригласить родителей принять участие в фотовыставке «Наш

огород» и в выставке поделок из природного материала. Все

участники награждаются грамотами на осеннем празднике.

4. Оформление папок-консультаций «Наши веселые пальчики», «Мы поем».

декабрь, январь, февраль

1. Пригласить родителей принять участие в проекте новогодней «Зимней сказке». «Волк и семеро козлят на новый лад».

2. Консультация «Как организовать в семье праздник Новогодней

елки».

3. Пригласить родителей принять участие в конкурсе «Смешные

новогодние маски».

4.Оформление папки-консультации «Как самостоятельно

изготовить детские музыкальные инструменты».

5. Консультация на тему «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

6. Провести День открытых дверей с показом НОД по образовательной области «Музыка».

март, апрель, май

1. Организация творческой группы родителей для выступлений на

детских утренниках.

2. Консультация на тему «Правила поведения в общественных местах».

3. Пригласить родителей участвовать в фотоконкурсе «Наша семья».

4. Оформить литературный сборник «Творчество наших пап и

мам» со стихами и рассказами родителей о детях и для детей.

5. Провести индивидуальные беседы с родителями детей

подготовительной к школе группы с рекомендациями по дальнейшему

обучению детей в музыкальной школе, танцевальных кружках

города.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за насыщенный и полезный ресурс!

11 August 2020

Похожие публикации