Проектно-исследовательская работа на тему «Формирование двигательной активности у детей дошкольного возраста средствами технологии сюжетно-ролевой ритмической гимнастики»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №26 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Проект
по теме «Формирование двигательной активности детьми дошкольного возраста средствами технологии сюжетно-ролевой ритмической гимнастики»
музыкальный руководитель
CП «Детский сад№52»
ГБОУ СОШ №26 г.Сызрани
расположенного по адресу
г.Сызрань, ул.Кинельская, д.11
Котолевская Марина Юрьевна
Сызрань – 2020г.
Содержание
Паспорт проекта:
наименование проекта;
основание для разработки;
организация - заявитель;
адрес;
руководитель СП «Детский сад№52»
разработчик проекта;
проблема;
цель проекта;
задачи проекта;
срок реализации проекта;
ожидаемые результаты.
Пояснительная записка:
цель проекта;
задачи проекта;
материально-техническое обеспечение;
условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.
План работы над проектом:
методы реализации проекта;
этапы проекта.
Приложение:
используемая литература.
Паспорт проекта
Наименование проекта |
«Зимняя сказка» «Волк и семеро козлят на новый лад». |
Основание для разработки проекта |
Закон Российской Федерации «Об образовании», «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» |
Организация заявитель
адрес |
ГБОУ СОШ № 26 г.о. Сызрани структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования 446011 г. Сызрань, Самарская область, ул. Кинельская, д.11 |
Руководитель структурным подразделением |
Рябова Наталья Алексеевна тел. 8(8464)98-27-99 |
Разработчик проекта |
Котолевская Марина Юрьевна |
Проблема |
Привитие детям осознанного отношения к собственному здоровью, в силу несформированности у воспитанников старшего дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к здоровому образу жизни и занятиям музыкально-ритмическим движениям. Констатация воспитателями резкого ухудшения здоровья детей, в связи с чем возникла необходимость в разнообразии средств музыкального воспитания и пропаганды здорового образа жизни. |
Цель проекта |
Организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей. Сформировать у детей осознанное отношение к собственному здоровью через занятия музыкально-ритмические движения и пропаганды здорового образа жизни. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни через музыкальное развлечение. |
Задачи проекта |
Образовательные задачи: Развивать музыкальные и творческие способности в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка, связную речь и её грамматический строй. Формировать начало музыкальной культуры. Создавать предметно-развивающую среду и условие для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности. Развивать музыкальные и творческие способности, при максимально эмоциональном комфорте каждого ребенка, посредством музыкально-ритмической деятельности.
Воспитательные задачи: Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе. Оздоровительные задачи: Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма. |
Срок реализации проекта |
сентябрь-декабрь 2013г. |
Ожидаемые результаты |
Осознание детьми необходимости сохранения собственного здоровья будет стимулировать их для поисков способов накопления опыта здорового образа жизни; Самостоятельное выполнение дошкольниками музыкально-ритмических движений. После завершения проекта дети смогут: Использовать приобретенные знания, умения и навыки для укрепления здоровья; Выполнять физические упражнения, музыкально-ритмические движения в условиях активного отдыха и досуга с родителями; Сохранять собственное здоровье, укреплять и совершенствовать устойчивые навыки в основных видах движений и музыкально-ритмических движениях. Способны запоминать и самостоятельно исполнять ритмические композиции и другие виды движений, выразительно двигаться под музыку, а также уметь точно координировать движения. Определять характер музыки словами (грустный, веселый, спокойный, плавный, изящный); Выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку преимущественно на 2/4 и 4/4; Начинать и заканчивать движение вместе с музыкой; Уметь координировать движения - рук, ног и головы, при ходьбе, беге, галопе; Уметь ориентироваться в пространстве: выполнять повороты, двигаясь по линии танца; Четко определять право и лево в движении и исполнении упражнения с использованием предметов; Уметь свободно держать корпус, голову и руки в тех или иных положениях; Уметь работать в паре и синхронизировать движения. |
Система оценки результативности реализации проекта.
Оценивание детей, участвующих в реализации проекта осуществляется на основе разработанной психолого-педагогической системы по трёхбалльной шкале.
В результате проводимой психолого-педагогической диагностики в рамках проекта обозначается динамика развития по выделенным нами критериям. (см. Приложение № 3).
Пояснительная записка.
Усилия педагогического коллектива нашего образовательного учреждения сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника и культивирование здорового образа жизни. Неслучайно, именно эти задачи являются приоритетным в программе модернизации российского образования.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии.
Разрешить эти проблемы представляется возможным через проектирование здоровьесберегающих технологий, а именно внедрение музыкально-ритмических движений. В настоящее время ведущим элементом современной государственной системы физического воспитания является ритмическая гимнастика. Цель её - активизация музыкального восприятия через движение.
Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья. В последние годы в нашем детском саду активно внедряются музыкально - ритмические движения, направленные на оздоровление детей дошкольного возраста, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей в детском саду. Одним из средств оздоровления дошкольников в нашем детском саду является музыкально-ритмическая деятельность. Занятия музыкально-ритмической деятельностью способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ - достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников.
Данный проект раскрывает опыт по использованию музыкально- ритмических движений в оздоровлении детей на современном этапе работы.
Цель проекта: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей. Формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
Развивать музыкальные и творческие способности в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка, связную речь и её грамматический строй.
Формировать начало музыкальной культуры.
Создавать предметно-развивающую среду и условие для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Развивать музыкальные и творческие способности, при максимально эмоциональном комфорте каждого ребенка, посредством музыкально-ритмической деятельности.
Воспитательные задачи:
Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
Оздоровительные задачи:
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма.
Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка можно разнообразить, применяя современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме.
Проект реализуется в 4 этапа:
этапы |
цель |
формы работы |
содержание |
Организа ционный
|
Изучение литературы по данной проблеме. Накопление методического материала. Определение задач реализации проекта на сентябрь-декабрь 2013г. |
Самообразование. Самоанализ. Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании. |
Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы. |
Диагности ческий
|
Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей. Определение их интересов и возможностей в музыкальной деятельности. |
Диагностирование детей при участии старшего воспитателя, инструктора по ФК. |
Разработка инструментария и измерителей процесса. |
Практический
|
Создание методических разработок для реализации проекта. |
Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий. Развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей. Музыкально-валеологические занятия. Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников. Кружок «Музыкальная сказка». Музыкально-физкультурные развлечения. Самообразование. |
Мастер-классы, «круглые столы», творческие площадки, консультации. |
Обоб щающий |
Исследование результатов практической деятельности. Перспективное планирование, с учетом этих результатов. |
Диагностика уровня развития музыкальных и творческих способностей. Определение уровня развития речи детей. Диагностика физической готовности дошкольников. Диагностика заболеваемости в ДОУ. Создание методических рекомендаций и пособий. |
Анализ, обобщение полученных результатов, предваритель ное подведение итогов, разработка методических рекомендаций и пособий, коррекция деятельности. |
В ходе реализации будут проведены следующие мероприятия:
Разработана система мероприятий и мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Разработан перспективный план тематических бесед, развлечений, досугов с детьми, семейных досугов, праздников по приобщению детей к здоровому образу жизни, и использованию музыкально-ритмических движений.
Разработаны конспекты музыкальных досугов, тематических бесед, развлечений, досугов с детьми, семейных досугов, праздников по приобщению детей к здоровому образу жизни и использованию музыкально-ритмических движений.
Подобран методический материал для консультаций с педагогами и родителями.
Предметно-развивающая среда музыкального зала обогатится стандартным и нестардатным оборудованием.
Завершается проект музыкальным праздником «Зимняя сказка», на котором дети показывают свой интерес к музыкально-ритмическим движениям. «Круглый стол» с участием педагогов и родителей по обсуждению вопросов: «Что удалось и не удалось сделать в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить или раскрыть в будущих проектах? Что вы взяли из проведенных мероприятий для своей практической деятельности? Насколько обогатились ваши знания об использовании музыкально-ритмических движений?».
Эффективность развития способностей к музыкально-ритмическим движениям у дошкольников возможна при соблюдении следующих педагогических условий.
Поэтапное развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям (движение рассматривается как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом).
Выбор оптимальных методов и приемов обучения.
Включение разнообразных видов музыкально-ритмической деятельности.
Такая система работы способствует достижению следующих результатов:
дети легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения, тонко передавая музыкальный образ;
процесс разучивания нового репертуара занимает немного времени - два-три занятия;
дети владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении.
Кадровые условия:
Повышение квалификации педагогических кадров и персонала в вопросах музыкального воспитания на курсах повышения квалификации, проблемных семинарах;
Организация работы творческих групп по проблемам внедрения музыкально-ритмических движений;
Выявление и распространение положительного опыта по вопросам сохранения и укрепления здоровья всех участников проекта;
Проведение семинаров, консультаций здоровьесберегающей направленности с приглашением специалистов.
Материально-технические обеспечение:
Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.
В образовательном учреждении имеется музыкальный зал, групповые помещения, оборудованные с учетом возрастных особенностей детей. Подобрана фонотека классической и современной музыки, приобретены музыкальный центр, проигрыватели, аудио - аппаратура, фотоаппарат, компьютер, принтер, видеокамера, проекционная система, видео-, СD диски, костюмы, что способствует более красочному и яркому воспроизведению музыкальных произведений. В музыкальном зале оформлен и систематизирован методический инструментарий, сформирована фонотека классической и современной музыки, которая постоянно пополняется новинками.
Интегрируемые образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное;
Речевое развитие;
Физическое развитие;
Художественно-эстетическое;
План работы над проектом.
До работы над проектом |
Работа над проектом |
После завершения работы над проектом |
Выявление проблемы (слабое здоровье, неумение детей двигаться под музыку). Диагностика физической подготовленности, анализ заболеваемости за прошедший год. Ознакомление детей с проблемой. Постановка задач. |
Консультации и инструктажи. Обсуждение промежуточных результатов деятельности. Корректировка индивидуальных планов музыкального руководителя в соответствии с выявленными проблемами. |
Проведение итоговой диагностики уровня музыкального развития, сравнительный анализ заболеваемости детей за аналогичный период прошлого года. Проведение музыкального праздника «Зимняя сказка» Итоговая презентация проекта. Анкетирование родителей, с целью изучения их мнения по итогам реализации проекта. Проведение итогового педагогического совета по обобщению положительного опыта педагогов. |
Методы реализации проекта.
наблюдения, дидактические игры, викторины, решение проблемных ситуаций с детьми, решение кроссвордов, ребусов, беседы с детьми;
диагностика уровня музыкальной подготовленности, ведение музыкальным руководителем журнала промежуточных результатов работы над задачами проекта, что дает возможность внести корректировку работы с детьми по проекту в нужном направлении;
анкетирование родителей по результатам работы над проектом, беседы;
увеличение двигательной активности детей в педагогическом процессе и досугах.
Этапы реализации проекта.
Организационный этап |
Ответственные |
Сроки выполнения |
Определить основные проблемы, сформулировать идеи по решению, определить стратегию деятельности |
Руководитель проекта |
сентябрь |
Анкетирование родителей |
Руководитель проекта |
сентябрь |
Провести инвентаризацию учебных помещений и экспертиза необходимых ресурсов (нормативно-правовых, информационных, кадровых, мотивационных, материально-технических, финансовых). |
Заведующий структурным подразделением |
сентябрь |
Составить план реконструкции предметно-развивающей среды. |
Руководитель проекта, методист |
сентябрь |
Провести теоретические и практические семинары с инструктором по ФК, с воспитателями, подобрать методическую литературу. |
Руководитель проекта, методист |
сентябрь |
Создать творческую группу для координирования плана реализации проекта. Перераспределить обязанности между персоналом. |
Методист |
сентябрь |
Создать стратегический план организации оздоровительной работы в летний период, включая мероприятия, с музыкально - ритмическими движениями. |
Руководитель проекта, методист |
сентябрь |
Презентация проекта |
Руководитель проекта |
сентябрь |
Диагностический этап |
Ответственные |
Сроки выполнения |
Выявить начальный уровень развития музыкальных способностей детей. Определить интересы и возможности детей в музыкальной деятельности. |
Руководитель проекта, методист |
сентябрь-октябрь |
Практический этап |
Ответственные |
Сроки выполнения |
Роль музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей |
||
Организация двигательного режима |
Руководитель проекта |
октябрь-декабрь |
Коррекционная работа (осанка, плоскостопие, дыхательная гимнастика, психогимнастика) |
Руководитель проекта, воспитатели, инструктор по ФК |
октябрь-декабрь |
Распределение музыкально-двигательного репертуара по возрастной категории. Использование разных видов занятий (сюжетное, занятие - импровизация, игровое); |
Руководитель проекта, воспитатели |
октябрь-декабрь |
Тематические беседы: «Азбука музыкального движения. Элементы русской пляски»; «Элементы ритмической гимнастики. Танцевальные движения»; «Элементы классического танца»; «Танцевальные движения и современные танцы» |
Руководитель проекта, воспитатели |
октябрь-декабрь |
Развлечения: «Вот и лето пролетело!»; «В царстве кощея»; «Зимняя сказка». «Волк и семеро козлят на новый лад». |
Руководитель проекта, Воспитатели, инструктор по ФК |
октябрь-декабрь |
Музыкальные развлечения: «Веселая физкультура»; «Зверобика»; «Путешествие в страну здоровячков и хлюпиков». |
Руководитель проекта, Воспитатели, инструктор по ФК |
октябрь-декабрь |
Мастер-класс «Роль воспитателя на занятиях ритмикой». |
Руководитель проекта |
ноябрь |
Подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Учить владеть собственным телом, тонкостью музыкального восприятия нестандартным мышлением, психологической свободой. |
Руководитель проекта |
ноябрь |
Работа с педагогами |
||
Выявление промежуточных результатов работы с детьми по проекту и их корректировка. |
Руководитель проекта, методист |
декабрь |
Работа с родителями |
||
Привлечение родителей к организации и проведению совместных досугов, развлечений, праздников. |
Руководитель проекта, воспитатели |
октябрь-декабрь |
Проведение совместных музыкальных мероприятий. |
Руководитель проекта, воспитатели |
октябрь-декабрь |
Консультация «Музыкальная игра, как средство развития музыкально-ритмических движений в музыкальном воспитании дошкольников». |
Руководитель проекта |
ноябрь |
Оформление информационных стендов о значимости музыкально-ритмических движений |
Руководитель проекта, воспитатели |
октябрь-декабрь |
Обобщающий этап |
Ответственные |
Сроки выполнения |
Проведение музыкального праздника «Зимняя сказка» |
Руководитель проекта, воспитатели, инструктор по ФК |
декабрь |
«Круглый стол» с участием педагогов и родителей по обсуждению вопросов: «Что удалось и не удалось сделать в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить или раскрыть в будущих проектах? Что вы взяли из проведенных мероприятий для своей практической деятельности? Насколько обогатились ваши знания об использовании музыкально-ритмических движений?». |
Руководитель проекта, методист, воспитатели, инструктор по ФК |
декабрь |
Размещение информации о проекте и его результатах на сайте образовательного учреждения. |
Руководитель проекта, методист |
декабрь |
Проведение итогового педагогического совета по обобщению положительного опыта педагогов. |
Методист |
декабрь |
Сфотографировать музыкальный праздник, «Круглый стол», «Мастер-класс». |
Руководитель проекта |
декабрь |
Используемая литература:
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно-методическое пособие. -М.: Аркти, 2005. - 108 с.
Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. -М.: Скрипторий, 2003, 2006. - 72 с.
Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ. Основные виды, сценарии занятий. -М.: 5 за знания, 2007. - 112 с.
Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Вако, 2006. -240 с.
Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения. - Харьков: Ранок. Веста. 2005 - 64 с.
Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. - СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
Латохина Л., Андрус Т. Творим здоровье души и тела. -СПб.: Пионер, 2000. - 336 с.
Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.
Савчук О. Школа танцев для детей - Спб.: Ленинградское издательство, 2009.-224с.
Сауко Т.Н, Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. - СПб., 2001.-120 с.
Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.
Суворова Т.И. Танцуй, малыш!. - СПб.: Музыкальная палитра, 2006. - 44с.
Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. - СПб.: Музыкальная палитра, 2006. - 44 с.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. - СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.
http://festival.1september.ru/articles/314541/
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00033491_0.html
http://www.moi-detsad.ru/metod58-1.html
Приложение № 1
«Волк и семеро козлят на новый лад».
Музыка А.Рыбникова, слова Ю.Энтина
Основной комплекс упражнений
Используемый инвентарь: обручи, скакалки и мячи Композиция 1. «Песенка козлят».
Вступление
Построение в круг
1) наклон до касания рукой пола (русский поклон) - 2 раза.
2)ходьба по кругу вправо, взявшись за руки.
Музыкальная тема
И.п. - стойка: ноги врозь; пружинящие полуприседы с одновременными хлопками-16 раз
И.п - стойка: ноги врозь, руки на голове («рожки»); пружинящие полуприседы - 8раз; движения бедрами вправо-влево («хвостик»); полуприседы - 8 раз; движения бедрами вправо-влево («хвостик») -8 раз.
И.п. - стойка: ноги врозь, руки к плечам ладонями наружу; пружинящие полуприседы, руками малые круги наружу - 8 раз; то же самое с кругами вовнутрь - 8 раз.
Поочередное выставление ног вперед на пятку, руки выполняют «фонарики»-16 раз.
И.п - руки сложены перед грудью; поочередные махи согнутыми ногами вперед -8-16 раз.
И.п. - стойка: ноги врозь, руки в стороны; ритмичные покачивания бедрами, поочередно сгибая-разгибая руки -16 раз.
Композиция 2. «Предостережение мамы - козы».
Куплет 1
1) 1-2 - полуприсед, руки вперед ладоням вверх;
3-4 - выпрямляясь, руки на пояс, наклоны головы вправо-влево;
5-8 - наклоны в стороны- 4 раза;
1-8 - повторить.
1) 1-4 - погрозить пальцем;
5-6 - палец к губам («тихо»);
7-8 - глубокий присед;
1-8 - повторить.
Припев
Танцевальные движения типа «твист»
Куплет
Повторить куплет 1
Припев
Повторить и добавить махи руками над головой.
(«Мама коза» уходит, воспитатель снимает маску).
Композиция 3. «Козлята остались одни».
Упражнения с мячом:
Вращение мяча перед грудью;
Полуприседы с отведением мяча в стороны и вперед;
И.п. - мяч на вытянутых руках вперед; поочередные махи согнутыми ногами вперед;
Ритмичные отбивы мяча;
Не высокие подбрасывания мяча;
Покачивания бедрами, поочередно прижимая мяч к плечам;
Прыжки: ноги врозь-вместе, мяч над головой;
Прыжки со сменой ног вперед-назад, мяч перед грудью.
Раздаётся «стук в дверь»: дети разбегаются по своим заранее определенным «домикам» (разложенные по залу обручи)
Композиция 4. «Волк стучится к козлятам».
Ария волка
Дети выходят в круг и изображают страшного волка.
И.п. - стойка: ноги врозь, руки к плечам; пружинящие полуприседы, выпрямляя поочередно руки вперед-8 раз;
Присед и подъём с движением «твист».
Ария козлят
1-2 - руки вверх;
3-4 - руки к голове («рожки»), наклон вперед;
5-8 - повторить.
Ария волка
И.п. - стойка: ноги врозь, руки к плечам; пружинящие полуприседы, выпрямляя поочередно руки вперед- 8 раз;
Присед и подъём с движением «твист».
Ария козлят
1-2 - руки вверх;
3-4 - руки к голове («рожки»), наклон вперед;
5-8 - повторить.
Ария волка
1) И.п.- основная стойка, шаги на месте с высоким подъемом бедра, выпрямляя поочередно руки вперед («Волк лезет в окно»);
2) присед и подъем с движением «твист».
Арию козлят повторить.
«Волк расстроен»: дети машут руками и приседают.
Композиция 5. «Волк бежит к Пете - кузнецу».
Бег по кругу в среднем темпе, перепрыгивание из обруча в обруч (с кочки на кочку).
Закончить бег вокруг своих «домиков» (обручей).
Композиция 6. «Петя учит волка петь».
Вдох-поднять обруч вверх;
Выдох-присед,опуская обруч-2-4 раза.
1-2 - поднять обруч вверх, правую ногу назад на носок, прогнуться;
3-4-присед, обруч вниз; повторить 2-4 раза, меняя положение ног.
«Волк возвращается к козлятам»: дети перестраиваются в круг и выполняют бег на месте в упоре на руках.
Композиция 7. «Волк поет голосом мамы».
И.п. - стойка на четвереньках, лицом к центру круга;
1-4 - прогнуться;
- сед на пятках, наклон вперед, вытянуть руки вверх; повторить 3-4 раза.
Вставая в стойку: ноги врозь, 3 прыжка на двух с остановкой в полуприсед, руки к плечам ладонями наружу.
Композиция 8. «Прощальная песенка козлят».
Упражнения со скакалкой:
1) Вращения скакалкой справа и слева одной рукой;
2) Перепрыгивая через середину скакалки вперед-назад (качалка);
3) Прыжки, вращая скакалку вперед.
Композиция 9. «Мама ищет козлят».
И.п. - сед, руки на пояс;
1-3 - 3 пружинящих наклона вперед, руками достать носочки;
4- и.п;
- 4 наклона в стороны; повторить все 2-4 раза.
И.п. - сед, руки в упоре сзади;
1-4 - прогнуться;
5-8 - сгруппироваться, обхватив руками колени; 2-4 раза.
И.п.- упор на предплечьях сзади;
1-16 - «велосипед».
И.п. - сед «по-турецки», руками обхватить голову; покачивания в стороны- 6-8 раз.
Композиция 10. «Финал».
Повторить упражнения из композиции 1.
Приложение № 2
Консультация для родителей
«Музыкальная игра, как средство развития музыкально-ритмических движений в музыкальном воспитании дошкольников.
Музыкальные игры занимают особое место в системе музыкального воспитания.
Дети 2-3 лет (I младшая группа) в музыкальных играх учатся образному восприятию музыки. Это игры по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А Васильевой.
«Кошечка» («Кошка и котята») муз. Витлина, «Зайчики и Лисичка» муз. Черни, «Догонялки» муз. Н.Александрова, «Кот и птички» муз. Г.Фрида Дети учатся воспринимать и воспроизводить движения по показу взрослого: хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук, начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки. Малыши совершенствуют умение ходить и бегать в игре «Ходим, бегаем» муз. Е.Тиличеевой, выполнять прямой галоп в игре «Лошадка» муз. Потоловского. Дети выполняют под русские народные мелодии по показу взрослого плясовые движения в кругу, врассыпную в игре «Солнышко и дождик» муз. Раухвергера, «Прятки под р.н.м. «Догонялки». Они учатся слушать музыку и менять движение с изменением характера музыки. Малыши очень любят игры с игрушками и музыкальными шумовыми и ударными инструментами. Такие игры, как «Погремушка, попляши», «Колокольчик» муз. И.А.Арсеева, «Бубен» р.н.м. вырабатывают координацию движений под музыку и эмоциональное восприятие музыки.
Музыкальному руководителю в своей работе с детьми необходимо учитывать следующие принципы педагогики - это систематичность, постепенность и последовательность. Поэтому свои музыкальные занятия педагог строит в I младшей группе с повторением и закреплением нового музыкального репертуара 2 раза в неделю, т.е. одно НОД почти полностью повторяется на следующем. Затем даётся новый музыкальный репертуар с другими задачами, более сложными для выработки музыкально- ритмических движений и навыков выразительного движения, что поможет успешному выполнению программы.
Во II младшей группе (3- 4 года) музыкально - ритмические движения становятся образнее. Дети учатся воспринимать II-х частную форму музыки и двигаться соответственно смене частей в таких музыкальных играх, как «Жмурки с Мишкой» муз. Флотова, «Бубен» муз. М. Красева, сл. Н.Френкель, «Весёлые мячики» муз. Ломовой и др. Но уже в этом возрасте по обновленной программе М.А. Васильевой появляется такой раздел: «Развитие танцевально - игрового творчества, где предполагается не только показ взрослого тех или иных движений, но и непосредственное самостоятельное творчество детей. Рекомендуемые игры: «Весёлые ножки» р.н.м. «Волшебные платочки» р.н.м. «Танец с куклами» муз. Рустамова.
В музыкальной игре «Кто по лесу идёт?» дети активно выполняют движения, передающие характер изображаемых животных в соответствии с музыкой «Зайчик» муз. Л.Лядовой «Медведь» муз. Е.Тиличеевой, «Лисички» («Вальс») муз. В. Леви.
Со II младшей группы появляются этюды - драматизации, которые построены на контрастных образах, так это игры: «Зайцы и лиса» муз. Е. Вихаревой, «Смело идти и прятаться» муз. И. Беркович («Марш») и др.
В средней группе (4-5 лет) появляются игры с пением, которые ещё активнее побуждают детей выполнять те или иные движения, например «Огородная - хороводная» муз. Б.Можжевеловой, сл. А. Пассовой, «Заинька, выходи» р.н.м. «Гуси - лебеди и волк» муз. Е.Тиличеевой, сл. М. Булатова, «Мы на луг ходили» муз. Старокадамского и др.
Дети осваивают в музыкальных играх новые танцевальные движения: поскоки с ноги на ногу, прямой и боковой галоп, выставление ноги на пятку, кружение в парах и по одному, притоп ногой, ритмичные прыжки на двух ногах, так например - это игры «Курочки и петушок» муз. Г.Фрида, «Жмурки» муз.Ф.Флотова, «Медведь и зайцы» муз. В.Ребикова, «Весёлые мячики» муз. М.Сатулина, «Самолёты» муз. М.Магиденко и др.
В средней группе продолжается работа по развитию танцевального игрового творчества. Дети стремятся в различных играх и этюдах - драматизациях передать тот или иной образ эмоционально, используя мимику и пантомиму, например зайка весёлый и грустный в игре «Бегал заяц по болоту» муз. В.Герчик, ласковая кошечка в игре «Что ты хочешь, кошечка?» муз. Г.Зингера, сл. А.Шибицкой, сердитый волк в игре «Гуси- лебеди и волк» и др. Дети обучаются простейшим перестроениям: из круга врассыпную и обратно, в круг - из круга, построению в пары. Малыши с удовольствием выполняют движения с предметами (с куклами, кубами, мягкими игрушками, платочками, листочками, искусственными цветами, например - это игры «Мишка ходит в гости» муз. Ребикова (игрушечный мягкий мишка), «Ветерок» муз. Жилинского (с ленточками), «Вальс снежинок» муз. О.Берта, обр. Н.Метлова (с ёлочной мишурой) и др.
Игры, используемые в любой возрастной период (от 2 до 7 лет), разнообразные по характеру, несложные по исполнению, построенные на образцах русской народной и классической музыки, развивают музыкальность, художественный вкус ребёнка.
Прежде чем начинать с детьми разучивание игры или пляски, педагог должен сам хорошо познакомиться с содержанием, формой и характером движений. Чем выразительнее будет исполнена музыка, тем ярче и глубже она будет воспринята и тем естественнее и эмоциональнее передадут дети в своих движениях художественный образ.
При разучивании новой игры музыкальный руководитель использует разные методические приёмы: показ педагогом правильного исполнения движения, словесное объяснение, показ лучшего исполнения ребёнком, повторение в игре «Зеркало».
Начиная со старшей группы (5-6лет) более эффективным является движения не взрослым, а ребёнком. Вероятно, дети воспринимают движение своих сверстников более целостно, чем движение педагога.
Обычно любой танец или игра усваиваются в несколько этапов. Первый этап (одно - два занятия) - это знакомство с произведением: музыкой и движениями. Выбор приёмов работы на этом этапе направлен на решение главной его задачи: активизации слухового внимания дошкольников. Поэтому выразительность исполнения музыкального произведения и качество показа движения - основа дальнейшей работы с детьми по усвоению предлагаемого материала. Дети определяют характер, настроение, а в старших группах ещё жанр, форму музыкального произведения выбранной игры или танца. Второй этап - разучивание и усвоение навыков для качественного исполнения. Основу его составляет активная практическая деятельность самих детей. От педагога требуется создание особой творческой атмосферы, способствующей поддержанию интереса и желания детей добиться более высоких результатов в решении поставленных задач. Заключительный этап - это повторение, закрепление навыков движения. Основной критерий оценки качества выполненной работы - выразительное, согласованное исполнение детьми танцев или участие в игре на утренниках, развлечениях, праздниках.
В старшей группе идёт увеличение сложности и разнообразности музыкально - ритмических движений. Дети формируют навыки выполнения простейших перестроений (по 3 человека из одной колонны, парами и др.), танцевальных движений: поочерёдное выбрасывание ноги вперёд в прыжке, дробный шаг, приставной шаг с приседанием и с продвижением вперёд, кружение, «ковырялочка», дошкольники должны самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Продолжать формировать танцевальное и игровое творчество, развивать навыки инсценирования песен, импровизировать образы сказочных животных и птиц (коза, лошадь, лиса, медведь, журавль, ворон и др.) в разных ситуациях.
Программные игры для старшей группы «Ловишка» муз. И. Гайдна, «Будь ловким» муз. Н. Ладухина, «Не выпустим» муз. Т Ломовой, «Найди себе пару» латв. нар. мел., обр. Попатенко, «Ищи игрушку» р.н.м. обр. В. Агафонникова, «Игра с бубном», «Кот и мыши» Т. Ломовой «Зеркало» (Ой, хмель, мой хмелёк» обр. М. Раухвергера) способствуют развитию музыкально- ритмических движений.
Дети способны уже к инсценированию и музыкальным ритмопластическим спектаклям, например «К нам гости пришли» муз. Александрова, «Как у наших у ворот» р.н.м. «Где был, Иванушка?» р.н.м. и др. Дети любят игры с пением - это такие как «Ворон» р.н.м. обр. Е. Тиличеевой, «Кот Васька» муз. Г.Лобачёва, сл. Н.Френкель, «Гори, гори ясно» р.н.м., «А я по лугу» р.н.м., обр. Т. Смирновой и др.
Развивается интерес к танцевально - игровому творчеству, например в играх «Котик и козлик», «Я полю, полю лук» муз. Е. Тиличеевой, «Клоуны» муз. Д. Кабалевского. Дети продолжают осваивать игру на детских музыкальных инструментах. Включение игры- исполнения на музыкальных инструментах способствует развитию интереса к самой игре, например игра «Оркестр» укр.н.м. «Игра со звоночками» муз. Ю. Рожавской, «Игра с бубном» р.н.м. и др.
В подготовительной группе (6-7 лет) идёт дальнейшее развитие навыков танцевальных и музыкально - ритмических движений, умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передача в играх и танцах эмоционально - образного содержания. Это такие игры как «Звероловы и звери» муз. Е. Тиличеевой, «Ищи» муз. Т. Ломовой, «Кто скорей ударит в бубен?» муз. И. Шварца, «Узнай по голосу» муз. В. Ребикова, «Колобок» р.н.м., обр. Е. Тиличеевой, «Правила дорожного движения» муз. Т. Ломовой, «Кот и мыши» муз.Т.Ломовой, «Ктоскорей?» муз.М. Шварца, «Бери флажок» венг.н.м., «Найди себе пару» венг.н.м.(«Полька»), «Лиса и зайцы» муз. В. Косенко, «Плетень» р.н. м. Игры с пением: «Ищи» муз. Т. Ломовой, «Как на тоненький ледок» р.н. м., «Земелюшка - чернозём» р.н.м.
Развитие танцевально - игрового творчества продолжается в играх: «Танец медведя и медвежат» («Медведь») муз. Г.Галинина, «Уж я колышки тешу» р.н.м. обр. Е. Тиличеевой, «Вышли куклы танцевать» («Вальс – шутка») муз. Д.Шостаковича, «Потерялся львёнок» муз. В. Энке, «Вальс» муз.Е. Макаровой. Продолжается работа над формированием навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, танцев, театральных постановок. Например, «Как у наших у ворот» р.н.м., «На зелёном лугу» р.н.м., «Со вьюном я хожу» р.н.м., «Сел комарик на дубочек» белорусская н.м.
Выполняя танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг, «полуприсядка», «присядка», и др., дошкольники могут применять их в своих музыкальных играх и творческих заданиях - этюдах, в коммуникативных танцах (т. е. со сменой партнёра) и играх превращениях, пантомимах, играх -миниатюрах и других видах деятельности.
Последовательная, систематичная работа над решением задач музыкального воспитания, и в частности музыкально - ритмической деятельности, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, и к эмоциональному динамическому осмыслению движений.
Всё это наполняет мир ребёнка радостью и делает их жизнь посредством приобщения к музыке лучше и счастливее.
Приложение № 3
Промежуточная диагностика по результатам самостоятельной работы детей с музыкально - ритмическим материалом
Имя ребенка |
Самостоятельно играет на д.м.и. и исполняет песни вне занятий |
Хорошо ориентируется в пособиях, карточках, текстах песен |
Самостоятельно организует игровую деятельность с музыкально - ритмическим материалом |
Подыгрывает (постукивает, хлопает в ладоши) в процессе звучания знакомой песни |
Активно использует музыкально - ритмический материал в других видах деятельности |
|||||
|
да |
нет |
да нет |
нет
|
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
Итоговая диагностика по результатам самостоятельной работы детей с музыкально - ритмическим материалом
3-4 года
ФИ ребенка |
Слушают муз. произвед. до конца. Узнает знакомые песни. Поет не отставая и не опережая других |
Различает звуки по высоте (в пределах октавы) Замечает изменения в звучании тихо-громко |
Умеет выполнять танцевальные движения, кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаясь под музыку с предметами |
Различает и называет муз. инструменты (металлофон, барабан) |
Итоговый показатель по каждому ребенку (сред. значение) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4-5 лет
ФИ ребенка |
Узнает песни по мелодии, может петь протяжно, четко произносить слова вместе с детьми начинать и заканчивать пение |
Выполнять движение, отвечающих характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с 2-х ч. формой муз. произвед. |
Умеет выполнять танцевальные движения –пружинку, подскоки, движения парами по кругу, кружиться по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами |
Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке |
Итоговый показатель по каждому ребенку (сред. значение) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5-6 лет
ФИ ребенка |
Различать жанры муз. произведений, петь в сопровождении муз. инструмента |
Ритмично двигаться под музыку, самостоятельно инсценирует песни, хороводы |
Умеет выполнять танцевальные движения поочередно, выбрасывание ног в прыжке, выставление ноги на пятку, шаг с продвижением вперед |
Умеет играть мелодии на металлофоне |
Итоговый показатель по каждому ребенку (сред. значение) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6-7 лет
ФИ ребенка |
Различать жанры муз. произведений, петь в сопровождении муз. инструмента индивидуально, коллективно |
Ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, самостоятельно инсценировать песни, хороводы |
Умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с характером музыки |
Исполнять сольно и в ансамбле на детских инструментах несложные песни, мелодии |
Итоговый показатель по каждому ребенку(сред. значение) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 4
Анкетирование родителей.
1. Какое место занимает музыка в жизни вашего ребенка?
2. Любит ли он ее слушать? Какую музыку предпочитает?
3. Какое самое любимое музыкальное произведение вашего ребенка? А ваше?
4. Любит ли он под эту музыку двигаться, танцевать?
5. Понимает ли он содержание музыки?
6. Передает ли в движении характер музыки, ритм?
7. Насколько эмоционально реагирует ваш ребенок на музыку?
8. В чем это выражается?
9. Стремится ли ребенок поделиться своими впечатлениями и
переживаниями с вами? Как вы на это реагируете?
10. Каково ваше участие в музыкальном развитии ребенка: есть ли дома фонотека детской музыки?
11. Посещаете ли вы детские музыкальные спектакли? Смотрите ли по телевизору музыкальные программы вместе с ребенком? Обсуждаете ли их?
Приложение № 5
Перспективный план работы с родителями на 2013-2014 учебный год.
сентябрь, октябрь, ноябрь
|
1. Провести индивидуальные консультации с родителями (в вечернее время, пожеланию) об особенностях формирования музыкальности у ребенка. 2. Анкетирование родителей на тему «Мой ребенок и музыка». 3. Пригласить родителей принять участие в фотовыставке «Наш огород» и в выставке поделок из природного материала. Все участники награждаются грамотами на осеннем празднике. 4. Оформление папок-консультаций «Наши веселые пальчики», «Мы поем». |
декабрь, январь, февраль |
1. Пригласить родителей принять участие в проекте новогодней «Зимней сказке». «Волк и семеро козлят на новый лад». 2. Консультация «Как организовать в семье праздник Новогодней елки». 3. Пригласить родителей принять участие в конкурсе «Смешные новогодние маски». 4.Оформление папки-консультации «Как самостоятельно изготовить детские музыкальные инструменты». 5. Консультация на тему «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях». 6. Провести День открытых дверей с показом НОД по образовательной области «Музыка». |
март, апрель, май |
1. Организация творческой группы родителей для выступлений на детских утренниках. 2. Консультация на тему «Правила поведения в общественных местах». 3. Пригласить родителей участвовать в фотоконкурсе «Наша семья». 4. Оформить литературный сборник «Творчество наших пап и мам» со стихами и рассказами родителей о детях и для детей. 5. Провести индивидуальные беседы с родителями детей подготовительной к школе группы с рекомендациями по дальнейшему обучению детей в музыкальной школе, танцевальных кружках города. |
Кияйкина Наталья Федоровна