Занятие «Как бороться со злостью»
Как бороться со злостью?
Задачи:
Продолжение знакомства с чувством злости.
Обучение ребенка адекватным позитивным способам избавления от злости.
Сплочение группы, развитие навыков взаимодействия и сотрудничества.
Развитие коммуникативных навыков в творческой деятельности.
Коррекция общей агрессии.
Ход занятия
- Здравствуйте! Я рада вас видеть. Мне будет очень приятно, если вы поприветствуете наших гостей.
- Давайте также поздороваемся и друг с другом, а также подарим всем свое хорошее настроение.
Приветствие «Почеши спинку»
- Встаньте, пожалуйста, в большой круг так, чтобы спина вашего соседа оказалась у вас перед глазами. Теперь мы с вами начнем делать друг другу приятный и бодрящий массаж. (Называю имя ребенка, с которого начнется игра). Пусть Лиза начнет растирать ладонями плечи и спину стоящего перед ней Валеры, при этом говоря: «Здравствуй, Валера, я твой друг». Валера делает массаж следующему стоящему перед ним человеку и говорит те же слова. И так далее по кругу, пока массаж не вернется к тому, кто его начал, – к Лизе.
- Игра помогла нам разогреться перед занятием.
Упражнение «Оживим камень» (дети стоят в кругу)
- Что у меня в руках?
Дети. Камень.
- Какой он? (Прикладывает к щеке каждого ребенка.)
Дети. Холодный.
- Как вы думаете, его можно согреть?
Дети. Наверное...
- Я знаю волшебные слова, которые помогут нам согреть камень.
Камень, камень, возьми тепло моих рук,
Жар моего сердца и подари их моему другу.
(Передаю камень рядом стоящему ребенку. Тот крепко сжимает камень в руках, говорит «волшебные слова» и передает его дальше по кругу. Через некоторое время камень вновь оказывается у меня в руках).
- А сейчас я снова приложу к вашей щеке камень, а вы мне скажите каким он теперь стал? (Прикладываю к щеке каждого ребенка.)
Дети. Теплый.
- А почему он стал теплый?
Дети. Ответы детей.
- Правильно, ведь мы передали камню часть своего тепла. Запомните на всю жизнь и когда станете взрослыми, если каждый из вас будет дарить друг другу тепло, то веселых, хороших и добрых людей станет больше.
- Поднимите руку, а кто из вас хочет всегда быть таким? Добрым, веселым, послушным?
Дети. Ответы детей.
Упражнение «Рассерженные шарики» (дети сидят в кругу)
- Но ведь человек может испытывать и другие чувства. Какие, как вы думаете?
Дети. Гнев, злость, обида.
(Раскладываю пиктограммы).
- Правильно. Ребята, а как вы думаете, можно ли научиться управлять этими неправильными эмоциями?
Дети. Ответы детей.
- Конечно же. А вот как это сделать, об этом мы с вами сегодня и поговорим, а заодно давайте поможем и нашему гостю Злюке.
(Появляется герой Злюка).
- Ребята, объясните нашим гостям, а почему его так зовут?
Дети. Ответы детей.
- Да, а еще он дерется, кричит, бросает предметы, ломает игрушки.
- Правильно ли поступает Злюка?
Дети. Ответы детей.
- Давайте мы его научим правильно управлять своими неправильными эмоциями.
- Что можно сделать?
Дети. Ответы детей.
- А еще можно побоксировать подушку, покричать в лесу, потопать ногами, порвать бумагу...
- Но давайте сначала попробуем увидеть и услышать чувство злости.
(Предлагаю каждому ребенку надутый завязанный шарик).
- Представьте, что шарик – это человек. Там накопился воздух. В нем много раздражения и злости. Видите, какой человек стал сердитый? Как вы думаете, а воздух сейчас может входить в шарик и выходить из него?
Дети. Нет.
- А если человек будет такой же «раздутый» от злости и гнева, сможет ли он оставаться спокойным?
Дети. Нет.
- Почему?
Дети. Предположения детей.
- Сделайте так, чтобы шарик лопнул, как будто взорвался.
Дети. Действия детей.
- Его можно проткнуть, можно прыгнуть на него, можно его прокусить.
Дети. Дети выполняют.
- А когда вы ждали, что он лопнет, страшновато было?
Дети. Ответы детей.
- Как вы считаете, это безопасный способ избавления от злости, если также взорвется злой человек?
Дети. Нет!
- Почему?
Дети. Можно испугаться самому, можно испугать других.
- Я с вами согласна! А теперь давайте поучимся, как правильно управлять своими неправильными эмоциями. Надуйте шарик, но не завязывайте, а просто крепко держите, так чтобы воздух не выходил наружу. Наш шарик по-прежнему человек, а воздух внутри его – это раздражение, гнев, злость. Выпустите из шарика немного воздуха и вновь крепко зажмите. Посмотрите, шарик уменьшился?
Дети. Да.
- Лопнул он, когда вы выпускали воздух?
Дети. Нет.
- Вот видите, шарик остался целым и никого не напугал. Так и человек: когда он выражает свои чувства правильным способом, он никому не причиняет вреда. Продолжайте потихоньку сдувать шарик, до тех пор пока в нем не останется воздуха.
Дети. Дети выполняют.
- Вышел воздух – прошла злость. А шарик – остался цел и невредим. Как вы думаете, этот способ опасный или безопасный?
Дети. Конечно, безопасный.
- Почему?
Дети. Предположения детей.
Упражнение «Ноги топают»
- Вспомните: бывало ли с вами так: вы сердились и вам хотелось топнуть ногой?
Дети. Да.
- Когда это происходило?
Дети. Рассказы детей.
- Чтобы наше раздражение не мешало играть и заниматься другими делами, нужно от него избавиться. И еще один из лучших способов – топнуть изо всех сил ногой рядом с рисунком, изображающим следы. Мы поймем, что эти чувства «вышли» из нас, потому что наши стопы станут горячими и нам станет легче. Начнем?
(Дети и педагог топают; педагог помогает правильно выполнять упражнение застенчивым и гипервозбудимым детям.)
- Что вы чувствуете? Потеплели ваши следы?
(Когда дети подтверждают, что стопы стали горячие, предлагает нарисовать на картонке со ступнями солнышко.)
- А теперь возьмите фломастер и нарисуйте солнышко рядом со ступнями.
Дети. Дети рисуют.
Упражнение «Разрывание бумаги» (дети сидят в кругу)
- Есть еще один способ, как избавиться от неприятных чувств. Возьмем бумагу, разорвем ее на кусочки, сложим в центр круга.
Дети. Дети рвут бумагу.
- Вот сколько раздражения и злости вышло из нас! Давайте произнесем волшебные слова и превратим бумагу в... снег.
Все вместе. Крибле, крабле, буме!
(Энергично подбрасывает кусочки бумаги в воздух; к педагогу присоединяются дети; кидают кусочки бумаги друг в друга,
прыгают на них, бросают их горстями в воздух.)
- Помогите мне, пожалуйста, собрать наш «снег».
(Дети и педагог убирают бумагу в таз, корзину и т.п.)
- Как вы себя чувствуете?
Дети. Ответы детей.
- Итак, давайте еще раз вспомним и нашему Злюке напомним, как можно правильно избавиться от неправильных эмоций?
Дети. Ответы детей.
Релаксация (дети ложатся на ковер)
- Примите позу, в которой вы чувствуете себя удобно, комфортно, спокойно. (Включает медленную музыку.) Закройте глаза, расслабьтесь, отдыхайте.
(Через некоторое время выключает музыку.)
- На счет «раз, два, три!» открывайте глаза. Повернитесь на правый бок, медленно встаньте на колени, а потом на ноги. Поднимите руки вверх и потянитесь за ними, встав на носочки. Дышите спокойно и глубоко. Вернитесь в исходное положение. Как вы себя чувствуете?
Дети. Ответы детей.
- Я получила сегодня огромное удовольствие от работы с вами! Спасибо вам большое!
Упражнение «Хорошие!» (дети стоят в кругу)
- Наше занятие подходит к концу, а чтобы и вы, и я, и наши гости ушли в хорошем настроении, передадим свое тепло, дружбу и любовь друг другу нашим волшебным камешком, со словами: «Я хороший! Ты хороший!».
(Педагог берет камень, кладет его на ладонь и прижимает к груди). Я хороший! (Передает рядом стоящему ребенку.) Ты хороший!
Когда слова эти произносит последний ребенок и камень оказывается
в руках у педагога, все дети берутся за руки.
Вместе. Все мы хорошие, умные, красивые, послушные, замечательные!