"Псевдонимы русских писателей и поэтов XX века"

3
0
Материал опубликован 29 May 2022

Автор публикации: В. Ключева, ученица 6А класса


«Псевдонимы русских писателей и поэтов XX века»

учебный проект по литературе



Выполнила: Ключёва Вероника

ученица 6а класса

Руководитель: Литвиненко М.Н.,

учитель русского языка и литературы



Содержание


Введение 3

1. Теоретический аспект исследования псевдонимов 4

1.1. Наука антропонимика

1.2. Определение понятия «псевдоним»

1.3. Виды псевдонимов. Способы их образования, классификация 5

1.4. Причины появления и использования псевдонимов 7

2. Литературные псевдонимы русских писателей и поэтов XX века 9

Заключение 13

Список литературы 14


ВВЕДЕНИЕ


Ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Когда мы знакомимся с кем-то, мы узнаем сначала его имя. Мы просим подписаться под своей работой, в каком-либо документе, чтобы знать к кому они имеют отношение. Но бывают ситуации, когда человек не хочет или не может называть свое имя. И тогда он прячется за вымышленное. Такое имя называют псевдонимом.

Псевдонимами пользуются писатели и поэты, политические деятели и преступники, актеры, режиссеры и другие люди, которым бы не хотелось, чтобы знали их настоящее имя.

В переводе с греческого «онима» значит «имя», а «псевдо» означает «ложь».

В словаре С.И. Ожегова слово «псевдоним» означает вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.

В литературной энциклопедии дается следующее определение псевдонима – это вымышленное имя, заменяющее собой настоящее, которое по тем или иным причинам надо скрыть.

Цель работы: исследовать, выявить и систематизировать причины использования псевдонимов.

Задачи:

1) собрать материал по теме;

2) найти определения слова «псевдоним»; классификации псевдонимов, способов их образования;

3) привести примеры псевдонимов;

4) установить причины выбора псевдонимов.


1.Теоретический аспект исследования псевдонимов

1.1. Наука антропонимика

Обычай заменять свое имя другим возник давно, еще до изобретения книгопечатания. Наши предки верили в таинственную власть имени над судьбой человека. Считалось, что имя может защитить человека от злых духов, поэтому получается, что первые псевдонимы появились вместе с именем. Ребенку давали два имени: одно, которым его называли все, и второе, настоящее, которое знали только жрецы (священнослужители), родители и сам человек. Таким образом, все имена, которые находились в пользовании, были на самом деле псевдонимами.

Часто жизнь псевдонима была короткой: вымышленное имя, под которой начинающий автор из осторожности или по другим соображениям вступал на литературное поприще, оказывалось ненужным и отбрасывалось. Но порой, и не так уж редко, псевдоним полностью вытеснял настоящую фамилию как на страницах книг, так и в жизни.

Наука, которая занимается изучением псевдонимов, называется антропонимикой, это раздел другой науки, ономастики, которая изучает любые имена собственные. Антропонимика же изучает антропонимы – имена людей и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т. п.); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования.


1.2. Определение понятия «псевдоним»

Псевдоним (греч. «ложный», «имя») — вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах); вид антропонима. В западной культуре псевдонимами чаще всего пользуются деятели литературы и искусства. В восточных культурах (особенно китайской и японской) принятие нового имени при изменении социального статуса в некоторые эпохи было практически обязательным для любой сферы деятельности; аналогом такого рода обязательных псевдонимов в западной культуре можно считать обязательную перемену имени у священников и монахов, особенно в православной церкви, однако называть церковные имена священнослужителей псевдонимами не принято.


1.3. Виды псевдонимов. Способы их образования, классификация

Известный библиограф Валентин Григорьевич Дмитриев классифицировал псевдонимы в соответствии со способом их образования. Он разделил псевдонимы на два типа:

1) псевдонимы, в которых истинное имя спрятано различными способами, но его можно расшифровать;

2) псевдонимы, характеризующие автора с той или иной стороны; представляющие автора не таким, каков он есть на самом деле (литературные маски); обеспечивающие инкогнито.

Псевдонимы первого типа

Зашифровка подписей – криптоним, могла производиться посредством анаграмм – перестановки букв. Например, одним из псевдонимов

В.Я. Брюсова был Аврелий (анаграмма его имени Валерий).

Довольно часто использовали паронимы – псевдонимы, образованные по сходству звучания с настоящей фамилией. Николай Васильевич Корнейчук из своей фамилии образовал свои литературные имя и фамилию Корней Чуковский.

Писатели часто брали в качестве псевдонима патроним – образованный из имени отца автора. Так, например, Андрей Платонович Климентов выбрал себе псевдоним Андрей Платонов, образованный от отчества.

Иногда основой для псевдонима становилась девическая фамилия ее матери или ее имя – матроним. Также имена более отдаленных предков автора могли использоваться при выборе псевдонима. Так, например, Анна Ахматова взяла себе псевдоним – татарскую фамилию бабушки, происходившей от древнего рода хана Ахмата.

Псевдонимы второго типа

Однако псевдонимы брались не только для того, чтобы скрыть имя, но и для того, чтобы подчеркнуть то или иное качество автора, например, национальность, особенность внешности, месторождения или жительства, главную черту характера или его творчества, звание, должность, социальное положение и многое другое.

Часто писатели использовали геронимы – имена литературных и мифологических героев, которые ставились вместо имени с целью подчеркнуть идейную близость данного персонажа автору. Так, например,

М. Горький в «Самарской газете» фельетоны «Самара во всех отношениях» с подзаголовком «Письма одного странствующего рыцаря» подписывал Дон Кихот.

Также для создания псевдонима использовались цвета – хроматонимы. Например, литературная фамилия поэта Б.Н. Бугаева – А. Белый.

Есть еще одна классификация по способу образования можно выделить следующие группы псевдонимов:

1. Эйдонимы – характеризуют авторов с физической стороны. Часто – прозвища, данные родными: Саша Чёрный.

2. Этнонимы – подчёркивают национальность: Леся Украинка.

3. Геонимы – указывают на место рождения или жительства, например, И. В. Лотарев – Игорь Северянин

4. Аллонимы или гетеронимы – в качестве подписи избирается имя реального лица (часто умершего): А.Н Плещеев – Н. А. Добролюбов (так он подписывал свои ранние революционные стихотворения).

5. Геронимы – имена литературных и мифологических героев, подчёркивающие идейную близость данного персонажа автору: Е. А. Придворов – Демьян Бедный (в данном случае прототипом послужил герой, созданный самим автором)

6. Латинизмы – псевдонимы образованы от латинских слов. Б. Н. Бугаев (А. Белый) — пользовался также псевдонимами Alter Ego (второе я), Cunctator (медлительный), Spiritus (дух), Taciturno (молчаливый)

7. Хроматонимы — от названий цветов, например, Б.Н. Бугаева – А. Белый

8. Анаграммы — перестановкой букв в настоящем имени, например, В. Я. Брюсов — Аврелий (анаграмма его имени Валерий)

9. Женщина под мужским именем, мужчина — под женским

Э. Багрицкий – Нина Воскресенская; В. Брюсов – Нелли; З. Гиппиус – А. Крайний

10. Коллективные псевдонимы

Братья Жемчужниковы и А. Толстой — Козьма Прутков.


1.4. Причины появления и использования псевдонимов

Причины, принуждавшие людей сохранять инкогнито, очень разнообразны. Некоторые вынуждены держать свое имя в тайне из боязни преследований за свои сочинения.

Некоторые авторы были вынуждены скрывать свое имя, потому что их общественное положение не позволяло им открыто заниматься литературой.

Люди, часто появляющиеся на публике (актеры, режиссеры, певцы, политики) могут отказаться от своей фамилии из-за ее неблагозвучия. Встречаются, также, авторы, которые из скромности или равнодушия к славе не желали выставлять свое имя напоказ. Некоторые известные люди придумывали себе псевдонимы из-за наличия тезок, однофамильцев.

Иногда, принимая псевдоним, человек ставил целью не скрыть свое имя, а подчеркнуть свою профессию, национальность, место рождения, жительства, главную черту своего характера или направления своего творчества.

С помощью псевдонима маскировалось и количество авторов: написанное несколькими выдавалось за произведение одного или наоборот.

Основными причинами, по которым люди используют псевдонимы, являются:

1. В 19 веке это были, прежде всего, цензура, первый литературный опыт и сословные предрассудки.

2. В 20 веке – боязнь преследования, проба пера, неблагозвучие имени или фамилии.

3. В 21веке - влияние общественного положения, другая профессия, первый литературный опыт.

4. Для сатириков и юмористов во все времена, чтобы произвести комический эффект.

С помощью определения классификации мы узнали, какое удивительное разнообразие псевдонимов существует в мире, о котором мы даже не догадывались.

С развитием компьютерных технологий в современном мире возрастает популярность использования ников, тех же самых псевдонимов. Возрастает и число новых псевдонимов и их групп, поэтому работа может быть продолжена.

Нередко выбор псевдонима был вызван стремлением отличаться от родственников. У Антона Павловича Чехова брат тоже выступал в печати. Инициалы у него были те же, что и у Антона Павловича, и он писал под псевдонимами: А.Седов, Агафопод Единицын, Гусев, Алоэ и другие.

Еще одна причина: дебют на литературном поприще может оказаться неудачным. Его можно замаскировать, подписавшись псевдонимом или оставив произведение без подписи. Владимир Маяковский в возрасте 14 лет стихи в гимназическом журнале 1907 года подписывал –ъ, последней буквой своего имени. В этом же журнале его перу, по всей видимости, принадлежит также юмореска «Гимназисты», подписанная Константин. Константином звали деда Маяковского. Но уже под стихами 1912 года Маяковский поставил полностью свои имя и фамилию.


2. Литературные псевдонимы русских писателей и поэтов XX века


Мы изучили псевдонимы писателей и поэтов XX века, причины, по которым авторы заменяли свои настоящие имена вымышленными и представили результат в виде таблицы:

Причины использования псевдонима

Писатели и поэты XX века

Проба пера

Владимир Маяковский в возрасте 14 лет стихи в гимназическом журнале 1907 года подписывал – ъ, последней буквой своего имени. В этом же журнале его перу, по всей видимости, принадлежит также юмореска «Гимназисты», подписанная Константин. Константином звали деда Маяковского. Но уже под стихами 1912 года Маяковский поставил полностью свои имя и фамилию.

Цензура


С. Я. Маршак

Самуил Яковлевич Маршак, находясь в годы гражданской войны на территории белогвардейцев, печатался в журнале «Утро Юга» под псевдонимом Доктор Фрикен. Лишь псевдоним, тщательно оберегаемый редакцией, помог Маршаку избежать расправы за то, что он высмеивал генералов - самодуров.

Юлий Ким – Юлий Михайлов. В конце 60-х русский поэт, композитор, драматург, сценарист, бард.
 из-за участия в правозащитном движении Юлию Черсановичу Киму было "рекомендовано" прекратить публичные концерты; с афиш спектаклей, из титров теле- и кинофильмов, где использовались его песни, исчезло его имя. Позднее Киму разрешили сотрудничать с кино и театром, при условии, что он будет пользоваться псевдонимом. И вплоть до перестройки он подписывался именем Юлий Михайлов.

Сословные предрассудки


Анна Ахматова – Горенко Анна Андреевна (1889-1966)

Русский поэт. Своим псевдонимом Анна Горенко выбрала фамилию своей прабабушки, ведшей род от татарского хана Ахмата. Позже она рассказывала: "Только семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы… Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: "Не срами мое имя". - "И не надо мне твоего имени!" - сказала я…"

Другая профессия

Б. Бугаев

Сын московского профессора математики Борис Бугаев, будучи студентом, решил напечатать свои стихи и встретил противодействие со стороны отца. Псевдоним Андрей Белый ему придумал Михаил Сергеевич Соловьёв, руководствуясь лишь сочетанием звуков.

К. Булычев

Кир (Кирилл) Булычёв - Игорь Можейко. Писатель-фантаст доктор исторических наук, сотрудник Института Востоковедения Академии Наук СССР.

Свои фантастические произведения издавал исключительно под псевдонимом, который был скомпонован из имени жены (Кира) и девичьей фамилии матери писателя. Своё настоящее имя писатель сохранял в тайне до 1982 года, поскольку полагал, что руководство Института Востоковедения не посчитает фантастику серьёзным занятием, и боялся, что после раскрытия псевдонима будет уволен.

Ирина Грекова

Елена Сергеевна Вентцель (1907 - 2002).
Русский прозаик, ученый-математик. Доктор технических наук, автор многочисленных научных трудов по проблемам прикладной Придворов Ефим Алексеевич (1883-1945) математики, вузовского учебника по теории вероятностей, книги по теории игр и т.п. Подобно Льюису Кэрроллу, свои научные труды печатала под настоящим именем, а романы и повести под «математическим» псевдонимом (от названия восходящей к латыни французской буквы «игрек»). Как литератор начала публиковаться в 1957 году и сразу стала знаменита и любима, ее роман "Кафедра" зачитывали буквально до дыр.

Неблагозвучие имени или фамилии

Демьян Бедный

Придворов Ефим Алексеевич (1883-1945)

Русский и советский поэт. Фамилия у Ефима Алексеевича - ну никак не подходящая для пролетарского писателя. Псевдоним Демьян Бедный - деревенское прозвище его дяди, народного борца за справедливость.

Комический эффект



Антон Павлович Чехов часто пользовался пседонимами. Первый – Антоша Чехонте. Он стал основным псевдонимом Чехова-юмориста. Именно с этой подписью молодой студент-медик рассылал в юмористические журналы свои первые произведения. Он не только употреблял этот псевдоним в журналах и газетах, но и поставил его на обложке двух первых авторских сборников («Сказки Мельпомены», 1884; «Пестрые рассказы», 1886).

Шуточное письмо в редакцию «Осколков» Чехов подписал полковник Кочкарев (гибрид полковника Кошкарева из «Мертвых душ» и Кочкарева из «Женитьбы» Гоголя).

Остальные псевдонимы Чехова были, как правило, недолговечны и применялись исключительно для комического эффекта. И только псевдоним Человек без селезенки имел серьезную семантическую составляющую «медицинского» характера. Им Чехов пользовался более десяти лет. Под этим псевдонимом (и его вариантами: Ч. без С., Ч.Б.С., С.Б.Ч.) вышло 119 рассказов и юморесок и 5 статей и фельетонов.

Известные родственники

Евгений Петров (1902-1942) в действительности – Евгений Петрович Катаев, он был младшим братом Валентина Катаева (1897-1986) и предпочел стать знаменитым под вымышленным

А.П. Чехов – псевдоним Брат моего брата

Происхождение псевдонима Брат моего брата исследователи связывают с тем, что с 1883 года Чехов стал печататься в тех же юмористических журналах, в которых до него выступал его старший брат Александр. Чтобы не создавать путаницы Чехов на титульном листе своей книги «В сумерках» (1887) написал фамилию с уточненными инициалами: Ан. П. Чехов. А потом стал подписываться Брат моего брата.

Другие причины

А. С. Гриневский

Александр Степанович Гриневский, придумывая себе псевдоним, сократил фамилию так, что она приобрела иностранное, экзотическое звучание, как имена многих его персонажей, как названия манящих городов и земель, которые он описывает. Он именовал себя еще Грин Гриныч Гриневский: «я трижды таков, как есть».

Саша Черный – Гликберг Александр Михайлович (1880-1932). Поэт. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли "Белый", брюнета - "Черный". Отсюда и псевдоним.

Илья Арнольдович Ильф – Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг. Псевдоним «Ильф» может являться сокращением от его имени Илья Файнзильберг, дочь писателя Александра Ильф объясняет происхождение псевдонима отца следующим образом: "Работая журналистом, он подписывал свои публикации так, чтобы было короче. Его настоящая фамилия – Файнзильберг – для газетной статьи ну очень длинная. Часто ставил «Илья Ф», «ИФ», «Фальберг», а потом получился «Ильф»". По другой версии псевдоним является аббревиатурой его еврейского имени Иехиел-Лейб Файнзильберг в соответствии с еврейской традицией именных аббревиатур.

М. Горький – Алексей Максимович Пешков (1868-1936). В 1892 году 24-летний Пешков опубликовал свой первый рассказ «Макар Чудра» в тифлисской газете «Кавказ» и подписал его «М. Горький». Впоследствии литера «М.» стала именем «Максим», вероятно, в честь отца писателя. Значение вымышленной фамилии «Горький» понятно любому читателю первого сборника рассказов и очерков молодого автора (1898): он писал о ворах и пьяницах, матросах и рабочих, о том, что позже сам называл «дикой музыкой труда» и «свинцовыми мерзостями дикой русской жизни».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Псевдонимы заслуживают изучения, как один из важных факторов литературной и общественной жизни. Имя имеет большее влияние на жизнь и характер его носителя. И при принятии ненастоящих имен формируется определенная личность, связанная с сочетанием фамилии, имени и отчества. То есть получается, выбирая себе псевдоним, человек сам выбирает себе судьбу.

Звучание любого имени несет большой поток информации. Оно может звучать благозвучно, приятно, возвышенно, ласково, но может и настораживать, устрашать, вызывать неприязнь. Псевдонимом можно воздействовать на человека психологически, вызывать те или иные ассоциации, создавая определенный образ.

Псевдонимы продолжают жить своей жизнью. Звучное и оригинальное имя для творческого человека, подчас, половина его успеха. Остальное зависит от самого автора.


Презентация к проекту
PDF / 3.92 Мб

Список использованных источников

1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа:

http://bse.sci-lib.com/article093913.html

2. Библиографический словарь под ред. П.А. Николаева «Русские писатели» в 2-х частях. - М.: Просвещение, 1990.

3. Дмитриев В.Г. Скрывшие свое имя. - М.: Просвещение, 1996.

4. Колосова С. Энциклопедический словарь псевдонимов.

5. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей в 4-х томах. М., Издательство Всесоюзной книжной палаты. 1956 – 1960г.г.

6. Псевдонимы [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://propsevdo.ru/litra.php

7. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.

8. Синдаловский Н. А. Псевдоним: легенды и мифы второго имени // Нева. - 2011. - N 2. - С.215-238. 

9. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~книги/ТолковыйсловарьДаля/ – Заглавие с экрана.

10. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. проф. Д. Ушакова. – М. : Терра, 1996.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.