12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Александра Сафронова12
Россия, Москва, Москва
0

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Горшкова М. Н. – студент, 3 курс.

ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова» МПЭК,
г. Москва, РФ
wundana@me.com


Аннотация: Статья посвящена психологическим характеристикам девиантного поведения, которое является серьёзной проблемой для современной России.

Ключевые слова: девиантное поведение, проявления девиантного поведения, отклонения в поведении, виды девиантного поведения, акцентуация характера, угроза для общества и государства, санкции.


PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF DEVIANT BEHAVIOR

Gorshkova M. N. - student, 3rd year.

FGBOU VO "Plekhanov Russian University of Economics" MPEK,

Moscow, Russia

wundana@me.com


Abstract: The article is devoted to the psychological characteristics of deviant behavior, which is a serious problem for modern Russia.

Keywords: deviant behavior, manifestations of deviant behavior, deviations in behavior, types of deviant behavior, accentuation of character, threat to society and the state, sanctions.


Актуальной проблемой современной российской действительности является рост девиантного поведения среди различных слоёв населения. Объяснением этого являются резкие и нестабильные социально-экономическими изменениями в нашей стране, которые выражены в резкой утрате привычного уклада жизни многих граждан, частыми экономическими кризисами, ростом безработицы, нестабильной политической обстановкой. К числу явлений, способствующих росту девиантного поведения, также следует отнести распространение в нашем обществе нездорового образа жизни, проявляющегося в алкоголизации и наркотизации людей, употребления табачной продукции. Совокупность указанных факторов негативным образом сказалась на психическом состоянии граждан, выявлению у них различных психических патологий. Они проявляются в разрушающем поведении личности, что несёт непредсказуемый характер последствий.

Девиантное поведение (лат. deviation — отклонение) представляет собой устойчивое поведение человека, которое не соответствует общепринятым или официально установленным важным социальным нормам (существующим законам в стране, правилам, традициям и различным социальным установкам) и причиняет существенный ущерб как самой личности, так и обществу. Оно проявляется в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией. Рассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:

Психобиологические факторы. Они представляют собой наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности.

Социальные факторы, выражающиеся в особенностях семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению), окружающего социума (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение), влияния средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).

Личностные факторы, которые включают в себя нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.), искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах) и искривлённость когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искажённые жизненные установки).

В современной научной действительности актуальной является проблема единого классифицирования видов девиантного поведения.

Основная причина в невозможности систематизировать поведенческие отклонения заключается в междисциплинарном характере проблемы поведенческих девиаций. Ввиду того, что термин «девиантное поведение» используется в разных науках в различных значениях, то существуют и различные классификации поведенческих отклонений.

Среди других причин, объясняющих существование проблемы, можно назвать многообразие форм человеческого поведения и неопределённость самого понятия «норма». Все это существенно затрудняет как выделение общих критериев, так и создание единой классификации различных видов отклоняющегося поведения.

Исследователями девиантного поведения было совершено множество попыток классифицировать виды отклоняющегося поведения, значительно отличающиеся содержанием от друг друга. Более подробная классификация видов девиантного поведения была представлена В. Д. Менделевием. Согласно его точке зрения, существуют следующие виды отклоняющегося поведения:

Делинквентное девиантное поведение.

Аддиктивное девиантное поведение.

Патохарактерологическое девиантное поведение.

Психопатологическое девиантное поведение

Девиантное поведение, основанное на гиперспособностях.1

Делинквентное поведение – отклоняющееся поведение, которое в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемое деяние. Данный вид является разновидность преступного (криминального) поведения, но отличается от него.

Различие делинквентного и криминального поведения заключается не в возрасте, с которого наступает уголовная ответственность (деликты могут совершать и взрослые, и пожилые люди), а в степени осознания индивидом своих противоправных поступков и действий, их социальной значимости и вредоносных последствий для окружающих. К делинквентному поведению можно отнести «преступные действия, намерения которых были невинными». Основой делинквентного поведения взрослого и пожилого человека является психический инфантилизм с комплексом характерных признаков: неумением разводить идеальные и реальные цели, не соответствующей возрасту наивностью и прямодушием, детской восторженностью, эгоцентризмом, формально-обязательным выполнением долга и подчиняемостью, нежеланием и неумением прогнозировать возможные будущие нежелательные события (антиципационной несостоятельностью), повышенной обидчивостью, потребностью в утешении и опеке, склонностью к резким колебаниям настроения и выраженным аффективным реакциям.

Аддиктивное поведение — это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путём искусственного изменения своего психического состояния посредством приёма некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.2

Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путём изменить своё психическое состояние, что даёт им иллюзию безопасности, восстановления равновесия.

Базовой характеристикой личностей с аддиктивным видом поведения является зависимость. В связи с чем, существуют различные классификации видов аддиктивного поведения. Достаточно распространённой из них является разделение аддикций на химические и нехимические [1, с. 5].

К химическим аддикциям относится алкоголизм, наркомания, токсикомания, никотиновая зависимость.

К нехимическим аддикциям относится зависимость от азартных игр, интернет-зависимость, сексуальная аддикция, гаджет-аддикция, работоголизм, шопоголизм, переедание, голодание и другие.

Патохарактерологическое поведение понимается как поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся расстройства личности (психопатии) и явные или выраженные акцентуации характера.

Психопатологическое поведение представляет собой результат проявлений психических заболеваний, которые часто не сразу выявляются врачами и выражаются в виде различных нарушений поведения. В основе этого типа девиантного поведения лежат нарушения восприятия и мышления, которые проявляются как галлюцинации или иллюзии, бред, навязчивые идеи или страхи.

Девиантное поведение, основанное на гиперспособностях является особым видом девиантного поведения. Способности человека с данным видом поведения значительно и существенно превышают среднестатистические способности. В подобных случаях говорят о проявлениях одарённости, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека. Отклонение в сторону одарённости в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Такой человек оказывается часто неприспособленным к «бытовой, приземлённой» жизни. Он неспособен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни. В его поведении прослеживается игнорирование реальности. С одной стороны, человек существует в реальности «здесь и сейчас», а с другой стороны он одновременно как бы живёт в собственной реальности, не размышляя о необходимости «объективной реальности», в которой действуют другие окружающие люди [3, c. 85].

Исходя из вышеизложенных видов девиантного поведения, можно выделить обобщённую классификацию – конструктивные и деструктивные виды девиантного поведения.

Конструктивное девиантное поведение включает в себя девиантное поведение, основанное на гиперспособностях, а также патохарактерологическое поведение. По своей природе данный вид поведения не носит негативных и опасных последствий для всего общества, а наоборот, характеризуется позитивными проявлениями, способные привнести изменения в социальную систему. Оно выражается в виде гениальности и одарённости человека, которые могут быть необузданными и не восприниматься в качестве нормального поведения. Личностям с данным видом девиантного поведения свойственно иное мышление, которое помогает им смотреть на окружающий мир с других сторон и, соответственно, не поддаваться влиянию обыденности. Таким людям свойственно желание признания в глазах общества, обусловленное наличием у них гиперспособностей, отличающие их от среднестатистического человека, педантичность и перфекционизм, что проявляется в придирчивости к мелочам. В связи с этим, можно говорить о том, что личностям с конструктивным девиантным поведениям присущи демонстративные и педантичные акцентуации характера.3

К деструктивному девиантному поведению будут относиться делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое и психопатологическое виды поведений. Данная совокупность представляет практические или вербальные проявления внутренней деятельности индивида, направленной на разрушение чего-либо: либо самого себя, либо окружающей действительности (материальные объекты и нематериальные объекты), либо общества в целом. Оно может проявляться в виде различного рода зависимостей у личности, психических и невротических расстройств, склонности к совершению противоправных деяний, патологических изменений характера, проявляющиеся в акцентуации характера. Так, например, личность с ярко выраженной гипертимностью будет склонна к совершению различного рода правонарушений по причине отсутствия у неё видения границ дозволенного и игнорирования социальных норм. Учитывая склонность данного типа акцентуации характера к авантюрам и рискам, он может одновременно проявить себя в виде зависимого от алкогольных и наркотических веществ, что характерно аддиктивному виду поведения [5, с. 89].

Последствия девиантного поведения достаточно многообразны и в большинстве случаев носят негативный характер. Для человека последствиями девиантного поведения будет являться полное разрушение его личности, физическое истощение организма, способное привести к смерти, страдания и переживания родных и близких людей, контактирующих с девиантом, «выпадение» человека из нормальной социальной жизни общества, приводящее к ведение асоциального образа жизни.

Если затрагивать последствия девиантного поведения личности для всего социума, то оно будет выражено в криминализация общества. При увеличении девиантов в обществе будет расти статистика преступности: воровства, грабежа, сексуального насилия и убийств, что может привести к полному хаосу и в конечном итоге – к полному разрушения общества.

В связи с этим, встаёт острый вопрос о необходимости контроля и мерах сдерживания девиантного поведения. Оно выражается в применениях государством санкций по отношению к личностям-девиантам.

В зависимости от последствий девиантного поведения, санкции подразделяются на позитивные и негативные. Позитивные санкции представляют собой награду или поощрение за соответствие поведения общественно одобряемым стандартам. Негативные санкции являются наказаниями, которые направлены на исключение девиантное поведение или предостережение его проявлений в обществе. Нередко боязнь наказания или осуждения становится главным мотивом воздержания от совершения действия, не одобряемых социумом.4

В зависимости от субъекта, от которого исходит санкции, они подразделяются на формальные и неформальные. Формальные санкции исходят от государства или других государственных органов, а также от руководства организаций и предприятий. Они применяются в строго определенных случаях, которые могут быть описаны в соответствующих нормативных правовых актах.

Источником не формальных санкций являются люди, которые непосредственно реагируют на поступки человека, то есть само общество.

Помимо санкций, для предотвращения роста девиантной категории граждан государство и общество проводит профилактическую политику девиантного поведения. Она представляет собой систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Профилактика отклоняющегося поведения подразделяется на первичную, вторичную и третичную группы.

Первичная профилактика является комплексом превентивных мероприятий, проводимых чаще среди детей и подростков с целью предотвращения девиантного поведения. Она направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих девиацию, повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.

Вторичная профилактика предполагает мероприятия по раннему выявлению нервно-психических нарушений, реабилитацию и работу с «группами риска».

Третичная профилактика направлена на лиц, у которых уже сформировалось девиантное поведение. Она предполагает лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения и предупреждение рецидивов.

Таким образом, в данной статье были подробно рассмотрены психологические характеристики девиантного поведения. Девиатное поведение представляет собой поведение, уклоняющееся от социальных норм, установленных обществом. Причины девиантного поведения достаточно многообразны и зависят как от внешних условий, в которых существует человек (ситуации в стране), так и от внутренних (особенностей психики, наличия генетических патологий, проблемы с социализацией личности и т.п.). В вопросах изучения девиантного поведения существует проблема в создании единой классификации видов девиантного поведения. В данном исследовании за основу была взята классификация видов девиантного поведения В. Д. Менделевии, включающая в себя делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое и девиантное поведение, основанное на гиперспособностях. Исходя из этих данных, в ходе исследования была выведена обобщённая классификация отклоняющегося поведения – конструктивное и деструктивное. В зависимости от вида девиантного поведения, существуют негативные и позитивные последствия отклоняющегося поведения, которые поощряются или караются государством и обществом. Для предотвращения негативных последствий девиантного поведения государство проводит профилактическую политику.


Список использованной литературы и источников


1. Демильханова А.М. Психология аддиктивного поведения : учебно-справочное пособие / Демильханова А.М. Бишкек : КРСУ, 2014.

2. Коробанова Ж. В. Девиантное поведение личности: социальные и психологические особенности / Коробанова Ж. В., Полевая М. В. Текст : непосредственный. 2020.

3. Менделевия В. Д. Психология девиантного поведения : учебное пособие / Менделевия В. Д. Санкт-Петербург : Речь, 2005.

4. Николаева, Л. В. Положительные девиации личности как фактор развития общества / Л. В. Николаева, М. М. Парусова. Текст : непосредственный // Молодой учёный. 2016. № 9 (113).

5. Сережко, Т. А. Психология социально-правовой деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. А. Сережко, Т. З. Васильченко, Н. М. Волобуева. Москва : Издательство Юрайт, 2019.

6. Социальной контроль и профилактика девиантного поведения: // Режим доступа: http://studik.net/.


References and sources


1. Demilkhanova A.M. Psikhologiya addiktivnogo povedeniya : uchebno-spravochnoye posobiye / Demilkhanova A.M. Bishkek : KRSU. 2014.

2. Korobanova Zh. V. Deviantnoye povedeniye lichnosti: sotsialnyye i psikhologicheskiye osobennosti / Korobanova Zh. V.. Polevaya M. V. Tekst : neposredstvennyy. 2020.

3. Mendeleviya V. D. Psikhologiya deviantnogo povedeniya : uchebnoye posobiye / Mendeleviya V. D. Sankt-Peterburg : Rech. 2005.

4. Nikolayeva. L. V. Polozhitelnyye deviatsii lichnosti kak faktor razvitiya obshchestva / L. V. Nikolayeva. M. M. Parusova. Tekst : neposredstvennyy // Molodoy uchenyy. 2016. № 9 (113).

5. Serezhko. T. A. Psikhologiya sotsialno-pravovoy deyatelnosti : uchebnik i praktikum dlya srednego professionalnogo obrazovaniya / T. A. Serezhko. T. Z. Vasilchenko. N. M. Volobuyeva. Moskva : Izdatelstvo Yurayt. 2019.

6. Sotsialnoy kontrol i profilaktika deviantnogo povedeniya: // Rezhim dostupa: http://studik.net/.

1 Менделевия В. Д. Психология девиантного поведения : учебное пособие / Менделевия В. Д. Санкт-Петербург : Речь, 2005. С. 77-84.

2 Демильханова А.М. Психология аддиктивного поведения : учебно-справочное пособие / Демильханова А.М. Бишкек : КРСУ, 2014. С. 4.

3 Сережко, Т. А. Психология социально-правовой деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. А. Сережко, Т. З. Васильченко, Н. М. Волобуева. Москва : Издательство Юрайт, 2019. С. 88.

4 Социальной контроль и профилактика девиантного поведения: // Режим доступа: http://studik.net/.

11


Автор материала: М. Горшкова (3 курс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.