Психологическая характеристика детей с ДЦП
ДЦП - это тяжелое заболевание НС, которое приводит к инвалидности ребенка. Он является наиболее распространенной формой нарушений ОДА. Приоритет в открытии этой патологии принадлежит Уильяму Миттль. В 1839 году он описал нескольких детей с последствиями родовых травм.
ДЦП возникает в результате повреждения мозга в раннем онтогенезе, при этом наиболее страдают «молодые» отделы мозга, поэтому ДЦП проявляется в виде двигательных, психических, речевых и т.д. нарушениях. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. Существует тяжелая, средняя и легкая форма данного заболевания.
При тяжелой степени ребенок: не овладевает навыками ходьбы, манипулятивной деятельности, а также не может самостоятельно себя обслуживать.
При средней степени: овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно; навыки самообслуживания развиты не полностью.
При легкой степени: ходят самостоятельно, могут самостоятельно ездить в городском транспорте, полностью могут себя обслуживать, если достаточно развита манипулятивная деятельность.
Этиология его разнообразна. Наибольшее значение в этиологии ДЦП имеет органическое поражение мозга в результате внутриутробных инфекций, интоксикаций, несовместимости крови матери и ребенка по групповой принадлежности или резус - фактору, асфиксии и внутричерепных кровоизлияний в родах, недоношенности плода. Реже заболевание возникает постнатагтьно, в результате менингоэнцефалитов, перенесенных в первые годы жизни. Сейчас насчитывают более 400 факторов, влияющих на ЦНС плода и это может произойти в любой момент беременности, но особенно опасны в первые 4 месяца.
Патогенез ДЦП связан с поражением ряда отделов мозга, как корковых, так и подкорковых, среди которых одно из основных мест занимает повреждение премоторных зон.
В клинической структуре ДЦП среди симптомов органического поражения мозга центральное место занимают двигательные нарушения, основными из которых являются параличи, парезы, нарушение мышечного тонуса. Сочетание расстройств моторной сферы и интеллекта могут быть различными. Согласно классификации К.А.Семеновой (1974) выделяют следующие формы ДЦП, специфика клинической картины которых в значительной мере обусловлено разным характером поражения.
Спастическая диплегия (Литтля) -тетрапарез, при котором руки страдают значительно меньше, чем ноги. Поэтому дети часто могут обслужить себя, писать, овладевать рядом трудовых навыков. Нарушение интеллектуального развития нередко незначительны, и многие из таких детей способны к обучению даже в массовых школах.
Двойная гемиплегия характеризуется тяжелым поражением всех конечностей, выраженной ригидностью мышц. Дети не могут даже сидеть. Интеллектуальное развитие большей частью на уровне олигофрении в степени дебильности, имбицильности или даже идиотии.
Гиперкенетическая форма, при которой различные гиперкенезы могут сочетаться с параличами и парезами или выступать как самостоятельный вид расстройств. Интеллект в большинстве случаев развивается удовлетворительно.
Атонически-астеническая форма характеризуется парезами, низким тонусом мышц, мозжечковыми симптомами. К 3-5 годам при систематическом лечении дети овладевают возможностью произвольных движений. В половине случаев имеется олигофрения в степени дебильности и имбицильности.
Гемипаретическая форма- парезы одной стороны тела, тяжелее в верхней конечности. У25 - 35 % детей опять наблюдается олигофрения.
Выраженное интеллектуальное недоразвитие не вытекает прямо из двигательных расстройств, а свидетельствует о массивности и большой распространенности поражения мозга. Но тяжесть недостаточности отдельных корковых функций в этих случаях делает клиническую картину олигофрении атипичной.
У детей с ЦП часто отмечается недостаточность целого ряда других нервно - психических функций, в значительной мере связанных именно с поражением двигательной сферы. В отечественной детской неврологии, психиатрии и дефектологии эти нарушения были изучены Е.И.Кириченко (1965), М.В.Ипполитовой (1967), К.А.Семеновой и др.
Прежде всего стоит остановиться на нарушениях речи, которые в большей степени обусловлены дефектностью ее моторного компонента. Основными из них считаются дизартрия разного характера и разной степени выраженности. Наблюдаются более позднее формирование моторной стороны речи, правильности произношения, запаздывание в появлении первых слов и фразовой речи, замедленное расширение словаря. В более тяжелых случаях речевых расстройств являются проявления моторной алалии с общим недоразвитием всех сторон речи. Реже имеют место явления сенсорной алалии. Указанные виды речевых расстройств часто сочетаются друг с другом, однако каждый из них наиболее характерен для того или иного вида двигательных нарушений.
В нарушении психического развития имеет значение и недостаточность пространственного гносиса, связанная как с поражением теменных отделов, так и в определенной мере обусловленная и нарушениями зрительного восприятия в связи с двигательными расстройствами (недостаточность фиксации взора, конвергенции и т.д.). У этих детей имеются трудности в формировании восприятия формы, в соотнесении элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорции и перспективы. Отмечается недоразвитие представлений о схеме собственного тела. Запаздывает формирование доминантности руки, понятий левого и правого. В связи с этим наблюдаются характерные особенности рисунка таких детей: неумение правильно изобразить лицо и руки. Двигательная недостаточность обусловливает недоразвитие предметных действий. В дошкольном возрасте обращает внимание недоразвитие игровой деятельности. Позже страдает формирование школьных навыков: счета, письма и чтения. Трудности в освоении арифметикой в значительной мере обусловлены недостаточностью пространственных функций. Они проявляются в нечеткости распознования графического изображения цифр, смешении арифметических знаков. Наблюдаются явления дисграфии в виде зеркальности, смешения сходных по написанию букв.
Тяжелые двигательные расстройства, нарушение ряда высших корковых функций, сопутствующие им явления психической истощаемости являются причиной задержки интеллектуального развития у многих детей с ЦБ.
В их эмоциональной сфере описывается склонность к невротическим и неврозоподобным расстройствам, в первую очередь к страхам (высоты, темноты, новой обстановки), повышенной пугливости в отношении неожиданных раздражителей.
Помимо отдельных эмоциональных расстройств таким детям нередко свойственна и задержка эмоциональног развития в целом, которая ,как правило, сочетается с задержкой интеллектуального развития. Проявления «органического инфантилизма» выступают в недостаточной дифференцированности эмоций даже в игровой деятельности, ее монотонности, слабости творчества, отсутствии инициативы и самостоятельности.
При ЦБ в результате дефицита двигательной сферы возможно формирование ряда отклонений в развитии личности. Важное место в формировании у этих детей патологических свойств личности по дефицитарному типу, связанному прежде всего с двигательной недостаточностью, принадлежит явлениям депривации и гиперопеки. В результате двигательных ограничений, накладываемых болезнью, ребенок живет и развивается в пространственнс весьма ограниченном мире. Это препятствует формированию развития многих видов взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Ограниченность контактов нередко способствует аутизации, формированию эгоцентрических установок, пассивности.
Основные направления и формы деятельности специального психолога в системе образования.
Цели, задачи специального психолога
Одним из основоположников специальной психологии (то есть одним из первых специальных психологов) можно назвать Л.С. Выготского.
Цель деятельности специального психолога: на основе понимания причин, механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития разработать адекватные им коррекционные мероприятия с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребенка в образовательной среде.
Задачи психологического сопровождения ребенка специальным психологом состоят в следующем:
определение наиболее адекватных путей и средств развивающей коррекционной работы с ребенком;
прогнозирование развития ребенка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития;
реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.
Исходя из этих целей и задач, можно сформулировать и ряд принципов, лежащих в основе деятельности психолога специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Принципы деятельности специального психолога:
Принцип теоретико-методологического «позиционирования» психолога.
Принцип единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности.
Принцип структурно-динамической целостности.
Принцип терминологической адекватности.
Оценка эффективности деятельности психолога через адаптацию ребенка в образовательной среде.
Приоритетность образовательных задач.
Принцип междисциплинарности и координирующего характера деятельности психолога.
Этические принципы и связанный с ними принцип профессиональной компетенции.
Основы диагностической деятельности психолога: виды, цели, задачи
Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.
Цель психологической диагностики (оценки) — выявление специфики развития ребенка, отражающей ключевые особенности формирования психических структур, построение предположений о вероятных причинах и механизмах, приведших к данному варианту дизонтогенеза.
К специфическим диагностическим задачам, решаемым психологом специального образования, следует отнести:
контроль динамики психического развития и эффективность специализированной помощи в коррекционной помощи ребенку;
определение на основе оценки динамики психического развития ребенка его дальнейшего образовательного маршрута, в частности, решение вопроса о необходимости (целесообразности) дальнейшего пребывания ребенка в данном образовательном учреждении (экспертная деятельность);
выявление в процессе сопровождения ребенка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде и социуме;
определение возможностей и способностей ребенка, обучающегося в коррекционном образовательном учреждении, для решения вопросов профориентации и профадаптации.
Коррекционно – развивающая работа в специальном образовании
Под «коррекцией», понималась определенная форма психолого-педагогической деятельности, т.е. совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии аномального ребенка. Психологическая коррекция - система мероприятий, направленных на исправление недостатков клиента с помощью средств психологического воздействия.
Принципы психокоррекции – это основополагающие идеи, требования к ее проведению.
Основными принципами психокоррекции являются:
А. Принцип единства диагностики и коррекции
Б. Принцип нормативности развития
В. Принцип личностного подхода (К. Роджерс, 1931)
Г. Иерархический принцип, или принцип коррекции «сверху вниз»
Д. Принцип коррекции «снизу вверх»
Е. Принцип системности развития психологической деятельности
Ж. Деятельностный принцип коррекции
З. Каузальный принцип
Психологическое консультирование
Психологическое консультирование представляет собой систему, состоящую из следующих основных блоков: гностический блок (знакомство с клиентом и его проблемами), конструктивный блок (проектирование консультативного процесса), организационный блок (последовательная реализация планов решаемых проблем), оценочный блок (обобщение достигнутых результатов в процессе консультирования и обсуждение дальнейших планов работы). Они тесно связаны и отражают динамику консультативного процесса.
Цели консультирования – повышение эффективности жизни клиента в процессе изменения его чувств, мыслей и действий. H.M. Berks и B. Stefflre отмечают, что «цель консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера».
Психотерапия как одно из напрвлений деятельности специального психолога
В традиционном клиническом представлении под психотерапией подразумевается «система лечебных воздействий на психику и через психику на организм человека». В более широком психологическом понимании психотерапия объединяет широкий круг теоретических представлений, методов и практических приемов воздействия на личность и поведение, с целью восстановления психологического баланса и социальной активности человека. В качестве общей цели психотерапии выдвигается цель оказания помощи пациентам в изменении своего мышления и поведения таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. В качестве научной основы психотерапии выступает научная психология, психологические теории и концепции. При всем разнообразии психотерапевтических подходов существует три основных направления в психотерапии, соответственно трем основным направлениям психологии: это психодинамическое, когнитивно-поведенческое и экзистенциальное направления.
Общие факторы психотерапии
Изучение и описание общих факторов психотерапии осуществляется на основе:
1) того, что происходит с пациентом в процессе психотерапии;
2) стиля и стратегий психотерапевтической работы;
3) этапов психотерапии.
В качестве общих факторов психотерапии, с точки зрения того, что происходит с пациентом, обычно указывают: 1) обращение к сфере эмоциональных отношений; 2) самопонимание, принимаемое пациентом и психотерапевтом; 3) предоставление и получение информации; 4) укрепление веры больного в выздоровление; 5) накопление положительного опыта; 6) облегчение выхода эмоций.
В качестве общих элементов стиля и стратегий поведения психотерапевтов, вне зависимости от их теоретической ориентации, выделяют: 1) целевую ориентацию на достижение позитивных изменений, 2) внимание к взаимоотношениям «пациент-психотерапевт», 3) сочетание принципов «там-и-тогда» и «здесь-и-теперь» (то есть использование в ходе психотерапии как материала, связанного с историей жизни пациента, так и с актуальным поведением и межличностным взаимодействием пациента в процессе психотерапии).
С точки зрения этапов психотерапии указывают следующие общие факторы для всех психотерапевтических подходов:
1) установление оптимального контакта, вовлечение пациента в сотрудничество, создание мотивации к психотерапии;
2) прояснение (понимание психотерапевтом и, в определенной степени, пациентом) причин и механизмов формирования симптомов, возникновения эмоциональных и поведенческих нарушений;
3) определение «психотерапевтических мишеней»;
4) применение конкретных методов и техник, направленных на достижение изменений (когнитивных, эмоциональных, поведенческих) и приводящих в дальнейшем к редукции симптоматики;
5) закрепление достигнутых результатов;
6) окончание курса психотерапии (в частности, решение проблем, связанных с возможной зависимостью от психотерапевта) .
В целом, общие факторы психотерапии включают в себя:
1) хорошие отношения и сотрудничество между психотерапевтом и пациентом, что рассматривается как исходная предпосылка, на которой строится психотерапия;
2) ослабление напряжения на начальной стадии, основанное на готовности пациента обсуждать свою проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь;
3) познавательное обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта;
4) оперативная модификация поведения больного за счет одобрения или неодобрения со стороны психотерапевта и повторяющегося коррективного эмоционального опыта в отношениях с врачом;
5) приобретение социальных навыков на модели психотерапевта;
6) явное или скрытое убеждение и внушение;
7) усвоение или тренировка более адаптивных способов поведения при условии эмоциональной поддержки со стороны психотерапевта.