Пусть цветы цветут в природе.
Автор публикации: Р. Редина, ученица 8Б класса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска
Муниципального образования «Холмский городской округ»
Естественно-научное
ТЕМА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
«ПУСТЬ ЦВЕТЫ ЦВЕТУТ В ПРИРОДЕ».
Автор работы: |
Редина Регина |
ученица 8Б класса |
Научный руководитель: |
Вельдясова Светлана |
Александровна |
учитель географии |
МАОУ СОШ №8 |
Холмск 2018
Содержание
Введение……………………………………………………………………… | 3 |
Основная часть работы над проектом……………………………………… | 5 |
1. Вводный этап……………………………………………………………… | 5 |
2. Поисково-исследовательский этап……………………………………… | 6 |
3. Аналитико-оформительский этап ……………………………………… | 7 |
4. Заключительный этап …………………………………………………… | 8 |
Заключение…………………………………………………………………… | 9 |
Список литературы …………………………………………………………. | 10 |
Приложение 1.……………………………………………………………….. | 11 |
Приложение 2.……………………………………………………………….. | 12 |
Приложение 3.……………………………………………………………….. | 13 |
Приложение 4.……………………………………………………………….. | 17 |
Приложение 5.……………………………………………………………….. | 18 |
Введение
Мы привыкли к тому, что изо дня в день нас окружают растения, животные, солнечный свет золотыми струями разливается вокруг каждое утро. Нам кажется, что всё это было, есть и будет всегда. Мы думаем так потому, что привыкли получать всё это, и забываем, что удивительный, а порой неожиданный мир, который нас окружает и принимает нас, подвержен непрерывному изменению. Мы привыкли использовать дары природы в своих целях. Для своей пользы и редко задумываемся о том, какой вред и урон мы наносим природе [3].
Актуальность работы заключается в том, что ознакомление детей с правилами поведения с природой является одной из важнейших задач. Дети испытывают особую потребность в общении с природой, они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают дышать нам, но и лечат от болезней. Цветы не только красота, но и часть живой природы, которую необходимо знать, беречь и охранять.
Объект исследования: полевые цветы.
Предмет исследования: правила поведения на природе с целью сохранения цветов.
Цель проекта: выяснение причин исчезновения цветов в природе, разработка памятки для формирования у школьников ответственного отношения к природе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
найти и обработать литературу по данной теме;
провести опрос среди учащихся школы;
ознакомиться с технологией создания памятки;
подготовить выступление по данной теме;
донести полученные знания и результаты исследования до учащихся с вручением памятки.
Гипотеза: не все учащиеся помнят и знают правила поведения на природе, если я изучу необходимую информацию, то смогу создать памятку, которая поможет заинтересованным учащимся вспомнить правила поведения на природе.
Методы работы над проектом:
поиск, анализ и систематизация литературных источников, и интернет ресурсов;
выдвижение гипотезы, формулирование выводов;
анкетирование учеников и анализ полученных данных;
создание графиков, диаграмм, схем.
Основная часть проектной деятельности по этапам:
вводный (погружение в проект) – январь 2018 г.;
поисково–исследовательский – февраль 2018 г;
аналитико-оформительский – март 2018 г;
заключительный (представление результатов) – апрель 2018 г.
Оформление проекта:
по методам деятельности – информационного;
по количеству участников – индивидуальный;
по продолжительности выполнения – краткосрочного.
Краткий обзор источников информации:
В процессе изучения было изучено большое количество источников по данной теме много. Были изучены такие источники, как: серия атласов, автор А.А. Плешаков, методические рекомендации «Первоцветы» автор А.А. Алексеева. С помощью этих источников были выявлены причины исчезновения цветов, определены правила поведения в природе. Эти знания помогли мне оформить памятку.
Практическая значимость проекта: данная работа может быть использована для информирования школьников о правилах поведения на природе; повышения экологической культуры школьников.
Основная часть работы над проектом
Вводный этап (срок: январь 2018 г.)
Задачи: постановка проблемы; поиск источников информации; определение темы проекта; определение цели и задачи проекта.
На вводном этапе была определена проблема: вокруг нас растет достаточно много растений. Зачем они здесь? Пользу или вред приносят они ученикам? Каким образом сохранить эти растения в природе? На эти вопросы я смогу ответить, изучив необходимую информацию.
Определена тема проекта: «Пусть цветы цветут в природе».
Основными информационными источниками моей работы являются:
Алексеева А.А. Методические рекомендации «Первоцветы». РГКУ «УМЦ экологической безопасности и защиты населения». Йошкар-Ола. – 7 с.
Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся нач. кл. -2-е изд. -М.: Просвещение, 2000. -224 с.
С помощью этих источников были выявлены причины исчезновения цветов, определены правила поведения на природе. Эти знания помогли мне оформить проект и памятку.
Принято решение:
провести опрос среди учащихся МАОУ СОШ №8 по выявлению знаний о правилах поведения на природе;
проанализировать литературу и выявить причины исчезновения цветов в природе.
Вывод: в результате деятельности первого этапа были определены основные источники информации, определена проблема, определена тема проекта «Пусть цветы цветут в природе».
Поисково-исследовательский этап
(срок: февраль 2018 г.)
Задачи: планирование способов сбора и анализа информации; проведение исследования; составление таблиц, диаграмм, схем; изучение литературы по теме исследования.
На основании изученной литературы выявлены причины исчезновения цветов в природе и составлена схема (см. приложение 1). В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках [1].
Среди учащихся 4-х и 7-х классов проведен опрос (см. приложение 2). В опросе приняли участие 50 учеников МАОУ СОШ №8 г. Холмск. Опрос показал, что 68% (34 чел.) учащихся нашей школы имеют высокий уровень знаний о правилах поведения на природе, они умеют её охранять. 24% (12 чел.) учащихся имеют средний уровень знаний о правилах поведения на природе, они безусловно имеют знания о правилах поведения, и хотели бы ей помочь, но не желая того могут причинить вред. 8% (4 чел.) учащихся имеют низкий уровень знаний о правилах поведения.
Вывод: результаты опроса подтвердили значимость и актуальность избранной темы проекта. Многим ребятам нужно вспомнить, а некоторым и узнать правила поведения на природе.
Принято решение:
в качестве продукта проектной деятельности оформить памятку «Пусть цветы цветут в природе» с целью помочь заинтересованным учащимся получить знания;
создать макет памятки «Пусть цветы цветут в природе».
Аналитико–оформительский этап
(срок: март 2018 г.)
Задачи: создание макета памятки «Пусть цветы цветут в природе»; оформление проекта «Пусть цветы цветут в природе», определение экономический расчёт прямых затрат на оформление проектной работы.
На данном этапе изучены требования к оформлению проекта и созданию памятки (см. приложение 3).
Мною было оформлено два макета памятки для определения какой макет более интересен школьникам мы проверили опрос, наибольшее количество голосов набрал макет под №2 (см. приложение 4).
Вывод: по итогу аналитико-оформительского этапа определены следующие результаты: составлена и отпечатана памятка «Пусть цветы цветут в природе»; изучены требования к оформлению проекта; определен экономический расчёт прямых затрат на оформление проекта (см. таблицу 1)
Таблица 1
Экономический расчет прямых затрат на оформление проекта
Наименование материала | Расход материала | цена | использование |
1. Бумага листовая для офисной техники А-4 | 1 пачка (500 л.) | 180 рублей | Для текста памятки, для рабочих материалов проекта, для опроса учащихся. |
2. Папка-скоросшиватель | 1 | 20 рублей | Для оформления проектной папки. |
3. Файлы для папки | 1 пачка (20 шт.) | 100 рублей | Для оформления проектной папки. |
3.Тонер для картриджа | 1 | 1000 рублей | Печатание материалов проекта и памятки. |
Сумма прямых затрат: 1300 рублей |
Проект осуществлён при финансовой поддержке родителей.
Принято решение: выпустить не менее 30 экземпляров памяток о правилах поведения на природе; распространить памятку «Пусть цветы цветут в природе» в школе; выступить перед одноклассниками с темой: «Пусть цветы цветут в природе» с вручением памяток; выступить на научно-практической конференции в школе.
Заключительный этап
(срок: апрель 2018 г.)
Задачи: распространение памятки «Пусть цветы цвету в природе» в школе; выступление перед одноклассниками с результатами исследования; подготовка презентационных материалов; представление проекта на конкурсе проектно-исследовательской деятельности; подведение итогов проектной деятельности.
Вручение памятки «Пусть цветы цветут в природе» было проведено 20.04.2018 г. в преддвериях международного праздника «День Земли» который состоится 22 апреля (см. приложение 5). Праздник проводится весной и призван побудить людей быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде на планете Земля. Существуют два основных периода проведения Дней Земли: в марте (ближе к весеннему равноденствию) и 22 апреля.
Проект представлен классу с вручением памяток. Работа получили больше количество положительных отзывов от учащихся школы.
Вывод:
задачи заключительного этапа проектной деятельности выполнены;
памятка распространена среди учеников МАОУ СОШ №8;
проект готов к публичной защите.
Планируется создать видеоролик с целью повышения экологической культуры школьников и запускать его в фойе школы.
Принято решение: распространение памятки сделать регулярным и каждую весну, вручать памятки школьникам для того, чтобы напомнить правила поведения на природе.
Заключение
Красиво цветущие растения – украшения нашей земли. Но, к сожалению, именно эти растения люди любят рвать и собирать в букеты. В итоге вблизи населенных пунктов цветущие растения встречаются все меньше, а многие из них становятся редкими.
В результате проведенной работы были достигнуты поставленные цели: выявлены причины исчезновения цветов в природе, проведен опрос среди учащихся школы, разработана памятка для формирования у школьников ответственного отношения к природе.
Проектная деятельность осуществлялась по этапам с января по апрель 2018 года. Вводный этап использован для погружения в проект. На этапе поисково-исследовательской деятельности методом опроса я убедилась, что учащееся не всегда соблюдают правила поведения в природе. Мои знания были углублены и расширены за счёт самостоятельной работы по изучению различных источников. Аналитико-оформительский этап позволил изучить требования к оформлению проектов; на его протяжении оформлялась проектная папка, были освоены азы издательской деятельности, связанной с выходом памятки «Пусть цветы цветут в природе». На заключительном этапе проект «Пусть цветы цветут в природе» представлен на НМП в школе и отмечен дипломом II степени.
Выводы:
цели и задачи проектной деятельности выполнены;
гипотеза подтвердилась: учащимся нашей школы действительно не всегда соблюдают правила поведения в природе. Содержание памятки было школьникам интересно и поучительно;
приобретены новые знания, навыки исследовательской работы, проведения анкетирования, оформления проекта, издательской деятельности, публичного выступления.
Заканчиваю я свой проект словами Махатмы Ганди: «Если желаешь, чтобы мир изменился, - сам стань этим изменением».
Список литературы
Алексеева А.А. Методические рекомендации «Первоцветы». [Текст] / Алексеева А.А. – РГКУ «УМЦ экологической безопасности и защиты населения». Йошкар-Ола. – 7 с.
Богатырёва Н.И. Цветы вокруг нас. [Текст] / Богатырев Н.И. – Ижевск: Удмуртия, 1994 г. – 240 с.
Бузанов В.А. Жемчужины растительного царства. [Текст] / Бузанов В.А. -Устинов: Удмуртия, 1987 г. – 112 с.
ГБУЗ. Волгоградский областной центр медицинской профилактики. Как создать памятку. [Электронный ресурс] URL: http://vocmp.oblzdrav.ru (дата обращения: 03.02.2018).
Мезенцева В.Д., Цырендоржиева О.Ж. Красная книга Сахалинской области для юных экологов. Ч. 2. Растения. [Текст] / Мезенцева В.Д., Цырендоржиева О.Ж. – Сахалинская областная общественная организация Клуб «Бумеранг», 2016 г. – 54 с.
Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся нач. кл. [Текст] / Плешаков А.А. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000 г. – 224 с.
Приложение 1
Причины исчезновения цветов
Осушение болот
Загрязнение естественных биотопов
Причины исчезновения цветов
Распашка степей и лугов
Вырубка лесов
Приложение 2
Результаты опроса учащихся
Вопросы | Ответы | ||
Вопрос №1. Ты нашел (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь? | полюбуюсь на него и пойду дальше (1 балл); 35 человек (70%) | засушу его для школьного кабинета биологии (3 балла); 4 человека (2%) | осторожно срежу и поставлю в красивую вазу (5 баллов). 11 человек (22%) |
Вопрос №2. Ты нашел гнездо с птенцами. Что ты сделаешь? | покормлю птенцов (3 балла); 8 человек (16%) | позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 баллов); 7 человек (14%) | буду наблюдать издали (1 балл). 35 человек (70%) |
Вопрос №3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними? | пойду, но буду собирать очень осторожно (5 баллов); 20 человек (40%) | не пойду и других не пущу (3 балла); 10 человек (20%) | сначала расспрошу об этом учительницу биологии (1 балл). 19 человек (38%) |
Вопрос №4. После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход? | взял бы с собой, чтобы сдать или выбросить в мусор в городе (1 балла). 33 человека (66%) | отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился (5 баллов); 3 человека (6%) | закопал бы в землю (3 балл). 13 человек (26%) |
Вопрос №5. Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы? | почти все знаю и всегда ее охраняю (3 балла); 11 человек (22%) | кое-что знаю, но хотел бы знать больше (1 балл); 30 человек (60%) | я люблю природу, но мы еще этого не проходили (2 балла). 8 человек (16%) |
Для определения результатов использована следующая характеристика
Группа 1 (высокий уровень) –от 5 до11 очков. | Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь многое о природе, но и умеешь ее охранять. Но главное – не останавливайся, стремись узнать побольше. |
Группа 2 (средний уровень) – от 12 до 18 очков. | Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе, и хотел бы ей помочь. Но твои знания неполны, и ты сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми и ты (с твоей огромной энергией) сможешь принести пользу. |
Группа 3 (низкий уровень) – от 19 до 25 очков. | Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь… Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений, повадки животных. А пока ты еще знаешь немного. |
Приложение 3
Как создать памятку [4]
Слово «памятка» в словарях русского языка определяется как «книжечка, содержащая короткие наставления о чем-нибудь, руководство к чему-нибудь».
В современном понятии памятка – это средство вербальной и/или визуальной передачи информации, краткое изложение какого-либо вопроса или проблемы, а также самые важные сведения, которыми надо руководствоваться в определенных жизненных ситуациях или при выполнении определенной операции.
Памятка используется в ситуациях, когда нет возможности непосредственного общения с аудиторией, и как дополнение к общению.
Важный аспект памятки – побуждение населения к определенным действиям.
Памятка может включать в себя: факты по проблеме; советы; алгоритм действий в определенных ситуациях; информацию об адресах и телефонах специализированных медицинских организаций и других учреждений и т.п.
Памятки имеют ряд преимуществ: воздействуют на конкретные группы людей, определенную аудиторию, что дает наибольший эффект; дешевы и просты в изготовлении и распространении.
Виды памяток
По характеру содержания можно выделить следующие виды памяток:
Памятка-алгоритм, в которой все предлагаемые действия жестко фиксированы, их последовательность обязательна.
Памятка-инструкция, в которой даются конкретные указания о необходимости конкретных действий, шагов.
Памятка-совет, рекомендация. В ней целевая группа получает рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно.
Памятка-разъяснение, в которой опровергаются устоявшиеся мнения и стереотипы и утверждаются другие, основанные на более современных научных исследованиях.
Памятка-стимул, доминантой которой является стимулирование человека, раскрытие перспектив его деятельности и т.п.
Памятка «вопрос-ответ».
Деление — это условно, так как в каждом виде памяток есть общее: информация представляется с помощью выразительных средств. Выбор той или иной модели содержательной части и художественного оформления во многом зависит от целеполагания, тематики, характера аудитории, на которую рассчитана информация, размещаемая в памятке.
Рекомендации по составлению памяток
1. Разрабатывая информационное сообщение, необходимо учитывать следующее:
Чего вы хотите добиться?
Что люди должны понять в результате?
Какие действия они должны предпринять?
2. Необходимо четко следовать запланированной цели. Не нужно включать в памятку материал, не относящийся к теме, он только отвлечет от основной идеи сообщения.
3. Следует помнить, что памятка представляет собой материал, содержащий сравнительно небольшой объем информации, поэтому в тексте одной памятки не следует затрагивать слишком много аспектов проблемы. Целесообразнее выделить один из них и именно ему посвятить содержание памятки.
4. Структурно текст памятки представлен следующими блоками:
заголовок (цель заголовка – привлечь внимание, поэтому он должен быть четким, кратким, набираться большими буквами; здесь же может быть подзаголовок, указывающий, кому предназначена памятка – для населения, для медицинских работников и т.д.);
ведущий абзац (интригует, заставляет читать текст дальше);
средний абзац (развивает понимание и оценку предмета, отвечает на все вопросы);
заключительный абзац (дает понять, какие действия от читателя желательны).
5. Текст памятки должен быть написан живым, ясным, доступным неспециалисту языком; предложения – краткими, набранными небольшими блоками; шрифт – простым, легко читаемым. Крупный шрифт облегчает прочтение материала людьми пожилого возраста. Нельзя набирать текст декоративным, трудноразличимым шрифтом. Иллюстрации, ключевые слова, тематические строки информационного сообщения должны быть простыми и ясными. Все незнакомые термины должны быть разъяснены. Текст не должен содержать двусмысленных фраз.
6. Категорически недопустимы грамматические ошибки или стилистические неточности, так как это может вызвать недоверие к материалу.
7. Цветовая гамма должна так выделять текст, чтобы он воспринимался наилучшим образом. Для облегчения восприятия материала не следует использовать слишком сложное оформление и яркие цвета, нужно помнить, что разные цвета вызывают разные эмоции и могут ассоциироваться с определенными идеями или образами. Цветом можно выделить наиболее важную информацию.
8. Иллюстрации, используемые в памятке, должны соответствовать излагаемому тексту и обладать определенной силой воздействия.
9. Материал памятки должен подбираться с расчетом на конкретную аудиторию. Внимание к той или иной информации зависит от того, насколько значимые сведения она содержит для определенной группы людей. Так, памятка, призывающая подростков не употреблять наркотики или не курить, должна отличаться от памятки, обращенной по этой же проблеме к их родителям.
10. Идейное содержание материалов памятки не должно вызывать у читателя страха и отрицательных эмоций. При составлении памяток для детской или подростковой аудитории крайне важен принцип преимущественного позитива в изложении материала. Надо показать не то, как плохо курить, а как хорошо быть здоровым и не курить, раскрыть преимущества жизни, свободной от никотина.
11. Убедительность материала памятки зависит не от длинного перечня правил, советов, запретов и рекомендаций, не от сухой назидательности, а от того, насколько интересен и несложен текст. «Оживить» текст можно афоризмами, четверостишьями, а при расчете суточного рациона здорового питания можно привести рецепт блюда.
12. Содержание и оформление готовых к выходу памяток должно редактироваться лекторским бюро. Необходим четкий и жесткий контроль, так как непроверенная информация или информация, поданная не той группе пользователей, способна повлечь за собой нарушение одного из важнейших принципов профилактической медицины – принципа «Не навреди!».
13. Чтобы убедиться в том, что разработанная памятка понятна целевой аудитории, отвечает ее возрастным, профессиональным и другим интересам и потребностям, оказывает нужное воздействие, целесообразно провести предварительную апробацию памятка в небольших группах населения (один из способов получения «обратной связи» от аудитории). Материалы, которые недостаточно хорошо запомнились, недостаточно интересны для аудитории или противоречивы, следует переработать и внести необходимые изменения.
Приложение 4
Макеты памяток
Кардиокринум Глена
Лицевая сторона Оборотная сторона « «Если желаешь, чтобы мир изменился, - сам стань этим изменением». Махатма Ганди | Они занесены в Красную книгу Сахалинской области. |
«Пусть цветы цветут в природе» | Не рвите цветы, не рвите, Пусть будет нарядней Земля, А вместо букетов дарите Васильковые, Незабудковые И ромашковые поля! Фадеев А. |
Приложение 5
Распространение памятки «Пусть цветы цветут в природе»
| |
| |