
Легенды Южного Урала
НАЧАТЬ

Легенда о народе Чудь*
Легенда о реке Ай*
Легенда о горе Иремель *
Легенда об острове Веры *
Легенда о водопаде Гадельша*
* для путешествия нажмите на фото
СОДЕРЖАНИЕ
В НАЧАЛО

Легенда о водопаде Гадельша
В очень давние времена жил в этих краях батыр-егет Ибрагим. Знал он здесь каждую тропу, любил слушать шелест леса и трели его пернатых обитателей. Тут он добывал себе пищу. Однажды, бродя по тропинкам каменных круч, спустился он в глубокое ущелье, где веяло свежей прохладой, и сел отдохнуть у источника. Упоенный ароматами лечебных трав и цветов – шелковистой полыни, бороздоплодника и можжевельника, горноколосника и уральских гвоздик, тонконога и смолевки башкирской – батыр уснул.
Сквозь чуткий сон он вдруг почувствовал легкое дуновение по лицу и волосам, услышал словно роднику подобный звенящий трелью девичий смех. "Наверное, почудилось", – подумал Ибрагим, но когда смех повторился за каменной глыбой, он удивился и пошел на звук.
ДАЛЕЕ

Легенда о водопаде Гадельша
За камнем никого не было. Будто соблазняя и увлекая его, смех раздался подальше. "Ах, шалунья! Сейчас я тебя найду",– сказал егет, направляясь за невидимым существом. А смех ее вновь и вновь повторялся за другим и следующим каменным утесом. Он туда, а там никого. "Как же ловко она меня обводит", – подумал батыр.
Безуспешно преследуя невидимую девушку, изрядно подуставший Ибрагим начал подниматься на склон горы Ирендек, где на фоне вечернего небосвода увидел тростник, который, тихо покачиваясь под легким ветерком, издавал нежный звук. Егет срезал тростник, проделал отверстия, поднес к губам, и заиграл курай. Дивная мелодия заполнила горные склоны и луга.
ДАЛЕЕ

Легенда о водопаде Гадельша
Вдруг услышал он глухой подземный голос: "Кто посмел нарушить мой покой?" Егет ответил: "Я, Ибрагим! А ты кто? Покажись, если ты смелый!" Тут громко, словно эхо, раздалось: "Я дух подземного царства! Если я покажусь, то ты непременно умрешь. Но я хочу еще услышать твою игру на курае". Батыр заиграл вновь прекрасные мелодии, рожденные природой Башкирии.
Говорят, что чудесные звуки долетели до селений, где очарованные музыкой мастерицы соткали удивительные по красоте паласы, скатали замечательный войлок. По душе пришлись мелодии и духу подземного царства.
ДАЛЕЕ

Легенда о водопаде Гадельша
А Ибрагим с этой поры только и думал, что о загадочной девушке, ее серебристом смехе, безумно влюбился в нее. В надежде услышать, а может, и увидеть ее, он вновь и вновь приходил к месту, где исчез ее волшебный смех. И вот однажды он почувствовал ее близость и дыхание, хотя она по-прежнему была невидима. Вдруг услышал: "Мой отец – дух подземного царства. Ты мне нравишься, но отец не позволяет мне встречаться с тобой. Нам не суждено быть вместе, хотя моему отцу понравилась мелодия твоего курая. Он боится, если мы обвенчаемся, ты унесешь все его подземное богатство. Отец никогда не даст согласия на нашу помолвку". Тогда у Ибрагима возникла мысль – подарить подземному духу птенца орла, чтобы смягчить его сердце. Поднялся батыр на высокую скалу Кузгунташ, где было гнездо орла, но не удержался, сорвался и упал вниз. Когда девушка наклонилась над его разбитым телом, он еле шепнул: "Пить!"
ДАЛЕЕ

Легенда о водопаде Гадельша
Горькие слезы капали на его лицо, увлажняя губы, но не смог подняться батыр. Тогда девушка с трудом сдвинула большой камень, под которым пробивался родник с живой водой, приговаривая: "Нас спасла Тэйэлэс, Тэйэлэс!" Смешивая свои слезы с волшебной водой, Тэйэлэс с ладоней напоила батыра. Услышав имя, Ибрагим открыл глаза и замер от восторга, увидев волшебный лик своей возлюбленной. Счастье озарило их сердца, и судьбы их воссоединились. Ибрагим с прекрасной возлюбленной ушел в подземное царство, а дух подземного царства благословил их взаимную любовь. Егет и кыз объединили наземные и подземные богатства, жили они счастливо и в любви. Родился у них сын Гадельша (справедливый). Обосновал он свою юрту тут же поблизости и продолжил свой род.
В народе говорят, что с приходом весны Ибрагим и его прекрасная Тэйэлэс возвращаются к водопаду, обильно орошающему луга и поля, деревья и травы целебной водой. Все в округе расцветает, земля преображается, жизнь продолжается, и кто выпьет той водицы из родника, у того смываются грехи, женщины расцветают, а мужчинам вода придает смелость, тело наполняется здоровьем, приобретая силу богатырскую.
ДАЛЕЕ

Легенда о водопаде Гадельша
На Южном Урале есть прекраснейший водопад – Гадельша. Он расположен в республике Башкортостан (Россия).
Общая высоты водопада более 15-ти метров. Гадельша состоит из 3-ех уступов. Первый уступ – пологий, высота – 1,2 метра, по нему вода стекает, как по наклонному желобу. Второй и третий уступы высотой по 7 метров каждый, оба крутые, вода, стекая по ним, разбивается на отдельный струи.
Свое название водопад получил от одноименной деревни, которая находилась неподалеку. Поселение было названо в знак уважения одного из жителей – старшины по имени Гадельша Илишев.
ДАЛЕЕ

Легенда о водопаде Гадельша
СОДЕРЖАНИЕ

Легенда о реке Ай
Жил-был пастух Ай. Он был простой, обычный человек. Как-то раз он повстречал молодую прекрасную девушку по имени Юрюзань. Молодые люди сразу же влюбились друг в друга. Но у девушки был отец – злой и коварный колдун, который даже не хотел слушать и слышать дочь и знать о ее любви. Отец запер Юрюзань, и она от тоски и печали превратилась в реку.
ДАЛЕЕ

Легенда о реке Ай
Ай не смог пережить такое горе и вслед за своей любимой девушкой тоже обратился в реку. Даже в образе реки пастух Ай не мог быть со своей любимой, так как отец Юрюзани обратился в гору и встал между двумя реками, образуя вечную преграду. Так бедный Ай не смог воссоединиться с прекрасной Юрюзанью. А хребет, который образовался между ними, теперь в народе называют Ямантау, что значит «злая гора».
ДАЛЕЕ

Легенда о реке Ай
СОДЕРЖАНИЕ

Легенда о горе Иремель
По преданию, гора Иремель – священое место башкирских племен и жилище духов. Само название Иремель в переводе с башкирского означает «Гора любви» или место, где живет любовь. Говорят, эта гора обладает целительной силой, а ее вершина является местом исполнения самых заветных желаний. Существует легенда о любви юноши Иремеля и девушки Зигальги, которые жили в далекие времена. Их любовь была сильна, но их разлучила непримиримая вражда племен. В отчаянии юноша забрался на вершину горы и, чтобы сохранить любовь, превратился в камень, а Зигальга ушла в лес, став духом горных деревьев. С тех пор гора Иремель считается символом вечной любви и преданности.
ДАЛЕЕ

Легенда о горе Иремель
Существует легенда о любви юноши Иремеля и девушки Зигальги, которые жили в далекие времена. Их любовь была сильна, но их разлучила непримиримая вражда племен. В отчаянии юноша забрался на вершину горы и, чтобы сохранить любовь, превратился в камень, а Зигальга ушла в лес, став духом горных деревьев. С тех пор гора Иремель считается символом вечной любви и преданности.
СОДЕРЖАНИЕ

Легенда о народе Чудь
Существуют две различные версии того, как на самом деле выглядела чудь. По одной версии представители этого народа имели маленький рост, как я уже упоминала, и светлые глаза, которые на фоне темной кожи казались белыми. А, например, в фольклоре Алтая описывается другой древний народ с похожей историей, называвшийся бурутами. Описание внешности и быта народа в местных легендах идентично описанию образа чуди.
ДАЛЕЕ

Легенда о народе Чудь
В ненецких сказаниях можно увидеть тоже образ похожего народа – стихиря. Они также как и Чудь жили под землей и занимались варкой железа. На русском Урале чудь имела второе название – дивьи люди. Однако от чуди отличались они внешним обликом. Это были полулюди с одним глазом, одной рукой и одной ногой. Образ чуди не оставил равнодушным художника, писателя и археолога Николая Константиновича Рериха. Этот человек посвятил чуди свои две картины – это «Чудь подземная» и «Чудь под землю ушла».
ДАЛЕЕ

Легенда о народе Чудь
Жили испокон веков на Урале старые люди — их чудью звали. Рылись под землей, железо варили. В темноте ютились, солнечного света боялись. А лица у них были на груди. И вот стали замечать чуди, что белое дерево на их землю пришло, никогда такого ни их деды, ни прадеды не видели. Слухи тревожные передавались из уст в уста: где белое дерево, там белый человек.
Раньше слышали про таких людей, живущих там, где солнце садится. А березы на черный лес все наступают и наступают...
«Уходить надо», — говорили молодые чуди.
«Умрем, где умирали наши отцы и деды», — возражали старые и пожилые.
И вот запрятались чуди в свои жилища, норы подземные, сваи, державшие земляные потолки, подрубили и заживо захоронили себя. Не стало их на Урале. А на месте жилищ курганы образовались. И растут на них старые-старые березы.
Судьба народа чудь остается загадкой до сих пор. Одни утверждают, что чудь никуда не исчезла, а просто ассимилировалась среди других народов: карелов, вепсов, русских. Другие считают, что чудь уже давно исчезла.
СОДЕРЖАНИЕ

Легенда об острове Веры
Важно знать, что остров Веры – это памятник археологии, сейчас здесь запрещено разводить костры, мусорить и как-либо повреждать древние сооружения.
С этим островом связана одна замечательная легенда. Отец Веры был картежником и проиграл все свое состояние в карты. Выигравший предложил взамен дома отдать ему в жены свою дочь, молодую Веру. Отец, подумав над этим предложением, согласился. Вера, не желая выходить за старого нелюбимого человека, убежала из отчего дома.
ДАЛЕЕ