Ранняя профориентация младших школьников

0
0
Материал опубликован 4 December 2021

Автор публикации: А. Пушкарева, студентка 3 курса

Профориентация младших школьников.

Одной из главных задач школьного обучения и воспитания является подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии. В настоящее время профориентационная работа выступает неотъемлемой частью программы по повышению качества образования. Чтобы организовать единое образовательное пространство школы, необходимо знать личностные особенности каждого ученика. В дальнейшем, эти знания помогут при самоопределении, при выборе профиля обучения и направлений внеурочной деятельности, при профессиональном самоопределении и самореализации в социуме [4, с 45].

Главным в обучении в воспитании младших школьников в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Начального Общего Образования является подготовка к обоснованному выбору профессии. Ранняя профориентационная работа должна организовываться уже в начальной школе, так как именно на этой ступени образования у обучающихся закладываются основы выбора будущей профессии. Знакомство младших школьников с большим выбором профессий позволит сделать им правильный и осознанный выбор в будущем.

Профессиональное самоопределение школьников это одно из наиболее значимых и существенных направлений социальной политики. Осуществление деятельности по профессиональному самоопределению происходит в виде постепенного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций, основанных на личных возможностях и потребностях. Исходя из этого, актуальной проблемой является оказание помощи школьникам в выборе профессии, в поиске средств, способствующих самостоятельному формированию личного образовательно-профессионального формата.

Профориентация это система общественного и педагогического воздействия на учащихся, цель которого подготовить к осознанному выбору профессии. Профессиональная ориентация в школе это научно-обоснованная система мер, направленная на профессиональное самоопределение учащегося, становление будущего профессионала, способного применить свои способности с пользой бля себя и общества[6].

Существуют основные стадии становления профессионального самосознания:

1. Стадия наглядных представлений о мире профессий.

Эта стадия начинается в возрасте становления самосознания как такового в 2,5-3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10-12 лет). В процессе развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в игровой форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и другие, основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. На данной стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

2. Стадия профессионального самопознания.

Освоив определённые представления о разнообразных профессиях, школьнику необходимо их использовать в жизни. Большинство подростков еще не могут реализовать себя, даже частично, в той или иной профессиональной сфере потому, что еще у них нет достаточного количества ресурсов: знаний, умений и готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в самопознании, обусловленная новой ведущей деятельностью общением со сверстниками. Именно это создает запрос на самопознание, в том числе и на самопознание в профессиональной сфере. Здесь уже завершается процесс становления профессионального самосознания. Именно поэтому, профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути.

В дошкольном и младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Для этой цели и предназначены профориентационные занятия в начальной школе. Структура профориентационных занятий в начальных классах основывается на их возрастных особенностях. Эти особенности не являются одним и тем же для первого и для четвертого классов. Необходимо кратко их рассмотреть, чтобы понять обоснованность использования тех или иных методов работы.

Теория и практика обучения и воспитания: педагогические условия воспитания трудолюбия у младших школьников; возможности творческого развития и профессионального самоопределения в процессе формирования технологической культуры школьников.

Профориентационная работа в начальной школе считается пропедевтическим этапом. Целью профориентации в начальной школе является: расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности (факультативы, кружки по интересам, работа под руководством взрослых); расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации; развитие мотивации к учёбе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры; выявление общих тенденций в развитии способностей ребёнка в совместной деятельности с родителями и педагогами; развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

Задачи профориентационной работы в начальной школе:

1. Знакомство учащихся с различными видами профессий.

2. Формирование конкретных и наглядных представлений о существенных сторонах профессии.

3. Воспитание трудолюбия, бережного отношения к чужому и своему труду, старательность, аккуратность.

4. Развитие интереса к различным профессиям.

Для эффективного процесса профориентации младших школьников имеются организационно-педагогические условия:

Целесообразная организация труда младших школьников: организация систематического, интересного труда, связанного с игрой; предоставление возможности ребенку почувствовать себя полезным членом общества; сочетание коллективной и индивидуальной деятельности детей; чередование трудовой деятельности с отдыхом; организация материальной среды и удобного трудового оборудования в урочной и во внеурочной деятельности.

Стимулирование младших школьников к трудовой деятельности: учёт индивидуальных особенностей детей; исключение принуждения в работе; поощрение результатов труда детей; создание взрослыми трудовой атмосферы для подражания; организация «ситуации успеха»; активная помощь детям со стороны взрослых; выполнение работы вместе с обучающимися на равноправных началах.

Организация совместной деятельности по профориентации: формирование творческого коллектива единомышленников с партнёрским стилем взаимоотношений; совместное планирование работы профориентации; распределение обязанностей между участниками; координация и согласование профориентационных усилий; использование разных методов стимулирования родителей к совместной деятельности; выстраивание системы научно-методической работы для педагогов и организации помощи в психолого-педагогическом просвещении родителей.

Очень важно помнить, что профориентационная работа в начальной школе приведёт к положительным результатам тогда, когда будут соблюдаться следующие принципы: систематичность и преемственность, то есть работа ведется с первого по четвертый класс. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Правильный выбор разнообразных приёмов и методов, а также разнообразных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями. Связь профориентации с жизнью.

Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. Проводимая в начальной школе профориентационная работа является основой, на которой, возможно, будет строиться все последующая работа по профессиональному определению в средней школе.

В профориентационные мероприятия необходимо включать ролевые и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театрализации, инсценировки, назначение которых это способствовать расширению и углублению знаний младших школьников о профессиях. Чем с большим количеством профессий будет знаком ребенок, чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем процессе профессионального выбора [11,c.41].

Таким образом, профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при учете их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Библиографический список:

1. Милованова Л.А. Подготовка будущих учителей начальных классов к ранней профориентации младших школьников// Современные проблемы наук и образования.-2017.№ 4.

2. Черкасова А. М. Профориентация младших школьников // Начальная школа. – 2016.

3. Агафонова Е. В. Организация внеурочной деятельности в начальной школе. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnya-rabota/2012/09/07organizatsia-vneurochnoy-deyatelnosti-v.

4. https://infourok.ru/programma-po-proforientacii-mladshih-shkolnikov-2014632.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.