"Разработка нетрадиционной техники работы с текстилем с быстрым визуальным эффектом»

5
0
Материал опубликован 26 February 2022 в группе

Автор публикации: Айшат Сефербекова, ученица 9 класса

Название работы: «Разработка нетрадиционной техники работы с текстилем с быстрым визуальным эффектом»

Автор работы: Сефербекова Айшат Тажировна

Место выполнения работы: МБУ ДО «Дом детского творчества», с Кочубеевское

Руководитель: Ольховченко Эльвира  Анатольевна, педагог дополнительного образования




Оглавление

Введение…………………………………………………………………....…2

Из истории ковроткачества…………………………………....….3

Техники декоративно – прикладного искусства….5 - 6

Этапы проектной деятельности…….…………...…………....6

Дизайн – спецификация………………………………………….....6

Описание работ……………………………………………….………7 - 8

Заключение…………………………………………………………….......9

Библиографический список……………………………………...10


Введение

Тема моей работы: Нетрадиционные техники плетения.

Гипотеза: Можно ли, разработать такие приёмы работы, которые уменьшат материальные затраты и временные ресурсы для реализации идеи.

Цель работы: Разработать технику плетения и вышивки с быстрым визуальным эффектом.

Я поставила перед собой следующие дизайн - задачи:

- исследовать разные техники ДПИ, и сложности, возникающие во время работы.

- поэкспериментировать с различными техниками работы с текстилем.

- найти оптимальные материалы и этапы ведения работы.

- попробовать совместить разные техники.

- выполнить серию декоративных панно.

Новизна моей работы заключается в том, что я использовала не традиционные приёмы вышивки и плетения, а экспериментировала с технологиями, совмещала технологии с различными материалами и фурнитурой.

Актуальность заключается в том, что эта серия работ может служить наглядным пособием для обучающихся, может служить элементами оформления интерьеров, а пошаговые мастер-классы, опубликованные на различных творческих интернет - порталах помогут детям и педагогам в освоении и использовании предложенной техники.

Были выбраны следующие методы исследования:

- теоретические: была изучена специальная литература, просмотрены работы, выполненные в традиционных техниках.

- эмпирические: были опробованы различные приемы работы, что позволило совмещать разные техники, комбинировать материалы и фурнитуру для выполнения панно.

Из истории ковроткачества

Понятие декоративно-прикладного искусства формировалось в истории культуры постепенно. Изначально все вещи, окружающие человека в повседневной жизни, не считались предметами, имеющими эстетическую, а тем более художественную ценность. Но в дальнейшем, к обыденным вещам и предметам ремёсел отношение стало меняться.

Декоративно-прикладное искусство находится как бы посередине между всеми другими видами изобразительного и конструктивного творчества, и к тому же связано с технологией обработки самых разных материалов.

На своей исторической Родине – в Дагестане, я с детства наблюдала, как ткут ковры, и пробовала сама. Для этого обязательно нужен ткацкий станок. Я заинтересовалась вопросом ковроделия и решила исследовать эту тему, обратившись к различным библиографическим источникам. Я решила сравнить ковроткачество и плетение гобеленов.

Ковер – это уникальный предмет культурного наследия человеческой цивилизации. В ковровых рисунках заложена история разных народов, их традиции и представления о мире, передающиеся из поколения в поколение.

Ручное ковроткачество существует с тех времен, когда люди научились производить пряжу и ткани из волокнистых материалов. Родиной ковроткачества считается Персия. Историки считают, что тогдашние восточные кочевники ткали плотные теплые полотна, чтобы иметь возможность быстро обустроить жилье. В условиях кочевой жизни ковры защищали от ветра и песка и позволяли разделить помещение или украсить его. Трансформация бытового полотна в произведение искусства началась, очевидно, в то время, когда кочевники стали вести оседлый образ жизни.

Впоследствии, около 4000 лет назад, ковроткачество возникло в южном Туркменистане. Изготовление ворсовых ковров было развито в Средней Азии, Китае, Персии во II—III веке до нашей эры. Первые ковры были вышиты на льняном полотне с различными тематическими сюжетами. Ковры ручной работы разделяются на безворсовые и ворсовые.

К типу безворсовых ковров можно отнести гобелены. Их еще называют шпалеры. Гобелен – это настенный односторонний безворсовый ковер сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Шпалеры выполняли из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити. На шпалерах воспроизводили картины известных художников. Шпалеры создавались сериями, для украшения одной комнаты вешали несколько таких ковров, связанных одной темой.

Техники декоративно – прикладного искусства

Изучив материалы по изготовлению традиционных ковров и гобеленов, пришла к выводу, что эти изделия требуют больших затрат по времени, материалам, уходу за ними. Требуются большие специальные станки, качественное сырье-шерсть, нелегкий труд мастериц. Как же найти возможности и средства для оптимального решения в поиске техники плетения?

Я взяла для исследования техники ДПИ, где применяются разные текстильные материалы и виды плетения. Итак, я определила 6 видов техник для исследования. Проанализировала их и выявила положительные и отрицательные свойства.

Техника узелкового плетения «макраме». Для работы используются шпагат, шнур, сутаж. Существует несколько видов узлов, используемых для выполнения вещей в этой технике. Образуются интересные фактурные поверхности. Но получаемые изделия ограниченны приёмами плетения. Когда то популярные кашпо, панно, пояса, кулоны в данных момент времени будут выглядеть не актуально.

«Ткачество бисером» - увлекательная для детей техника. Получаются яркие, симпатичные миниатюры. Но получаемые панно ограниченны в размерах, так как это очень кропотливая работа.

«Плетение гобелена» - интересная техника ДПИ. Можно использовать разные приёмы, но работа по времени очень длительная. Поэтому большое по формату изделие выполнить сложно.

«Изонить» - доступная техника для детей, но ограничена по способам выражения идей.

«Вышивка» - традиционная техника прикладного искусства. Получаются яркие мотивы, но известные приёмы – гладь, крестик, ограничивают технологиями. Помимо этого, по времени очень трудозатратно.

«Вязание» - универсальная техника, удобная и приятная для детей. Но есть свои ограничения по технологии.

Название техники

Положительные качества

Отрицательные

свойства

Макраме

Образуются фактурные поверхности

Ограничение в приёмах работы

Ткачество бисером

Яркие выразительные миниатюры

Ограничение в размерах изделия

Плетение гобелена

Получаются различные декоративные приёмы

Трудоёмкость исполнения по времени

Изонить

(нитяная графика)

Доступность исполнения

Ограничение в композиционных приёмах

Вышивка

Яркие выразительные мотивы

Сложность исполнения

Вязание

Интересные ажурные фрагменты

Ограничение технологией

Я разработала анкету – опросник, чтобы выяснить, какие у детей возникают сложности при освоении техник ДПИ. Задалась целью экспериментальным путём выработать такие техники вышивки и плетения, которые были бы увлекательны и доступны. Это нужно для того, чтобы ребёнок вдохновлялся от процесса и результата, для поддержки интереса к творчеству в дальнейшем.

Этапы проектной деятельности

Я выделила и разработала следующие этапы ведения работы:

Поисковый-

определение тематического поля и темы проекта;

поиск и анализ проблемы;

постановка цели и задач проекта;

поиск информации в сети Интернет;

Аналитический-

сбор и изучение информации;

анализ имеющейся информации;

поиск способа достижения цели проекта;

построение алгоритма работы.

Практический-

подбор мелков и фактурного материала для работы;

построение конструктивных схем;

разработка технологических операций;

поэтапное выполнение работ;

декорирование изделий.

Презентационный -

подготовка презентации;

презентация и распространение опыта (выставки, публикации).

Контрольный -

анализ результатов выполнения проекта.

Дизайн - спецификация

Работы предназначены для размещения в интерьере дома или кабинета.

Должны быть оригинальны по технике исполнения.

Эстетично выглядеть и привлекать внимание.

Процесс их изготовления прост и интересен.

Так же разработала план работы и разделила всю предстоящую деятельность на этапы:

1 этап - исследование аналогов;

2 этап - подбор материалов для работы;

3 этап - практический процесс выполнения работ;

4 этап - анализ результатов деятельности.

Описание работ

Проанализировав предложенную детям анкету, я отметила, что практически в работе со всеми материалами и техниками у них возникали сложности. В одних случаях это начало и ведение работы, в других - подбор материалов, завершение и оформление изделия. Но основная проблема заключается в том, что работа начиналась и бросалась на полпути потому, что по времени исполнения всё было очень длительно.

Я решила попробовать разработать такие приёмы работы, чтобы результат был быстрый и эффектный. На занятиях в студии я освоила разные виды декоративно – прикладного искусства – вязание, плетение гобелена, бисероплетение, коллаж. Всё очень увлекательно и интересно, но очень длительно.

"Лес чудес" - авторский гобелен

Я попробовала выполнить работу не по традиционным канонам, а облегчить задачу по времени исполнения. Я взяла отрез тюли, натянула на подрамник и начала вышивать произвольными стежками. Это оказалось очень удобно, так как строение сеточки ткани само подсказывало, куда вести стежки. Для осеннего мотива цветовую гамму я выбрала бежево – золотистую. Вся работа получилась лёгкой и воздушной. Для завершения образа вокруг дерева я наклеила листочки из матовой бронзовой фольги.

"Листопад" - авторская вышивка

Воодушевившись таким свободным ведением работы, следующее панно выполнила используя полученные наработки. Подобрав отрез другой сетчатой тюли, я стала более свободно вести работу. Начала тёмно – коричневой блестящей тесьмой крупными стежками, потом подключила кремовую пряжу. Вертикальными стежками бронзовой пряжей наметила дали. Горы вышивала более плотными стежками. Для оживления всей работы применила бронзовые нити, бисер и пайетки. Горы вдалеке выполнила фольгой, потом применила кусочки измельчённых пайеток. Работа получилась цельная. Мне понравилось, что благодаря такому свободному течению работы выражается не сам реалистичный пейзаж, а скорее ощущение, впечатление от природы.

"Золотые горы" - авторская вышивка, коллаж

Теперь я решила попробовать вышить пейзаж на ткани, не ограничивая себя технологиями. Крупными стежками наметила землю, потом вышивая, переплетала нити. Хотелось сохранить эту лёгкость и прозрачность. Я решила подключить ковровую технику и ввела объёмные пластичные линии. Небо наметила несколькими линиями. Пространство между небом и землёй заполнила парящими птицами. Добавила немного бисера. В работе «Прощание с осенью» передалось ощущение поздней осени, как переходного состояния природы к зиме.

"Прощание с осенью" - авторская вышивка

Я решила увеличить размер следующих панно. Подобрала более крупную сетку, стала продевать пряжу с разными фактурами, наполнять её. Важно было гармонично подбирать цвета, ввела немного декора – бусины, пайетки.

"Земля и небо" - авторская вышивка

Для следующего пейзажа я подобрала льняную ткань с крупным плетением нитей. Начала продевать пряжу горизонтальными линиями. Затем тёмными графичными стежками вышила землю. Небо обозначила переплетающимися линиями.

"А на море штиль" - авторская вышивка

Для пейзажа «Загадки природы» я скомбинировала ажурную льняную сетку и трикотаж. Потом подключила полоски бежевой сетки, которые соединила произвольными стежками, переплетая их другими пряжами. Теперь нужно, продолжая работу, наполнить её подходящими нитями. Здесь пригодились навыки плетения гобеленов. Пошли в ход и полоски тюли. Бусины и бисер придали работе завершённый вид.

"Загадки природы" - авторкая вышивка

Для изготовления всей серии декоративных панно «Чудеса природы» не понадобились ни ткацкие станки, как для ковроткачества, ни большое количество пряжи, как для плетения гобеленов, достаточно было несколько лёгких подрамников, остатки тканей и пряжи. Временные ресурсы были тоже не слишком затратны.

Заключение

Я окунулась в прекрасный эксперимент, для творческих поисков нет границ. Не надо ограничивать себя консервативными рамками, придерживаясь давно существующих традиций, нужно дополнять и обновлять их, привносить что – то новое.

Гипотеза моих исследований подтвердилась. Экспериментальным путём я выявила и разработала такие приёмы вышивки и плетения, которые позволяют сочетать разные техники декоративно прикладного искусства. Быстро и эффектно выполнять работы и получать искомый результат.

Но нельзя создать что – то своё, новое, оригинальное, не освоив классических основ декоративного искусства.

Особо интересные получаются мотивы, если совмещать разные техники. Можно брать и применять отдельные приёмы фрагментарно. Умело сочетать в одной работе вышивку, гобелен, коллаж. Ограничения должны быть только в подборе цветовой гаммы.

Возможности для реализации и воплощения идей безграничны… Могут быть использованы совершенно неожиданные сочетания материалов и приёмы ведения работы.

Процесс выполнения работ превращается в увлекательную игру с тканью, пряжей, фактурами. Получаются абстрактные пейзажи, более свободные, интересные, выглядящие креативно и современно.

Предложенные техники предоставляют огромный простор вашей фантазии и чувству стиля, а технологии достаточно просты для освоения даже неопытным мастерам.

Как меняется сама жизнь, так меняется и искусство, проявляя гибкость и подвижность, вбирая в себя новые материалы и находки, отражая свежий взгляд на окружающий мир.

Таким образом, созданное своими руками панно превращается в цветовую и стилевую доминанту жилого пространства.

Результатами своих поисков я довольна. Работы этой серии демонстрировались на различных выставках. Подробные этапы ведения работы и разработки по этой теме я публикую на творческих сайтах, чтобы использовать его могли как можно больше людей.

Начиная и создавая новую работу нужно не просто стараться оригинально технически обработать материал (ремесло), не только продумать функциональность изделия (дизайн), и важно даже не постижение красоты, а главное - создание художественного образа, в котором соединяются все стороны эстетико – художественного процесса.

Библиографический список

1. Браиловская Л.В. АРТ – дизайн: красивые вещи / Л.В Браиловская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 268 с.

2. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция, Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. – 312 с.

3. Джейн Холл. Образы природы в исскусстве рукоделия/ Холл Джейн. – Вильнюс: КРИСТИНА – НОВЫЙ ВЕК, 2007. – 127 с.

4. Лещенко Т. А. Техники ручного ковроделия / Т.А. Лещенко - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 160 с.

5. Митителло К.Б., Аппликация, техника и искусство / К.Б.Митителло. – М: Эксмо, 2006. – 192 с.

6. Ньюхауз Сью. Вышивка пейзажей / Сью Ньюхауз. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 64 с.

Паранюшин Р.В. Композиция / Р.В. Паранюшин. – М: Феникс. 2002. – 80 с.

7. Павловская Е.Э. Основы дизайна и композиции/ Е.Э. Павловская. – М: Юрайт, 2019. – 183 с.

8. Сурина М.О. Цвет и символы в искусстве, дизайне и архитектуре. - М: Март, 2009. – 288 с.

9. Сурина М.О. История образования и цветодидактики / М.О. Сурина. - М: Март, 2009. – 352 с.

10. Уталишвили Н.А. Эксклюзивный гобелен: техника. Приёмы. Изделия / Н. А. Уталишвили. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – 80 с.

Приложение 

Анкета
DOCX / 16.27 Кб









 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей