12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фомина Наталия Алексеевна258
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск

Пояснительная записка

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Поэтому я разработала дополнительную общеобразовательную программу по нетрадиционным техникам рисования «Маленький художник».

Программа прошла апробацию в ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистенок» в 2013/2014 учебном году.

Занятия по программе «Маленький художник» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я стараюсь давать возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование темы

Количество часов (мин).

Форма контроля

всего мин. (акад. часов)

теория

практика

1

«Хлоп-хлоп, шлеп-шлеп»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение

2

«Дорожка для Маши»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение

3

«Веселые мухоморы»

20 мин.

(2 ч.)

8 мин.

12 мин.

педагогическое наблюдение

4

«Осеннее дерево»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение, сезонная выставка

5

«Мой любимый дождик»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение

6

«Листочки с дерева летят»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение

7

«Ягоды и яблочки на тарелочке»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение, сезонная выставка

8

«Вкусный компот»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

самостоятельная работа детей

9

«Веточка рябины»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение, тематическая выставка

10

«Свитер для друзей»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение, сезонная выставка

11

«Пушистые животные»

20 мин.

(2 ч.)

8 мин.

12 мин.

педагогическое наблюдение, тематическая выставка

12

«В лесу родилась елочка»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение

13

«Мои рукавички»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение

14

«Морозко»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение, выставка к празднику Новый год

15

«Волшебные снежинки»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение

16

«Вот такой чудесный снежок»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение

17

«Я слепил снеговика»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение

18

«Рисуем, что хотим»

10 мин.

(1 ч.)

2 мин.

8 мин.

самостоятельная работа детей

19

«Снега, снега намело»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение, сезонная выставка

20

«Кружка для друга»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение, выставка к празднику 23 февраля

21

«Колобок»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение

22

«Нарядные матрешки»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение

23

«Цветы для мамы»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение, выставка к празднику 8 марта

24

«Обновка для черепашки»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение

25

«Звонкая капель»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение

26

«Ночь и звёзды»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение

27

«Веселая птичка»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение, тематическая выставка

28

«Мечтательный барашек»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение

29

«Маша заблудилась»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение, сезонная выставка

30

«Подводное царство»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение

31

«Цветочки на лугу»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение

32

«Божьи коровки»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение

33

«Бабочка»

10 мин.

(1 ч.)

4 мин.

6 мин.

педагогическое наблюдение

34

«Рисуем, что хотим»

10 мин.

(1 ч.)

2 мин.

8 мин.

самостоятельная работа детей, итоговая выставка

   

36 академических часов

     

Календарно-тематическое планирование

Направление

деятельности

Содержание деятельности

(формы работы)

сроки

Информационно-

методическое

обеспечение

Изучение литературы.

Составление плана работы кружка.

Начало сентября

Работа с детьми

«Хлоп-хлоп, шлеп-шлеп»

Нетрадиционная техника: рисование ладошкой.

Программное содержание: Вызвать у малышей интерес к рисованию; знакомить с методом рисования ладошкой, воспитывать самостоятельность, аккуратность, развивать общую и мелкую моторику, способствовать к эстетическому освоению действительности.

Оборудование: Белый лист, шаблон-паспарту (цветок), гуашь 2-3 цветов, салфетки, баночка с водой.

«Дорожка для Маши»

Нетрадиционная техника: пластилинография.

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами пластилина; упражнять детей в раскатывании столбиков и размазывании пластилина в направлении к выбранному объекту; развивать мелкую моторику, развивать связную речь.

Оборудование: заготовка рисунка, пластилин, изображение девочки Маши.

«Веселые мухоморы»

Нетрадиционная техника: рисование пальчиками.

Программное содержание: Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисование пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать.

Оборудование: вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, красная гуашь, кисти, мисочки с белой гуашью, салфетки, иллюстрации мухоморов.

«Веселые мухоморы» (2 занятие -коллективная работа»).

Нетрадиционная техника: рисование пальчиками.

Программное содержание: Закрепить навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями (создание элементарного коллажа). Развивать навыки коллективной деятельности.

Оборудование: ватман, зеленая гуашь, кисти, готовые заготовки мухоморов, сухие листья, салфетки.

Сентябрь

1 неделя

 

 

 

 

 

 

2 неделя

 

 

 

 

 

 

3 неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

4 неделя


 

«Осеннее дерево (коллективная работа)»

Нетрадиционная техника: рисование ладошками.

Программное содержание: Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие и навыки коллективной деятельности.

Оборудование: лист ватмана с изображенным на нем стволом дерева; широкие блюдечки с краской (желтая, оранжевая), кисть, салфетки, засушенные листья знакомых деревьев.

«Мой любимый дождик»

Нетрадиционная техника: рисование пальчиками.

Программное содержание: Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

Оборудование: листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки. Синяя пальчиковая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.

«Листочки с дерева летят»

Нетрадиционная техника: пластилинография

Программное содержание: учить ребенка отламывать кусочки пластилина от целого куска, прижимать их к маленьким веточкам в кроне дерева (понятие «верху»), развивать мелкую моторику, связную речь; знакомить с двумя цветами (красным, желтым). Для детей помладше – с одним цветом, постарше – с тремя.

Оборудование: пластилин зеленый, желтый, красный, изображение дерева без листочков.

«Ягоды и яблочки на тарелочке»

Нетрадиционная техника: Оттиск печатками из картофеля, моркови.

Программное содержание: Познакомить с техникой печатания печаткой из картофеля, моркови. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке. Используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции.

Оборудование: круг из тонированной бумаги, пальчиковая краска в мисочках жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи.

Октябрь

1 неделя

 

 

 

 

 

 

2 неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

3 неделя

 

 

 

 

 

 

 

4 неделя

 

«Вкусный компот»

Нетрадиционная техника: оттиск яблоком.

Программное содержание: Упражнять в технике печатания. Воспитывать аккуратность.

Оборудование: лист с контурным изображением банки, гуашь красная, желтая, фиолетовая, салфетки, яблоки натуральные или муляжи.

«Веточка рябины»

Нетрадиционная техника: рисование ватными палочками, рисование пальчиками.

Программное содержание: познакомит с новой техникой – рисование ватными палочками. Учить рисовать на ветке ягодки (ватными палочками) и листики (пальчиками). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

Оборудование: гроздь рябины, гуашь красного и зеленого цвета, салфетки, иллюстрация дерева рябины; лист бумаги с нарисованной веточкой, ватные палочки.

«Свитер для друзей»

Нетрадиционная техника: рисование пальчиками.

Программное содержание: Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.

Оборудование: две куклы – мальчик и девочка, гуашь, салфетки, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами.

«Пушистые животные»

Нетрадиционная техника: тычок жесткой полусухой кистью.

Программное содержание: Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью – учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Оборудование: вырезанные из бумаги фигурки животных, жесткая кисть, гуашь

Ноябрь

1 неделя

 

 

 

 

2 неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

3 неделя

 

 

 

 

 

 

4 неделя

 

«Пушистые животные» (2 занятие)

Нетрадиционная техника: тычок жесткой полусухой кистью.

Программное содержание: закрепить технику рисования тычком полусухой жесткой кистью. Воспитывать аккуратность.

Оборудование: вырезанные из бумаги фигурки животных жесткая кисть, гуашь.

Выставка: «К нам приехал цирк»

«В лесу родилась елочка» (коллективная работа).

Нетрадиционная техника: рисование ладошкой, пальчиками

Программное содержание: Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Развивать творчество, навыки коллективной деятельности.

Оборудование: тонированный лист (голубой), пальчиковая краска зеленая, салфетки, иллюстрации с изображением елочки.

«Мои рукавички»

Нетрадиционная техника: оттиск печатками.

Программное содержание: Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в знакомых техниках рисования. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование: вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, гуашь, выставка рукавичек, салфетки.

«Морозко»

Нетрадиционная техника: рисование ладошкой.

Программное содержание: Совершенствовать умение в художественных техниках рисования ладошкой и пальчиками. Развивать воображение.

Оборудование: листы бумаги тонированные (синие) с изображением лица и шапки деда мороза, белая пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации.

Декабрь

1 неделя

 

 

 

 

 

2 неделя

 

 

 

 

 

 

 

3 неделя

 

 

 

 

 

 

4 неделя

 

«Волшебные снежинки»

Нетрадиционная техника: свеча+акварель

Программное содержание: Познакомить с новой техникой рисования воском. Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным воском рисунком. Воспитывать аккуратность.

Оборудование: плотная бумага с нарисованной восковыми мелками снежинками, акварель, кисти.

«Вот такой чудесный снежок» (коллективная работа)

Нетрадиционная техника: аппликация из ваты.

Программное содержание: Упражнять детей в умении скатывать шарики из ваты, размещать их на ветках деревьев, создавая «снег»; развивать пространственное мышление, мелкую моторику, восприятие образов на рисунке, эстетические чувства. Оборудование: рисунок с заготовками деревьев, пример пейзажа (иллюстрация, репродукция), вата, клей, кисточка для клея, манка (соль), пластиковая тарелочка.

«Я слепил снеговика»

Нетрадиционная техника: аппликация из ваты.

Программное содержание: Продолжать упражнять детей в умении скатывать шарики из ваты, делать снежки, ручки снеговику, развивать чувство пропорции, композиции, эмоциональную чувственность, зрительно-двигательную координацию

Оборудование: вата, салфетки, клей, кисточки для клея, силуэт снеговика.

«Рисуем, что хотим»

Нетрадиционная техника: разные.

Программное содержание: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Оборудование: все, имеющееся в наличии.

Январь

1 неделя

 

 

 

 

2 неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

3 неделя

 

 

 

 

 

 

4 неделя

 

«Снега, снега намело»

Нетрадиционная техника: (восковые мелки +акварель).

Программное содержание: Учить детей рисовать горизонтальные линии восковыми мелками. Развивать умение ставить точки палочкой или кисточкой, развивать мелкую моторику, воспитывать самостоятельность.

Оборудование: заготовка рисунка восковые мелки белого и голубого цветов, кисть, акварель белого или голубого цвета, вода, ватные палочки, манка (соль), пластиковая тарелочка.

«Кружка для (друга, папы)»

Нетрадиционная техника: рисование ватной палочкой.

Программное содержание: Упражнять в технике рисования ватными палочками. Развивать воображение, аккуратность. Вызвать положительные эмоции детей.

Оборудование: вырезанные из бумаги силуэты кружки. Гуашь, ватные палочки, салфетки, выставка кружек.

«Колобок»

Нетрадиционная техника: пластилинография (лепка из пластилина)

Программное содержание: Учить детей скатывать шарик из пластилина, развивать мелкую и общую моторику, воспитывать аккуратность.

Оборудование: заготовка рисунка, пластилин, салфетки, иллюстрации к сказке «Колобок»

«Нарядные матрешки»

Нетрадиционная техника: рисование пальчиками.

Программное содержание: Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в рисовании пальчиками. Развивать чувство ритма, композиции.

Оборудование: матрешки, вырезанные из бумаги. Гуашь разных цветов, салфетки.

Февраль

1 неделя

 

 

 

 

 

 

 

2 неделя

 

 

 

 

 

 

3 неделя

 

 

 

 

 

 

4 неделя

 

«Цветы для мамы»

Нетрадиционная техника: рисование ладошками, пальчиками, печатками.

Программное содержание: Закрепить знакомые техники. Совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. Воспитывать аккуратность.

Оборудование: гуашь, плотные цветные листы, печатки, салфетки.

«Обновка для черепашки»

Нетрадиционная техника: пластилинография (лепка из пластилина)

Программное содержание: продолжать учить детей пользоваться пластилином скатывать шарик, сплющивать); развивать мелкую моторику; для детей постарше – можно предложить выложить узор из различных материалов (ракушки, пуговицы и т.д.); развивать уважение ко всему живому.

Оборудование: силуэт черепахи, пластилин, ракушки, пуговицы и другие мелкие украшения.

«Звонкая капель»

Нетрадиционная техника: рисование пальчиками и ватными палочками.

Программное содержание: продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать сосульки, ватными палочками – падающие с них капли. Воспитывать аккуратность.

Оборудование: чистые листы бумаги, гуашь, ватные палочки, салфетки.

«Ночь и звезды»

Нетрадиционная техника: рисование манкой.

Программное содержание: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

Оборудование: лист с контурным изображением ночного неба, клей ПВА, манная крупа, салфетки.

Март

1 неделя

 

 

 

 

 

2 неделя

 

 

 

 

 

 

 

3 неделя

 

 

 

 

 

 

 

4 неделя

 

«Веселая птичка»

Нетрадиционная техника: рисование пальчиками, ладошкой.

Программное содержание: Учить рисовать оперение птицы пальчиками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность.

Оборудование: лист с контурным изображением птицы, гуашь, салфетки.

«Мечтательный барашек»

Нетрадиционная техника: аппликация из ваты.

Программное содержание: Упражнять детей в скатывании и прижимании ватного шарика к нарисованному барашку; развивать мелкую моторику; вызвать добрые чувства к животным; интерес ребенка к аппликации.

Оборудование: изображение барашка, вата, клей, кисточка для клея, салфетки, игрушка барашек, краска зеленая и кисточка для рисования (по желанию).

«Маша заблудилась»

Нетрадиционная техника: оттиск печатками.

Программное содержание: Упражнять детей в технике печатания; учить детей рисовать вертикальные линии сверху вниз всем ворсом кисточки, заполнять лист бумаги изображением деревьев (количество деревьев не ограничено); развивать моторику, воспитывать аккуратность.

Оборудование: гуашь белая, коричневая, зеленая; картофельные или другие штампы; плотный лист бумаги; кисть; вода; изображение девочки Маши.

«Подводное царство» (коллективная работа).

Нетрадиционная техника: рисование ладошкой, пальчиками.

Программное содержание: Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом.

Оборудование: тонированный ватман (светло-голубой), гуашь, клей, ракушки, песок, салфетка, иллюстрации.

Апрель

1 неделя

 

 

 

 

 

2 неделя

 

 

 

 

 

 

 

3 неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

4 неделя

 

«Цветочки на лугу»

Нетрадиционная техника: рисование шатампиками (печатками).

Программное содержание: закрепить технику рисования печатками, поощрять в рисовании разноцветных цветов, размещать их по всей плоскости листа, ориентируясь на концы стеблей (самые маленькие дети могут размещать их по всему листу, не привязывая цветы к стебельку); развивать пространственное воображение, мелкую моторику.

Оборудование: штампы из картошки или готовые штампы, гуашь, вода, кисти, плотные листы, салфетки.

«Божьи коровки»

Нетрадиционная техника: рисование пальчиками.

Программное содержание: Закрепить умение раскрашивать готовую картинку, умение рисовать пальчиками. Воспитывать аккуратность. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.

Оборудование: силуэты божьих коровок. Красная и черная гуашь, кисти, салфетки.

«Бабочка»

Нетрадиционная техника: рисование ватными палочками, печатками.

Программное содержание: Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.

Оборудование: Ватные палочки, печатки, гуашь, изображение бабочек.

«Рисуем, что хотим»

Нетрадиционная техника: разные.

Программное содержание: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Оборудование: Все имеющиеся в наличии.

Итог: коллективная работа в различных техниках нетрадиционного рисования или выставка «Весеннее настроение».

Май

1 неделя

 

 

 

 

 

 

 

2 неделя

 

 

 

 

 

3 неделя

 

 

 

 

 

 

4 неделя

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.