12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Фомина Наталия Алексеевна258 Россия, Тамбовская обл., Мичуринск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематическое планирование кружковой работы с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми 2-3 лет
Пояснительная записка
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Поэтому я разработала дополнительную общеобразовательную программу по нетрадиционным техникам рисования «Маленький художник».
Программа прошла апробацию в ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистенок» в 2013/2014 учебном году.
Занятия по программе «Маленький художник» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я стараюсь давать возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Количество часов (мин). | Форма контроля | ||
всего мин. (акад. часов) | теория | практика | |||
1 | «Хлоп-хлоп, шлеп-шлеп» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение |
2 | «Дорожка для Маши» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение |
3 | «Веселые мухоморы» | 20 мин. (2 ч.) | 8 мин. | 12 мин. | педагогическое наблюдение |
4 | «Осеннее дерево» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение, сезонная выставка |
5 | «Мой любимый дождик» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение |
6 | «Листочки с дерева летят» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение |
7 | «Ягоды и яблочки на тарелочке» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение, сезонная выставка |
8 | «Вкусный компот» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | самостоятельная работа детей |
9 | «Веточка рябины» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение, тематическая выставка |
10 | «Свитер для друзей» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение, сезонная выставка |
11 | «Пушистые животные» | 20 мин. (2 ч.) | 8 мин. | 12 мин. | педагогическое наблюдение, тематическая выставка |
12 | «В лесу родилась елочка» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение |
13 | «Мои рукавички» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение |
14 | «Морозко» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение, выставка к празднику Новый год |
15 | «Волшебные снежинки» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение |
16 | «Вот такой чудесный снежок» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение |
17 | «Я слепил снеговика» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение |
18 | «Рисуем, что хотим» | 10 мин. (1 ч.) | 2 мин. | 8 мин. | самостоятельная работа детей |
19 | «Снега, снега намело» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение, сезонная выставка |
20 | «Кружка для друга» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение, выставка к празднику 23 февраля |
21 | «Колобок» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение |
22 | «Нарядные матрешки» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение |
23 | «Цветы для мамы» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение, выставка к празднику 8 марта |
24 | «Обновка для черепашки» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение |
25 | «Звонкая капель» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение |
26 | «Ночь и звёзды» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение |
27 | «Веселая птичка» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение, тематическая выставка |
28 | «Мечтательный барашек» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение |
29 | «Маша заблудилась» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение, сезонная выставка |
30 | «Подводное царство» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение |
31 | «Цветочки на лугу» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение |
32 | «Божьи коровки» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение |
33 | «Бабочка» | 10 мин. (1 ч.) | 4 мин. | 6 мин. | педагогическое наблюдение |
34 | «Рисуем, что хотим» | 10 мин. (1 ч.) | 2 мин. | 8 мин. | самостоятельная работа детей, итоговая выставка |
36 академических часов |
Направление деятельности | Содержание деятельности (формы работы) | сроки |
Информационно- методическое обеспечение | Изучение литературы. Составление плана работы кружка. | Начало сентября |
Работа с детьми | «Хлоп-хлоп, шлеп-шлеп» Нетрадиционная техника: рисование ладошкой. Программное содержание: Вызвать у малышей интерес к рисованию; знакомить с методом рисования ладошкой, воспитывать самостоятельность, аккуратность, развивать общую и мелкую моторику, способствовать к эстетическому освоению действительности. Оборудование: Белый лист, шаблон-паспарту (цветок), гуашь 2-3 цветов, салфетки, баночка с водой. «Дорожка для Маши» Нетрадиционная техника: пластилинография. Программное содержание: Познакомить детей со свойствами пластилина; упражнять детей в раскатывании столбиков и размазывании пластилина в направлении к выбранному объекту; развивать мелкую моторику, развивать связную речь. Оборудование: заготовка рисунка, пластилин, изображение девочки Маши. «Веселые мухоморы» Нетрадиционная техника: рисование пальчиками. Программное содержание: Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисование пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать. Оборудование: вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, красная гуашь, кисти, мисочки с белой гуашью, салфетки, иллюстрации мухоморов. «Веселые мухоморы» (2 занятие -коллективная работа»). Нетрадиционная техника: рисование пальчиками. Программное содержание: Закрепить навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями (создание элементарного коллажа). Развивать навыки коллективной деятельности. Оборудование: ватман, зеленая гуашь, кисти, готовые заготовки мухоморов, сухие листья, салфетки. | Сентябрь 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя |
«Осеннее дерево (коллективная работа)» Нетрадиционная техника: рисование ладошками. Программное содержание: Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие и навыки коллективной деятельности. Оборудование: лист ватмана с изображенным на нем стволом дерева; широкие блюдечки с краской (желтая, оранжевая), кисть, салфетки, засушенные листья знакомых деревьев. «Мой любимый дождик» Нетрадиционная техника: рисование пальчиками. Программное содержание: Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. Оборудование: листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки. Синяя пальчиковая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы. «Листочки с дерева летят» Нетрадиционная техника: пластилинография Программное содержание: учить ребенка отламывать кусочки пластилина от целого куска, прижимать их к маленьким веточкам в кроне дерева (понятие «верху»), развивать мелкую моторику, связную речь; знакомить с двумя цветами (красным, желтым). Для детей помладше – с одним цветом, постарше – с тремя. Оборудование: пластилин зеленый, желтый, красный, изображение дерева без листочков. «Ягоды и яблочки на тарелочке» Нетрадиционная техника: Оттиск печатками из картофеля, моркови. Программное содержание: Познакомить с техникой печатания печаткой из картофеля, моркови. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке. Используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции. Оборудование: круг из тонированной бумаги, пальчиковая краска в мисочках жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи. | Октябрь 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя | |
«Вкусный компот» Нетрадиционная техника: оттиск яблоком. Программное содержание: Упражнять в технике печатания. Воспитывать аккуратность. Оборудование: лист с контурным изображением банки, гуашь красная, желтая, фиолетовая, салфетки, яблоки натуральные или муляжи. «Веточка рябины» Нетрадиционная техника: рисование ватными палочками, рисование пальчиками. Программное содержание: познакомит с новой техникой – рисование ватными палочками. Учить рисовать на ветке ягодки (ватными палочками) и листики (пальчиками). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Оборудование: гроздь рябины, гуашь красного и зеленого цвета, салфетки, иллюстрация дерева рябины; лист бумаги с нарисованной веточкой, ватные палочки. «Свитер для друзей» Нетрадиционная техника: рисование пальчиками. Программное содержание: Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. Оборудование: две куклы – мальчик и девочка, гуашь, салфетки, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. «Пушистые животные» Нетрадиционная техника: тычок жесткой полусухой кистью. Программное содержание: Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью – учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. Оборудование: вырезанные из бумаги фигурки животных, жесткая кисть, гуашь | Ноябрь 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя | |
«Пушистые животные» (2 занятие) Нетрадиционная техника: тычок жесткой полусухой кистью. Программное содержание: закрепить технику рисования тычком полусухой жесткой кистью. Воспитывать аккуратность. Оборудование: вырезанные из бумаги фигурки животных жесткая кисть, гуашь. Выставка: «К нам приехал цирк» «В лесу родилась елочка» (коллективная работа). Нетрадиционная техника: рисование ладошкой, пальчиками Программное содержание: Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Развивать творчество, навыки коллективной деятельности. Оборудование: тонированный лист (голубой), пальчиковая краска зеленая, салфетки, иллюстрации с изображением елочки. «Мои рукавички» Нетрадиционная техника: оттиск печатками. Программное содержание: Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в знакомых техниках рисования. Воспитывать аккуратность, усидчивость. Оборудование: вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, гуашь, выставка рукавичек, салфетки. «Морозко» Нетрадиционная техника: рисование ладошкой. Программное содержание: Совершенствовать умение в художественных техниках рисования ладошкой и пальчиками. Развивать воображение. Оборудование: листы бумаги тонированные (синие) с изображением лица и шапки деда мороза, белая пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации. | Декабрь 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя | |
«Волшебные снежинки» Нетрадиционная техника: свеча+акварель Программное содержание: Познакомить с новой техникой рисования воском. Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным воском рисунком. Воспитывать аккуратность. Оборудование: плотная бумага с нарисованной восковыми мелками снежинками, акварель, кисти. «Вот такой чудесный снежок» (коллективная работа) Нетрадиционная техника: аппликация из ваты. Программное содержание: Упражнять детей в умении скатывать шарики из ваты, размещать их на ветках деревьев, создавая «снег»; развивать пространственное мышление, мелкую моторику, восприятие образов на рисунке, эстетические чувства. Оборудование: рисунок с заготовками деревьев, пример пейзажа (иллюстрация, репродукция), вата, клей, кисточка для клея, манка (соль), пластиковая тарелочка. «Я слепил снеговика» Нетрадиционная техника: аппликация из ваты. Программное содержание: Продолжать упражнять детей в умении скатывать шарики из ваты, делать снежки, ручки снеговику, развивать чувство пропорции, композиции, эмоциональную чувственность, зрительно-двигательную координацию Оборудование: вата, салфетки, клей, кисточки для клея, силуэт снеговика. «Рисуем, что хотим» Нетрадиционная техника: разные. Программное содержание: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Оборудование: все, имеющееся в наличии. | Январь 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя | |
«Снега, снега намело» Нетрадиционная техника: (восковые мелки +акварель). Программное содержание: Учить детей рисовать горизонтальные линии восковыми мелками. Развивать умение ставить точки палочкой или кисточкой, развивать мелкую моторику, воспитывать самостоятельность. Оборудование: заготовка рисунка восковые мелки белого и голубого цветов, кисть, акварель белого или голубого цвета, вода, ватные палочки, манка (соль), пластиковая тарелочка. «Кружка для (друга, папы)» Нетрадиционная техника: рисование ватной палочкой. Программное содержание: Упражнять в технике рисования ватными палочками. Развивать воображение, аккуратность. Вызвать положительные эмоции детей. Оборудование: вырезанные из бумаги силуэты кружки. Гуашь, ватные палочки, салфетки, выставка кружек. «Колобок» Нетрадиционная техника: пластилинография (лепка из пластилина) Программное содержание: Учить детей скатывать шарик из пластилина, развивать мелкую и общую моторику, воспитывать аккуратность. Оборудование: заготовка рисунка, пластилин, салфетки, иллюстрации к сказке «Колобок» «Нарядные матрешки» Нетрадиционная техника: рисование пальчиками. Программное содержание: Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в рисовании пальчиками. Развивать чувство ритма, композиции. Оборудование: матрешки, вырезанные из бумаги. Гуашь разных цветов, салфетки. | Февраль 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя | |
«Цветы для мамы» Нетрадиционная техника: рисование ладошками, пальчиками, печатками. Программное содержание: Закрепить знакомые техники. Совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. Воспитывать аккуратность. Оборудование: гуашь, плотные цветные листы, печатки, салфетки. «Обновка для черепашки» Нетрадиционная техника: пластилинография (лепка из пластилина) Программное содержание: продолжать учить детей пользоваться пластилином скатывать шарик, сплющивать); развивать мелкую моторику; для детей постарше – можно предложить выложить узор из различных материалов (ракушки, пуговицы и т.д.); развивать уважение ко всему живому. Оборудование: силуэт черепахи, пластилин, ракушки, пуговицы и другие мелкие украшения. «Звонкая капель» Нетрадиционная техника: рисование пальчиками и ватными палочками. Программное содержание: продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать сосульки, ватными палочками – падающие с них капли. Воспитывать аккуратность. Оборудование: чистые листы бумаги, гуашь, ватные палочки, салфетки. «Ночь и звезды» Нетрадиционная техника: рисование манкой. Программное содержание: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. Оборудование: лист с контурным изображением ночного неба, клей ПВА, манная крупа, салфетки. | Март 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя | |
«Веселая птичка» Нетрадиционная техника: рисование пальчиками, ладошкой. Программное содержание: Учить рисовать оперение птицы пальчиками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность. Оборудование: лист с контурным изображением птицы, гуашь, салфетки. «Мечтательный барашек» Нетрадиционная техника: аппликация из ваты. Программное содержание: Упражнять детей в скатывании и прижимании ватного шарика к нарисованному барашку; развивать мелкую моторику; вызвать добрые чувства к животным; интерес ребенка к аппликации. Оборудование: изображение барашка, вата, клей, кисточка для клея, салфетки, игрушка барашек, краска зеленая и кисточка для рисования (по желанию). «Маша заблудилась» Нетрадиционная техника: оттиск печатками. Программное содержание: Упражнять детей в технике печатания; учить детей рисовать вертикальные линии сверху вниз всем ворсом кисточки, заполнять лист бумаги изображением деревьев (количество деревьев не ограничено); развивать моторику, воспитывать аккуратность. Оборудование: гуашь белая, коричневая, зеленая; картофельные или другие штампы; плотный лист бумаги; кисть; вода; изображение девочки Маши. «Подводное царство» (коллективная работа). Нетрадиционная техника: рисование ладошкой, пальчиками. Программное содержание: Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом. Оборудование: тонированный ватман (светло-голубой), гуашь, клей, ракушки, песок, салфетка, иллюстрации. | Апрель 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя | |
«Цветочки на лугу» Нетрадиционная техника: рисование шатампиками (печатками). Программное содержание: закрепить технику рисования печатками, поощрять в рисовании разноцветных цветов, размещать их по всей плоскости листа, ориентируясь на концы стеблей (самые маленькие дети могут размещать их по всему листу, не привязывая цветы к стебельку); развивать пространственное воображение, мелкую моторику. Оборудование: штампы из картошки или готовые штампы, гуашь, вода, кисти, плотные листы, салфетки. «Божьи коровки» Нетрадиционная техника: рисование пальчиками. Программное содержание: Закрепить умение раскрашивать готовую картинку, умение рисовать пальчиками. Воспитывать аккуратность. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Оборудование: силуэты божьих коровок. Красная и черная гуашь, кисти, салфетки. «Бабочка» Нетрадиционная техника: рисование ватными палочками, печатками. Программное содержание: Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. Оборудование: Ватные палочки, печатки, гуашь, изображение бабочек. «Рисуем, что хотим» Нетрадиционная техника: разные. Программное содержание: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Оборудование: Все имеющиеся в наличии. Итог: коллективная работа в различных техниках нетрадиционного рисования или выставка «Весеннее настроение». | Май 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя |