Развитие творческих способностей младших школьников в продуктивной деятельности
Автор публикации: Е. Апанасевич, ученица 9Б класса
Развитие творческих способностей младших школьников в продуктивной деятельности
Творческая активность - одна из важнейших характеристик личности и человеческой деятельности. Проблема ее развития приобретает в настоящий момент особую социальную значимость. Все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.
Цель проекта – изучить теоретические основания и практический опыт развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в продуктивной деятельности и разработать приёмы их развития.
Задачи:
1. Определить понятие творческие способности.
2. Рассмотреть основные условия развития творческих способностей у младших школьников.
3. Выявить уровень развития творческих способности у младших школьников.
4. Разработать приёмы по развитию творческих способностей у младших школьников.
Объект – творческие способности младших школьников.
Предмет – процесс развития творческих способностей детей школьного возраста в продуктивной деятельности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, анализ продуктов деятельности учащихся.
Продукт: видеоролик «Приёмы развития творческих способностей младших школьников через продуктивную деятельность».
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Таким образом, творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Люди, обладающие творческим типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождении единственно правильного решения, а начинают искать разнообразные решения, рассматривая как можно больше вариантов. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими особенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
Условия развития творческих способностей младших школьников Творческие способности будут формироваться быстрее, если младшие школьники будут заинтересованы в деятельности и нацелены на положительный результат . Творческий подход к решению той или иной задачи должен поощряться и поддерживаться. Творчество определяет характер младшего школьника, развивает самостоятельность, увлеченность любимым делом. В результате творческой деятельности развивается быстрота реакции, оригинальность мышления и находчивость. Процесс обучения творчеству на уроках должен стремиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развивать свои способности.
Успешное развитие творческих способностей младших школьников возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической науке такими условиями являются:
Изменение роли ученика,
Комфортная психологическая обстановка,
Создание внутренней мотивации учения,
Корректная педагогическая помощь ребенку,
Сочетание разнообразных форм работы,
Создание ситуации успеха.
Но не только важно создать благоприятные условия для развития творческих способностей младших школьников, но и необходимо использовать современные методы обучения. Например, активные методы обучения, которые предполагают такую форму взаимодействия учащихся и учителя, при которой учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники творческого процесса.
Для того, чтобы изучить творческие способности младших школьников, мы провели исследование во 2в классе Тарской гимназии №1. Было проведено тестирование с 21 учащимися на выявление уровня творческих способностей учащихся, гибкости мышления, беглости и оригинальности. Были проведены две методики: тест творческого мышления Торренса и методика «Кружки».
При проведении теста Торренса ребятам предлагался бланк с незаконченными рисунками, где необходимо дорисовать, проявив фантазию, так, чтобы получились оригинальные рисунки.
Тест «Кружки»
Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут. Творческие способности также проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.
Тест Торренса показал: По параметру «Беглость» 21 из 21 участников тестирования имеют высокий уровень. По параметру «гибкость» у 17 участников низкий уровень, средний уровень только у 4 детей. По шкале «Оригинальность» у 6 опрошенных низкий уровень и у 15 средний. По шкале «разработанность» у 12 детей низкий уровень, а у 9 средний. Данное тестирование не показало высоких результатов.
Тест «Кружки» показал : По шкале «оригинальность» у 12 опрошенных низкий уровень у 9 средний. По шкале «беглость» у 9 человек низкий уровень, у 6 средний уровень и еще у 6 высокий. По шкале «гибкость» у 17 детей низкий уровень и у 4 средний уровень. Данное тестирование также не показало высоких результатов.
Вывод: проведенные диагностики не показали высокие результаты уровня творческих способностей, 13 человек имеют средний уровень развития творческих способностей, 8 человек – низкий уровень. Поэтому необходимо развивать творческие способности младших школьников. Эффективнее всего творческие способности будут развиваться в продуктивной деятельности.
Для развития творческих способностей нами были разработаны занятия и проведены упражнения. Данные методы мы включили в видеоролик под названием «Методы развития творческих способностей младших школьников». Данный видеоролик мы разместили на YouTube канале.
1) Аппликация «Жар- птица»
Для повышения творческих способностей у детей второго класса был проведен урок. Детская фантазия безгранична, поэтому можно придумать различные композиции, используя ладошки. Одна из таких работ – это аппликация пера сказочного персонажа "Жар - птица".
Первым делом каждый ребенок выбрал понравившийся цвет бумаги, расположил на ней свою ладонь и обвел, после вырезал. Получившуюся заготовку дети украшали по своему усмотрению, кто-то предпочел просто разукрасить, а некоторые делали надписи . Далее каждый ребенок приклеил перо-ладошку к изображению «Жар-птицы». В конце занятия дети выбирают понравившиеся работы и делятся своими впечатлениями.
2) Аппликация «Цветы из семечек»
Арбузные, дынные семечки и абрикосовые косточки доступный и дешёвый материал для работы. Каждый раз хочется придумать что-то новое, интересное и необычное. Композиции из них получаются очень яркие, красивые и долговечные. Они могут украсить интерьер любой квартиры. Детям этот вид творчества очень нравится.
Работы по созданию композиций из природных материалов расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют запоминанию красок, форм и свойств данного материала. Приучают к аккуратности и внимательности в процессе работы. Увлекательный, творческий характер такого вида деятельности способствует умственному развитию ребёнка, влияет на формирование его мышления и внимания. В этом труде всегда есть новизна, поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.
3) Аппликация из салфеток
Апликация из салфеток имеет сразу несколько достоинств, среди них:
1) развитие мелкой моторики, большой простор для творчества и креатива, возможность работать без ножниц и других опасных инструментов;
Очень интересная техника - приклеивание к основе салфеточных комочков, с их помощь можно выложить любую картину.
Итак, в ходе работы над проектом были изучены теоретические основания и практический опыт развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в продуктивной деятельности и разработаны и апробированы приёмы по развитию творческих способностей. Цель проекта достигнута, задачи решены.