Статья «Значение внеурочной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников»
Значение внеурочной деятельности в
развитии творческих способностей младших школьников.
При всем разнообразии определений творчества (как способность порождать новые идеи, отказываться от стереотипных способов мышления, способность к постановке гипотез, к порождению новых комбинаций и т.д.) ее общая характеристика состоит в том, что творчество - это способность создавать нечто новое, оригинальное. Взгляды на природу творчества изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс[3].
Наиболее благоприятной деятельностью для развития творческой активности младших школьников является внеурочная деятельность.
Согласно ФГОС НОО внеурочная деятельность является одной из видов деятельности школьников, направленной на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время. Так определена роль внеурочной деятельности в стандарте второго поколения. Стандарт определяет и цель внеурочной деятельности: создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие здоровой, творчески растущей личности [1].
Можно утверждать, что дополнительное (внеурочное) образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию жизни школы:
- выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
- способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
- обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”.
Сегодня совершенно очевидно, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс.
Если в учебном процессе все же существуют рамки и ограничения, то в процессе внеурочной деятельности программ может быть наиболее подвижна и изменчива, что хорошо для активизиции мотивации, через выбор наиболее привлекательных тем и методов работы.
В связи со всем выше изложенным, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность является важной составной частью образовательного процесса. В современной российской действительности она организуется через систему дополнительного образования детей, которая включает в себя музыкальные, художественные школы, школы искусств, подростковые клубы, кружковые занятия. Стандарт определяет не только сущность внеурочной деятельности, но и ее цель: создание условий для развития личности.
Содержательным ориентиром внеурочной деятельности являются ее направления, которые и лежат в основе развития личности обучающегося. В свою очередь направления внеурочной деятельности реализуются через разнообразие форм: кружки, студии, секции и др. Обращаясь к проблеме развития творческих способностей, мы пытаемся приобщиться к решению одной из задач, сформулированных в Стандарте.[1]
Методологией ФГОС является системно - деятельностный подход, следовательно, он распространяется и на внеурочную деятельность. Такой подход предполагает, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
А.Г. Алейников, автор термина и концепции креативной педагогики, утверждает: «Что творчеству можно и нужно учить с детства».[2]
Список использованной литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; в ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643;
Алейников А. Г. (1989). О креативной педагогике. Вестник высшей школы. № 12, 29-34;
Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей / Н. А. Ветлугина // Дошкольное воспитание. –2005. –№ 5. –С. 12-18. -Текст: непосредственный.