12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нина Николаевна35
Россия, Приморский край, с.Покровка
1

Рецензия на рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Рецензия на рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Фазиль Абдулович Искандер в своём творчестве нередко рассуждает о философских вопросах жизни. Написанный им в 1964 году рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» раскрывает проблему современного воспитания детей и роли юмора в нём.

Рассказ написан простым и понятным даже ребёнку языком, но затрагивает не такие уж и простые аспекты жизни: трусость и смелость, честь и лукавство. Ситуация разворачивается в обычной школе, главные герои – ученики 5 «Б» класса и их неординарный учитель математики греческого происхождения Харлампий Диогенович. Тематика древнегреческой мифологии красной нитью проходит сквозь всё произведение, находя отголоски в таких подробностях, как отчество учителя и заголовок рассказа. Примечателен Харлампий Диогенович своими мерами воспитания учеников: он не кричит на них, не упрекает, а лишь шутит над ними, выставляя их смешными. Никому, включая главного героя (по совместительству и рассказчика) не хочется показаться смешным перед другими. Но однажды главный герой приходит неподготовленным на урок математики и, желая избежать насмешек учителя, различными способами пытается выкрутиться из сложившейся ситуации. Но получится ли у него это сделать, и как отреагирует на это Харлампий Диогенович?

Произведение занимательно тем, что строится на приёме ретроспекции. Читатель как бы слышит историю из уст повзрослевшего героя, который смотрит на ситуацию через много лет, уже осмыслив свой поступок, но параллельно мы можем наблюдать чувства и мысли ещё не повзрослевшего мальчика, находящегося «внутри» истории. Сочетание детского и взрослого взглядов на жизнь обеспечивают бо́льшую объективность оценке действий учителя математики. Через годы главный герой понимает, что учитель «закалял … лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора». Он благодарен учителю за то, что тот с помощью таких уроков прививал школьникам основы нравственности.

В заключение хочется отметить, что Фазиль Искандер в этом произведении очень искусно, легко и играючи коснулся многих жизненных вопросов. Мораль этого произведения поймёт даже самый маленький читатель, поэтому я настоятельно рекомендую прочитать этот рассказ.

Автор материала: П. Миллер (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.