12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лысова Александра367
олодой инициативный педагог с хорошими организаторскими способностями. Всегда заинтересована в развитии и обучении, что стараюсь привить как своим ученикам, так и их родителям, а также педагогам, с которыми общаюсь!
Россия, Алтайский край, Барнаул

Конспект урока №7

Класс: 6

Тема: Рассказ о писателе Ф. Искандере. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

Цели урока: создать условия для знакомства учеников с биографией и произведениями (на примере рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла») Ф.Искандера; раскрыть характеры детей, показать особенности стиля писателя.

Оборудование: фонохрестоматия, учебник «Литература. 6 кл. 2 ч., В.Я Коровина и др., портрет писателя.

 

Смысловые блоки учебно-речевой ситуации; цель

Содержание речевой деятельности коммуникантов (фрагментарно)

Комментарий речевого поведения учителя

Объяснение темы урока

Цель: пробудить ассоциации, вызвать интерес к теме урока.

Для начала послушаем музыку. (Звучит музыка из «Ералаша»)

– Я смотрю, вы заулыбались? Что вызвало вашу улыбку? 

- Как называются произведения, которые вызывают наш смех, улыбку?

Обратимся к словарю: Найдём определение слова «юмор». Прочитайте его.

– С каким юмористическим произведением вы уже встречались в этом году?

- Литературные традиции продолжает в своём творчестве Фазиль Искандер.

Тема нашего урока «Детские образы в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла». Какие цели можете поставить перед собой, исходя из нашей беседы и темы урока?

Обратить внимание на то, что продолжается работа по общей тематике произведений в разделе.

Рассказ учителя о биографии писателя. Работа с портретом писателя (слово учителя)

Цель: познакомить учащихся с биографией писателя, обратить внимание на взаимосвязь биографии и творчества.

 

 Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 в Сухуми (Абхазия), в семье владельца кирпичного завода. Школу закончил в Абхазии. После окончания школы Фазиль Искандер поступил в Московский Библиотечный институт, но в 1951 перевелся в Литературный институт им. А.М.Горького, окончив его в 1954. После два года работал журналистом в Брянске и Курске, затем переехал в Сухуми, став редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х. Первый сборник стихов Искандера, «Горные тропы», вышел на русском языке в 1957 в Сухуми, прозу начал писать позже. Жил в Москве до 2016 года, к сожалению всего два года назад его не стало. 
    Среди произведений Фазиля Искандера - стихотворения, рассказы, повести, романы, сценарии.

- Посмотрите, какие произведения написал этот писатель. Названия записаны на доске, только вот буквы в них перепутались. Придётся вам разобраться!

Запись на доске: «К л о и р и к и И ы у д в а», « О с з е в д и е з З о к л у о т а р», «О й м И у к м р», « З п р т н й а е ы О п д л»

(«Кролики и удавы», «Созвездие Козлотура», «Мой кумир», «Запретный плод»).

- Искандера нельзя назвать детским писателем, поскольку он не адресует свои произведения специально детям. Но в его рассказах, повестях и романах часто фигурирую дети. В одном интервью писателя спросили, почему для него так важна тема детства. Вот что он ответил: «Детство формирует человека, и многие впечатления детства становятся основой характера взрослого человека. В этом смысле детство - это основа будущего взрослого человека».

Активизировать внимание, создать условия для осознания особенностей характера писателя, визуально подкрепив образ портретом.

Проверка вторичного восприятия текста, анализ

Цель: обеспечить самостоятельность наблюдения за образами героев произведения

  • Где происходят события рассказа? 

  • Когда происходят действия рассказа? 

  • По каким деталям это определили? 

  • Что вы можете сказать о героях произведения? 

  • Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Назовите их. 

Первый ряд составит цитатный план и сделает вывод по образу Шурика Авдеенко.

Второй ряд проделает такую же работу по образу Сахарова.

Третий ряд по образу Адольфа Комарова.

Шурик Авдеенко

Отличник Сахаров

Адольф Комаров

Загорелое угрюмое лицо;

Показывая мощные усилия ума и воли и другое.

 

Умное добросовестное лицо;

Во время смеха не перестал быть отличником и другое.

– Опрятный, худой и тихий;

Привычка держать руки на промокашке и другое.

Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

Обратить внимание на особенности поэтики писателя, создать условия для характеристики персонажей.

Подведение итогов урока

Цель: подвести учеников к самостоятельно сделанному выводу

– Важную роль в нравственном становлении детей сыграл учитель математики Харлампий Диогенович. ( устная характеристика)

- Запишите ассоциативный ряд.

– Обратите внимание на имя учителя.

– Почему герой с благодарностью говорит об учителе? 

 

Обратить внимание на то, что герои рассказа запоминаются надолго, на особенности поэтики.

Домашнее задание

Цель: довести до сведения учеников домашнее задание, провести разъяснение

С. 157, творческое задание, пункт 1.

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.