12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Севидова Елена Владимировна610
Более 20 лет работаю в школе. Пробовала поменять профессию - не смогла. Как нельзя лучше подходят для моей педагогической деятельности слова В. Белякова: "Кусочек сердца отдавать кому-то - такая, брат, у нас с тобой работа"...
Россия, Кемеровская обл., Новокузнецк

Севидова Е.В., МОУ «СОШ № 13» г. Новокузнецка

Подвиги Геракла (5 класс)

Цель: проверить знание мифов о Геракле, представленных в учебнике

Задачи:

образовательные: обучать осмысленному чтению текстов художественных произведений, формировать навыки анализа художественного текста;

развивающие: развивать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас обучающихся, развивать их творческую, речевую и мыслительную активность;

воспитательная: воспитывать вдумчивого читателя.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Методы: 1) эвристический;

2) репродуктивный;

3) исследовательский.

Приёмы: работа с текстом; пересказ, анализ и выразительное чтение эпизодов; аналитическая беседа.

Приёмы ТРИЗ и РКМ технологий: «найди соответствия», «пересказ по цепочке», «лови ошибку!», «круги по воде».

Оборудование: мультимедийная установка; распечатки текста изложения; учебник литературы.

I Миф «Рождение героя»

Приём «найди соответствия» (слайд)

1. Ата

А. владыка мира

2. Гера

Б. «прославленный герой»

3. Еврисфей

В. богиня обмана

4. Геракл

Г. мать Геракла

5. Алкмена

Д. ?

6. ?

Е. аргосский царевич

 

(1В, 2Д, 3Е, 4Б, 5Г, 6А; 6 – Зевс; Д – супруга Зевса)


 

Пересказ мифа «по цепочке» (каждый ученик имеет право произнести одно предложение, не нарушая логики изложения)

II Миф «Выбор пути»

Беседа:

- Как воспитывали Геракла?

- Сколько раз должен был выполнить Геракл то, что прикажет ему Еврисфей?

- Кто помог Гераклу определиться в выборе жизненного пути?

*Найдите в тексте описание этих женщин и зачитайте их.

- К чему призывала Геракла каждая из этих женщин? (выразительное чтение по ролям)

- К какому выводу пришёл Геракл? Почему?

III Миф «Геракл спускается в царство мёртвых и побеждает Кербера»

- Каково было последнее задание Еврисфея, данное Гераклу?

1. Приём «лови ошибку!»

*Перед вами текст изложения ученика о пребывании Геракла в царстве мёртвых. Найдите и исправьте ошибки, выписав их в тетрадь и указав в скобках нужное слово.

Распечатки текстов изложения:

У входа в царство мёртвых дремал страшный семиголовый (трёхголовый) пёс Кербер. У него на шее вместо шерсти вьются чёрные змеи, хвост у него – дохлый (живой) дракон, а из разинутых пастей высовываются три языка пламени. Кербер радуется всем, кто входит в царство смерти и выходит из него.

Провожать Геракла к Аиду, царю подземного царства, Зевс послал Прометея (Гермеса). Геракл хотел напиться из тихой реки, заросшей высокой травой без цвета и запаха. Эта река называлась Томь (Лета) и была рекой Забвения, но крылатый вестник Зевса уберёг Геракла от необдуманного поступка.

Геракл встретил в царстве Аида Сизифа из Коринфа, осуждённого вечно таскать тяжёлый чемодан (камень) – за жадность, за то, что присваивал себе чужие богатства. Жил на земле не трудясь. А ещё Геракл увидел в мутной (прозрачной) воде человека, который всегда оставался голодным и не мог утолить жажду. Это был Тантал, осуждённый за обман богов, за неукротимую хитрость (зависть).

- О чём ещё не рассказал ученик?

2. Словарная работа.

*С этим мифом связаны многие крылатые слова, которые и сейчас используются в речи. Попробуйте объяснить смысл выражений:

Слайд (крылатые выражения, вопрос):

Сизифов труд – бесполезный, напрасный труд

Танталовы муки – желаемое предлагается, но не даётся в руки

Кануть в Лету – быть забытым

Как Цербер – злой

? Аналогом какого крылатого выражения является русская пословица: «Близко локоть, да не укусишь»? (танталовы муки)

IV Миф «Геракл освобождает Прометея»

Приём «круги по воде» (слайд: запись имени героя по вертикали)

*Опираясь на текст мифа, охарактеризуйте Прометея, подобрав на каждую букву имени героя прилагательное. Доказывайте свой выбор.

«Предвидящий»

Рискованный

Обречённый

Милосердный

Единственный

Трудолюбивый

Единодушный

Йзобретательный

V Рефлексия (слайд с вопросами)

- Каким вы представляете Геракла?

- В чём необычность судьбы этого героя?

- О чём бы вы спросили Геракла, если бы случайно встретились с ним?

Домашнее задание: прочитать мифы о Геракле, не представленные в учебнике; нарисовать иллюстрацию к любому мифу о Геракле; сформулировать и записать в тетрадь 5 вопросов по содержанию выбранного и проиллюстрированного мифа.

Литература:

Гин, С. Триз-педагогика и формирование креативности школьников / С. Гин // Школьные технологии. – 2008. - № 2. – С. 66-72.

Литература. Начальный курс. 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ч. 1 / Автор-составитель: М.А.Снежневская, О.М,Хренова. – 8-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2008.

Нестеренко, А.А. Несколько мыслей о ТРИЗ-педагогике / А.А,Нестеренко / Технологии творчества. – 1999. - № 3.

Опубликовано в группе «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка и литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.