Урок литературы в 5 классе «Подвиги Геракла»
Севидова Е.В., МОУ «СОШ № 13» г. Новокузнецка
Подвиги Геракла (5 класс)
Цель: проверить знание мифов о Геракле, представленных в учебнике
Задачи:
образовательные: обучать осмысленному чтению текстов художественных произведений, формировать навыки анализа художественного текста;
развивающие: развивать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас обучающихся, развивать их творческую, речевую и мыслительную активность;
воспитательная: воспитывать вдумчивого читателя.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Методы: 1) эвристический;
2) репродуктивный;
3) исследовательский.
Приёмы: работа с текстом; пересказ, анализ и выразительное чтение эпизодов; аналитическая беседа.
Приёмы ТРИЗ и РКМ технологий: «найди соответствия», «пересказ по цепочке», «лови ошибку!», «круги по воде».
Оборудование: мультимедийная установка; распечатки текста изложения; учебник литературы.
I Миф «Рождение героя»
Приём «найди соответствия» (слайд)
1. Ата |
А. владыка мира |
2. Гера |
Б. «прославленный герой» |
3. Еврисфей |
В. богиня обмана |
4. Геракл |
Г. мать Геракла |
5. Алкмена |
Д. ? |
6. ? |
Е. аргосский царевич |
(1В, 2Д, 3Е, 4Б, 5Г, 6А; 6 – Зевс; Д – супруга Зевса)
Пересказ мифа «по цепочке» (каждый ученик имеет право произнести одно предложение, не нарушая логики изложения)
II Миф «Выбор пути»
Беседа:
- Как воспитывали Геракла?
- Сколько раз должен был выполнить Геракл то, что прикажет ему Еврисфей?
- Кто помог Гераклу определиться в выборе жизненного пути?
*Найдите в тексте описание этих женщин и зачитайте их.
- К чему призывала Геракла каждая из этих женщин? (выразительное чтение по ролям)
- К какому выводу пришёл Геракл? Почему?
III Миф «Геракл спускается в царство мёртвых и побеждает Кербера»
- Каково было последнее задание Еврисфея, данное Гераклу?
1. Приём «лови ошибку!»
*Перед вами текст изложения ученика о пребывании Геракла в царстве мёртвых. Найдите и исправьте ошибки, выписав их в тетрадь и указав в скобках нужное слово.
Распечатки текстов изложения:
У входа в царство мёртвых дремал страшный семиголовый (трёхголовый) пёс Кербер. У него на шее вместо шерсти вьются чёрные змеи, хвост у него – дохлый (живой) дракон, а из разинутых пастей высовываются три языка пламени. Кербер радуется всем, кто входит в царство смерти и выходит из него.
Провожать Геракла к Аиду, царю подземного царства, Зевс послал Прометея (Гермеса). Геракл хотел напиться из тихой реки, заросшей высокой травой без цвета и запаха. Эта река называлась Томь (Лета) и была рекой Забвения, но крылатый вестник Зевса уберёг Геракла от необдуманного поступка.
Геракл встретил в царстве Аида Сизифа из Коринфа, осуждённого вечно таскать тяжёлый чемодан (камень) – за жадность, за то, что присваивал себе чужие богатства. Жил на земле не трудясь. А ещё Геракл увидел в мутной (прозрачной) воде человека, который всегда оставался голодным и не мог утолить жажду. Это был Тантал, осуждённый за обман богов, за неукротимую хитрость (зависть).
- О чём ещё не рассказал ученик?
2. Словарная работа.
*С этим мифом связаны многие крылатые слова, которые и сейчас используются в речи. Попробуйте объяснить смысл выражений:
Слайд (крылатые выражения, вопрос):
Сизифов труд – бесполезный, напрасный труд
Танталовы муки – желаемое предлагается, но не даётся в руки
Кануть в Лету – быть забытым
Как Цербер – злой
? Аналогом какого крылатого выражения является русская пословица: «Близко локоть, да не укусишь»? (танталовы муки)
IV Миф «Геракл освобождает Прометея»
Приём «круги по воде» (слайд: запись имени героя по вертикали)
*Опираясь на текст мифа, охарактеризуйте Прометея, подобрав на каждую букву имени героя прилагательное. Доказывайте свой выбор.
«Предвидящий»
Рискованный
Обречённый
Милосердный
Единственный
Трудолюбивый
Единодушный
Йзобретательный
V Рефлексия (слайд с вопросами)
- Каким вы представляете Геракла?
- В чём необычность судьбы этого героя?
- О чём бы вы спросили Геракла, если бы случайно встретились с ним?
Домашнее задание: прочитать мифы о Геракле, не представленные в учебнике; нарисовать иллюстрацию к любому мифу о Геракле; сформулировать и записать в тетрадь 5 вопросов по содержанию выбранного и проиллюстрированного мифа.
Литература:
Гин, С. Триз-педагогика и формирование креативности школьников / С. Гин // Школьные технологии. – 2008. - № 2. – С. 66-72.
Литература. Начальный курс. 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ч. 1 / Автор-составитель: М.А.Снежневская, О.М,Хренова. – 8-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2008.
Нестеренко, А.А. Несколько мыслей о ТРИЗ-педагогике / А.А,Нестеренко / Технологии творчества. – 1999. - № 3.