12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ткаченко Наталья Васильевна21
2

Цикл уроков по литературе «Уроки нравственности – уроки жизни в произведениях В.Г. Распутина "Уроки французского", В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой", Ф.А. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 36» п. Балакирево

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цикл уроков по литературе

«Уроки нравственности – уроки жизни в произведениях В. Г. Распутина «Уроки французского», В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»,

Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Ткаченко Наталья Васильевна

Должность: учитель русского языка и

литературы

Стаж: 2 года

Категория: без категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 г.

Пояснительная записка

 

Одно из положений ФГОС ООО гласит, что выпускник основной школы - это «социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством» человек. Поэтому внимание учителей все чаще привлекают тема духовно-нравственного воспитания. Именно уроки литературы более всего подходят для реализации целей воспитания духовно и нравственно здорового и счастливого человека. Наряду с развитием читательской и литературно - творческой деятельности общей сверхзадачей изучения литературы в школе становится формирование у учащихся творческого начала, привития навыков сопереживания, милосердия, миротворчества, бескорыстия, великодушия. Уроки литературы – это уроки нравственности.

Данный цикл состоит из 5 уроков. Первый урок дает возможность ученикам самостоятельно найти и сформулировать основные нравственные законы человечества на основе сравнения заповедей мировых религий и уголовных кодексов некоторых государств. На втором уроке ученики сравнивают экранизацию произведения В. Г. Распутина «Уроки французского» и текст произведения, обсуждают, какие же гражданские законы и нравственные нормы нарушили герои. Третий урок знакомит с творчеством П. В. Астафьева, ученики сравнивают произведения «Конь с розовой гривой» и «Уроки французского», также как и на втором уроке, выясняют какие законы и нормы нарушил главный герой. Сравнивают героев этих произведений, причины, по которым они попали в неприятные ситуации. На четвертом уроке ведется работа с произведением Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», чтение по ролям дает возможность лучше прочувствовать комический эффект произведения, ученики формулируют, какие нормы нарушил главный герой, сравнивают его с персонажами первых двух произведений. На четвертом уроке дается домашнее задание внимательно изучить характеры Лидии Михайловны, Харлампия Диогеновича и бабушки, поразмышлять над мотивами их поступков. Пятый урок – сочинение от имени Лидии Михайловны, Харлампия Диогеновича или бабушки «Почему я так поступил (а), чему хотел (а) научить ребенка».

Цикл предполагает разные формы анализа текста, обучает углубленному анализу с использованием приемов технологии развития критического мышления, таких как:

Сводная таблица

Кластер

Толстые и тонкие вопросы

Дискуссия

Ключевые слова (образы)

Ассоциативные ряды

Эвристическая беседа

Письменная рефлексия

 

Уроки проведены в 6 «Б» классе. В классе 23 учащихся. Все дети из благополучных семей. Уровень развития класса выше среднего. Имеется хорошая база и система знаний. Преподавание литературы в данном классе ведется по УМК «Литература. 6 класс» (В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин – М., «Просвещение», 2017).

 

Урок № 1

 

Этапы урока

 

Организационный момент

Вступительное слово учителя

Просмотр эпизода из художественного фильма

Беседа

Новая информация, слово учителя

Работа с информацией, выделение ключевых слов и понятий

Рефлексия

Домашняя работа

 

Цели урока

 

предметные

- формировать представление о понятии «религия», о многообразии мировых религий, их сходстве и различии

- учить классифицировать и формулировать общепринятые моральные нормы

- учить интерпретировать статьи уголовного кодекса с точки зрения общественной морали

- учить анализировать эпизод художественного фильма

метапредметные

- создать условия для самостоятельной творческой и поисковой деятельности, способствовать развитию критического мышления и внимания

личностные

- способствовать созданию благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества

- способствовать процессу духовного развития, формирования нравственных ценностей

- воспитание интереса и уважения к художественным произведениям

 

Ход урока

 

Организационный момент

Вступительное слово учителя

Ребята, я предлагаю вам посмотреть фрагмент из художественного фильма, после просмотра задам вам несколько вопросов и мы попытаемся вместе сформулировать тему сегодняшнего урока. Хорошо?

Предполагаемый ответ учеников (да)

Просмотр эпизода из художественного фильма

На экране демонстрируется 6 минут 26 секунд эпизод из художественного фильма «Уроки французского» 1978 года, режиссер Евгений Ташков.

Беседа

- Ребята, поэтому эпизоду можно представить, о чем этот художественный фильм, какова его идея? Попробуйте сформулировать свою мысль?

Ученики высказывают предположения о детях, о бедности, о тех, кто играет на деньги, об учениках и учителях и)

- Ведут ли себя дети в этом эпизоде достойно? Достойны ли их поступки подражания?

Предполагаемый ответ учеников (нет)

- В чем проявляется недостойность поведения ребят? Что они нарушают?

Ученики высказывают предположения (нельзя играть на деньги, нельзя драться, нельзя обманывать, нельзя воровать, нельзя перекладывать свою вину на другого)

- Все «нельзя», которые вы назвали, как можно назвать одним словом? Подберите обобщающее слово.

Ученики высказывают предположения (правила, законы, нормы).

- Совершенно верно, ребята, это правила, законы, нормы. А кто их придумал это законы и нормы?

Ученики высказывают предположения (государство, полиция, Бог, люди и т.п.)

- Исходя из ваших ответов, что есть нормы и законы, которые придумали люди, государство, Бог, давайте сформулируем тему нашего урока. О чем же мы сегодня будем размышлять. Каково тема нашего урока?

Ученики высказывают предположения (государственные законы, нормы поведения в обществе и т.п.)

- Ребята, вы правы, тема урока «Общемировые моральные нормы».

Новая информация, слово учителя

- Ребята, вы высказывали сегодня предположения, что законы создают люди и создает Бог. Как по-другому можно назвать законы, которые создает Бог? Кто он такой Бог? Что вы об этом слышали?

Ученики высказывают предположения (религия и Бог – самый главный во вселенной, Бога не существует и т.п.)

- Ребята я предлагаю вам познакомиться и вникнуть с суть понятия «религия».

Работа с презентацией «Что такое религия?». Учитель показывает слайды и комментирует их.

- Ребята, кто попробует своими словами сформулировать понятие религии?

Ученики дают формулировку понятию (это законы, которым должны все подчиняться, потому что это велит делать какой-либо Бог, в зависимости от религии, это способ управления людьми, способ наведения порядка в обществе)

- Ребята, а помимо законом религиозных, какие еще законы вы знаете?

Предполагаемые ответы детей (уголовный кодекс, конституция, законы школы и т.п.)

Работа с информацией, выделение ключевых слов и понятий

- Ребята, вы в очередной раз правы, поэтому я предлагаю продолжить нашу работу, разделившись на 2 команды. Одна команда изучает заповеди, то есть правила, трех мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Вторая команда изучает статьи уголовного кодекса трех мировых держав: России, Канады и Китая. Ваша задача найти общие законы в мировых религиях и общие статьи в уголовных кодексах трех стран.

Первая группа учеников, сравнив заповеди трех религий, делает выводы, что для всех религий есть единые правила. Нельзя обманывать, нельзя убивать, нельзя брать чужое, нельзя применять физическое насилие к кому-либо, нужно быть верным, нужно быть честным, нужно верить в Бога.

Вторая группа учеников, сравнив статьи уголовного кодекса трех стран, приходит к подобному выводу, что и первая группа, только к нормам первой группы добавляется, что нужно доверять своему государству и защищать его.

- Ребята, какие мы можем сделать выводы на основании выявленных фактов?

Предполагаемые ответы учеников (и религия, и государство требуют одно и тоже, все законы во всех странах одинаковы и т.п.)

- Ребята, мы с вами выявили, что и религия, и государство – это способ управления людьми, способ управления обществом, для того, чтобы человечество способно было выжить, чтобы люди не погубили сами себя. Давайте предположим, что было бы, если бы не было никаких законов?

Предполагаемые ответы учеников (была бы война, не было жизни на планете, царил бы разбой и воровство и т.д.)

- Да, без законов не было бы порядка, все законы призваны, чтобы соблюсти мировую гармонию, люди всего мира подчиняются одним и тем же морально-этическим, нравственным нормам. Все хотят мира, все желают друг другу добра. Если человек оступается и вдруг поступает вопреки мировым моральным нормам, закон помогает осознать свою ошибку и исправиться.

Рефлексия

- Ребята, давайте опишем сегодняшний урок, представьте, что вы побывали не на уроке, а в музее мировых законов и религий, и все, что мы изучали – это музейные экспонаты. Вам журналисты задают вопрос: «Какой экспонат вам понравился больше всего и почему?»

Предполагаемые ответы учеников (понравилось изучать разные религии, изучать разные законы, понравился отрывок из фильма и т.п.)

- О чем вы обязательно посоветуете узнать своим друзьям? Или, может быть, сами об этом расскажете?

Предполагаемые ответы учеников (о том, что в мире много религий, что в мире все подчиняются одним и тем же законам и т.п.)

- Понравилось ли вам работать с понятиями и сравнивать их? Хотели бы вы повторить подобную форму работы на уроке?

Предполагаемые ответы детей (да)

- Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке, я учту ваши пожелания в дальнейшей работе.

Домашняя работа

- Ребята, ни у кого из вас не возник вопрос, как же называется фильм, отрывок из которого мы сегодня смотрели в начале урока?

Предполагаемые ответы учеников (возник, я и совсем уже про него забыл и т.п.)

- Фильм называется «Уроки французского», снят он по мотивам произведения В. Г. Распутина «Уроки французского», я неслучайно предложила к просмотру именно этот фильм, потому что на следующем уроке мы будем изучать произведение «Уроки французского». Прошу вас записать домашнее задание. Нужно прочитать «Уроки французского» и посмотреть полностью фильм «Уроки французского». На следующем уроке мы проведем интересный сравнительный анализ. Художественного произведения и фильма. Также предлагаю взять индивидуальное задание по подготовке презентации «В. Г. Распутин. Жизнь и творчество».

 

Урок 2

Этапы урока

 

Организационный момент

Вступительное слово учителя

Просмотр презентации и выступление ученика

Беседа по презентации

Работа в подгруппах

Фронтальный вопрос

Чтение по ролям и обсуждение

Рефлексия

Домашняя работа

 

Цели урока

 

предметные

- познакомить с биографической основой рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

- проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Г. Распутина.

метапредметные

- продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения.

- развивать умение сжато излагать повествовательный текст

- развивать умение сравнивать художественное произведение и его экранизацию

- развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности.

- продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся

личностные

- подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.

- продолжить воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

 

Ход урока

 

Организационный момент

Вступительное слово учителя

- Ребята, сегодняшний урок мы начнем с сообщения, которое подготовил ваш одноклассник, ему слово.

Просмотр презентации и выступление ученика

Ученик сообщает биографию автора и демонстрирует презентацию.

Беседа по презентации

- Валентин Григорьевич Распутин один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Бездумному, суетному существованию он противопоставляет мудрое, бережное отношение к миру, к природе, к человеку. Ключевые главные слова в его творчестве – совесть и память. Об этом все его произведения.

- Какое время изображает в рассказах писатель?

Предполагаемые ответы учеников (послевоенное время)

- Что вы знаете об этом времени?

Предполагаемые ответы учеников (тяжелое время, наступил долгожданный мир, голод, разруха, скудный быт, дети-сироты)

- На это тяжелое время пришлись детские годы Распутина. Этот рассказ называю автобиографическим, как вы это понимаете, что это за рассказ?

Предполагаемые ответы учеников (рассказ про самого себя, многое взял автор из своей жизни)

Работа в подгруппах

- А теперь предлагаю разделиться на 3 группы. Первая группа работает у доски, вспоминает действующих лиц рассказа. На доске прикреплены листочки с цитатами-опорами из текста.

 

« при ней я крепился…»          

мать       

« она входила, здоровалась…» 

Лидия Михайловна

« суетливый…»                        

Тишкин

« правда и играл…»                 

Вадик

« я 20 лет работаю…»             

Василий Андреевич

« шофер…»                             

дядя Ваня  

« крикливая…»                       

тётя Надя

« следовал как тень…»             

Птаха

 

Учащиеся у доски отмечают, о ком идет речь.

- Вторая группа ищет различия в сюжете художественного текста и экранизации рассказа. Третья группа сравнивает портреты Лидии Михайловны и Володи в художественном тексте и экранизации.

Ученики с помощью заданий вспоминают и структурируют содержание текста.

Фронтальный опрос

- Итак, содержание мы вспомнили, остановимся на образе героя, его душевном состоянии.

- Вспомните, как жилось мальчику в родительском доме?

Предполагаемые ответы учеников (затея с «посевом» картошки)

- Как этот эпизод характеризует мальчика и раскрывает авторское отношение к нему?

Предполагаемые ответы учеников (сначала улыбку, потом становится грустно, рассказчик не смеется над странной затеей детей)

- Только ли одному Володе было трудно и голодно?

Предполагаемые ответы учеников (нет, было голодно всем)

- Что мы узнаем о мальчике, читая первые страницы рассказа? В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? Почему он оказался в райцентре?

Предполагаемые ответы учеников (жажда новых знаний)

- Что значит признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»? Какие испытания ожидали героя?

Предполагаемые ответы учеников (тоска по деревне, тоска по теплу родного дома)

- Почему мальчик, бежавший за машиной после свидания с матерью, «опомнился и убежал»?

Предполагаемые ответы учеников (ему было стыдно за свою слабость перед мамой, перед односельчанами, потому что он первый из родной деревни поехал дальше учиться, он должен оправдать надежды)

-Как жилось мальчику у знакомых в городе? («Кто потаскивал.... не то что следить»). Как этот фрагмент характеризует мальчика?

Предполагаемые ответы учеников (он гордый, воспитанный, терпеливый)

- Почему Володя стал играть в «чику»? Как относятся к игре Вадик и рассказчик?

Предполагаемые ответы учеников (голод, отсутствие денег)

- Почему Вадик и Птаха избивают мальчика?

Предполагаемые ответы учеников (потому что он играл лучше, не хотел унижаться перед ними)

- Как ведет себя герой во время избиения?

Предполагаемые ответы учеников (стоит на своем, не отказывается от своей позиции, не сдается)

Чтение по ролям

- Прочитайте по ролям (выразительно) разговор Лидии Михайловны и Володи после уроков. Обратите внимание на их портреты. Почему, по-вашему, эти описания автор поставил рядом? Чего добивается писатель? Как называется этот прием?

Чтение по ролям двух учеников.

- Почему рассказчик не сдержал слово, данное учительнице, и вернулся к игрокам?

Предполагаемые ответы учеников (нужны деньги, плохая компания затянула, привычка)

- «И почему меня одного? В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех». Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Как сама учительница объясняет это ученику?

Предполагаемые ответы учеников (она хотела ему помочь, хотела перевоспитать его, она знала, что просто так он деньги не возьмет)

- Как характеризует героя «поединок» с французским языком? (трудолюбивый, хочет учиться)

- Как относится Лидия Михайловна к мальчику?

Предполагаемые ответы учеников (с пониманием и сочувствием, она ценила его целеустремлённость, хотела накормить его)

- Как характеризует учительницу факт того, что она жертвовала своей карьерой, но помогала мальчику?

Предполагаемые ответы учеников (добрая, бескорыстная, она не могла поступить по-другому, она чувствовала моральный долг перед мальчиком)

- Почему затея с посылкой ей не удалась?

Предполагаемые ответы учеников (гордость не позволила взять посылку)

- Давайте подумаем, какие законы нравственные и государственные нарушили герои произведения?

Предполагаемые ответы учеников (нельзя учителю играть в азартные игры с учениками, нельзя обманывать, а они обманывали, причиняли физическое насилие другому)

- Лидия Михайловна нарушила школьный закон, играла в «чику» с учеником, за что была уволена, а если бы она так не поступила, какие бы законы и нормы нарушила бы она?

Предполагаемые ответы учеников (она бы тогда оставила человека в беде, не помогла бы человеку, не оказала бы моральную поддержку)

Рефлексия

- Ребята, что для вас было интереснее: чтение произведения или просмотр фильма?

Предполагаемые ответы учеников (чтение, там подробнее, фильм, там понятнее)

- И фильм, и книга прививают нам нравственные идеалы, какие это идеалы, назовите их?

Предполагаемые ответы детей (доброта, взаимовыручка, честность, справедливость, уважение человеческого достоинства)

- А как бы вы поступили на месте Лидии Михайловны?

Предполагаемые ответы учеников (не знаю, тоже помог бы мальчику, не стал бы помогать)

- Что из сегодняшнего урока вам запомнилось больше всего? Что было интереснее всего?

Предполагаемые ответы учеников (чтение по ролям, работа в подгруппах, просмотр презентации)

- Спасибо, ребята, за ваше мнение, мне тоже понравилась наша работа.

9. Домашнее задание

- Приступим к записи домашнего задания. Дома вы прочитаете рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», во время чтения обратите внимание, какие законы нарушали герои.

 

Урок 3

Этапы урока

 

Организационный момент

Вступительное слово учителя

Чтение статьи учебника об авторе по цепочке

Работа в группах

Фронтальный опрос

Работа с текстом, выразительное чтение

Беседа

Рефлексия

Домашняя работа

 

Цели урока

 

предметные

- познакомить с биографической основой рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

- проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои

В. П. Астафьева.

метапредметные

- продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения.

- развивать умение выразительно читать повествовательный текст

- развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности.

- продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся

личностные

- подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.

- продолжить воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент

2. Слово учителя

- Ребята, сегодня мы работаем с рассказом «Конь с розовой гривой», но для начала предлагаю ознакомимся с биографией В. П. Астафьева. Откройте статью учебника об авторе и по цепочке прочтем информацию.

3. Чтение статьи учебника об авторе по цепочке

Ученики читают статью учебника по одному предложению.

- Ребята, как вы поняли, какова основная тема произведений В. П. Астафьева?

Предполагаемые ответы учеников (тема взросления, становления личности человека)

- Действительно, вы правы. Так в произведении «Конь с розовой гривой» писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Этот рассказ тоже автобиографический, как и «Уроки французского» В. Г. Распутина. Что это значит?

Предполагаемые ответы учеников (автор писал о себе, это рассказ про него в детстве)

4. Работа в группах

- Предлагаю разделиться на 2 группы. Одна группа будет искать в тексте слова, характеризирующие героя-рассказчика с положительной стороны, а другая группа – с отрицательной

Ученики составляют словесный портрет героя.

5. Фронтальный опрос

- Что является завязкой рассказа?

Предполагаемые ответы учеников (как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конем»)

- Исполнилась ли мечта мальчика - получить «пряник конем»?

Предполагаемые ответы учеников (да)

- Какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: “А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой”?

Предполагаемые ответы учеников (ценой обмана бабушки, ценой потери доверия)

- Каким образом герой должен был осуществить свою мечту? Подтвердите примерами из текста.

- Предполагаемые ответы учеников (герой отправляется за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы “трудом своим заработать пряник”. Обратим внимание на инверсию “трудом своим”, которая выделяет слово. “труд” - мальчик понимает, что даром ничего не достается)

- Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал? Подтвердите примерами из текста.

Предполагаемые ответы учеников (соседские ребята “несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески... ковшик без ручки”. Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой герой-рассказчик: “Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска”. В этой семье знают цену труду)

- Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы помогают понять отношение автора к их поведению?

Предполагаемые ответы учеников (“Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились”; “заскочили в чей-то огород”, “напластали беремя луку-батуна” (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки); “наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”. Глаголы действия показывают, что ведут себя эти ребята неразумно, как маленькие зверьки: хватают, сколько могут урвать, при этом еще и дерутся)

6. Работа с текстом, выразительное чтение

- Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: “День был ясный, летний”. Прочитаем выразительно. Какова роль пейзажной зарисовки?

Трое детей читают эпизод, отвечают на вопрос.

7. Беседа

- Какова развязка истории?

Предполагаемые ответы детей (внутренний конфликт героя с самим собой, осознание вины)

- Как вы считаете, правильно ли поступила бабушка, что купила пряник внуку? Или нужно было этого делать?

Предполагаемые ответы учеников (правильно, так он еще больше чувствовал свою вину)

- Герой этого произведения тоже «преступник», как и мальчик Володя из «Уроков французского», какие же правила и законы нарушил он?

Предполагаемые ответы детей (нельзя обманывать, нельзя давать обещания и не выполнять их, он подставил бабушку, ее могли наказать за мошенничество)

- Как вы считаете, чей проступок серьезнее Володи или Вити? И почему?

Предполагаемые ответы детей (Вити, он обманул бабушку, Володя только себе плохо сделал, Володи, если бы он не играл на деньги, учительницу бы не уволили)

- Главное, что оба эти мальчика осознали свою вину, недаром они запомнили эти события на всю жизнь и написали об этом в своих произведениях. Кто помог им разобраться в том, что они вели себя неверно?

Предполагаемые ответы учеников (Володе помогла Лидия Михайловна, а Вите – бабушка)

8.Рефлексия 

- Предлагаю выразить мнение о том, как мы сегодня поработали путем тайного голосования. У вас на столах лежат листочки, на них изображены три смайла, выберите тот, который наиболее передает ваши чувства, также на листочке иконками обозначены все этапы урока, обведите в круг наиболее интересные для вас. Листы отправляем в корзинку на моем столе.

Ученики проводят тайное голосование.

9.Домашнее задание

Прочитать рассказ Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», нарисовать какой-либо эпизод из рассказа, портрет.

 

Урок 4

 

Этапы урока

 

Организационный момент

Вступительное слово учителя

Восстановление сюжета и композиции по рисункам

Фронтальный опрос

Чтение по ролям

Фронтальный опрос

Рефлексия

Домашняя работа

 

Цели урока

 

предметные

- познакомить с автобиографической основой рассказа Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

- проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои

метапредметные

- продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения.

- развивать умение читать по ролям повествовательный текст

- развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности.

- продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся

личностные

- подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость

- продолжить воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений

 

 

Ход урока

 

Организационный момент

Вступительное слово учителя

Презентация слайд 1

- Кто же такой Фазиль Искандер? «Я русский писатель, но певец Абхазии».

Презентация слайд 2

Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Говорят, что дерево может вырасти лишь на высоту своих корней. По корням Фазиля Искандера можно судить о том, какая это могучая личность.

Презентация слайд 3

Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике дедушки, куда он приезжал на лето. Посмотрите, какая природа его окружала! Отец его был персом по происхождению. Но в одну ненастную ночь восьмилетний Фазиль простился с отцом и больше его не увидел никогда. Высланный в Иран, отец умер на чужбине. Воспитывала его одна мама, которую он очень любил и высоко ставил, хотя она была простая крестьянская женщина и не прочла в своей жизни ни одной книги. Она была от природы по-настоящему умна.

Презентация слайд 4, 5

Но главным воспитателем был дедушка. Главным, если не считать Абхазии и суровых, но справедливых нравственных заповедей гор.

- Самое заметное свойство Ф.Искандера - юмор. Довольно редкой разновидности. Смешное у него рождается словно из ничего, является всегда неожиданно. Суть творчества не зависит от того, что он описывает: империю или маленькое село. А смысл его творчества в том, что он приблизил страну, существующую уже сорок лет, где между небом и землей расположилось горное село Чегем, к нам, и мы почувствовали важность и значимость маленького народа, любого народа.

Презентация слайд 6,7

Сегодня вместе с героями Ф. Искандера мы совершим путешествие в прекрасный и неповторимый мир детства.

3. Восстановление сюжета и композиции по рисункам

- Итак, к сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ и проиллюстрировали его. Давайте вспомним, о чем он.

На доске рисунки учеников.

- Сюжет, как видим, очень прост. Сформулируйте его?

Предполагаемые ответы учеников (как мальчик пытался обмануть учителя)

4. Фронтальный опрос

- Вспоминая о своем учителе математики, автор пишет: «Не знаю, был ли он гениален, сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего, был». Как звали учителя?

Предполагаемые ответы учеников (Харлампий Диогенович)

- Случайно ли у него такое отчество?

Предполагаемые ответы учеников (был такой ученый Диоген)

- Да. Действительно жил в Древней Греции несколько тысяч лет назад философ Диоген, о нем ходит много легенд, одна из самых известных, о том, что однажды он решил жить в бочке. У героев Искандера «говорящие» имена. Используя эту традицию русской литературы, писатель дает героям характеристику, в которую вкладывает свое отношение к ним.

- Чем же отличался Харлампий Диогенович от своих коллег? Может быть, этот учитель знал какой-то особый секрет воспитания. Но какой? Найдите ответ на вопрос в тексте.

Ученики приводят цитаты.

- Главное оружие Харлампия Диогеновича – делать человека смешным. Почему Харлампий Диогенович обращается к пятиклассникам на вы? 

Предполагаемые ответы учеников (он уважает их так же, как взрослых)

- А не слишком ли жестоко выставлять ученика на посмешище перед всем классом?

Предполагаемые ответы учеников (жестоко, но бывают такие ученики, что они могут понять только так)

- Вспомните: «Все смеются против одного. Если над тобой смеётся один человек, то можешь еще как-то с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс». Все понимают, что учитель поступает справедливо. Ведь он высмеивает ученика не из-за личной неприязни. Просто он не терпит, когда к делу относятся спустя рукава, не выносит разболтанности, разгильдяйства, обмана. А самое главное у него нет любимчиков. «Смешным мог оказаться каждый». Конечно, мало приятного, когда над тобой смеются, но если в этом смехе нет ни оскорбления, ни унижения, то и обижаться особенно не на что. Во всяком случае, «пострадавшему» от Харлампия Диогеновича хотелось бы, во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный».

- Что придумал герой, чтобы избежать наказания за невыученный урок?

Предполагаемые ответы учеников (он решил сорвать урок).

5. Чтение по ролям

- Предлагаю прочитать по ролям диалог героев в кабинете во время прививок.

Чтение диалога по ролям

Фронтальный опрос

- Почему учитель после показанных событий рассказал о подвигах Геракла? А кто такой Геракл?

Предполагаемые ответы учеников (Геракл – герой древнегреческих мифов, учитель догадался, что мальчик специально вернул докторшу, так как не знал урок)

- Конечно, он догадался о трусости мальчика, и иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла. Представьте другого учителя на его месте, например, меня, как бы я отреагировала на такой поступок?

Предполагаемые ответы учеников (отругала, поставила двойку, высмеяла)

- Почему же эта история подействовала на «бесстрашного малярика» сильнее всех внушений? Давайте найдем в тексте эту информацию.

Предполагаемые ответы детей. (Я почувствовал, как от его взгляда сердце мое с размаху влепилось в спину. Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса. Долгожданный звонок, «как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса»)

- Не потускневшие со временем впечатления свидетельствуют о том, что событие это имело большое значение для будущего писателя. Как вы думаете почему?

Предполагаемые ответы учеников (потому что герой получил урок на всю жизнь)

- Итак, по мысли Ф. Искандера, закалка смехом – это своего рода прививка, которую необходимо получить в детстве, чтобы суметь вовремя уловить горькую правду о себе и не сбиться в пути.

- Какой же закон нарушил герой этого рассказа?

Предполагаемые ответы детей (он пытался уйти от ответственности, хотел обмануть)

Рефлексия

- Поднял вам настроение этот рассказ?

Предполагаемые ответы учеников (да)

- Чем интереснее всего было заниматься на уроке?

Предполагаемые ответы учеников (читать по ролям, искать ответы в тексте, смотреть презентацию)

- Смогли бы вы написать подобный юмористический рассказ?

Предполагаемые ответы учеников (да, нет, это сложно, это очень интересно)

- Я бы тоже попробовала себя в роли писателя, это очень увлекательный, но сложный, трудоемкий процесс.

8. Домашняя работа

- Ребята, на следующем уроке мы будем писать сочинение по трем изученным нами рассказам. Ваша задача еще раз изучить их образы Лидии Михайловны, Харлампия Диогеновича или бабушки. На следующем уроке вы узнаете тему сочинения.

 

Урок 5

 

 

Этапы урока:

 

Организационный момент

Вступительное слово учителя

Работа над сочинением

 

Цели урока:

 

предметные

- учить логично сообщать о своих впечатлениях об изученном произведении

- создавать условия для самовыражения

- способствовать развитию творческого мышления

метапредметные

- развивать навыки речи и письма, в том числе построения предложений;

- развивать навыки орфографического и пунктуационного «зрения»;

- развивать умение использовать теорию на практике

личностные

- воспитывать ответственное отношение к работе;

- подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость

- продолжить воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений

 

 

Ход урока

 

Организационный момент

Вступительное слово учителя

- Ребята, сегодня мы пишем сочинение от имени Лидии Михайловны, Харлампия Диогеновича или бабушки, на выбор. Тема сочинения «Почему я так поступил (а), чему хотел (а) научить ребенка». Мы с вами подробно изучили и эти произведения, и нравственные идеалы человечества, я думаю, что вам не составит труда представить себя на месте каждого из этих персонажей и объяснить мотивы их поступков.

3. Работа над сочинением

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.