12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Салтыкова Анастасия Александровна1189
Учитель начальных классов, педагог-психолог.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
5

Научно-исследовательская работа «Русский язык: фантики и орфограммы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 34»

Калининский район

 

Секция: русский язык


 

Исследовательский проект

«Сладкий русский язык: фантики и правописание»


 

 

Выполнила: Донцова Дарья Владимировна,

ученица 3 Д класса,

Доможирова Софья Антоновна,

ученица 3 Д класса

Руководитель: Салтыкова Анастасия Александровна,

учитель начальных классов

 

 

Новосибирск

2019
 

Содержание


 

Введение


Как сделать привлекательной конфету? Об этом задумывались издавна. Фантик для конфет защищают и украшают сладкий продукт. Художники постоянно придумывают для них яркие и интересные обертки. Внимательно рассматривая фантики, можно вспомнить правила русского языка. Используя названия конфет, можно сделать уроки русского языка интересными. На Новый год всегда у всех много разных конфет, вот и появилась идея собрать фантики, или обменять у друзей на те, которых у меня нет. Так появилась целая коллекция фантиков от съеденных конфет. Известно, что не все школьники могут освоить навык грамотного письма. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это не вспоминается, и … вот она – «двойка». Учителя говорят, что дети не всегда могут применять на практике правила. Вот и появилась идея, соединить обучение с практикой и изучать орфограммы по фантикам. В этом заключается актуальность выбора нашей темы.

Цель: рассмотреть названия конфет с точки зрения правописания русского языка, применяя знания, полученные на уроках русского языка.

В связи с этим, мы поставили перед собой следующие задачи:

узнать историю фантика;

собрать наименования конфет и их классифицировать;

рассмотреть названия конфет с точки зрения орфограмм русского языка;

обобщить материалы исследования и сделать выводы.

Объектом исследования стали конфетные фантики, а предметом - орфограммы русского языка.

Методы исследования – поиск информации в научной литературе, наблюдение, классификация.

Глава 1. Теоретические основы возникновения конфетного фантика

1.1 Первые конфетные фантики

Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди испокон века использовали то, что попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафиновой бумаги, целлофана появилась и упаковка.
Печатались этикетки длинными листами в два цвета или многоцветные. Материалом для конфетного фантика служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга. Изготавливали конфетные обёртки (этикетки) в типографиях.

В народной энциклопедии «Википедия» говорится, что «фа́нтик (от слова «фант») — это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка).

Кроме основного предназначения - упаковки, он является также объектом коллекционирования и для игры в «фантики», которая была популярна среди детей в дореволюционное и советское время».

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается такое толкование: «фантик - конфетная обёртка как предмет игры» [Ожегов, Шведов, 1999, с724].

В «Толковом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой слово "фантик":

конфетная обертка, особым образом свернутая конфетная обертка как элемент игры в фантики» [Ефремова,2000, с574].

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля есть только слово «фант – залог, заклад в домашних семейных играх» [Даль, 2001, с621].

Сначала особой необходимости в фантиках не было. В XIX веке в Европе, а позже и в России, родилась сеть ремесленных кондитерских, в которых конфеты из какао-масла изготовлялись вручную и стоили баснословно дорого. Хранились эти конфеты в красивых жестяных коробках.

Затем, когда кондитеры поняли, что большую коробку конфет продать очень сложно из-за ее дороговизны, они стали использовать индивидуальную упаковку для каждой конфеты. Первые двухслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон. Он известен нам как изобретатель пишущей машинки, генератора, диктофона, аккумулятора и лампочки. Парафированную бумагу изобрёл для телеграфа, но получилось так, что ее стали использовать и кондитеры. И парафированная бумага стала первой оберткой для конфет.

Моду на упаковку своих изделий в бумажные фантики российские кондитеры подхватили довольно быстро - в конце позапрошлого века. Над разработкой дизайна кондитерских упаковок в России работали такие известные художники, как Васнецов, Билибин, Бенуа, Врубель, Андреев и многие другие, что делало их настоящими произведениями прикладного искусства. Только понято это было достаточно поздно. Имена многих художников, придумывающих фантики, хозяева кондитерских фабрик держали в секрете, дабы конкуренты не переманили.

И хотя оберточную бумагу для конфет придумали не в России, наш российский фантик стал в XIX веке лучшим в мире. Российские упаковки для конфет пользовались огромным успехом за границей. В начале ХХ века в России уже было известно множество сортов конфет: леденцы и монпасье с различными вкусами, помадка и тянучки, зефир, пастила.


 

1.2 Эволюция фантиков для конфет

Как и столетие назад, так и в наши дни, фантики являются не просто «визитными карточками» товара, его «лицом». Фантики с различными названиями являются не только рекламным знаком, знаком принадлежности, но и показателем человеческой психологии. Так в период XІX начала XX века подлинным отражением эпохи во всем ее многообразии становятся фантики с названиями конфет. Фантик был средством обучения, воспитания и развития, причем не только для детей, но и для взрослых. Практически все важные события в жизни страны отражались именно на шоколадных обертках.

1.Дореволюционная серия конфет с изображением портретов людей разных наций и рас, и с указанием в процентах национального состава жителей России. Дети смотрели на фантики и спрашивали у родителей: «Это кто? Это что?», и, наверное, родителям было бы неловко не ответить.

2. Дореволюционная серия конфет развлекательных (с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями) и образовательных (с загадками и ребусами).
3. Если прошли «Олимпийские игры», на фантиках этих конфет изображались разные виды спорта. Серия конфет «Борьба» с описанием различных приемов борьбы.
4. Дореволюционная серия конфет «Русские писатели» с репродукциями и отрывками из произведений.
5. Дореволюционная серия конфет «Сказки» с текстами русских сказок.
6. Дореволюционная серия конфет «Война 1812 года».
7. Дореволюционная развивающая серия «Карикатурная», созданная по принципу пазлов.

По фантикам можно было изучать азбуку, и цифры, узнать о разных странах. Иногда на фантики помещали загадки, ребусы, гороскопы, частушки и стихи. Вот одна из загадок на фантике «Кто родился и никогда не умирал?» (Род человеческий). В начале XІX века выпускались конфеты, фантики которых украшали портреты писателей и поэтов - Пушкина, Гоголя, Крылова и других, изображения, связанные с императорской Россией.

Одним из основных предназначений фантика стала просветительная задача, причем, не только для детей, но и для взрослых. Кроме привлекательных картинок, модным было печатать на фантике и полезную информацию. Существовали развлекательные обертки с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями, и обертки образовательные – с таблицей умножения или азбукой.

А значит, владельцы кондитерских фабрик наделили фантик еще одной функцией – образовательной и развивающей. Например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. Появлялся и настоящий креатив, такой как обертки-пазлы: картинку с изображением повара, пожарного, горничной и графини можно было разрезать по линиям на кусочки, а потом собирать их, каждый раз получая новое лицо.

Еще одной задачей фантика стало привитие едокам конфет идеалов красоты и вкуса. Например, в фантиках дореволюционного периода отражался репертуар кино и театров. Названия многих конфет носили женские имена - «Марианна», «Рыбачка», «Веселая вдова», «Софи».

На фантиках красовались изящные дореволюционные барышни с кротким взглядом, фарфоровой кожей, замысловатыми прическами, узкими талиями. По этим изображениям можно было составить представление о модных тенденциях того времени. Замечательной традицией того времени был выпуск целых серий конфет, посвященных какому- либо событию.

 

Глава 2. Практическое применение конфетных фантиков на уроках русского языка

2.1 Классификация наименований конфетных фантиков

Нам захотелось выяснить, выполняет ли современный фантик те задачи, которые выполнял раньше. Мы стали обращать внимание на конфетные фантики. С радостью увидели конфеты, в которых есть загадки. Нам не встретились конфеты с таблицей умножения, азбукой или пазлами, наверное, их уже просто не существует.

В настоящее время фантики уже не осуществляют образовательную и развивающую задачу в той мере, что раньше. Зато в названиях конфет присутствуют многие правила, которые мы изучаем в школе на уроках русского языка. Значит, фантику можно вернуть образовательную роль.

Для своего исследования мы использовали 91 наименование конфетных фантиков. На них встретились 44 имени существительных, 26 имён прилагательных, 21 словосочетание. Глаголы, местоимения среди рассмотренных нами названий конфет не встретились.

Таким образом, можно сделать вывод: наиболее употребляемая в названиях конфет часть речи – имя существительное.

Все рассмотренные нами наименования конфетных фантиков можно классифицировать по признакам:

структуре;

лексическому значению;

морфологическим признакам;

наличию орфограмм.

По структуре: состоят из одного слова 15 фантиков, состоят из двух слов 76 фантиков.

По лексическому значению: среди рассмотренных названий конфет нам встретились названия, которые мы не знали.

Дюшес – сорт крупных южных груш.

Барбарис – колючий кустарник с мелкими красными кислыми ягодами.

Буревестник – большая океаническая птица с длинным клювом и длинными острыми крыльями.

Желейные – сладкое студенистое кушанье из фруктовых соков.

По морфологическим признакам: среди рассмотренных наименований встретились фантики, указывающие на число имен существительных:

единственное число – («Марсианка», «Коровка»);

множественное число – («Морячки », «Курносики», «Фонарики»).

Названия, в которых встречаются имена и клички животных – («Маша и медведь», «Наташка первоклашка», «Рыжая Пушистая», «Умка», «Лебедушка», «Муркины забавы», «Коровка», «Пингвиненок», «Мишка косолапый», «Аленка»).

Названия, указывающие на растения- («Белая черемуха», «Ромашка», «Инжир», «Зимняя вишня», «Ананас», «Фрукты-ягоды», «Сады-садочки», «Фруктик»).

Названия, указывающие на место проживания – («Марсианка», «Москвичка»).

 

2.2 Классификация орфограмм в названиях конфетных фантиков

Орфограмма - от греч. orthos - правильный и grammа – письмо. Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.

После того, как были выявлены орфограммы в названиях конфет, мы распределили их на группы.
1. Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

«Желейные», «Экипаж», «Ромашка», «Белая черемуха», «Картошка», «Премьера».

2. Проверяемая безударная гласная в корне слова.

«Марсианка»-марс, «Золотой ключик» - золото, «Кот в сапогах» -сапог, «Морская песенка»-море, «Лебедушка»-лебедь, «Украшение»-украсить, «Морячки»-море.

3. Парные согласные в корне слова.

«Экипаж» - экипажи, «Коровка» - корова, «Кот в сапогах» - коты.

4. Разделительный Ь.

«Птичье молоко», «Премьера», «Курьез».

5. Имена собственные

«Маша и медведь», «Наташка-первоклашка».

6. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ.

«Белочка», «Ласточка», «Веселая щучка», «Морячки».

7. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

«Очумелый шмель», «Двойная радость», «Сласть».

8. Буквы Ё-О после шипящих в корне слова. «Славянка шоколадная».

В ходе проведённого исследования было установлено, что наибольшее количество названий конфет приходится на орфограммы «Непроверяемая и проверяемая безударная гласная в корне слова».

 

Заключение


Бумажные и блестящие, яркие и многослойные... В первую очередь нас привлекает фантик, а потом уже — сама конфета.

В ходе своей работы мы узнали о появлении первого конфетного фантика, о том, какой смысл вкладывали в него кондитеры.

Выяснили, что фантик был не просто бумажкой, а средством обучения, воспитания, агитации, привития чувства вкуса и красоты.

В ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что фантик можно использовать на уроках русского языка как средство для развития у детей орфографической зоркости, творческого воображения, познавательного интереса.

Данная работа дала мне возможность углубить знания в области русского языка, проявить творческие способности и привлечь внимание ребят к изучению орфограмм русского языка.

Все изученные названия конфет по сути – это части речи, которые мы уже изучали и продолжим изучать на уроках русского языка; поскольку имя существительное – это самая большая группа слов в русском языке, то чаще всего именно она встречается в названиях конфет, названия можно использовать при изучении темы "Имя существительное".



Список литературы

Баулина А. Г. Исторические события в фантиках/ сост. Баулина А.Г. М.: Инсбук-бизнес, 2007.

Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах. Новое время. Энциклопедия для школьника. Серия "Детский плутарх" М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999,230 стр.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание: В 4 т. Т.2 И-О/ В. И. Даль М.: OOO "Издательство АСТ": "Издательство Астрель", 2001,712стр.

Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение, 2000 г.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:Просвещение,1999,900 стр.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. М.: «Просвещение», 1978, 727стр.

http://www.66.ru/news/freetime/122927 / Сайт музея этикетки (Выставка, посвященная истории упаковки и роли женщины в рекламе).

http://pochemuha.ru/istoriya-fantika История фантика и конфет.

http://humus.livejournal.com/1927164.html Обертки конфет дореволюционного периода.

http://www.savok.org/produkty/1099-sovetskie-konfety.html Обертки советского периода.

http://allday.ru/index.php ?newsid=407533 Обертки советского периода.

http://www.uniconf.ru/ru/catalog / Обертки современного этапа развития государства.

http://kvartaplast.ru/st/142-fant.html Современное производство конфет Надеждин Н. Я. Человек изобретающий. М.: Майор, 2010.-192с.


 


 


 

Приложения

Приложение 1

Психологические тайны конфетного фантика

Способы складывания фантиков

Психологи утверждают, что характер человека выдает то, как он, съев конфету, складывает фантик.

Фантик-уголок.

С вами пьет чай человек, который всегда стремится к идеалу – идеальным отношениям, идеальной внешности, идеальной карьере, идеальной квартире… Дома у него наверняка полная стерильность и все вещи аккуратно разложены по своим местам. Он не терпит, когда его обманывают, бывает чересчур резок с людьми. Но подумайте сами, всегда ли приятно жить с таким “идеальным” человеком.

Фантик-шарик.

Ваш гость мнет фантик и скатывает его в шарик. Он устал от монотонной, повторяющейся жизни, от одних и тех же лиц вокруг него, от не складывающихся отношений, от проблем на работе. Ему требуется очень хорошая встряска, яркое впечатление. Он постоянно беспокоится все в порядке дома, не сократят ли его в ближайшее время на работе.

Отутюженный фантик.

Ваш гость разглаживает фантик ногтем и аккуратно складывает его.  Это человек, которому есть о ком заботиться. Он следит, чтобы у его близких было все – начиная от денег на карманные расходы и заканчивая какими-то сокровенными желаниями. К окружающим он относится снисходительно, по-матерински или отцовски, всех опекает и поучает по мельчайшему поводу. Вы цените в нем стойкость и жизненную мудрость.

Скрученный фантик.

Ваш гость скрутил фантик в веревочку или сложил гармошкой. Можно сказать, что у него много застарелых комплексов. Он очень часто недоволен собой, критикует себя по малейшему поводу и без него. Это мешает ему наслаждаться жизнью. Чем сильнее он скручивает фантик, тем больше он зависит от мнения окружающих. Посоветуйте ему давать себе больше свободы и не обращать внимание на пересуды окружающих.

Фантик-трубочка.

Вашему гостю нравится играть роль поверенного в сердечных делах, окружающие бегают к нему «плакаться в жилетку». Он любит перемыть чужие косточки и болтает без умолку по телефону два часа подряд. Он хорошо разбирается в людях и дает им очень точные оценки.

Фантик-фигурка.

Если ваш гость начинает складывать из фантика кораблик или фигуру оригами, то значит он очень чувствительный человек. Какие только сцены мысленно он не разыгрывает. Но в тоже время это замкнутый и осторожный человек, избегает шумные и веселые компании, предпочитает провести вечер в тихой, семейной обстановке.

Разорванный фантик.

Наверно в жизни этого человека существует какая-то серьезная проблема. Он не способен поддерживать длительные отношения с любимым человеком. Он все время мечется, пытается найти лучший вариант, постоянно соревнуется с другими и доводит себя до нервного срыва. Он пытается прогнуть под себя весь мир. Вы должны поддержать и утешить его.

 


 

Приложение 2

Используемые конфетные фантики

25

Автор материала: Д. Донцова (3 класс)
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (4)

Петренко Наталья Борисовна, 18.03.19 в 06:24 0Ответить Пожаловаться
Потрясающий проект! Особенно для сладкоежек! Такой необычный, но очень познавательный!
Панагушина Елена Аркадьевна, 18.03.19 в 13:32 0Ответить Пожаловаться
Хорошая работа. Но вам, необходимо выделить продукты проектной деятельности. Например словарь и т.д. Сделать их приложением,а исследовательская часть останется в работе.
Салтыкова Анастасия Александровна, 18.03.19 в 15:57 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, думали над этим.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.