Автор публикации: Р. Гачегов, ученик 8Б класса
VI Всероссийской научно-практической конференции «Прояви инициативу»
Направление: Естествознание (биология)
Тема: «Сахарный диабет – болезнь или образ жизни?»
| Гачегов Родион Ильич, МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа №2», 8 «Б» класс |
| Мошева Наталья Игоревна, МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа №2», педагог-библиотекарь 1 категории |
Карагай – 2020
Содержание
Введение | 3-4 | |
Основная часть | ||
1 | Изучение теоретических основ | 5-7 |
1.1 | Сахарный диабет 1 типа | |
1.2 | Сахарный диабет 2 типа | |
1.3 | Другие типы сахарного диабета | |
2 | Исследование «Сахарный диабет у детей и подростков в Карагайском районе» | 7-9 |
2.1 | Беседа с врачом эндокринологом г. Перми Малимон С.Г. | |
2.2 | Беседа с заведующей педиатрическим отделением ГБУП «Карагайской центральной районной больницы» Гагариной Е.В. | |
2.3 | Беседа с медсестрой МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2» Поносовой Т.А. | |
3 | Как поменялся мой образ жизни при сахарном диабете | 9-12 |
3.1 | Измерение уровня сахара крови | |
3.2 | Применение препарата инсулина | |
3.3 | Подсчет ХЕ при сахарном диабете | |
3.4 | Мой «Дневник самоконтроля» | |
Заключение | 13-14 | |
Список использованных источников | 15-16 | |
Приложения | 17-22 |
Введение
Тема исследовательской работы «Сахарный диабет – болезнь или образ жизни?», на первый взгляд может показаться необычной для написания исследования для ученика 8 класса.
Если бы меня спросили три года назад о сахарном диабете, то я не смог бы ни чего сказать. Тогда эта тема была для меня неактуальной, неинтересной, далекой. К сожалению, для меня, два года назад я сам на себе испытал, что же такое сахарный диабет. С того времени на меня многое повлияло. Столкнувшись с сахарным диабетом, я узнал много нового и интересного об этой болезни. Я понял, что необходимо постоянно измерять уровень сахара, несколько раз в день вводить себе инсулин и постоянно подсчитывать ХЕ (хлебные единицы). Такой образ жизни необходим, для того чтобы жить. В результате того, что мне постоянно жизненно необходимо много знать о своей болезни, я решил для себя систематизировать все свои знания и провести исследование по этой теме.
Цель работы: формирование положительного образа болезни сахарный диабет.
Задачи:
Изучить виды сахарного диабета;
Узнать мнение специалистов Пермского края и Карагайского района о сахарном диабете;
Посмотреть сколько времени в день уходит на поддержку организма при сахарном диабете.
Гипотеза: Мы предполагаем, что при сахарном диабете меняется образ жизни.
Объектом исследования: решил выбрать сам себя.
Предмет исследования: образ жизни при сахарном диабете.
Мы решили в работе выделить три части. В первой части, работы изучить и осветить виды диабета. Во второй части, провести опрос у специалистов Пермского края и Карагайского района по теме исследования. В третьей части, проанализировать, как поменялся мой образ жизни при сахарном диабете.
Методы исследования в каждой части будут разные:
Для написания первой части работы основным методом исследования, предполагаем, использовать метод сбора информации, анализа и систематизации;
Для написания второй части исследовательской работы необходимо воспользоваться методом интервьюирования. Провести опросы у специалистов Пермского края, Карагайского района;
Для написания третьей части необходимо использовать метод самоанализа: посмотреть, что надо постоянно делать для того что бы поддерживать уровень сахара в крови. Затем применить метод описания полученных результатов.
Основная часть
1.Изучение теоретических основ
Вначале моего исследование мне стало интересно посмотреть, как определяют виды сахарного диабета в литературе. В школьной библиотеке посмотрели «Медицинский словарь», где нашли определение «сахарный диабет» – (diabetes mellitus; греч, diabetes, от diabaino проходить сквозь; син.: сахарное мочеизнурение, сахарная болезнь) — заболевание, в основе которого лежит абсолютная или относительная недостаточность инсулина в организме, вызывающая нарушения обмена веществ, гл. обр. углеводного [5].
В электронной энциклопедии «wikipedia» нашел информацию об этой болезни. В основном там рассказывается о двух видах сахарного диабета – это диабет 1 типа и диабет 2 типа.
Подробно описывается болезнь сахарного диабета в клинических рекомендациях, разработанными Министерством здравоохранения Российской Федерации (ОО «Российской ассоциацией эндокринологов). В этом сборнике сообщается: «в РФ на окончание 2018 г. состояло на диспанцерном учете 4 584 575 человек (3% населения), из них 92% - сахарный диабет 2 типа и 6% - сахарный диабет 1 типа» [1,С. 12].
1.1 Сахарный диабет 1 типа
Сахарный диабет 1 типа – это аутоиммунное или хроническое заболевание, вызванное тем, что иммунитет человека атакует и убивает бета клетки поджелудочной железы, воспроизводящие инсулин. Это приводит к тому, что поджелудочная железа вырабатывает недостаточно гормона инсулина или не вырабатывает его вообще. Без инсулина уровень глюкозы в крови остаётся высоким, что рано или поздно может привести к инвалидизирующим последствиям. Основанным диагностическим признаком сахарного диабета 1 типа является хроническая гипергликемия – повышенный уровень сахара в крови [7]. Так как у меня сахарный диабет 1 типа, то я посмотрел в Интернете много различных источников информации. Заметил, что все они близки по смыслу.
1.2 Сахарный диабет 2 типа
Сахарный диабет 2 типа – это заболевание, обусловленное резистентностью тканей к инсулину с компенсаторной гиперинсулименией или относительной инсулиновой недостаточностью, вызывающей нарушения обмена веществ, а также главным образом углеводного. Сахарный диабет 2 типа – это метаболическое заболевание, характеризующееся хронической гипергликемией, развивающейся в результате нарушения взаимодействия инсулина с клетками тканей [8]. Как правила этот тип диабета развивается у людей с избыточной массой тела.
1.3 Другие типы сахарного диабета
Просматривая Интернет источники я увидел, что существуют другие типы диабета. Например, MODY диабет и LADA диабет.
MODY диабет - это диабет взрослого типа у молодых, описывающий несколько схожих по протеканию форм диабета с аутосомнодоминативным типом наследования диабета 2 типа [3]. Как правила у таких людей наблюдается повышение уровня сахара до 8 молль/л. Клетки, вырабатывающие инециин не теряют своих функций, а также хорошо восстанавливаются при минимальном введении инсулина.
Несколько иным представляется LADA диабет - латентный аутоиммунный диабет у взрослых. Симптомы и начальное течение, которого соответствуют клинической картине диабета 2 типа, но притом этиология лежит ближе к диабету 1 типа: обнаруживаются антитела к бета-клеткам поджелудочной железы [4]. При таком типе диабета от 1 до 4 лет компенсация углеводного обмена за счет диет. Развитие инсулиновой зависимости позднее.
Изучая разные источники информации, мое внимание привлекла статья одна статья. В ней рассказывается, что раньше с диагнозом сахарный диабет 1 типа от 15 до 25 лет, но в последнее время из-за развития медицины, возможности постоянно проводить диагностику уровня сахара и применения инсулина возраст жизни с сахарным диабетом 1 типа увеличился. Сейчас есть люди, которые живут более 50 лет с этой болезнью. За это им дают «медаль Джослина» [2]. Эта информация порадовала меня. Я понял, что необходимо не сдаваться в любой ситуации.
2.Исследование «Сахарный диабет у детей и подростков
в Карагайском районе»
К сожалению, у нас в районе нет эндокринолога, поэтому для лечения и контроля моей болезни необходима консультация специалистов города Перми. Мы решили в работе написать о том, какие рекомендации дает мне мой лечащий врач.
2.1 Беседа с врачом эндокринологом г. Перми Малимон С.Г.
Раз в три месяца приезжаю в г. Пермь к врачу эндокринологу, так как в Карагайском районе его нет. Мой лечащий врач – Малимон Светлана Георгиевна [Приложение 1], рассказывает о важности профилактики сахарного диабета. Для этого она попросила вести «Дневник самоконтроля», где я отмечаю уровень сахара в крови (с показаниями), время, ХЕ и дозу инсулина [Приложение 2]. Всё это необходимо для расчета дозы инсулина на последующий период.
С ее слов я понял, что диабет I и II типа это принципиально разные болезни. При первом типе – необходимо водить инсулин, при втором типе сахарного диабета соблюдать диету. Основная причина появление сахарного диабета – это наследственность и плохая экология. 17 февраля 2020 года я в очередной раз приехал в г. Пермь на прием к своему врачу. Она рассказала мне: «Что есть такой искусственный дозатор инсулина (инсулиновая помпа). От инсулиновой помпы отходит маленькая трубка, к которой крепится игла, она вставляется под кожей» [11]. К сожалению, в данный момент мне нельзя установить его из-за похудения. Сначала необходимо набрать вес.
Нас в результате исследования заинтересовал вопрос «Сколько детей болеет сахарным диабетом в Карагайском районе?». Для этого мы планируем спросить у заведующей педиатрическим отделением, а у медсестры нашей школы выяснить количество заболевших в нашей школе.
2.2 Беседа с заведующей педиатрическим отделением ГБУП «Карагайской центральной районной больницы» Гагариной Е.В.
25 января 2020 года мы с руководителем, договорились о встрече с главным педиатром Карагайского района, Гагариной Екатериной Викторовной [Приложение 3]. Мы рассказали, что проводим исследование. Попросили ее ответить на вопрос: «Сколько детей в Карагайском районе болеет сахарным диабетом?». Екатерина Викторовна ответила: «Три человека». Я спросил: «Какой тип диабета у заболевших детей?». Она ответила: «У всех троих диабет 1 типа». «А сколько детей в Карагайском районе?». Она ответила: «У нас 5737 детей в Карагайском районе на начало 2020 года. Получается % - заболевших сахарным диабетом от здоровых составляет 0,05%. Вероятно, что заболевшие 2 типом Сахарного диабета просто не диагностированы» [10].
В таблице показали % - заболевших сахарным диабетом в Карагайском районе [Приложение 4].
2.3 Беседа с медсестрой МБОУ «КСОШ №2» Поносовой Т.А.
Мы провели беседу с медсестрой нашей школы Поносовой Татьяной Александровной [Приложение 5]. Спросили: «Много ли заболевших сахарным диабетом у нас в школе?». Она ответила: «Знаю только об одном случаи, у тебя. Больше никого нет». Она подготовила для нас «Справку», где видно, что в нашей школе сахарным диабетом болеет один человек [Приложение 6].
Зная, что сахарным диабетом 2 типа болеют люди склонные к полноте, поэтому нас следующий вопрос к Татьяне Александровне был следующий: «А много ли у нас детей в школе с избыточным весом?». Татьяна Александровна ответила: «В основном избыточный вес наблюдается среди третьих и четвертых классов 5-6% и в среднем звене среди восьмых и девятых классов 8%. У этих детей может быть предрасположенность к сахарному диабету II типа, но специальных мероприятий по выявлению и диагностированию не проводят» [12]. В приложении помещена «Справка «Избыточный вес у учащихся по классам» [Приложение 7].
3.Как поменялся мой образ жизни при сахарном диабете
В начале февраля 2018 года у меня проявлялись следующие симптомы: сильная жажда, сухость во рту, частое мочеиспускание, постоянный голод, хроническая усталость и расплывчатое зрение. Мои родители предлагали мне обраться в больницу, но я наотрез отказывался. Решив , что это всё только временно, всё должно будет скоро пройти. Но мне с каждым днём становилось все хуже. Вскоре мне все же пришлось обратиться в больницу, где я сдал анализ на сахар крови. Когда пришли результаты анализов, меня вызволи в больницу на приём к нашему лечащему врачу: Билаловой Светлане Владимировне. Врач сообщила нам: «Уровень сахар крови высокий: 13,0. У тебя 100% сахарный диабет 1 типа»[9]. Нам написали направление в больницу г. Пермь на срочную госпитализацию.
На следующий день мы приехали в Пермь к врачу эндокринологу. Нам сказали сдать обязательный анализ в их больнице - HbA1С (Гликированный гемоглобин), и показатель был 11,0. Этот показатель был тоже высокий. Мне немого рассказали, что меня ждёт в будущем – это постоянный контроль уровень сахара и введение инсулина. После этого в отделении «Эндокринологии» мне сразу же померили уровень сахара крови. Показатель был 15.0, поэтому мне, впервые ввели препарат под названием «Инсулин НовоРапид».
Через неделю меня стали обучать в специальной «Школе диабета», где я очень многое узнал про свое заболевание. Через три недели меня выписали. Я начал самостоятельно вводить себе инсулин, считать ХЕ, измерять уровень сахара крови.
3.1 Измерение уровня сахара крови
При измерении уровня сахара крови люди, болеющие сахарным диабетом, пользуются специальным прибором – глюкометром. Этот прибор работает на батарейках. Чтобы измерить уровень сахара крови, нужно вставить в глюкометр специальную полоску. Затем проколоть палец прокалывателем и поднести каплю крови к полоске. Полоска сама возьмёт нужное количество крови. Ждём результат глюкометра и через несколько секунд получаем определённый показатель. В приложении хотим показать, как выглядит мой набор для измерения уровня сахара крови [Приложение 8] Мне приходится 5-6 раз в день измерять уровень сахара в крови. Если учесть, что на одно измерение уходит от 3 до 5 минут с подготовкой, то в день я трачу примерно 20-30 минут на измерение уровня сахара.
3.2 Применение препарата инсулина
Инсулин – это белковый гормон поджелудочной железы, регулирующий углеводный обмен в организме.
Активация инсулинового рецептора запускает внутриклеточный механизм, который напрямую влияет на поступление глюкозы в клетку путём регуляции количества мембранных белков, переносящих глюкозу в клетку. При диабете 1 типа, необходимо ставить инсулин для поддержания уровня глюкозы в крови. Я использую два вида инсулина:
Ультракороткий инсулин – ставится на употребление пищи. Его пик действия - 3-4 часа;
Базальный инсулин – ставится 2 раза в день (утром и вечером). Его главная цель – постепенное снижение уровня сахара в крови на протяжении 12 часов.
Использование «ультракоротким инсулином» делается перед каждым приемом пищи – примерно 4 раза в день и два раза «базальный инсулин». На разовую подготовку и подколку инсулином уходит примерно 3-5 минуты. Значит, за сутки уходит 20-30 минут.
3.3 Подсчет ХЕ при сахарном диабете
При сахарном диабете необходимо соблюдать особую диету, которая состоит из расчётов и исключения продуктов с высоким содержанием сахара.
Основная принятая единица для точного расчёта употребления нужного количества еды – ХЕ (Хлебная Единица). Я научился считать ХЕ в «Школе диабета».
За Хлебную Единицу для расчёта можно взять – 10/11/12 грамм углеводов. Чтобы правильно рассчитать, нужно точно знать, сколько грамм продукта идёт на 1 ХЕ (10 гр. Углеводов) [Приложение 9].
Каждый день на написание и разработку «Меню» уходит от 10 до 20 минут.
3.4 Мой «Дневник самоконтроля»
Вот уже третий год я веду «Дневник самоконтроля». Я уже говорил о нем, в разделе 2.1 [Приложение 2]. Здесь я отмечаю уровеньсахара (с показаниями), время, ХЕ и дозу инсулина. Всего в день я записываю в дневнике 4 раза. На это уходит примерно 5-10 минут. С помощью «Дневника самоконтроля» мой лечащий доктор может проследить динамику моей болезни. В зависимости от показаний делается увеличение или уменьшение дозы инсулина.
Я решил подсчитать, сколько времени в день я трачу для контроля уровня сахара в крови [Приложение 10]:
Измерение сахара: 20-30 минут;
Подколка инсулина: 20-30 минут;
Подсчёт ХЕ: 10-20 минут;
Заполнение «Дневника»: 5-10 минут.
Всего на это уходит от 55 до 90 минут.
За 2 года своей болезни я столкнулся с немалыми проблемами, связанными с сахарным диабетом. Во-первых, необходимо постоянно следить за собой. Как мы увидели, что на это уходит много времени в день от 55 до 90 минут. Во-вторых, необходимо один раз в три месяца ездить в город Пермь для консультации лечащего врача. Как вы видите – это упорный и постоянный труд. Иногда ничего не хочется делать, но все равно заставляешь себя.
Заключение
В своей исследовательской работе, я старался разобраться лично для себя Сахарный диабет – это болезнь или образ жизни. Изучая литературу об этой болезни, я случайно нашел высказывание немецкого врача Минеля Бергера: «Сахарный диабет не болезнь, а образ жизни! Болеть диабетом – всё равно, что вести машину по оживлённой трасе – надо знать правила дорожного движения!» С этим высказыванием мудрого врача я ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН. Так как при постановлении этого диагноза, каждому необходимо что-то новое узнать и понять, а это в дальнейшем полностью меняет всю картину будущей жизни!
Сейчас я не смогу обойтись без постоянного контроля уровня сахара, применению инсулина, подсчета ХЕ, но это поможет мне регулировать уровень сахара в крови.
В начале нашего исследования, мы предположили, что «при сахарном диабете меняется образ жизни». Да, конечно, на собственном примере я увидел, что меня стала интересовать медицина. Я много читаю о своей болезни. В будущем планирую поступить на врача. Моя болезнь дисциплинировала меня. Мне приходится жить по режиму: контролировать приемы пищи, измерять уровень сахара и примерять инсулин. Приходится бережно относиться к своему здоровью, так я не с тал заниматься на лыжной секции из-за сильной нагрузки на организм.
В исследования мы поставили три задачи:
Первая задача - изучить виды сахарного диабета. Мы рассмотрели четыре вида сахарного диабета. Выяснили, что самый тяжелый – это диабет 1 типа при нем необходимо постоянно вводить инсулин. Если у человека не правильно определят тип диабета, то он может умереть от неправильного лечения.
Вторая задача – узнать мнение специалистов Пермского края и Карагайского района о сахарном диабете. Мы провели беседы с врачом эндокринологом г. Перми и специалистами Карагайского района. В результате бесед выяснили, что постоянно совершенствуются технологии в лечении сахарного диабета. В настоящее время можно поставить «катетер», который будет регулировать поступление инсулина в кровь. У специалистов Карагайского района узнали, что у нас в 2020 году три ребенка в Карагайском районе болеют сахарным диабетом 1 типа.
Третья задача – узнать «сколько времени в день уходит на поддержку организма при сахарном диабете?». В результате исследования подсчитали, что в день тратится от 55 до 90 минут на все процедуры, связанные с поддержкой и контролем сахара крови. Сюда входит измерение сахара (20-30 минут), подколка инсулина (20-30минут), подсчёт ХЕ (10-20 минут), заполнение «Дневника» (5-10 минут).
За эти 2 года я узнал и узнаю об этой болезни всё больше и больше. Я совсем не считаю, что сахарный диабет это приговор. Буду в дальнейшем изучать информацию о своей болезни.
Список использованных источников
Литература:
1.Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным Сахарным диабетом [Электронный ресурс] / под ред. И.И. Дедова, М.В. Шестаковой, А.Ю. Майорова. 9-й выпуск. – М., 2019 // Режим доступа: http://webmed.irkutsk.ru/doc/pdf/algosd.pdf. – (Время обращения: 16 февраля 2020).
2.Медаль Джослина [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rule15s.com/knowledge/medal-dzhoslina. – (Время обращения: 20 января 2020).
3.MODY Диабет [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/MODY. -(Время обращения: 05.01.2020).
4.LADA Диабет [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ LADA. – (Время обращения: 08.01.2020).
5.Сахарный Диабет [Текст] // Медицинская энциклопедия.
7.Сахарный Диабет 1 типа [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki. – (Время обращения: 03.01.2020).
8.Сахарный Диабет 2 типа [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki. – (Время обращения: 03.01.2020).
Беседы со специалистами:
9.Билалова Светлана Владимировна: беседа с участковым педиатром (1 февраля 2018 г.)
10.Гагарина Екатерина Викторовна: беседа с заведующей педиатрическим отделением (24 января 2020 г.)
11.Милимон Светлана Георгиевна: беседа с врачом эндокринологом (17 февраля 2020 г.)
12.Поносова Татьяна Александровна: беседа с медсестрой (24 января 2020 г.)
Приложения
Приложение 1
Фотография 1 «Врач эндокринолог Г. Перми Светлана Георгиевна Милимон»
Приложение 2
Фотография 2 «Дневник самоконтроля»
Приложение 3
Фотография 3 «Заведующая педиатрическим отделением Карагайского района Гагарина Екатерина Викторовна»
Приложение 4
Таблица 1 «Сахарный диабет у детей в Карагайском районе»
Общее количество детей | С диагнозом «сахарный диабет» | % |
5 737 | 3 | 0.05 |
Приложение 5
Фотография 4 «Медсестра МБОУ «Карагайская СОШ №2» Поносова Татьяна Александровна»
Приложение 6
Справка 1 «Сахарный диабет по классам»
Приложение 7
Справка 2 «Избыточный вес у учащихся по классам»
Приложение 8
Фотография 5 Набор для измерения уровня крови
Приложение 9
Таблица 2 «Меню Гачегова Родиона с расчетом ХЕ»
Продукт | Кол-во продукта на 1 ХЕ | Граммы |
Хлеб чёрный | 1 кусок | 25 г. |
Каша*(*) | 2 ст.л. с горкой | 50г. |
Макаронные изделия* | 4 ст.л. | 50 г. |
Картофельное пюре | 2 ст.л. с горкой | 90г. |
Молочные изделия | 1 ст. | 250г. |
Котлеты мясные | 2 шт. | 100г. |
Сосиски | 2 шт. | 100г. |
Чай*! | 0 ХЕ | 0ХЕ |
Суп | 4 ст.л. | 100г. |
Яблоки | 1 шт. | 100г. |
Мандарины | 2-3 шт. | 150г. |
Каша в разваренном состоянии*
Значение для всех видов каши кроме манной и рисовой (*) (Не рекомендуется при СД)
Чай без сахара*!
Приложение 10
Таблица3 «Время, затраченное на поддержку уровня сахара»
Показатели | Измерение сахара | Подколка инсулином | Подсчет ХЕ | Заполнение «Дневника» | Всего |
Время (минуты) | 20-30 | 20-30 | 10-20 | 5-10 | 55-90 |
22
Антропова Мария Александровна
Наталья Игоревна