12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Остапова Елена Васильевна480
Россия, Коми респ., Сыктывкар


КОМИ РЕСПУБЛИКАСА КАНМУ ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

ЛОЗЫМСКИЙ ФИЛИАЛ





Всероссийский конкурс исследовательских проектов

для учащихся 3-11 классов

«История вещей»




СЕКРЕТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТКАНИ





Автор материала:

Шехонина Дарья Антоновна, 4 класс

Руководитель: Остапова Е. В.

ГОУ РК «Республиканский центр образования»

Лозымский филиал
















г. Сыктывкар

2022


Введение

Я живу в Коми республике. Мама и бабушка свободно общаются на родном языке. Поэтому в детском саду меня часто на праздники просили выучить стихотворение или спеть песенку на коми языке. Бабушка предложила маме сшить коми национальный сарафан из ткани, которую ей бережно вручила её бабушка. Ткань ручного ткачества изо льна, который выращивали в республике Коми.

Сарафан сшить не получилось, но меня заинтересовала информация об изготовлении ткани изо льна.

Тема проекта: домотканое полотно

Проблема: как в старину своими руками изготавливали ткань?

Планирование:

1. Определение объекта и предмета исследования

2. Определение задач исследования

3. Определение путей поиска информации: фонды библиотек, интернет-ресурсы, опрос, интервьюирование

3. Сбор и изучение информации:

- отбор информации;

- овладение терминологией;

- исследовательская деятельность;

- формулирование выводов.

4. Оформление результата

5. Оценивание процесса работы и результатов по критериям конкурса

6. Внесение корректив

7. Демонстрация результата (Публикация)


Исследование

Актуальность исследования

Появляется интерес к истории, культуре, быту своего народа. Хочется узнать, чем занимались, как жили, чем увлекались наши предки.

Искусственные ткани вызывают аллергические реакции. Люди всё больше стараются использовать натуральные ткани при изготовлении одежды. Считается, что такое полотно дает человеку силу и энергию, возвращает здоровье и гармонию.

Объект исследования: домотканое полотно.

Предмет исследования: процесс изготовления ткани в старину.

Гипотеза исследования: в старину люди изготавливали ткань своими руками, а значит:

- применяли технологию изготовления ниток из природных материалов;

- знали способы крашения ниток растительными красителями;

- использовали инструменты и приспособления для ручного ткачества.

Цель: изучить процесс обработки льна до волокна и ручного ткачества в старину, выявить способы изготовления природных красителей и окрашивания ниток.

Для реализации цели и проверки гипотезы поставлены задачи исследования:

1. Изучить процесс обработки льна ручным способом;

2. Узнать способы окраски ткани растительными компонентами;

3. Изучить процесс ручного ткачества домотканого полотна.

Критерии успеха:

- Найдены и предоставлены факты, подтверждающие гипотезу;

- Аргументы обоснованы.

Технология изготовления ниток из природных материалов (льна)

Сырьём для нитей нашего домотканого полотна послужили волокна льна (на коми языке – шабдi).

t1673531659aa.jpg

t1673531659ab.jpg

Рис. 1. Домотканое бабушкино полотно

Рис. 2. Лён цветёт

Большой интерес для исследования процесса обработки льна представляет видеоматериал «Как рубашка в поле выросла. Обработка льна на острове Кижи» авторов Олега Скобелева, Веры и Виктории Борисовых - https://www.youtube.com/watch?v=_-4u_FW5oZk

Процесс обработки льна от уборки до получения готового волокна складывался из этапов:

- косили, срезали растение лён после созревания семян;

- сушили растение на поле;

- мочили снопы льна в водоёме или в бочках, чтобы отгнила жёсткая верхняя часть стебля;

- сушили в банях без котлов с сухим паром, чтобы верхняя часть стебля растения легко ломалась, крошилась, освобождая волокна внутри;

- высушенный лён мяли на мялках, чтобы разломать и ободрать жёсткую верхнюю часть стебля, оставляя лишь внутренние волокна.

- трепали лён, чтоб очистить от коротких и некрепких волокон;

- чесали лён, чтобы очистить от заноз;

- готовили волокна для прядения;

- пряли на прялках.

После изучения информации по обработке льна на острове Кижи, провели сравнение инструментов и приспособлений для изготовления волокна из природных материалов в республике Коми. Сделали вывод: инструменты и приспособления почти не имеют различий. В приложении 1 представлены фотографии инструментов и приспособлений для обработки льна из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина, город Сыктывкар. А также указаны названия инструментов и приспособлений на русском и коми языках.

Посетили дом культуры села Лозым и центр эстетического воспитания села Пажга Сыктывдинского района республики Коми, в которых находятся интерактивные выставки экспонатов крестьянского быта. Определили инструменты и приспособления для обработки льна и пряжи. В приложении 2 фотографии музейных экспонатов.

Можно сделать вывод: в старину люди применяли технологию изготовления ниток из природных материалов (льна). Для этого изготавливали и использовали разнообразные инструменты и приспособления.

В наше время люди стараются возобновить традицию изготовления волокна изо льна.

Способы крашения ниток растительными красителями

Нитка изо льна получалась светло-серого цвета. Для изготовления праздничной одежды, нитки отбеливали или красили.

Существуют старинные способы крашения натуральными красителями, которые дают изысканные оттенки естественных цветов.

О способах крашения ниток растительными красителями рассказала народный мастер России Гилева Тамара Васильевна (Приложение 3. Интервью с Гилевой Т. В.).

Приведём примеры и способы получения разных красителей из листьев, коры и других частей растений.

Берёза

Листья. Свежие листья кипятят 1 час. Сухие листья размачивают. В отваре кипятят пряжу. Получается бежевый цвет.

Кора. Собирают весной во время «плача» растений. Сушёную кору дробят, вымачивают, кипятят. В этом отваре пряжу кипятят. Пряжа получается розовато-серого или серовато-лилового цвета.

Ольха

Кора. Снимают кору с молодой ольхи (не покрытой коростой). Сушёная кора лучше сырой. Сухую кору дробят, вымачивают и кипятят в нем пряжу до получения тёмно-коричневой жидкости. Раствор окрашивает материал в коричневато-бежевый цвет.

Калган

Корни собирают до цветения, для окраски идут свежие и сушёные корни. Чтобы получить светло-коричневый цвет, надо размельченные корни вымачивать сутки и кипятить в этой воде пряжу.

Зверобой обыкновенный

Для окраски идут цветки растений. Сушёные цветки вымачивают 6 часов и кипятят в нём пряжу. Цвет получается красный.

Василёк синий

Используют отвар цветков. В зависимости от количества растений в отваре цвет пряжи получается от синего до серого.

Шелуха лука

От количества сухой шелухи и технологии изготовления отвара получают разные цветовые оттенки: красновато-жёлтый, тёмно-желтый, светло-жёлтый, желтовато-коричневый.

Ель

Используют в основном шишки. В зависимости от технологии приготовления отвара получаются разнообразные цвета: светло-коричневый, зеленовато-жёлтый, коричневый.

Технология изготовления и применения растительных красителей более подробно описана в статье «Ковёр-картина (о гобеленах)» авторов Н. Валдаевой, М. Гончарук. Журнал «Сделай сам» с данной статьёй предоставила нам для ознакомления Тамара Васильевна Гилева.

Апробация

Окрашивание ниток луковой шелухой красного и желтого цветов.

(по технологии авторов Н. Валдаевой и М. Гончарук)

1. Шелуху лука красного и жёлтого цветов в разных кастрюлях вымачивали в воде 7 часов.

2. Кипятили шелуху в той же воде 2 часа.

3. Нитки белого цвета кипятили в отваре.

t1673531659ac.jpg

Рис. 3. Готовим отвар

Получили цвет ниток:

t1673531659ad.jpg

Исходный цвет ниток – белый (левая часть фотографии)

В отваре из красной шелухи лука – красновато-жёлтый цвет (верхняя часть намотанных ниток)

В отваре из жёлтой шелухи лука – светло-жёлтый цвет (нижняя часть намотанных ниток)

Рис. 4. Исходный материал и окрашенные нитки

При использовании многоцветных нитей при тканье получается полосатая ткань (на коми языке – визя дöра)

t1673531659ae.jpg

Рис. 5. Полосатое домотканое полотно

Чаще всего «чередовали определённое число белых нитей с определённым числом синих. Число это зависит от того, какой ширины полоску хочет получить ткачиха. Иногда между синей основой пропускаются узкие белые полоски. Такие ткани с преобладающим синим цветом использовались, прежде всего, для мужских штанов (на коми языке – гач). Из ткани в широкую сине-белую полосу шили постельное бельё». (2. Стр. 76. І абзац)

«При использовании многоцветной основы получается клетчатая ткань, так называемая пестрядь (на коми языке – сера дöра).

t1673531659af.jpg

t1673531659ag.jpg

t1673531659ah.jpg

t1673531659ai.jpg

Рис. 6. Образцы домотканых полотен - пестряди

Пестрядь у коми чрезвычайно богата и разнообразна по расцветке, по сложности получаемой клетки, по назначению ткани». (2. Стр. 76. V абзац).

«Из такой ткани шили передники, наволочки, сумки, занавески-перегородки и спальные пологи (вон). Пестрядь использовали также для скатертей и полотенец». (2. Стр. 77 ІІ абзац)

«Пестрядь в красно-синюю мелкую клетку обычно использовалась для шитья женских сарафанов (шушун)». (2. Стр. 77 ІІ абзац).

Из данной публикации мы выяснили, что бабушкина ткань в красно-синюю полоску предназначалась для пошива сарафана.

Пестрядь весьма распространена и любима в сельской местности и по сей день. Если в прошлом ткали ее из льняных или конопляных крашеных нитей, в настоящее время используются готовые фабричные ткани.

Вывод: В старину люди знали примеры и способы получения разных красителей из листьев, коры и других частей растений и использовали растительные красители для крашения ниток. С появлением искусственных красителей большинство рецептов оказалось утерянным. В настоящее время для крашения ниток или ткани в домашних условиях люди используют фабричные красящие вещества. Искусственные красители более ярких и насыщенных цветов, их легче колеровать. Не надо заготавливать впрок, не надо настаивать отвар, кипятить, они готовы к использованию.

Инструменты и приспособления для ручного ткачества

Последовательный показ технических и художественных приёмов изготовления текстильных изделий и их декоративного оформления раскрыт в книге «Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное рукоделие. Художественная роспись тканей// Практическое пособие для руководителей школьных кружков. Под редакцией В. А. Барадулина, О. В. Танкус. Москва. «Просвещение». 1978. С. 114-146.

Но мы напросились на мастер-класс по ткачеству к народному мастеру России Гилевой Тамаре Васильевне.

t1673531659aj.jpg

Рис. 7. Тамара Васильевна за ткацким станком.

Полотно изготавливали на ткацком станке (на коми языке – стан, кыан стан). Стан состоит из деревянной рамы. К верхней перекладине подвешены блоки с ремизками, они помогают переставлять натянутые нитки для передвижения челнока с намотанными на него нитками. Перед станом скамеечка, на которой сидит прядильщица. Перед ней специальное приспособление для наматывания готового холста.

Ткацкий станок для изготовления половиков (джодждöра) и изготовления полотна один и тот же. Меняют лишь две детали: бердо (на коми языке – кись) и сволок (свöлöк). Для плетения половика выбирают бердо с более широким расстоянием между зубчиками, плотность ткани получается меньше. Для плетения полотна меняют бердо с более узким расстоянием между зубчиками для более плотного и тонкого плетения. (Приложение 4 Бердо)

Вывод: В старину использовали ткацкий станок и приспособления для ручного ткачества. В наше время возрождают традицию плетения ткани на станке.

Заключение

Работая над проектом:

Подтвердила гипотезу: в старину люди изготавливали ткань своими руками, а значит:

- применяли технологию изготовления ниток из природных материалов (льна);

- знали способы крашения ниток растительными красителями;

- использовали инструменты и приспособления для ручного ткачества.

Узнала о процессе обработки льна для изготовления пряжи;

Познакомилась с терминами, используемыми в процессе изготовления пряжи и ручного ткачества.

Составлен словарь терминов на русском и коми языках:

- для изготовления пряжи (Приложение 1)

- для работы на ткацком станке (Приложение 5)

Овладела способом окраски ниток натуральным красителем – луковой шелухой.

В интерактивном музее и на мастер-классе попробовала технологию прядения и ткачества.


Источники информации

1. «Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное рукоделие. Художественная роспись тканей// Практическое пособие для руководителей школьных кружков. Под редакцией В. А. Барадулина, О. В. Танкус. Москва. «Просвещение». 1978. С. 114-146

2. Грибова Л. С. «Декоративно-прикладное искусство народов Коми». Москва. Издательство «Наука». 1980. С. 69-79

3. Видеоролик «Как рубашка в поле выросла. Обработка льна на острове Кижи» авторов Олега Скобелева и Веры и Виктории Борисовых - https://www.youtube.com/watch?v=_-4u_FW5oZk

4. Материалы с сайта Музея археологии и этнографии Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина - http://zo.syktsu.ru/page1.html

5. Альманах «Сделай сам» № 1 январь-февраль 1994 год.


Приложение 1

Инструменты и приспособления для обработки льна

Фотографии из фондов музея археологии и этнографии

СГУ им. Питирима Сорокина.

Изображение

Название

На русском языке

На коми языке

t1673531659ak.jpg

Мялка для льна

Няръян

t1673531659al.jpg

Трепало

Ниран

t1673531659am.jpg

Щетка для вычесывания

Зу

t1673531659an.jpg

Чесалка

Нистан/ нискан

t1673531659ao.jpg

Прялка

Печкан

t1673531659ap.jpg

Веретено с намотанной нитью

Чöрс

t1673531659aq.jpg

Скально (для перемотки ниток)

Ректан


Приложение 2.

Фотографии музейных экспонатов предметов быта крестьян

t1673531659ar.jpg

Музейные экспонаты дома культуры села Лозым


t1673531659at.jpg t1673531659au.jpg

Музейные экспонаты центра эстетического воспитания детей села Пажга


Приложение 3

t1673531659av.jpg


Приложение 4

Бердо

t1673531659aw.jpg


Бердо в станке

Для плетения полотна расстояние между зубчиками узкое

Для плетения половика расстояние между зубчиками шире

t1673531659ax.jpg t1673531659ay.jpg

Приложение 5

Инструменты и приспособления для работы на ткацком станке

На русском языке

На коми языке

Изображение

Ткацкий станок

Кыан стан, стан

t1673531659az.jpg

бердо

кись

t1673531659ba.jpg

челнок

челнок

t1673531659bb.jpg

бральница

кыан пурт

t1673531659bd.jpg

Скально (для перемотки ниток)

Ректан

t1673531659be.jpg



Автор материала: Д. Шехонина (4 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.