СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА ВОЙНЫ» В ТЕХНИКЕ ЛЭПБУК
Автор публикации: Т. Поддубная, ученица 11 класса
Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»
Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»
Детская областная общественная организация
«Научное общество учащихся «Поиск»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Победовская СОШ»
LII
Межрегиональная научно-практическая конференция
школьников и учащейся молодежи
ТЕМА: «СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА ВОЙНЫ» В ТЕХНИКЕ ЛЭПБУК»
Технический проект
Научное направление: историко-краеведческое
Выполнила:
ученица 11 класса
МБОУ «Победовская СОШ»
Поддубная Татьяна
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Победовская СОШ»
Рахно Марина Алексеевна
2
ВВЕДЕНИЕТема проекта:
«Семейная хроника войны» в технике лэпбук.
Актуальность: как представить собранные материалы, по истории семьи во время войны, в технике лепбук.
Цель проекта:
Представить историю семьи во время ВОВ в технике лэпбук.
Задачи:
1) Изучить и систематизировать документальные источники об истории моей семьи (фотографии, записи, награды);
2) Побеседовать с бабушкой Шаровой Еленой Паисиевной, мамой Поддубной Ольгой Владимировной и узнать о жизни моих родственников во время Великой Отечественной войны.
3) Изготовить лэпбук «Семейная хроника войны».
Этапы работы:
1) Подготовительный (сбор материала, анализ и систематизация семейных фото и документальных источников, интервью у бабушки, мамы).
2) Основной (создание лэпбука «Семейная хроника войны»).
Методы исследования:
- социологические исследования (интервьюирование, собеседование);
- анализ документов и архивных материалов;
- практический (изготовление лепбука).
3
РАЗДЕЛ I. Что такое лэпбук и его структура
ЛЭПБУК – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. ЛЭПБУК – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
При этом ЛЭПБУК - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной и совместной со взрослыми исследовательской работы (поиска информации, проведения наблюдений, выполнения заданий и др., которую проделывают в ходе изучения данной темы).
ЛЭПБУК отвечает требованиям ФГОС:
- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме);
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой одноклассников, так и индивидуально;
- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части).
С чего начать создание лэпбука
Тема. Определится с темой лэпбука. Тема может быть любая. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение, эпизод наблюдения, значимое событие.
План. После того, как определились с темой, составить план лэпбука. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать – это и будет содержание наших мини-книжечек, кармашков.
4
Макет. Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках. Потом все это нарисовать на черновике простым карандашом, чтобы можно было внести поправки в случае необходимости: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
Лэпбук состоит из картонной папки разных форматов А3, А4 в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по выбранной теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества нужной и познавательной информации.
Форма лэпбука может быть разной:
стандартная книжка с двумя разворотами;
папка с 3-5 разворотами;
книжка-гармошка;
фигурная папка.
В содержимое лэпбука могут входить:
- стандартные кармашки;
- обычные и фигурные конверты;
- кармашки-гармошки;
- кармашки-книжки;
- окошки и дверцы;
- вращающиеся детали;
- высовывающиеся детали;
5
- карточки;
- стрелки;
- пазлы;
- чистые страницы для дальнейшего пополнения лэпбука и т.д.
Значимость и преимущества технологии «лэпбук»:
помогло активизировать у меня интерес к познавательной деятельности;
позволило самостоятельно собрать нужную мне информацию;
в процессе работы активизировало у меня творческое мышление;
помогло организовать совместную деятельность со взрослыми (мама, бабушка, классный руководитель, учителя-предметники);
позволило мне сохранить собранный материал;
в процессе создания лэпбука, я выстроила партнерские взаимоотношения между одноклассниками;
помогло мне реализоваться (я приняла участие в Региональном этапе конкурса «Ученик года 2020»).
6
РАЗДЕЛ II. Этапы изготовление лэпбука
Реализация проекта.
Тема нашего проекта: «Семейная хроника войны» в технике лэпбук.
2.1.План реализации проекта:
Изучить и систематизировать документальные источники об истории моей семьи (фотографии, записи, награды);
Побеседовать с бабушкой и мамой о жизни прабабушки и прадедушки.
Изучить материалы по созданию ЛЭПБУКА, особенности, наполняемость.
Создать саму папку с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками из плотной бумаги;
Создать элементы лэпбука: кармашки, вкладки, раскладушки и т.д.
Склеить части папки;
Оформить материал по выбранной теме.
2.2. Поиск материалов.
Перебирая семейный архив, я нашла фотографии моего прадедушки Шарова Паисия Ивановича, который в годы войны служил в дорожно-строительном батальоне. Слушая рассказы бабушки о моей прабабушке, Рыбиной Тамаре Яковлевне, узнала о том, что она была в плену в Германии. Это сподвигло меня заинтересоваться историей семьи в годы войны, и изготовить лэпбук по этой теме.
Работая с книгой «Фронтовые дороги наших земляков», узнала информацию о том, где проходил фронтовой путь моего прадедушки, и какие награды он получил за время службы. На сайтах в Интернете Подвиг народа, Память народа приступаю к поиску мест службы и фото наград (Приложение № 1).
7
Изучая справочную информацию по созданию лэпбука, обратила внимание на то, что может быть в нем представлено, в какой форме
подается информация.
Изготавливая основание для лэпбука, обклеиваю тканью камуфляжной расцветки, для создания атмосферы военной тематики (Приложение №2). Сшиваю между собой все детали основы. Из картона изготавливаю кармашки и оформляю их фотографиями символов Победы. В них размещаю фотографии хроники соответствующей темы, для создания общего впечатления о трудностях жизни дорожно-строительного батальона, в котором служил в звании старшего сержанта мой прадедушка, карты мест прохождения службы прадедушки, а также жизни и плена прабабушки. Оформляю раскладушку из орденов и медалей прадедушки (Приложение № 3). По материалам о прабабушке узнаю, что в плену она была прачкой, поэтому создаю инсталляцию прачечной и веревки с выстиранным бельем (Приложение № 4).
Изучая семейные фотографии, я заинтересовалась историей семьи созданной моими прабабушкой и прадедушкой. Из собранных фотографий я решила создать генеалогическое дерево, для того чтобы сохранить историю моей семьи «в лицах», чтобы знать от кого произошел мой род, кто мои предки, как складывалась их судьба, чем они занимались в жизни. Для создания генеалогического древа, нарисовала шаблон дерева и поместила фотографии, соответственно семейной иерархии (Приложение № 5).
Для того чтобы почтить память моим прадедушке и прабабушке, а также всем павшим героям, борцам за свободу, за честь Родины, изготавливаю элементы инсталляции. Из плотного картона, фатина и самоклеящейся бумаги делаю звезду вечного огня (Приложение № 6, фото 2), из гофрированной бумаги – гвоздики (Приложение № 6, фото 1), из массы для лепки изготавливаю каску солдата времен ВОВ(Приложение № 6, фото 3).
8
Заканчивая оформление лэпбука, расставляя и развешивая элементы, я понимаю, что так можно сохранить фотографии и информацию не только об истории моей семьи, но и показать интересные моменты моей жизни (Приложение № 7).
9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном проекте по истории семьи, я постаралась на основе собранного материала создать лэпбук, в котором отражены важные моменты в жизни моих прадедушки и прабабушки.
В ходе работы над проектом, я получила навыки интервьюирования и работы с архивными материалами. Познакомилась с техникой изготовления цветов из гофрированной бумаги и работы с массой для лепки, что помогло в изготовлении инсталляции.
Надеюсь, что данный проект будет полезен и интересен моей семье, а также моим будущим потомкам.
10
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.А.В.Граф, Т.И.Тюлькина Фронтовые дороги земляков. Солдатская правда о войне/ Сборник литературно-художественных материалов о Великой Отечественной войне - О.: Издательский центр КАН, 2018. – 308 с.
2. Архивные материалы семей Шаровой Е.П. и Поддубной О.В.
11
Приложение № 1.Поиск информации в Интернет-ресурсах.
12
Приложение № 2.Подготовка основы для лэпбука.
13
Приложение № 3.Изготовленная раскладушка из орденов и медалей.
14
Приложение № 4.Инсталляция прачечной и бельевой веревки.
15
Приложение № 5.Изготовленное генеалогическое древо.
16
Приложение № 6.Изготовленные элементы инсталляции.
Фото 1.
Фото 2.
Фото 3.
17
Приложение № 7.Готовый лэпбук.
18
Потамошнева Наталья Алексеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Медведева Татьяна Ивановна
Рахно Марина Алексеевна
Панов Егор Игоревич
Рахно Марина Алексеевна
Мажова Светлана Александровна