12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власова Ольга Алексеевна344
Преподаватель, концертмейстер
Россия, Смоленская обл., Смоленск
Материал размещён в группе «Концертмейстер ДШИ»

Власова О. А.

Создание музыкальной композиции на клавишном синтезаторе
Yamaha PSR 1500



     Работа над музыкальным произведением разных жанров и направлений является главным видом творчества в классе электронных инструментов. Целью этой работы является создание художественной интерпретации нотного текста. Большие возможности и многообразие выразительных средств цифрового синтезатора помогают музыканту-клавишнику более полно выразить содержание музыкального произведения. 
     Работа над музыкальным произведением состоит из аранжировки (подорожечного введения материала в память инструмента) и исполнения. Аранжировка включает в себя элементы композиторской и звукорежиссерской деятельности. 
     В композиторскую сферу деятельности входит выстраивание композиционной формы, гармонии, фактуры и инструментовки.
     Процесс электронной аранжировки начинается  с создания проекта будущей композиции.


1. Создание композиции. 
В репертуаре могут присутствовать переложения разнообразных по жанру произведений. Если это краткая мелодия плясового наигрыша, ее надо развить – сделать несколько варьированных повторов, придумать связки между ними. Композиционная форма определяется драматургией произведения, характером взаимоотношений образов. Небольшой мотив может превратиться  в куплеты или вариации, поппури, фантазии. Аранжировка может быть разной – от точного следования нотному тексту оригинала, до авторизованной обработки. Композиционная форма тесно связана с гармонией, фактурой и тембром. От того, насколько интересно  с помощью этих средств она представлена, зависит яркость и выразительность всей художественной композиции в целом.

2. Гармонизация мелодии.
Предполагает управление гармонической основой музыкальной ткани с помощью взятия аккордов. Для освоения этой функции необходимо уметь правильно гармонизовать мелодию. Знания по гармонии (интервалы, аккорды, ладовые и тональные функции) нужны не на уровне простого ознакомления, а практического овладения – каждый из этих аккордов в процессе исполнения нужно уметь быстро найти на клавиатуре.
Существуют три режима исполнения (см. тему «Автоаккомпанемент. Техника исполнения для левой руки».)


3. Работа над фактурой.
При работе над фактурой существуют разные режимы исполнения: режим Normal, Layer (Dual), Split, Layer (Dual)+Split, Normal+Drum machine, Layer (Dual)+ Drum machine, Layer (Dual)+Split+Drum machine.
Автоаккомпанемент наиболее часто используют при игре на синтезаторе. Существуют три режима взятия аккордов: упрощенный, обычный и по всей клавиатуре. Фактурные заготовки называются паттернами (pattern – пример,узор, стиль). Паттерн представляет собой двухтактовый остинатный рисунок разных голосов сопровождения, гармонической основой которой можно управлять при игре. В основу паттерна входят тембры различных инструментов: бас-гитара, акустический бас, синтетический бас, туба, электрогитара, ф-но, аккордеон, духовые, ударная учтановка, басовый барабан, малый барабан, закрытая, открытая тарелки, маракасы, чоколо, бонги и др. В памяти синтезатора хранится более ста паттернов. Стилистически родственные паттерны объединены в банки: Pop, Rock, Jazz, Latin и др.
Следующая классификация паттернов – метр, чаще всего – он двухдольный 4/4. Меньше паттернов на 3/4 и 6/8.
Следующий критерий – характер ритмического рисунка. В нем могут преобладать восьмые (8 Beat) или шестнадцатые (16 Beat), ровные длительности или пунктирный ритм (Swing, Shuffle).
Следующая классификация – темп. Конечно, можно менять темп в процессе работы, но надо иметь в виду, что выставленный на фабрике темп наилучшим образом отвечает особенностям данного паттерна.
При подборе паттерна прежде всего следует обращать внимание на его соответствие мелодическому рисунку по метру.


4. Электронные тембры.
В банк электронных звуковых тембров синтезатора заложено около ста голосов различных инструментов. 
Голоса подразделяются на две разные категории: 1) имеющие общую, одинаковую клавиатуру (фортепиано, орган, клавесин), у таких иснтрументов как аккордеон (у которых динамикой управляют меха) динамику можно регулировать с помощью педали. 2) не имеющие клавиатуру (гитара, духовые и т.д.), в этом случае сиполнение на синтезаторе будет другим: приемы legato, non legato делается клавиатурой.
Live! Стереозвучание высокого качества, максимально приближено к звучанию настоящего инструмента. 
Sweet! Загружено естественное подражание инструменту, вибрация. Можно добавить вибрацию с помощью колеса модуляции.
Cool! Звук идет как будто из усилителя, может быть эффект вращающегося динамика. 
S.Art! Суперартикуляция. Позволяет воспроизводить все натуральные функции инструментов. Глиссандо можно сделать одним нажатием клавиши (колесо модуляции).
Кнопка INFO для каждого голоса, эффект дрожания, хорош особенно в стиле Merengue. 
Megavoice можно только запрограммировать с помощью компьютера или  инструмента. 127 самый громкий. С этой функцией разные номера 82, 45, 21 будут различными. Такую чувствительность можно запрограммировать, но не сыграть.


5. Выбор и настройка функций.
Предоставляют возможность настройки широкого диапазона параметров инструмента (точка разделения клавиатуры, регулирование тембров, эффектов и т.д.) В режиме функции можно задать значения 49 параметров. 

6. Игра с эффектами.
HARMONY.  Добавляет к основному тембру эффекты HARMONY, TREMOLO, ECHO. Нажать и удерживать кнопку (HARMONY). С помощью диска управления выберите тип эффекта HARMONY.
REVERB. – реверберация. Улучшает звук тембров, создавая атмосферу концертного зала. Нажмите кнопку  (FUNCTION), затем  с помощью диска (CATEGORY) выберите тип реверберации.
CHORUS – хорус. Создает насыщенный звук, как будто несколько одинаковых тембров играют в унисон. Нажмите кнопку  (FUNCTION), затем  с помощью диска (CATEGORY) выберите тип хоруса.
SUSTEIN. Добавляет длительность к тембрам . Нажмите кнопку SUSTEIN.
DSP. Цифровая обработка сигнала. Можно добавить до 178 эффектов DSP. Эффекты использует микропроцессор для различных изменений звука. Нажмите и удерживайте кнопку DSP, с помощью диска управления выберите тип эффекта DSP.
PICH BEND. Колесо изменения высоты звука можно использовать для плавного изменения высоты звука проигрываемых на клавиатуре нот.

Произведения для практического освоения материала:
•    Украинский народный танец «Гопак»
•    Норвежский танец
•    В.А.Моцарт  «Весна»
•    И.Штраус «Венский вальс»
•    Роберт Доло «Танцующие скалы»


7. Стиль. Функции.
В синтезаторе модели Yamaha PSR S 550 имеются 11 внутренних категорий стиля, но он также позволяет импортировать дополнительные стили (из Интернета или других источников) и загружать их в стиль пользователя. Методы воспроизведения стилей: MULTI и FULL KEYBOARD (аккорды слева от точки разделения клавиатуры, либо по всей клавиатуре, в зависимости от выбранного режима).
Техника исполнения левой рукой в режиме MULTI – исполнение аккордов автоаккомпанемента.


8. Автоаккомпанемент.
1.Выберите нужный стиль.
2. Нажмите кнопку ACMP
3. FILL IN – автоматическое заполнение во время переключения основной части.
4. Для включения синхронного запуска нажмите кнопку SYNCH START.
5. Основная часть автоаккомпанемента MAIN VARIATION (основная вариация) существует в четырех вариантах A, B, C, D.
6. Вступление (вставка) INTRO – есть 3 варианта.
7. Финал ENDING – используется обычно в конце песни. Имеются 3 варианта окончания.
8. При смене функции MAIN VARIATION на другое значение при включенной кнопке OTS LINK (настройка «в одно касание»), меняется тембр инструмента вместе с ритмическим рисунком автоаккомпанемента.
9. При исполнении песни можно менять темп по желанию.               
10. Воспроизведение с помощью музыкальной базы данных MDB (кнопка справа от основного экрана).


9. Быстрая запись.
Можно начать запись нажав кнопку REC. В этом случае номер дорожки устанавливается автоматически.
 Дорожка 1 – партия основного тембра.
Дорожка 2 – партия с наложением тембров
Дорожка 3 – партия тембра для левой руки
Дорожка автоаккомпанемента – партия автоаккомпанемента.
1.    Включите функцию аккомпанемента, DUAL, LEFT.
2.    Запись начнется при игре.
3.    Остановите запись, нажав кнопку REC.
4.    Для воспроизведения записи нажмите кнопку 

План создания композиции и запись на многодорожечный секвенсер
1.    Составление проекта будущей композиции.
2.    Работа над композиционной формой.
3.    Гармонизация мелодии.
4.    Подбор стиля, фактуры.
5.    Подбор электронных тембров.
6.    Выставление звукового баланса партий. Кнопка Function.
7.    Работа с банком памяти (занесение необходимых функций) – Registration memory
8.    Запись. Кнопка (USER), диском выберите номер песни (1-5).
9.    Запись дорожки автоаккомпанемента. При нажатой кнопке (REC) нажмите кнопку (ACMP). На экране появится надпись (REC)- режим готовности к записи.
10.    Запись дорожки мелодии. При нажатой кнопке (REC) нажмите кнопку  дорожки 1, на экране появится MAIN (основная партия).
11.    Запись дорожки подголоска или фонового голоса. При нажатой кнопке (REC) нажмите кнопку  дорожки 2, на экране появится DUAL (с наложением).
12.    Остановить запись можно нажав кнопку (STOP) или (REC).
13.    Повтор записи. Повторить запись, новый материал перезапишет старые данные.

Автор материала: М. Качанов (4 класс)
Опубликовано в группе «Концертмейстер ДШИ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.