12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Лукьянова Лилиана Анатольевна173

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОГИЛЕВСКАЯ РАЙОННАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ Л.Л.ИВАНОВА»


Учебная программа-конспект

и календарно-тематическое планирование

по предмету по выбору

«Элементарная теория музыки»

для ДМШ и ДШИ

Учитель по классу музыкально-теоретических дисциплин

Лукьянова Лилиана Анатольевна

Республика Беларусь

г.Могилев

Пояснительная записка

Программа представляет собой обобщение опыта автора – составителя в области преподавания предмета «Элементарная теория музыки».

Курс элементарной теории музыки является продолжением и дополнением к занятиям по музыкальной грамоте, которые учащиеся получают на уроках сольфеджио.

Цель учебной дисциплины – освоение и систематизация знаний, формирование умений и навыков, необходимых в музыкально-практической деятельности учащихся.

Основные задачи

обучающие:

- изучение элементов музыкального языка, основных средств музыкальной выразительности, наиболее употребляемых композиционных форм музыки разных стилей;

- освоение музыкальной терминологии;

- формирование умений изложения теоретического материала;

- формирование навыков записи нотного текста;

- практическое овладение игрой на фортепиано учебного материала;

развивающие:

- формирование и развитие музыкального мышления;

- развитие аналитических способностей учащихся;

воспитательные:

- воспитание художественного вкуса и осознанного восприятия различных черт стиля музыкальных произведений;

- расширение музыкального кругозора;

- активизация творческих способностей учащихся.

Уроки элементарной теории музыки рекомендовано посещать учащимся, имеющим недостаточный уровень знаний, а также проявляющим интерес к предмету. По желанию учащихся или рекомендации учителя ребенок может заниматься элементарной теорией музыки выборочно какой-либо класс или семь (пять) лет обучения в школе.

Особенность программы проявляется в ее универсальности, позволяющей работать с учащимися всех отделений ДШИ. Объем теоретических сведений, предлагаемых в данной программе, является одинаковым для всех учащихся.

Во взаимосвязи и взаимодействии с параллельным курсом сольфеджио, изучение предмета элементарной теории музыки направлено на освоение теоретического материала, воспитание чувства метроритма, ладогармонического слуха, воспитание музыкального восприятия и развитие творческих навыков учащихся. В результате изучения курса «Элементарной теории музыки» учащийся должен овладеть определенным багажом теоретических знаний и практических навыков.

Занятия по предмету проводятся индивидуально по одному академическому часу в неделю.

Срок реализации программы семь (пять) лет.

Данная программа является рабочей модифицированной, составлена на основе следующих программ:

Макеева Л.В. «Сольфеджио». Программа – конспект для детских музыкальных школ, музыкальных отделений детских школ искусств. Минск, 2008.

Шахова Н.Н., Дякун А.Т. «Сольфеджио». Программа – конспект для детских школ искусств. Минск, 2011.

Программа имеет следующую структуру:

Пояснительная записка.

Основная часть – содержание программы (изложение материала с учетом семилетнего (пятилетнего) сроков обучения.

Примерное индивидуальное тематическое планирование, рассчитанное на семилетний (пятилетний) срок обучения.

10-балльная шкала оценки результатов учебной деятельности учащегося по учебному предмету.

Список литературы.

Несмотря на детализацию материала, программа предполагает педагогическую свободу и творческий подход к выбору методов, форм и приемов работы, подбору музыкального материала и планированию занятий.

Содержание программы

Программа для семилетнего обучения

1 класс

Теоретический материал. Музыка как вид искусства. Звуки музыкальные и немузыкальные. Музыкальный звук и его свойства: высота, громкость, длительность, тембр. Звукоряд, регистры, клавиатура фортепиано; названия нот, деление звукоряда на октавы, понятия – тон, полутон. Нотный стан, ключи. Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание нот различной длительности, штилей). Знаки альтерации. Понятие о размере, тактовой черте сильной доле, паузе. Длительности: целая, половинная, четвертная, восьмая, половинная с точкой. Размеры 2/4, 3/4, 4/4. Способы продления длительности нот: точка, лига, фермата. Затакт: четверть, восьмая, две восьмые.

Динамические оттенки (f, mf, ff, p, mp, pp, cresch., dim.), темпы (быстро, умеренно, медленно).

Лад: тональность, тоника, гамма, ступени. Мажор. Строение мажорной гаммы. Цифровое обозначение ступеней. Тональности До мажор, Соль мажор, Фа мажор, Ре мажор. Транспонирование. Тоника. Устойчивость и неустойчивость в ладу. Тяготение и разрешение неустойчивых звуков в устойчивые. Вводные звуки, опевание. Минор. Строение минорной гаммы. Натуральный ля минор.

Интервалы: название интервалов, фонизм интервалов.

Консонирующие и диссонирующие интервалы

Простые интервалы: прима чистая (ч.1), секунда малая и большая (м.2, б.2), терция малая и большая (м.3, б.3), кварта чистая (ч.4), квинта чистая (ч.5), октава чистая (ч.8), их ступеневая и тоновая величины. Мелодические и гармонические интервалы. Интервалы в ладу. Интервалы на ступенях натурального мажора и натурального минора. Устойчивые и неустойчивые интервалы. Разрешение интервалов.

Аккорды: трезвучие, виды трезвучий, тоническое трезвучие.

Музыкальный жанр: песня, танец, марш. Строение музыкальной речи: мотив, фраза, предложение. Музыкальные формы: период повторного строения, куплетная форма, канон. Приемы развития музыкального материала: повторение, секвенция, вариантность, вариационность. Фактура: одноголосие, двухголосие, мелодия и аккомпанемент.

Воспитание чувства метроритма. Работа с ритмослогами, ритмизация слов, фраз, стихов. Чтение ритмического рисунка по нотному тексту, карточкам, таблицам ритмослогами, с хлопками. Тактирование. Освоение ритмических формул в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Освоение ритмических формул с использованием пауз, затакта. Исполнение ритмических канонов, ритмических партитур, ритмического аккомпанемента. Сочинение ритмического рисунка. Запись исполненных ритмических рисунков.

Слуховой анализ. Определение и осознание на слух: лада, размера, начала с сильной/слабой доли, типов движения мелодии, повышения/понижения звука на полутон, темпа, динамических оттенков, регистра, простейших ритмических рисунков, интервалов, жанровых различий, характера музыки.

2 класс

Теоретический материал. Лад. Повторение: строение мажорной гаммы, цифровое обозначение ступеней, устойчивые и неустойчивые звуки, вводные звуки, опевание, разрешение; тональности До мажор, Соль мажор, Фа мажор, Ре мажор. Параллельные тональности.

Три вида минора: натуральный, гармонический, мелодический.

Мажорные и минорные тональности до двух знаков в ключе.

Интервалы. Простые интервалы: ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, м.6, б.6, м.7, б.7, ч.8 на ступенях натурального мажора, натурального и гармонического минора в тональностях до двух знаков в ключе.

Разрешение простых интервалов.

Построение простых интервалов от отдельного звука вверх и вниз.

Ознакомление с понятием: тритон.

Аккорды. Главные трезвучия лада на ступенях натурального мажора и гармонического минора: тоническое Т53 (t53), субдоминантовое S53 (s53), доминантовое D53.

Ритмическая группа в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Ритмическая группа в размерах 2/4, 4/4.

Размер 3/8. Ритмические группы, , , длительность , восьмая пауза в размере 3/8.

Музыкальные формы. Повторение период повторного строения, куплетная форма, канон. Период неповторного строения.

Фактура. Повторение: одноголосие, двухголосие, мелодия и аккомпанемент.

Приемы развития музыкального материала: повторение, секвенция, вариантность, вариационность.

Музыкальные жанры. Повторение: жанровые черты польки, вальса, марша.

Воспитание чувства метроритма. Освоение ритмических формул тактов, включающих пройденные ритмические группы. Сольмизация нотного текста. Исполнение ритмических канонов, ритмических партитур, ритмического аккомпанемента. Сочинение ритмического рисунка. Запись исполненных ритмических рисунков.

Слуховой анализ. Определение на слух и осознание: лада, мелодических оборотов, включающих движение по звукам главных трезвучий в мажоре и миноре, опевание устойчивых ступеней, интервалов, интервальных последовательностей, главных трезвучий лада, аккордовых последовательностей. В музыкальных произведениях и их фрагментах: видов минора, главных трезвучий лада, изучаемых ритмических групп, жанровых особенностей, муз форм.

3 класс

Теоретический материал. Параллельно-переменный лад.

Мажорные и минорные тональности до трех знаков в ключе.

Интервалы. Все изучаемые интервалы на ступенях натурального мажора, натурального и гармонического минора в тональностях до трех знаков в ключе. Обращение интервалов. Интервалы от звука вверх и вниз.

Ознакомление: тритоны увеличенная кварта (ув.4), уменьшенная квинта (ум.5).

Аккорды. Повторение: главные трезвучия лада на ступенях натурального мажора и гармонического минора.

Побочные трезвучия лада на ступенях натурального мажора. Обращения трезвучий: секстаккорд, квартсекстаккорд.

Трезвучие увеличенное и уменьшенное.

Интервальная структура мажорного (Б53), минорного (М53), увеличенного (Ув.53) и уменьшенного (Ум.53) трезвучий.

Построение мажорного, минорного, увеличенного и уменьшенного трезвучий от отдельного звука вверх.

Ритмическая группа в размере 3/4.

Ритмические группы, , шестнадцатая пауза в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Ритмические группы с шестнадцатыми в размере 3/8:

Затакт в размере 3/8.

Музыкальные формы: форма периода.

Фактура. Гомофонно-гармоническая фактура. Аккордовая фактура.

Мелодическая фигурация. Неаккордовые звуки.

Музыкальные жанры. Повторение и обобщение: жанровые особенности и различия польки, вальса, марша. Менуэт.

Воспитание чувства метроритма. Ритмические упражнения с использованием пройденных размеров и длительностей: пунктир, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых, восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Пауза (восьмая, шестнадцатая). Освоение групп с шестнадцатыми в размере 3/8. Продолжение работы над ритмическим аккомпанементом; двухголосные ритмические упражнения .Ритмические партитуры. Ритмические диктанты. Сольмизация нотного текста.

Слуховой анализ. Определение на слух и осознание: лада, отдельных мелодических оборотов, включающих движение по звукам обращений главных трезвучий, пройденных интервалов в ладу и от звука, интервальных последовательностей, главных трезвучий лада с обращениями, четырех видов трезвучий, аккордовых последовательностей, изучаемых ритмических фигур, форм произведений, жанровых особенностей произведений.

4 класс

Теоретический материал. Мажорные и минорные тональности до четырех знаков в ключе. Квинтовый круг тональностей. Буквенное обозначение тональностей.

Простые интервалы на ступенях натурального мажора, натурального и гармонического минора в тональностях до четырех знаков в ключе.

Тритоны ув.4, ум.5 в натуральном мажоре, натуральном и гармоническом миноре с разрешением.

Построение простых интервалов от отдельного звука вверх и вниз.

Аккорды. Главные трезвучия лада с обращениями в тональностях до четырех знаков в ключе.

Побочные трезвучия лада на ступенях натурального мажора (II53, III53,VI53,Ум.VII53), натурального и гармонического минора (Ум.II53, III53,V53,VI53,VII53, Ум.VII#53).

Септаккорд. Ознакомление: септаккорды на ступенях натурального мажора и минора (Т7, II7, III7, S7, V7, VI7, VII7).

Доминантовый септаккорд (D7) на пятой ступени натурального мажора и гармонического минора с разрешением.

Обращения доминантового септаккорда: доминантовый квинтсекстаккорд (D65) на седьмой ступени, доминантовый терцквартаккорд (D43) на второй ступени, доминантовый секундаккорд (D2) на четвертой ступени натурального мажора и гармонического минора с разрешением.

Построение мажорного, минорного, увеличенного и уменьшенного трезвучий от отдельного звука вверх и вниз.

Интервальная структура обращений мажорного (Б6, Б64) и минорного (М6, М64) трезвучий. Построение их от отдельного звука вверх (*вниз).

Ритмические группы в размерах 2/4, 3/4, 4/4;

Затакт в размерах 2/4, 3/4, 4/4;

Синкопа. Внутритактовая синкопа в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Размер 6/8. Ритмические группы в размере 6/8:

, их различные сочетания.

Затакт в размере 6/8.

Музыкальные формы. Простая двухчастная и простая трехчастная формы. Вариационная форма.

Фактура. Повторение: гомофонно-гармоническая фактура, аккордовая фактура.

Жанровые черты мазурки, полонеза, тарантеллы.

Воспитание чувства метроритма. Освоение ритмических формул тактов, включающих пройденные ритмические группы. Сольмизация нотного текста. Исполнение ритмических канонов, ритмических партитур, ритмического аккомпанемента. Сочинение ритмического рисунка. Запись исполненных ритмических рисунков.

Слуховой анализ. Определение на слух: мелодических оборотов, включающих движение по звукам доминантового септаккорда с обращениями и других аккордов, простых интервалов от звука и в ладу, тритонов с разрешением, интервальных последовательностей, аккордов в ладу (главных трезвучий лада с обращениями, побочных трезвучий, D7 с обращениями), аккордов от звука, аккордовых последовательностей. Комплексный анализ музыкальных произведений.

5 класс

Теоретический материал. Повторение: квинтовый круг тональностей, буквенное обозначение тональностей.

Мажорные и минорные тональности до пяти знаков в ключе.

Одноименные тональности.

Хроматизм. Хроматические проходящие и вспомогательные звуки.

Ознакомление с понятиями: отклонение, модуляция, модулирующий хроматизм.

Интервалы. Простые интервалы на ступенях натурального мажора, натурального и гармонического минора в тональностях до пяти знаков в ключе.

Тритоны ув.4, ум.5 в натуральном мажоре, натуральном и гармоническом миноре с разрешением в тональностях до пяти знаков в ключе.

Составные интервалы (ознакомление).

Построение простых интервалов от отдельного звука вверх и вниз (повторение).

Аккорды. Главные трезвучия лада с обращениями, побочные трезвучия лада в тональностях до пяти знаков в ключе.

Уменьшенное трезвучие на седьмой ступени натурального мажора (Ум.VII53) и гармонического минора (Ум.VII#53), на второй ступени натурального минора (Ум. II53) с разрешением.

Доминантовый септаккорд (D7) с обращениями (D65, D43, D2) и разрешением в тональностях до пяти знаков в ключе.

*Септаккорды на ступенях натурального мажора и минора (Т7, II7, III7, S7, V7, VI7, VII7).

Построение четырех видов трезвучий, обращений мажорного (Б6, Б64) и минорного (М6, М64) трезвучий от отдельно взятого звука вверх и вниз.

Интервальная структура D7, D65, D43, D2. Построение доминантового септаккорда и его обращений от отдельного звука вверх (вниз*) с разрешением в одноименные тональности.

Разновидности внутритактовых синкоп в размерах 2/4, 3/4, 4/4:

Ритмические группы в размерах 3/8, 6/8.

Триоль в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Музыкальные формы. Форма рондо.

Фактура. Полифоническая фактура.

Мелизмы. Форшлаг, мордент, группетто, трель.

Музыкальные жанры. Повторение и обобщение: мазурка. Полонез, тарантелла, баркарола.

Воспитание чувства метроритма. Освоение ритмических формул тактов, включающих пройденные ритмические группы. Сольмизация нотного текста. Исполнение ритмических канонов, ритмических партитур, ритмического аккомпанемента. Сочинение ритмического рисунка. Запись и воспроизведение исполненных ритмических рисунков.

Слуховой анализ. Определение на слух: мелодических оборотов, включающих хроматические звуки, движение по звукам D7 с обращениями, Ум53, главных трезвучий лада с обращениями, побочных трезвучий, интервалов в ладу и от звука, тритонов с разрешением, интервальных последовательностей, пройденных аккордов в ладу и от звука, аккордовых последовательностей. Комплексный анализ музыкальных произведений.

6 класс

Теоретический материал. Гармонический мажор. Мажорные (двух видов) и минорные (трех видов) тональности до шести знаков в ключе. Хроматизм, альтерация. Энгармонизм. Тональности первой степени родства. Отклонение и модуляция в тональности первой степени родства (ознакомление).

Хроматическая гамма. Правописание мажорной и минорной хроматической гаммы.

Интервалы.

Простые интервалы на ступенях натурального и гармонического мажора и минора в тональностях до шести знаков в ключе.

Тритоны (ув.4, ум.5) в натуральном и гармоническом мажоре и миноре с разрешением в тональностях до шести знаков в ключе.

Характерные интервалы (ув.2, ум.7, ув.5, ум.4) на ступенях гармонического мажора и гармонического минора с разрешением в тональностях до шести знаков в ключе.

Построение тритонов (ув.4, ум.5) от отдельного звука вверх и вниз с разрешением каждого в 4 тональности.

Аккорды. Главные трезвучия лада с обращениями, побочные трезвучия лада, уменьшенное трезвучие с разрешением, D7 с обращениями и разрешением в тональностях до шести знаков в ключе.

Септаккорды на ступенях натурального мажора и минора (T7, II7, III7, S7, V7, VI7, VII7).

Септаккорд второй ступени (II7) с разрешением через D43 в развернутое тоническое трезвучие.

Аккорды на ступенях гармонического мажора: Sг, Ум.II53 (с разрешением), I7г, S7г.

Увеличенное трезвучие в гармоническом мажоре и гармоническом миноре: Ув.VIь53, Ув.III53 с разрешением.

Вводные септаккорды в натуральном и гармоническом мажоре: малый вводный септаккорд – МVII7, уменьшенный вводный септаккорд – Ум.VII7; в гармоническом миноре: уменьшенный вводный септаккорд – Ум.VII#7. Разрешение вводных септаккордов двумя способами: в тоническое трезвучие с удвоением третьей ступени лада и через D65 в тоническое трезвучие с удвоением первой ступени лада.

Построение D7 и его обращений от отдельного звука вверх и вниз с разрешением в одноименные тональности.

Построение вводных септаккордов от отдельного звука вверх с разрешением двумя способами в одноименные тональности.

Построение четырех видов трезвучий, обращений мажорного и минорного трезвучий от отдельного звука вверх и вниз (повторение).

Построение уменьшенного трезвучия от отдельного звука вверх и вниз с разрешением в четыре тональности.

Повторение: пунктирный ритм, триоль

Разновидности внутритактовых синкоп:

и др. в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Различные виды группировок длительностей с лигой:

и др. в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Лига в размере 6/8.

Синкопы: в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Жанровые черты романса, элегии.

Воспитание чувства метроритма. Освоение ритмических формул тактов, включающих пройденные ритмические группы. Сольмизация нотного текста. Исполнение ритмических канонов, ритмических партитур, ритмического аккомпанемента. Сочинение ритмического рисунка. Запись и воспроизведение исполненных ритмических рисунков.

Слуховой анализ. Определение на слух: видов мажора и минора, мелодических оборотов, включающих альтерированные ступени, фрагменты хроматической гаммы, движение по звукам изучаемых интервалов и аккордов, интервалов в ладу и от звука, тритонов с разрешением, характерных интервалов с разрешением, интервальных последовательностей, пройденных аккордов в ладу и от звука, аккордовых последовательностей. Комплексный анализ музыкальных произведений.

7 класс

Теоретический материал. Мажорные (двух видов) и минорные (трех видов) тональности до семи знаков в ключе.

Отклонение и модуляция в тональности первой степени родства. Сопоставление тональностей.

*Семиступенные диатонические лады. Пентатоника.

Интервалы. Обобщение: простые интервалы, тритоны, характерные интервалы с разрешением на ступенях натурального и гармонического мажора и минора в тональностях до семи знаков в ключе.

Построение характерных интервалов (ув.2, ум.7, ув.5, ум.4) и тритонов

(ув.4, ум.5) от отдельного звука вверх и вниз с разрешением.

Аккорды. Обобщение: главные трезвучия лада с обращениями, побочные трезвучия лада, септаккорды, D7 с обращениями и разрешением, вводные септаккорды с разрешением, уменьшенное и увеличенное трезвучия с разрешением в натуральном и гармоническом мажоре и миноре в тональностях до семи знаков в ключе.

*обращения побочных трезвучий лада, уменьшенного вводного септаккорда (Ум.VII7) и септаккорда второй ступени (II7).

Прерванный оборот: D7 – VI53.

*Виды септаккордов:

Малый мажорный септаккорд (МБ7).

Малый минорный септаккорд (ММ7).

Малый уменьшенный септаккорд (МУм7).

Уменьшенный септаккорд (Ум7).

Большой мажорный септаккорд (ББ7).

Большой минорный септаккорд (БМ7).

Большой увеличенный септаккорд (БУв7).

*Построение септаккордов от отдельного звука вверх.

Построение увеличенного трезвучия от отдельного звука вверх и вниз с разрешением в две тональности.

Обобщение – построение от отдельного звука всех пройденных аккордов:

- трезвучий вверх и вниз;

- обращений мажорного и минорного трезвучий вверх и вниз;

- уменьшенного трезвучия вверх и вниз с разрешением;

- D7 и его обращений вверх и вниз с разрешением;

- вводных септаккордов вверх с разрешением.

Сочетание разновидностей пунктирного ритма, синкоп, триолей, группировок длительностей с лигой в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

Классификация размеров:

Простые размеры (2/4, 2/2, 3/4, 3/2, 3/8).

Сложные размеры (4/4, 6/8, 6/4, 9/8, 12/8).

Смешанные (составные) размеры (5/4, 5/8, 7/4).

Переменный размер.

Воспитание чувства метроритма. Сольмизация нотного текста. Исполнение ритмических канонов, ритмических партитур, ритмического аккомпанемента. Сочинение ритмического рисунка. Запись и воспроизведение ритмических рисунков прослушанных мелодий.

Слуховой анализ. Определение на слух: видов мажора и минора, мелодических оборотов, включающих альтерированные ступени, фрагменты хроматической гаммы, отклонение и модуляцию в тональности первой степени родства, движение по звукам изучаемых интервалов и аккордов, интервалов в ладу и от звука, тритонов с разрешением, характерных интервалов с разрешением, интервальных последовательностей, пройденных аккордов в ладу и от звука, аккордовых последовательностей. Комплексный анализ музыкальных произведений.

Программа для пятилетнего обучения

1 класс

Теоретический материал. Музыка как вид искусства. Звуки музыкальные и немузыкальные. Музыкальный звук и его свойства: высота, громкость, длительность, тембр. Звукоряд, регистры, клавиатура фортепиано; названия нот, деление звукоряда на октавы, понятия – тон, полутон. Нотный стан, ключи. Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание нот различной длительности, штилей). Знаки альтерации. Понятие о размере, тактовой черте сильной доле, паузе. Длительности: целая, половинная, четвертная, восьмая, половинная с точкой. Размеры 2/4, 3/4, 4/4. Способы продления длительности нот: точка, лига, фермата. Затакт: четверть, восьмая, две восьмые.

Динамические оттенки (f, mf, ff, p, mp, pp, cresch., dim.), темпы (быстро, умеренно, медленно).

Лад: тональность, тоника, гамма, ступени. Мажор. Строение мажорной гаммы. Цифровое обозначение ступеней. Тональности До мажор, Соль мажор, Фа мажор, Ре мажор. Транспонирование. Тоника. Устойчивость и неустойчивость в ладу. Тяготение и разрешение неустойчивых звуков в устойчивые. Вводные звуки, опевание. Минор. Строение минорной гаммы. Натуральный ля минор.

Интервалы: название интервалов, фонизм интервалов.

Консонирующие и диссонирующие интервалы

Простые интервалы: прима чистая (ч.1), секунда малая и большая (м.2, б.2), терция малая и большая (м.3, б.3), кварта чистая (ч.4), квинта чистая (ч.5), октава чистая (ч.8), их ступеневая и тоновая величины. Мелодические и гармонические интервалы. Интервалы в ладу. Интервалы на ступенях натурального мажора и натурального минора. Устойчивые и неустойчивые интервалы. Разрешение интервалов. Интервалы от отдельного звука вверх и вниз.

Аккорды: трезвучие, виды трезвучий, тоническое трезвучие. Главные трезвучия лада в мажоре.

Музыкальный жанр: песня, танец, марш. Строение музыкальной речи: мотив, фраза, предложение. Музыкальные формы: период повторного строения, куплетная форма, канон. Приемы развития музыкального материала: повторение, секвенция, вариантность, вариационность. Фактура: одноголосие, двухголосие, мелодия и аккомпанемент.

Воспитание чувства метроритма. Работа с ритмослогами, ритмизация слов, фраз, стихов. Чтение ритмического рисунка по нотному тексту, карточкам, таблицам ритмослогами, с хлопками. Тактирование. Освоение ритмических формул в размерах 2/4 ,3/4, 4/4. Освоение ритмических формул с использованием пауз, затакта. Исполнение ритмических канонов, ритмических партитур, ритмического аккомпанемента. Сочинение ритмического рисунка. Запись исполненных ритмических рисунков.

Слуховой анализ. Определение и осознание на слух: лада, размера, начала с сильной/слабой доли, типов движения мелодии, повышения/понижения звука на полутон, темпа, динамических оттенков, регистра, простейших ритмических рисунков, интервалов, главных трезвучий лада, жанровых различий, характера музыки.

2 класс

Теоретический материал. Лад. Повторение: строение мажорной гаммы, цифровое обозначение ступеней, устойчивые и неустойчивые звуки, вводные звуки, опевание, разрешение; тональности до трех знаков при ключе. Параллельные тональности.

Три вида минора: натуральный, гармонический, мелодический.

Интервалы. Простые интервалы: ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, м.6, б.6, м.7, б.7, ч.8 на ступенях натурального мажора, натурального и гармонического минора в тональностях до трех знаков в ключе.

Разрешение простых интервалов. Обращение интервалов.

Построение простых интервалов от отдельного звука вверх и вниз.

Ознакомление с понятием: тритон.

Аккорды. Главные трезвучия лада на ступенях натурального мажора и гармонического минора: тоническое Т53 (t53), субдоминантовое S53 (s53), доминантовое D53.Ознакомление с понятием: побочные трезвучия лада. Обращения трезвучий: секстаккорд и квартсекстаккорд. Обращение главных трезвучий лада. Трезвучие увеличенное и уменьшенное. Интервальная структура мажорного (Б53), минорного (М53), увеличенного (Ув.53) и уменьшенного (Ум.53) трезвучий.

Построение мажорного, минорного, увеличенного и уменьшенного трезвучий от отдельного звука вверх.

Ритмические группы , , , в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Размер 3/8. Ритмические группы, , , длительность , восьмая пауза в размере 3/8.

Музыкальные формы. Повторение период повторного строения, куплетная форма, канон. Период неповторного строения.

Приемы развития музыкального материала: повторение, секвенция, вариантность, вариационность.

Фактура. Гомофонно-гармоническая фактура. Аккордовая фактура.

Музыкальные жанры. Повторение и обобщение: жанровые особенности и различия польки, вальса, марша. Менуэт.

Воспитание чувства метроритма. Освоение ритмических формул тактов, включающих пройденные ритмические группы. Сольмизация нотного текста. Исполнение ритмических канонов, ритмических партитур, ритмического аккомпанемента. Сочинение ритмического рисунка. Запись исполненных ритмических рисунков.

Слуховой анализ. Определение на слух и осознание: лада, минора 3х видов, мелодических оборотов, включающих движение по звукам главных трезвучий с обращениями в мажоре и миноре, опевание устойчивых ступеней, интервалов, интервальных последовательностей, главных трезвучий лада, аккордовых последовательностей. В музыкальных произведениях и их фрагментах: видов минора, главных трезвучий лада, изучаемых ритмических групп, жанровых особенностей, муз форм.

3 класс

Теоретический материал. Мажорные и минорные тональности до четырех знаков в ключе. Простые интервалы на ступенях натурального мажора, натурального и гармонического минора в тональностях до четырех знаков в ключе.

Тритоны ув.4, ум.5 в натуральном мажоре, натуральном и гармоническом миноре с разрешением.

Построение простых интервалов от отдельного звука вверх и вниз.

Аккорды. Главные трезвучия лада с обращениями в тональностях до четырех знаков в ключе.

Побочные трезвучия лада на ступенях натурального мажора (II53, III53, VI53, Ум.VII53), натурального и гармонического минора (Ум.II53, III53, V53, VI53, VII53, Ум.VII#53).

Септаккорд. Ознакомление: септаккорды на ступенях натурального мажора и минора (Т7, II7, III7, S7, V7, VI7, VII7).

Доминантовый септаккорд (D7) на пятой ступени натурального мажора и гармонического минора с разрешением.

Обращения доминантового септаккорда: доминантовый квинтсекстаккорд (D65) на седьмой ступени, доминантовый терцквартаккорд (D43) на второй ступени, доминантовый секундаккорд (D2) на четвертой ступени натурального мажора и гармонического минора с разрешением.

Построение мажорного, минорного, увеличенного и уменьшенного трезвучий от отдельного звука вверх и вниз.

Интервальная структура обращений мажорного (Б6, Б64) и минорного (М6, М64) трезвучий. Построение их от отдельного звука вверх (*вниз).

Ритмические группы в размерах 2/4, 3/4, 4/4;

Затакт в размерах 2/4, 3/4, 4/4;

Ритмические группы с шестнадцатыми в размере 3/8:

и др.

Затакт в размере 3/8.

Музыкальные формы. Простая двухчастная и простая трехчастная формы. Вариационная форма.

Фактура. Повторение: гомофонно-гармоническая фактура, аккордовая фактура. Полифоническая фактура

Жанровые черты мазурки, полонеза, тарантеллы.

Воспитание чувства метроритма. Освоение ритмических формул тактов, включающих пройденные ритмические группы. Сольмизация нотного текста. Исполнение ритмических канонов, ритмических партитур, ритмического аккомпанемента. Сочинение ритмического рисунка. Запись исполненных ритмических рисунков.

Слуховой анализ. Определение на слух: мелодических оборотов, включающих движение по звукам доминантового септаккорда с обращениями и других аккордов, простых интервалов от звука и в ладу, тритонов с разрешением, интервальных последовательностей, аккордов в ладу (главных трезвучий лада с обращениями, побочных трезвучий, D7 с обращениями), аккордов от звука, аккордовых последовательностей. Комплексный анализ музыкальных произведений.

4 класс

Теоретический материал. Гармонический мажор. Мажорные (двух видов) и минорные (трех видов) тональности до пяти знаков в ключе. Квинтовый круг тональностей. Буквенное обозначение тональностей.

Энгармонизм. Одноименные тональности

Интервалы. Простые интервалы на ступенях натурального и гармонического мажора и минора в тональностях до пяти знаков в ключе.

Тритоны (ув.4, ум.5) в натуральном и гармоническом мажоре и миноре с разрешением в тональностях до пяти знаков в ключе.

Характерные интервалы (ув.2, ум.7, ув.5, ум.4) на ступенях гармонического мажора и гармонического минора с разрешением в тональностях до пясти знаков в ключе.

Построение тритонов (ув.4, ум.5) от отдельного звука вверх и вниз с разрешением каждого в 4 тональности.

Аккорды. Главные трезвучия лада с обращениями, побочные трезвучия лада, D7 с обращениями и разрешением в тональностях до пясти знаков в ключе.

Аккорды на ступенях гармонического мажора: Sг, Ум.II53 (с разрешением), I7г, S7г. Уменьшенное трезвучие на седьмой ступени натурального мажора и гармонического минора, и на второй ступени гармонического мажора с разрешением.

Увеличенное трезвучие в гармоническом мажоре и гармоническом миноре: Ув.VIь53, Ув.III53 с разрешением.

Вводные септаккорды в натуральном и гармоническом мажоре: малый вводный септаккорд – МVII7, уменьшенный вводный септаккорд – Ум.VII7; в гармоническом миноре: уменьшенный вводный септаккорд – Ум.VII#7. Разрешение вводных септаккордов двумя способами: в тоническое трезвучие с удвоением третьей ступени лада и через D65 в тоническое трезвучие с удвоением первой ступени лада.

Построение D7 и его обращений от отдельного звука вверх и вниз с разрешением в одноименные тональности.

Построение четырех видов трезвучий, обращений мажорного и минорного трезвучий от отдельного звука вверх и вниз (повторение).

Синкопа. Разновидности внутритактовых синкоп:

и др. в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Триоль в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Размер 6/8. Ритмические группы в размере 6/8:

Затакт в размере 6/8.

Музыкальные формы. Повторение: простая двухчастная форма и простая трехчастная форма. Вариационная форма.

Фактура. Полифоническая фактура.

Мелизмы. Форшлаг, мордент, группетто, трель.

Музыкальные жанры. Повторение и обобщение: мазурка. Полонез, тарантелла. Баркарола.

Воспитание чувства метроритма. Освоение ритмических формул тактов, включающих пройденные ритмические группы. Сольмизация нотного текста. Исполнение ритмических канонов, ритмических партитур, ритмического аккомпанемента. Сочинение ритмического рисунка. Запись и воспроизведение ритмических рисунков прослушанных мелодий.

Слуховой анализ. Определение на слух: видов мажора и минора, мелодических оборотов, включающих альтерированные ступени, фрагменты хроматической гаммы, движение по звукам изучаемых интервалов и аккордов, интервалов в ладу и от звука, тритонов с разрешением, характерных интервалов с разрешением, интервальных последовательностей, пройденных аккордов в ладу и от звука, аккордовых последовательностей. Комплексный анализ музыкальных произведений.

5 класс

Теоретический материал. Мажорные (двух видов) и минорные (трех видов) тональности до семи знаков в ключе. Хроматизм, альтерация. Энгармонизм. Хроматическая гамма. Правописание мажорной и минорной хроматической гаммы.

Отклонение и модуляция в тональности первой степени родства. Сопоставление тональностей.

*Семиступенные диатонические лады. Пентатоника.

Интервалы. Обобщение: простые интервалы, тритоны, характерные интервалы с разрешением на ступенях натурального и гармонического мажора и минора в тональностях до семи знаков в ключе.

Построение характерных интервалов (ув.2, ум.7, ув.5, ум.4) и тритонов (ув.4, ум.5) от отдельного звука вверх и вниз с разрешением.

Аккорды. Обобщение: главные трезвучия лада с обращениями, побочные трезвучия лада, септаккорды, D7 с обращениями и разрешением, вводные септаккорды с разрешением, уменьшенное и увеличенное трезвучия с разрешением в натуральном и гармоническом мажоре и миноре в тональностях до семи знаков в ключе. Септаккорд второй ступени.

*Виды септаккордов:

Малый мажорный септаккорд (МБ7).

Малый минорный септаккорд (ММ7).

Малый уменьшенный септаккорд (МУм7).

Уменьшенный септаккорд (Ум7).

Большой мажорный септаккорд (ББ7).

Большой минорный септаккорд (БМ7).

Большой увеличенный септаккорд (БУв7).

Построение увеличенного трезвучия от отдельного звука вверх и вниз с разрешением в две тональности.

Обобщение – построение от отдельного звука всех пройденных аккордов:

- трезвучий вверх и вниз;

- обращений мажорного и минорного трезвучий вверх и вниз;

- уменьшенного трезвучия вверх и вниз с разрешением;

- D7 и его обращений вверх и вниз с разрешением;

- вводных септаккордов вверх с разрешением.

Различные виды группировок длительностей с лигой:

Ритмические группы в размерах 3/8, 6/8.

Классификация размеров:

Простые размеры (2/4, 2/2, 3/4, 3/2, 3/8).

Сложные размеры (4/4, 6/8, 6/4, 9/8, 12/8).

Смешанные (составные) размеры (5/4, 5/8, 7/4).

Переменный размер.

Музыкальные формы: повторение пройденных форм. Форма рондо.

Жанровые черты романса.

Воспитание чувства метроритма. Сольмизация нотного текста. Исполнение ритмических канонов, ритмических партитур, ритмического аккомпанемента. Сочинение ритмического рисунка. Запись и воспроизведение ритмических рисунков прослушанных мелодий.

Слуховой анализ. Определение на слух: видов мажора и минора, мелодических оборотов, включающих альтерированные ступени, фрагменты хроматической гаммы, движение по звукам изучаемых интервалов и аккордов, интервалов в ладу и от звука, тритонов с разрешением, характерных интервалов с разрешением, интервальных последовательностей, пройденных аккордов в ладу и от звука, аккордовых последовательностей. Комплексный анализ музыкальных произведений.

Примерные календарно-тематические планы

Семилетнее обучение

1 класс

I четверть

Название темы

Количество часов

1

Музыка в ряду искусств. Звуки музыкальные и немузыкальные. Музыка как искусство звуков.

1

2

Музыкальный звук и его свойства: высота, громкость, длительность, тембр.

1

3

Нотный стан, скрипичный ключ, басовый ключ.

1

4

Регистр, клавиатура, октава, названия и запись звуков.

1

5

Доля, пульс, длительности. Ритмослоги.

1

6

Слабая и сильная доли. Тактовая черта. Размер 2/4. Паузы.

1

7

Строение музыкальной речи: мотив, фраза, предложение. Понятия: реприза, запев, припев. Темпы (быстро, умеренно, медленно). Динамические оттенки (forte, piano).

1

8

Контрольный урок.

1

II четверть

Название темы

Количество часов

1

Звукоряд. Гамма. До мажор. Цифровое обозначение ступеней. Тоника.

1

2

До мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени.

1

3

Тяготение и разрешение неустойчивых ступеней. Опевание устойчивых звуков. Вводные звуки.

1

4

Полутон, тон. Строение мажорной гаммы.

1

5

Знаки альтерации. Понятие о ключевых знаках.

1

6

Соль мажор. Тетрахорды. Тоническое трезвучие.

1

7

Закрепление гаммы Соль мажор. Затакт.

1

8

Контрольный урок.

1

III четверть

Название темы

Количество часов

1

Ре мажор. Размер 3/4. Группировка.

1

2

Закрепление гаммы Ре мажор Транспонирование.

1

3

Фа мажор. Размер 4/4.Группировка.

1

4

Закрепление гаммы Фа мажор. Канон.

1

5

Интервалы: общее понятие. Названия интервалов и их ступеневая величина.

1

6

Классификация интервалов: консонансы и диссонансы.

1

7

Чистая прима и чистая октава.

1

8

Малая и большая секунда.

1

9

Малая и большая терция.

1

10

Чистая кварта и чистая квинта.

1

11

Контрольный урок.

1

IV четверть

Название темы

Количество часов

1

Интервалы на ступенях натурального мажора.

1

2

Устойчивые и неустойчивые интервалы. Разрешение интервалов.

1

3

Минор. Строение минорной гаммы. Тональность ля-минор.

1

4

Строение музыкальной речи: мотив, фраза, предложение. Музыкальные формы: период, куплетная форма.

1

5

Музыкальные жанры: песня, танец, марш.

1

6

Приёмы развития музыкального материала: повторение, секвенция, вариантность, вариационность.

1

7

Фактура. Одноголосие, двухголосие. Мелодия и аккомпанемент.

1

8

Контрольный урок.

1

2 класс

I четверть

Название темы

Количество часов

1

Повторение материала за 1 класс.

1

2

C-dur. Повторение: строение мажорной гаммы, цифровое обозначение ступеней, устойчивые и неустойчивые звуки, вводные звуки, опевание, разрешение.

1

3

Параллельные тональности. a-moll – строение минорной гаммы.

1

4

G-dur. Размер 4/4. Ритмическая группа

1

5

e-moll. Три вида минора.

1

6

D-dur. Разме3/4.Ритмическая группа

1

7

h-moll. Три вида минора.

1

8

Контрольный урок.

1

II четверть

Название темы

Количество часов

1

Интервалы (повторение) Чистая прима. Чистая октава.

1

2

Малая и большая секунда.

1

3

Малая и большая терция.

1

4

Чистая кварта. Чистая квинта.

1

5

Малая и большая секста.

1

6

Малая и большая септима.

1

7

Интервалы на ступенях натурального мажора и гармонического минора.

1

8

Контрольный урок.

1

III четверть

Название темы

Количество часов

1

Трезвучие (повторение). Главные трезвучия лада.

1

2

F-dur. Главные трезвучия лада в мажоре.

1

3

Закрепление F-dur.Интервалы. Побочные трезвучия.

1

4

d-moll 3-х видов. Главные трезвучия лада в миноре.

1

5

Закрепление d-moll. Интервалы.

1

6

B-dur. Интервалы. T, S, D.

1

7

Закрепление B-dur. Размер 3/8.

1

8

g-moll 3-х видов. Интервалы. t, s, D.

1

9

Закрепление g-moll. Повторение пройденного материала.

1

10

Фактура: одноголосие, двухголосие, мелодия и аккомпанемент (повторение).

1

11

Контрольный урок.

1

IV четверть

Название темы

Количество часов

1

Обращение интервалов. Затакт.

1

2

Разрешение простых интервалов.

1

3

Разрешение терций и секст.

1

4

Разрешение кварт и квинт.

1

5

Разрешение секунд и септим.

1

6

Простые интервалы от звука вверх и вниз.

1

7

Ознакомление с понятием тритон.

1

8

Контрольный урок.

1

3 класс

I четверть

Название темы

Количество часов

1

Повторение материала за II класс.

1

2

C-dur. Интервалы с разрешением в мажоре.

1

3

a-moll 3-х видов. Интервалы с разрешением в миноре.

1

4

G-dur. Ознакомление с понятием тритон: ув.4 и ум.5.

1

5

e-moll. Обращение интервалов (повторение).

1

6

Построение простых интервалов от звука.

1

7

Параллельно-переменный лад. Музыкальные формы (повторение).

1

8

Контрольный урок.

1

II четверть

Название темы

Количество часов

1

D-dur. Главные трезвучия лада в мажоре. Побочные трезвучия лада.

1

2

h-moll 3-х видов. Главные трезвучия лада в миноре. Побочные трезвучия лада.

1

3

A-dur. Интервалы. Главные трезвучия лада.

1

4

fis-moll 3-х видов. Интервалы. Главные трезвучия лада.

1

5

Интервальная структура мажорного, минорного, увеличенного и уменьшённого трезвучий.

1

6

Построение трезвучий от звука: Мажорное и минорное трезвучия.

1

7

Построение трезвучий от звука: увеличенное и уменьшённое трезвучия.

1

8

Контрольный урок.

1

III четверть

Название темы

Количество часов

1

Обращения трезвучий: секстаккорд и квартсекстаккорд.

1

2

F-dur.Тоническое трезвучие с обращениями.

1

3

F-dur. Субдоминанта и доминанта с обращениями.

1

4

d-moll 3-х видов. Тоническое трезвучие с обращениями.

1

5

d-moll 3-х видов. Субдоминанта и доминанта с обращениями.

1

6

B-dur. Главные трезвучия лада с обращениями.

1

7

B-dur. Ритмическая группа

1

8

g-moll 3-х видов. Главные трезвучия лада с обращениями.

1

9

g-moll 3-х видов. Ритмическая группа

1

10

Обобщающий урок: главные трезвучия лада с обращениями.

1

11

Контрольный урок.

1

IV четверть

Название темы

Количество часов

1

Es-dur. Интервалы. Главные трезвучия лада с обращениями.

1

2

Es-dur. Размер 3/8.

1

3

c-moll 3-х видов. Интервалы. Главные трезвучия лада с обращениями.

1

4

c-moll 3-х видов. Затакт в размере 3/8.

1

5

Построение интервалов от звука.

1

6

Построение аккордов от звука.

1

7

Музыкальные жанры (повторение).

1

8

Контрольный урок.

1

4 класс

I четверть

Название темы

Количество часов

1

Повторение материала за 3 класс.

1

2

C-dur–a-moll. Параллельные тональности. Три вида минора.

1

3

G-dur. Простые интервалы. Ритмическая группа I. I

1

4

e-moll 3-х видов. Простые интервалы. Ритмическая группа I. I

1

5

D-dur. Тритоны в мажоре.

1

6

h-moll 3-х видов. Тритоны в миноре.

1

7

Простые интервалы от звука. Музыкальные формы: простая 2-хчастная, простая 3-хчастная, вариации.

1

8

Контрольный урок.

1

II четверть

Название темы

Количество часов

1

А-dur . TSD с обращениями. Ритмическая группа

1

2

fis-moll 3х видов. tsD с обращениями.

1

3

Е-dur. Побочные трезвучия лада.

1

4

Cis-moll 3х видов. Побочные трезвучия лада.

1

5

Б53 , М53,Ув53,Ум 53 от звука.

1

6

Интервальная структура обращений Б53, М53.

1

7

Фактура: гомофонно-гармоническая и аккордовая (повторение).

1

8

Контрольный урок.

1

III четверть

Название темы

Количество часов

1

Квинтовый круг тональностей. Буквенные обозначения тональностей.

1

2

F-dur. Интервалы, тритоны, T, S, D с обращениями, побочные трезвучия.

1

3

d-moll 3-х видов. Интервалы, тритоны, главные трезвучия с обращениями, побочные трезвучия.

1

4

B-dur. Интервалы, тритоны, T, S, D с обращениями, побочные трезвучия. Синкопа.

1

5

g-moll 3-хвидов. Интервалы, тритоны, главные трезвучия с обращениями, побочные трезвучия. Синкопа.

1

6

Es-dur. Интервалы, тритоны, T, S, D с обращениями, побочные трезвучия.

1

7

с-moll 3-хвидов. Интервалы, тритоны, главные трезвучия с обращениями, побочные трезвучия.

1

8

As-dur. Интервалы, тритоны, главные трезвучия с обращениями, побочные трезвучия.

1

9

f-moll 3-х видов. Интервалы, тритоны, главные трезвучия с обращениями, побочные трезвучия.

1

10

Размер 3/8 и 6/8. Особенности группировки.

1

11

Контрольный урок.

1

IV четверть

Название темы

Количество часов

1

Понятие септаккорд. Септаккорды на ступенях мажора и минора.

1

2

Доминантовый септаккорд с разрешением в мажоре.

1

3

Доминантовый септаккорд с разрешением в миноре.

1

4

Обращения D7.

1

5

D65 с разрешением в мажоре и миноре.

1

6

D43 с разрешением в мажоре и миноре.

1

7

D2 с разрешением в мажоре и миноре.

1

8

Контрольный урок.

1

5 класс

I четверть

Название темы

Количество часов

1

Повторение материала за 4 класс.

1

2

C-dur–a-moll. Параллельные тональности. Три вида минора. Интервалы. Тритоны. Квинтовый круг тональностей. Буквенное обозначение тональностей.

1

3

G-dur, e-moll 3-х видов. Простые интервалы. Тритоны.

1

4

D-dur. Простые интервалы. Тритоны. Главные трезвучия лада с обращениями. Ум53.

1

5

h-moll 3-х видов. Тритоны в миноре. Главные трезвучия лада с обращениями. Построение интервалов от звука.

1

6

А-dur. Тритоны. TSD с обращениями. Ум53. . D7.

1

7

fis-moll 3-х видов. Тритоны. Главные трезвучия с обращениями. Ум53. . D7.

1

8

Контрольный урок.

1

II четверть

Название темы

Количество часов

1

Е-dur. Побочные трезвучия лада.

1

2

сis-moll 3-х видов. Побочные трезвучия лада.

1

3

Хроматизм.

1

4

H-dur. Тритоны. Главные трезвучия с обращениями. Ум53. D7.

1

5

Б53 , М53,Ув53, Ум53 от звука (повторение). Интервальная структура обращений Б53, М53 (повторение).

1

6

gis-moll. Интервалы. Тритоны.

1

7

gis-moll. Главные трезвучия с обращениями. Ум53. D7.

1

8

Контрольный урок.

1

III четверть

Название темы

Количество часов

1

Модуляция. Отклонение.

1

2

F-dur. Интервалы, тритоны, T, S, D с обращениями, побочные трезвучия.

1

3

d-moll 3-х видов. Интервалы, тритоны, главные трезвучия с обращениями, побочные трезвучия.

1

4

B-dur. Интервалы, тритоны, T, S, D с обращениями, побочные трезвучия. Синкопа.

1

5

g-moll 3-хвидов. Интервалы, тритоны, главные трезвучия с обращениями, побочные трезвучия. Синкопа.

1

6

Es-dur. Интервалы, тритоны, главные трезвучия с обращениями, побочные трезвучия.

1

7

с-moll 3-хвидов. Интервалы, тритоны, главные трезвучия с обращениями, побочные трезвучия.

1

8

As-dur. Интервалы, тритоны, T, S, D с обращениями, побочные трезвучия.

1

9

f-moll 3хвидов. Интервалы, тритоны, главные трезвучия с обращениями, побочные трезвучия.

1

10

Интервальные и аккордовые последовательности.

1

11

Контрольный урок.

1

IV четверть

Название темы

Количество часов

1

Des-dur. Простые интервалы. Тритоны.

1

2

Des-dur. Главные трезвучия лада с обращениями. D7 с обращениями.

1

3

b-moll. Простые интервалы. Тритоны.

1

4

b-moll. Главные трезвучия лада с обращениями. D7 с обращениями.

1

5

Триоль.

1

6

Интервальные и аккордовые последовательности.

1

7

Составные интервалы (ознакомление).

1

8

Контрольный урок.

1

6 класс

I четверть

Название темы

Количество часов

1

Повторение материала за 5 класс.

1

2

C-dur – a-moll 3-х видов. Простые интервалы. Тритоны.

1

3

G-dur, e-moll 3-х видов. Простые интервалы. Тритоны.

1

4

D-dur, h-moll 3-х видов. Простые интервалы. Тритоны. Главные трезвучия лада с обращениями. Ум53. D7 с обращениями.

1

5

А-dur, fis-moll 3-х видов. Простые интервалы. Тритоны. Главные трезвучия лада с обращениями. Побочные трезвучия. Ум53. D7 с обращениями.

1

6

Е-dur, сis-moll 3-х видов. Простые интервалы. Тритоны. Главные трезвучия лада с обращениями. Побочные трезвучия. Ум53. D7 с обращениями.

1

7

H-dur, gis-moll 3-х видов. Простые интервалы. Тритоны. Главные трезвучия лада с обращениями. Побочные трезвучия. Ум53. D7 с обращениями.

1

8

Контрольный урок.

1

II четверть

Название темы

Количество часов

1

Fis-dur. Гармонический мажор.

1

2

Fis-dur. Гармонический мажор. Тритоны. Ум53.

1

3

Fis-dur. Гармонический мажор. Характерные интервалы. Ув53.

1

4

Fis-dur. Гармонический мажор. Аккорды на ступенях гармонического мажора.

1

5

dis-moll 3-х видов. Гармонический минор. Ритмические группы с залигованными нотами.

1

6

dis-moll 3-х видов. Гармонический минор. Тритоны. Ум53.

1

7

dis-moll 3-х видов. Гармонический минор. Характерные интервалы. Ув53.

1

8

Контрольный урок.

1

III четверть

Название темы

Количество часов

1

F-dur. d-moll 3-х видов. Хроматизм. Альтерация. Энгармонизм.

1

2

B-dur, g-moll 3-х видов. Хроматическая гамма. Правописание хроматической гаммы.

1

3

Es-dur, с-moll 3-х видов. Отклонение. Модуляция.

1

4

As-dur, f-moll 3-х видов. Тональности первой степени родства.

1

5

Des-dur. Септаккорд II ступени (II7).

1

6

b-moll 3-х видов. Септаккорд II ступени (II7).

1

7

Ges-dur. Простые интервалы. Тритоны. Характерные интервалы. Главные трезвучия лада с обращениями. Побочные трезвучия. Ум53. Ув53.

1

8

Ges-dur. D7 с обращениями. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени (II7).

1

9

es-moll 3-х видов. Простые интервалы. Тритоны. Характерные интервалы. Главные трезвучия лада с обращениями. Побочные трезвучия. Ум53. Ув53.

1

10

es-moll 3-х видов. D7 с обращениями. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени (II7).

1

11

Контрольный урок.

1

IV четверть

Название темы

Количество часов

1

Простые интервалы от звука.

1

2

Тритоны от звука.

1

3

Мажорное трезвучие с обращениями от звука. Увеличенное трезвучие от звука.

1

4

Минорное трезвучие с обращениями от звука. Уменьшенное трезвучие от звука.

1

5

D7 с обращениями от звука.

1

6

Вводные септаккорды от звука.

1

7

Пунктирный ритм. Триоль. Разновидности внутритактовых синкоп в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

1

8

Контрольный урок.

1

7 класс

I четверть

Название темы

Количество часов

1

Повторение материала за 6 класс.

1

2

С-dur 2-х видов, a-moll 3-х видов. Повторение: простые интервалы, тритоны, характерные интервалы.

1

3

Простые интервалы с разрешением на ступенях натурального и гармонического мажора и минора в тональностях до семи знаков при ключе.

1

4

Тритоны с разрешением на ступенях натурального и гармонического мажора и минора в тональностях до семи знаков при ключе.

1

5

Характерные интервалы (ув.2 и ум.7) с разрешением на ступенях натурального и гармонического мажора и минора в тональностях до семи знаков при ключе.

1

6

Характерные интервалы (ув.5 и ум.4) с разрешением на ступенях натурального и гармонического мажора и минора в тональностях до семи знаков при ключе.

1

7

Закрепление: простые интервалы, тритоны, характерные интервалы с разрешением на ступенях натурального и гармонического мажора и минора в тональностях до семи знаков при ключе.

1

8

Контрольный урок.

1

II четверть

Название темы

Количество часов

1

Главные трезвучия лада с обращениями и разрешением в натуральном и гармоническом мажоре и миноре в тональностях до семи знаков при ключе.

1

2

Побочные трезвучия лада, уменьшённое и увеличенное трезвучия с разрешением в натуральном и гармоническом мажоре и миноре в тональностях до семи знаков при ключе. Обращения побочных трезвучий лада.

1

3

D7 с обращениями и разрешением в натуральном и гармоническом мажоре и миноре в тональностях до семи знаков при ключе.

1

4

Вводные септаккорды с разрешением в натуральном и гармоническом мажоре и миноре в тональностях до семи знаков при ключе. Обращение УмVII7.

1

5

Септаккорд второй ступени (II7) с обращениями в натуральном и гармоническом мажоре и миноре.

1

6

Прерванный оборот: D7 – VI 53

1

7

Отклонение и модуляция в тональности первой степени родства. Сопоставление тональностей. Семиступенные диатонические лады, пентатоника.

Группировка длительностей с лигой в размере 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

1

8

Контрольный урок.

1

III четверть

Название темы

Количество часов

1

Простые интервалы от звука вверх и вниз с определением тональностей и разрешением.

1

2

Тритоны от звука вверх и вниз с определением тональностей и разрешением.

1

3

Характерные интервалы (ув.2 и ум.7) от звука вверх и вниз с определением тональностей и разрешением.

1

4

Характерные интервалы (ув.5 и ум.4) от звука вверх и вниз с определением тональностей и разрешением.

1

5

Трезвучия от звука вверх и вниз.

1

6

Обращения мажорного и минорного трезвучий от звука вверх и вниз.

1

7

Уменьшенное трезвучие от звука вверх и вниз с разрешением.

1

8

Увеличенное трезвучие от звука вверх и вниз с разрешением в две тональности.

1

9

Работа с ритмической группой триоль в размерах 2/4,3/4,4/4,6/8.

1

10

Сочетание разновидностей синкоп в размерах 2/4,3/4,4/4,6/8.

1

11

Контрольный урок.

1

IV четверть

Название темы

Количество часов

1

Виды септаккордов: МБ7, ММ7, МУм7, Ум7, ББ7, БМ7, БУв7.

1

2

Септаккорды от звука вверх и вниз.

1

3

D7 и его обращения от звука вверх и вниз с разрешением.

1

4

D7 и его обращения от звука вверх и вниз с разрешением (закрепление).

1

5

Вводные септаккорды от звука вверх и вниз с разрешением.

1

6

Септаккорд второй ступени от звука вверх и вниз.

1

7

Классификация размеров: простые, сложные, смешанные, переменный метр.

1

8

Контрольный урок.

1

1 класс (Пятилетнее обучение)

I четверть

Название темы

Количество часов

1

Музыка в ряду искусств. Звуки музыкальные и немузыкальные. Музыка как искусство звуков.

1

2

Музыкальный звук и его свойства: высота, громкость, длительность, тембр.

1

3

Нотный стан, скрипичный ключ, басовый ключ.

1

4

Регистр, клавиатура, октава, названия и запись звуков.

1

5

Доля, пульс, длительности. Ритмослоги.

1

6

Слабая и сильная доли. Тактовая черта. Размер 2/4. Паузы.

1

7

Строение музыкальной речи: мотив, фраза, предложение. Понятия: реприза, запев, припев. Темпы (быстро, умеренно, медленно). Динамические оттенки (forte, piano).

1

8

Контрольный урок.

1

II четверть

Название темы

Количество часов

1

Звукоряд. Гамма. До мажор. Цифровое обозначение ступеней. Тоника.

1

2

До мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени.

1

3

Тяготение и разрешение неустойчивых ступеней. Опевание устойчивых звуков. Вводные звуки.

1

4

Полутон, тон. Строение мажорной гаммы.

1

5

Знаки альтерации. Понятие о ключевых знаках.

1

6

Соль мажор. Тетрахорды. Тоническое трезвучие.

1

7

Закрепление гаммы Соль мажор. Затакт.

1

8

Контрольный урок.

1

III четверть

Название темы

Количество часов

1

Ре мажор. Размер 3/4. Группировка.

1

2

Закрепление гаммы Ре мажор. Транспонирование.

1

3

Фа мажор. Размер 4/4. Группировка.

1

4

Закрепление гаммы Фа мажор. Канон.

1

5

Интервалы: общее понятие. Ступеневая величина интервалов.

1

6

Классификация интервалов: консонансы и диссонансы.

1

7

Чистая прима и чистая октава.

1

8

Малая и большая секунда.

1

9

Малая и большая терция.

1

10

Чистая кварта и чистая квинта.

1

11

Контрольный урок.

1

IV четверть

Название темы

Количество часов

1

Интервалы на ступенях натурального мажора. Устойчивые и неустойчивые интервалы. Разрешение интервалов.

1

2

Минор. Строение минорной гаммы. Тональность ля-минор.

1

3

Трезвучие. Виды трезвучий (мажорное и минорное). Т53.

1

4

Главные трезвучия лада на ступенях натурального мажора: тоническое, субдоминантовое, доминантовое.

1

5

Музыкальные жанры: песня, танец, марш.

1

6

Приёмы развития музыкального материала: повторение, секвенция, вариантность, вариационность.

1

7

Фактура. Одноголосие, двухголосие. Мелодия и аккомпанемент.

1

8

Контрольный урок.

1

2 класс (5л)

I четверть

Название темы

Количество часов

1

Повторение материала за I класс.

1

2

C-dur. Интервалы с разрешением в мажоре.

1

3

a-moll 3-х видов. Интервалы с разрешением в миноре.

1

4

G-dur. Ознакомление с понятием тритон: ув.4 и ум.5.

1

5

e-moll. Обращение интервалов.

1

6

Построение простых интервалов от звука.

1

7

Параллельно-переменный лад. Музыкальные формы (повторение).

1

8

Контрольный урок.

1

II четверть

Название темы

Количество часов

1

D-dur.Главные трезвучия лада в мажоре. Побочные трезвучия лада.

1

2

h-moll 3х видов. Главные трезвучия лада в миноре. Побочные трезвучия лада.

1

3

A-dur. Интервалы. Главные трезвучия лада.

1

4

fis-moll 3х видов. Интервалы. Главные трезвучия лада.

1

5

Интервальная структура мажорного, минорного, увеличенного и уменьшённого трезвучий.

1

6

Построение трезвучий от звука: Мажорное и минорное трезвучия.

1

7

Построение трезвучий от звука: увеличенное и уменьшённое трезвучия.

1

8

Контрольный урок.

1

III четверть

Название темы

Количество часов

1

Обращения трезвучий: секстаккорд и квартсекстаккорд.

1

2

F-dur.Тоническое трезвучие с обращениями.

1

3

F-dur. Субдоминанта и доминанта с обращениями.

1

4

d-moll 3-х видов. Тоническое трезвучие с обращениями.

1

5

d-moll 3-х видов. Субдоминанта и доминанта с обращениями.

1

6

B-dur. Главные трезвучия лада с обращениями.

1

7

B-dur. Ритмические группы с шестнадцатыми, четверть с точкой и восьмая.

1

8

g-moll 3-х видов. Главные трезвучия лада с обращениями.

1

9

g-moll 3-х видов. Ритмические группы с шестнадцатыми, четверть с точкой и восьмая.

1

10

Обобщающий урок: главные трезвучия лада с обращениями.

1

11

Контрольный урок.

1

IV четверть

Название темы

Количество часов

1

Es-dur. Интервалы. Главные трезвучия лада с обращениями.

1

2

Es-dur. Размер 3/8.

1

3

c-moll 3-х видов. Интервалы. Главные трезвучия лада с обращениями.

1

4

c-moll 3-х видов. Затакт в размере 3/8.

1

5

Построение интервалов от звука.

1

6

Построение аккордов от звука.

1

7

Музыкальные жанры. Повторение и обобщение: жанровые черты и различия польки, вальса, марша. Менуэт.

1

8

Контрольный урок.

1

3 класс (5л)

I четверть

Название темы

Количество часов

1

Повторение материала за 2 класс.

1

2

C-dur – a-moll. Параллельные тональности. Три вида минора.

1

3

G-dur. Простые интервалы. Ритмические группы с шестнадцатыми, четверть с точкой и восьмая.

1

4

e-moll 3-х видов. Простые интервалы. Ритмические группы с шестнадцатыми, четверть с точкой и восьмая.

1

5

D-dur. Тритоны в мажоре.

1

6

h-moll 3-х видов. Тритоны в миноре.

1

7

Простые интервалы от звука. Музыкальные формы: период, простая 2-ч, простая 3-ч.

1

8

Контрольный урок.

1

II четверть

Название темы

Количество часов

1

А-dur . TSD с обращениями. Ритмические группы с шестнадцатыми в размере 3/8. Затакт в размере 3/8.

1

2

fis-moll 3х видов. tsD с обращениями. Ритмические группы с шестнадцатыми в размере 3/8. Затакт в размере 3/8.

1

3

Е-dur. Побочные трезвучия лада.

1

4

Cis-moll 3х видов. Побочные трезвучия лада.

1

5

Б53 , М53,Ув53,Ум 53 от звука.

1

6

Интервальная структура обращений Б53, М53. Построение от звука.

1

7

Фактура: гомофонно-гармоническая, аккордовая, полифоническая.

1

8

Контрольный урок.

1

III четверть

Название темы

Количество часов

1

Музыкальные жанры. Мазурка. Полонез.

1

2

F-dur.Интервалы, тритоны, TSD с обращениями, побочные трезвучия.

1

3

d-moll 3х видов. Интервалы, тритоны, tsD с обращениями, побочные трезвучия.

1

4

B-dur. Интервалы, тритоны, TSD с обращениями, побочные трезвучия.

1

5

g-moll 3хвидов. Интервалы, тритоны, tsD с обращениями, побочные трезвучия. Синкопа.

1

6

Es-dur. Интервалы, тритоны, TSD с обращениями, побочные трезвучия.

1

7

с-moll 3хвидов. Интервалы, тритоны, tsD с обращениями, побочные трезвучия.

1

8

As-dur. Интервалы, тритоны, TSD с обращениями, побочные трезвучия.

1

9

f-moll 3хвидов. Интервалы, тритоны, tsD с обращениями, побочные трезвучия.

1

10

Размер 3/8 и 6/8. Особенности группировки.

1

11

Контрольный урок.

1

IV четверть

Название темы

Количество часов

1

Понятие септаккорд. Септаккорды на ступенях мажора и минора.

1

2

Доминантовый септаккорд с разрешением в мажоре.

1

3

Доминантовый септаккорд с разрешением в миноре.

1

4

Обращения D7.

1

5

D65с разрешением в мажоре и миноре.

1

6

D43 с разрешением в мажоре и миноре.

1

7

D2с разрешением в мажоре и миноре.

1

8

Контрольный урок.

1

Десятибалльная шкала и примеры показателей оценки результатов учебной деятельности учащихся

Уровень

Отметка в баллах

Показатели оценки

Неудовлетворительный

0 баллов

Осознанный отказ от изложения учебного материала и выполнения учебных заданий, не выполняет домашних заданий.

Низкий

1 (один) балл

Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде, наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью учителя

 

2 (два)

балла

Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде, осуществление соответствующих практических действий, наличие существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью учителя

Удовлетворительный

3 (три)

балла

Воспроизведение части программного материала по памяти, осуществление умственных практических действий по образцу, наличие отдельных существенных ошибок

 

4 (четыре) балла

Осмысленное, уверенное воспроизведение большей части программного учебного материала, применение знаний в знакомой ситуации по образцу, наличие единичных существенных ошибок, способность самостоятельно или при поддержке учителя исправлять ошибки

Средний

5 (пять) баллов

Уверенное, осознанное воспроизведение программного учебного материала, самостоятельное применение усвоенных умений и навыков по образцу, наличие несущественных ошибок, самостоятельное их исправление

 

6 (шесть) баллов

Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала, владение программным учебным материалом в знакомой ситуации, способность критически оценивать собственный результат, наличие несущественных ошибок и исправление их самостоятельно

Достаточный

7 (семь) баллов

Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала, владение программным учебным материалом в знакомой ситуации, стремление самостоятельно применять на практике усвоенные знания, наличие единичных несущественных ошибок, способность их обнаружения и исправления

Достаточный

8 (восемь) баллов

Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала, оперирование программным учебным материалом в знакомой и проблемной ситуации, наличие несущественных ошибок и самостоятельное их исправление

Высокий

9 (девять) баллов

Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала, оперирование программным учебным материалом во всех учебных ситуациях, единичные несущественные ошибки, самостоятельное их исправление, способность к критике и самокритике

 

10 (десять) баллов

Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации, целеустремленное, осознанное, творческое отношение к учебе


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога:

1. Алексеев, Б. Гармоническое сольфеджио / Б. Алексеев. – М.: Музыка, 1975.

2. Барабошкина, А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 кл. ДМШ / А. Барабошкина. – М.: Музыка, 1975.

3. Барабошкина, А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 2 кл. ДМШ / А. Барабошкина. – М.: Музыка, 2004.

4. Быканова, Е. Музыкальные диктанты 1–4кл. / Е. Быканова. – М.: Музыка, 1979.

5. Быканова, Е., Стоклицкая, Т. Музыкальные диктанты. Одноголосие. 1–4 класс ДМШ / Е. Быканова, Т. Стоклицкая. – М.: Советский композитор, 1979.

6. Бырченко, Т., Франио, Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике / Т. Бырченко, Г. Франио. – М.: Советский композитор, 1971 .

7. Вахромеев, В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе / В. Вахромеев. – Минск: Харвест, 2005.

8. Вахромеев, В. Элементарная теория музыки / В. Вахромеев. М.: Музыка, 1961.

9. Вейс, П. Ступеньки в музыку: пособие по сольфеджио / П. Вейс. – М.: Советский композитор, 1987.

10. Воспитание музыкального слуха: сборник статей / ред. А. Агажанов. – М.: Музыка, 1977.

11. Давыдова, Е. Методика преподавания сольфеджио / Е. Давыдова. – М.: Музыка, 1995.

12. Давыдова, Е. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3 класса / Е. Давыдова. – М.: Музыка, 1976.

13. Давыдова, Е. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 4 класса / Е. Давыдова. – М.: Музыка, 2003.

14. Давыдова, Е. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 5 класса / Е. Давыдова. – М.: Музыка, 2001.

15. Долматов, Н. Музыкальный диктант / Н. Долматов. – М.: Музыка, 1972.

16. Ежикова, Г. Музыкальные диктанты 1–7 кл. / Г. Ежикова. – М.: Музыка, 1983.

17. Зебряк, Т. Играем на уроках сольфеджио / Т. Зебряк. – М.: Музыка, 1990.

18. Калугина, М., Халабузарь, П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио: метод. пособие / М. Калугина, П. Халабузарь. – М.: Советский композитор, 1987.

19. Калужская, Т. Учебно-методическое пособие к учебнику сольфеджио 6 класс / Т. Калужская. – М.: Музыка, 1988.

20. Карасева, М. Элементарная теория музыки и гармония (экспресс-курс) / М. Карасева. – М., 1994.

21. Коленцева, Н. Сольфеджио 1 класс / Н. Коленцева, Г. Чиж, Е. Мурзина. – Киев: Муз. Украина, 1988.

22. Котляревская-Крафт, М. Сольфеджио: уч. пособие для подготовительного отделения ДМШ / М. Котляревская-Крафт, Ч. Москалькова, Л. Батхан. – Л.: Музыка, 1986.

23. Ладухин, Н. 1000 примеров музыкального диктанта / Н. Ладухин. – М.: Музыка, 1986.

24. Металлиди, Ж., Перцовская, А. Музыкальные диктанты для ДМШ / Ж. Металлиди, А. Перцовская. – Л: Музыка, 1982.

25. Музыкальные диктанты // ред. В. Вахромеева. – М.: Музыка, 1975.

26. Мюллер, Т. Двух- и трёхголосные диктанты / Т. Мюллер. – М.: Музыка, 1978.

27. Незванов, Б., Лащенкова, А. Хрестоматия по слуховому гармоническому анализу: пособие по курсу сольфеджио для муз. училищ. – Л.: Музыка, 1960.

28. Новицкая, Н. Музыкальные диктанты для ДМШ и ДШИ / Н. Новицкая. – СПб.: Композитор, 2008.

29. Островский, А. Методика теории музыки и сольфеджио / А. Островский. – Л.: Музыка, 1980.

30. Островский, А. Сольфеджио / А. Островский, С. Соловьёв, В. Шокин. – М.: Советский композитор, 1974.

31. Ромм, Р. Изучение тональностей в ДМШ / Р. Ромм. – М.: Музыка, 1977.

32. Русяева, И. Одноголосные диктанты 1 класс / И. Русяева. – М.: Музыка, 1981.

33. Серебряный, С. Сольфеджио на ритмоинтонационной основе современной эстрадной музыки / С. Серебряный. – М.: Музыка, 1987.

34. Скребкова, О., Скребков, С. Хрестоматия по гармоническому анализу / О. Скребкова, С. Скребков. – М.: Музыка, 1978.

35. Слуховой анализ на уроках сольфеджио (IV- VIII классы ДМШ): хрестоматия // ред. Л.С. Шехтман. – СПб.: Композитор, 1996.

36. Тульянц, Е. Детям о музыке / Е. Тульянц. – М.: Аквариум, 1996.

37. Упражнения по элементарной теории музыки // под ред. А.Л. Щербакова. – М.: Музыка, 1986.

41. Фридкин, Г. Музыкальные диктанты / Г. Фридкин. – М.: Музыка, 1981.

42. Шеломов, Б. Импровизация на уроках сольфеджио / Б. Шеломов. – М.: Музыка, 1985.

 

Литература для детей:

1. Виноградов, Г.А., Красовская Е.М. Занимательная теория музыки / Г.А. Виноградов, Е.М. Красовская. – М.: Музыка, 1991.

2. Давыдова, Е. Сольфеджио: учебник для 3 класса ДМШ / Е. Давыдова. – М.: Музыка, 1996.

3. Давыдова, Е. Сольфеджио: учебник для 4 класса ДМШ / Е. Давыдова. – М.: Музыка, 1996.

4. Давыдова, Е. Сольфеджио: учебник для 5 класса ДМШ / Е. Давыдова. – М.: Музыка, 1992.

5. Калинина, Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс / Г. Калинина. – М.: Музыка, 2002.

6. Калинина, Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 2 класс / Г. Калинина. – М.: Музыка, 2003.

7. Калинина, Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 3 класс / Г. Калинина. – М.: Музыка, 2005.

8. Калинина, Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 4 класс / Г. Калинина. – М.: Музыка, 2006.

9. Калинина, Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 5 класс / Г. Калинина. – М.: Музыка, 2006.

10. Калинина, Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 6 класс / Г. Калинина. – М.: Музыка, 2005.

11. Калинина, Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 7 класс / Г. Калинина. – М.: Музыка, 2006.

12. Калмыков, Б., Фридкин, Г. Сольфеджио: часть 1 / Б. Калмыков, Г. Фридкин. – М.: Музыка, 1990.

13. Калмыков, Б., Фридкин, Г. Сольфеджио: часть 2 / Б. Калмыкова, Г. Фридкин. – М.: Музыка, 1990.

14. Калужская, Т. Сольфеджио 6 кл. / Т. Калужская. – М.: Музыка, 1982.

15. Красинская, Л., Уткин, В. Элементарная теория музыки / Л. Красинская, В. Уткин. – М.: Музыка, 1991.

16. Ладухин, Н. Одноголосное сольфеджио / Н. Ладухин. – М.: Музыка, 1980.

17. Металлиди, Ж., Перцовская, А. Мы играем, сочиняем и поём: учебник для 1 класса ДМШ / Ж. Металлиди, А. Перцовская. – М.: Музыка, 1990.

18. Металлиди, Ж., Перцовская, А. Мы играем, сочиняем и поём: учебник для 2 класса ДМШ / Ж. Металлиди, А. Перцовская. – М.: Музыка, 1990.

19. Металлиди, Ж., Перцовская, А. Мы играем, сочиняем и поём: учебник для 3 класса ДМШ / Ж. Металлиди, А. Перцовская. – М.: Музыка, 1990.

20. Металлиди, Ж., Перцовская, А. Мы играем, сочиняем и поём: учебник для 4 класса ДМШ / Ж. Металлиди, А. Перцовская. – М.: Музыка, 1990.

21. Металлиди, Ж., Перцовская, А. Мы играем, сочиняем и поём: учебник для 5 класса ДМШ / Ж. Металлиди, А. Перцовская. – М.: Музыка, 1990.

22. Металлиди, Ж., Перцовская, А. Мы играем, сочиняем и поём: учебник для 6 класса ДМШ / Ж. Металлиди, А. Перцовская. – М.: Музыка, 1990.

23. Панова, Н. Конспекты по элементарной теории / Н. Панова. – М.: Музыка, 1997.

24. Способин, И. Элементарная теория музыки / И. Способин. – М.: Музыка, 1985.

25. Фридкин, Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио / Г. Фридкин. – М.: Музыка, 1992.

26. Фридкин, Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте / Г. Фридкин. – М.: Музыка, 2002.

27. Холопова, В. Специальное и неспециальное музыкальное содержание / В. Холопова. – СПб.: Музыка, 2000.

28. Шайхутдинова, Д. Краткий курс элементарной теории музыки / Д. Шайхутдинова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.