12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маркевич Наталья Алексеевна37
методист, преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы в детской школе искусств
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ НА УРОКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ДМШ И ДШИ.


Автор: Маркевич Наталья Алексеевна, преподаватель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Новосибирска «Детская школа искусств № 11».



В условиях современной школы снижение мотивации к обучению является одной из болезненных проблем. В статье автор предлагает собственные пути ее решения на уроках сольфеджио, слушания музыки, музыкальной литературы в детской музыкальной школе или школе исскуств.

На снижение мотивации влияют различные факторы. Один из них- принятый в общественной культуре стиль воспитания в семье. Родители часто лишают ребенка принятия, автономии и компетентности. Такое отношение приводит к неуверенности в своих силах, инфантильности, отсутствию инициативы. Кроме того, поколение Z (дети 2003-2024гг. рождения) имеет свои особенности. У этого поколения нет необходимости читать книги, собирать данные — «Гугл знает все». Современные дети не в состоянии обработать, проанализировать огромный поток информации, выстроить причинно-следственные связи. Им свойственна быстрая потеря внимания и концентрации, они нуждаются в развитии эмоционального интеллекта, умения общаться.

Еще один фактор низкой мотивации - содержание обучения - часто находится далеко от практических нужд, никак не связано с жизнью. У ребенка отсутствует понимание, зачем он должен это знать и как приобретаемые знания и умения пригодятся ему в будущем. Что касается методов, то господствующие в традиционной педагогике объяснительно-иллюстративные методы не предполагают формирования целостного взгляда на изучаемый предмет, умения пользоваться теоретическими понятиями. Такая ситуация приводит к малой познавательной активности учащихся. Однообразие форм работы также способствует потере мотивации, особенно если преобладающей является фронтальная работа, в которой мало возможностей для индивидуальной активности учащихся. Демотивирует и однотипность упражнений, которые служат закреплению предложенных знаний. Также, ученика отталкивает акцент педагога на «оценивании», часто субъективном, без разнообразной похвалы и неконкретной критики, настройка на конкуренцию, а не позитивное отношение к выполнению задания.

Большую роль в таком многофакторном явлении, как мотивация, играет и организация образовательного процесса, особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимоотношения с другими учащимися), особенности педагога и его система отношения к ученику, к делу, специфика учебного предмета.

Каковы причины снижения мотивации к обучению по мнению самих ребят? В ходе опроса учеников прозвучали следующие ответы: лень, перегрузка, усталость, недосыпание, внешкольная жизнь, желание проводить время не за домашним заданием, а на улице, или за компьютером. Все перечисленное - это факторы зависящие не от нас , преподавателей, а скорее от режима и приоритетов семьи школьника. Но есть и причины, напрямую связанные с педагогом - неинтересные уроки, трудности в понимании предмета, большой объем материала, много лишнего материала, негативные отношения между учениками в группе, личные качества учителя, страх перед школой и плохой оценкой, непонимание цели учения. Здесь есть повод задуматься.

Безусловно, коррекция сложившейся ситуации возможна и необходима. Конечно, легче изменить методы и приемы преподавания, сложнее общественно-семейные установки, государственные программы, диктующие педагогу содержание образования.

В формировании устойчивой учебной мотивации (побуждении к познанию, исследованию), огромное значение имеет интерес, интерес к предмету, к изучаемой теме. А также удовольствие, получаемое в процессе учебной деятельности и значимость, важность результатов этой деятельности (Я добился! Я смог! У меня получилось! Я молодец!). «Хочу – могу - выполняю с интересом - для меня это значимо» - вот порядок эффективной учебной цепочки. Профессия преподавателя сложна, требует большой отдачи. Как удержать в течение многих лет работы интерес детей к своему предмету, как самому не потерять этот интерес? Для меня ответом на этот вопрос служат два пути: создание на уроке ситуации успеха для каждого обучающегося и постоянное применение нетрадиционных методов и форм организации урока, продуманное чередование видов работ и типов заданий.

Огромную роль в повышении мотивации к обучению играет создание ситуации успеха для каждого ученика. Здесь важен индивидуальный подход (учет темпа выполнения заданий, выбор действия в соответствии с возможностями ребенка - работа ученика у доски с комментированием или отдельное объяснение педагога при затруднениях), создание атмосферы диалога, сотрудничества, взаимопонимания как между преподавателем и детьми , так и между самими детьми. Неуспешный ученик не должен оказываться в ситуации постоянных негативных оценок. Педагог обязательно должен одобрять конкретное достижение, направлять, хвалить, учитывая качество работы, усилия учащегося , значение достигнутого результата. Эффективная похвала всегда искренна, дает информацию о компетентности и достижениях учеников, настраивает на позитивное отношение к выполнению задания, подчеркивает усердие и старательность, как причину успеха, помогает обрести веру в себя. Учителю необходимо настраивать детей на правильную модель восприятия успехов и неудач — успех как неслучайный, неудача как временная. Сравнивать не учащихся, а ученика сегодняшнего с ним же вчерашним. Работа над формированием личностных результатов также важна, как и работа над усвоением знаний. Самый мощный стимул- «Получилось!». Его отсутствие означает отсутствие смысла учебы.

Хочется отметить, что использование групповых форм работы снижает излишнее напряжение вокруг отметок. В группе всегда больше возможностей для индивидуальной активности ученика, чем при фронтальной работе. Например, командно-эстафетное построение у доски интервалов, аккордов помогает педагогу увидеть степень усвоения материала , а учащимся сфокусировать внимание, приобрести азарт соревнования. Работа в парах учит сопоставлять, сравнивать, доказывать свою правоту ( например, распределяя интервалы по «диссонансам» и «консонансам»; аккорды по «трезвучиям», «секстаккордам» и «квартсекстаккордам»; карточки-изображения инструментов симфонического оркестра по группам и называя их вслух).

Самостоятельное оценивание учеником своей работы, или проверка ее соседом по парте — взаимопроверка (например, письменного слухового анализа интервалов), также снимает нежелательное напряжение и развивает рефлексию (самоанализ) у учащихся.

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности, постановка учебных задач, затем рефлексия важны для современного ученика. Понимание , что музыкальная грамота с первых уроков поможет читать ноты, исполнять ритмы, подбирать и записывать знакомые мелодии и аккомпанемент к ним дает ученику импульс к работе. Ведь он, в отличие от сверстников, не обучающихся в музыкальной школе, сможет петь и аккомпанировать себе на инструменте, радовать близких, обрести новых друзей, интересно заполнить свободное время, больше узнать о музыке, даже слегка знать итальянский язык! Все это я обсуждаю с первоклассниками в начале учебного процесса, подчеркивая важность теоретических предметов-сольфеджио, слушания музыки, музыкальной литературы. Построение, пение и игра гамм, интервалов, аккордов поможет на специальности, в хоровом пении, т.к. развивает слух и теоретическое мышление. Слушая музыку, ученики поймут, что искусство эмоционально отражает окружающий мир, поднимает проблемы личных человеческих взаимоотношений (оперы «Снегурочка» Н.А. Римского -Корсакова, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского), рассказывает историю страны (оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского). Искусство способно задавать вопросы и давать неоднозначные ответы .

Для успешных результатов в образовательном процессе учителю необходимо выстроить логику изучаемой дисциплины, двигаться только от хорошо освоенной темы к следующей. Ведь только закрепив фундамент, можно постепенно надстраивать на базу новые постройки (например, от построения интервалов переходить к построению аккордов ). Обширную тему (блок) целесообразно разбить на модули- уроки: изучение нового материала, его проработка, закрепление, контроль.

Современное образование предлагает множество эффективных подходов и установок, меняющих качество обучения. Они делятся на традиционные и инновационные, общепедагогические и узкопредметные. Из всего огромного спектра методов и приемовхотелось бы выделить несколько, по-моему мнению актуальных, соответствующих специфике музыкально-теоретических предметов в детской музыкальной школе и подробнее остановиться на их практическом применении в собственной работе.

Учет возрастных особенностей школьников приводит педагога к использованию деятельностно -практических и игровых методов в младшем возрасте и применению проблемных задач и исследовательских заданий, интегрированных уроков в среднем и старшем возрасте.

С первого по третий класс детей интересует игра, поэтому важно вплетать игровые элементы в каждый урок— «Ритмическое лото»; «Светофор-трезвучие», живые нотки на магнитной доске; «Живая гамма» с нотами- учениками; «Сигнал в космосе» и «Поход в зоопарк» при слуховом анализе интервалов, «Найди ошибку» ( специально допущенную педагогом в мелодии, ритме диктанта или номере для сольфеджирования), «Собери мозаику» ( диктант из тактов-фрагментов), «Сочини сказку» ( про инструменты оркестра, лады, элементы музыкальной речи, или : найди сказку в форме рондо и сонатной), «Разыграем мини-оперу» (на выданный текст после просмотра мультфильма «Пиф-паф, ой-ей-ей»). Детям нравится перевоплощаться в «Я-учитель» ( показ песенки по лесенке, загадывание -игра интервала на инструменте), «Я — концертмейстер» (сопровождение пения игрой функционального баса тоники, субдоминанты, доминанты), «Я-дирижер» (управление шумовым оркестром с показом tutti и соло, forte и piano, крещендо и диминуэндо).

Для младших школьников очень важна активная практическая деятельность , разнообразие заданий, поэтому пение песни по учебнику за партой можно тут же чередовать с ее игрой на фортепиано, затем, стоя в кругу , протопать метр и прохлопать ритм, отбить мячом сильную долю, спеть каноном, инсценировать, транспонировать в другие тональности. Гамму можно спеть в разных размерах, ритмах, в терцию. Интервалы построить в тетради, сыграть на клавиатуре, определить на слух. В диктанте можно дописать пропущенный ритм, ноты, тактовые черты; к выученной мелодии придумать слова; предложенное стихотворение-загадку записать в виде ритма, исполнить на шумовых инструментах или щелчками, хлопками в ладоши, по коленям и т.д.

Последние примеры относятся уже к творческим заданиям, как и сочинение и разгадка ребусов, кроссвордов, иллюстрирование, подбор соответствующих стихов и картин и графически-цветовое изображение прослушанной музыки. Эвристическая беседа «Из чего мы можем создать оркестр, попав на необитаемый остров?» приводит к открытию детьми первобытных музыкальных инструментов -ударных, духовых, струнных. Моделирование ситуации («Представим, что мы композиторы и сочиняем пьесу про воробья — обсудим средства музыкальной выразительности для воплощения образа птички») помогают оживить и практически использовать скучные понятия регистра, лада, темпа, ритма, штрихов. Развитию образного мышления при слуховом анализе поможет прием ассоциаций или синестезии — интервал может быть холодный, теплый, колючий, пустой, жесткий, мягкий, резкий; аккорд яркий напряженный, драматичный, спокойный, расслабленный и т.д.


Командные игры-соревнования на контрольном уроке, мини-конкурсы развивают в детях коллективизм, взаимопомощь; нестандартное начало урока с заданием-загадкой в начале и разгадкой в конце держит внимание всего класса, быстрый темп урока с постоянной сменой упражнений поддерживает дисциплину, не дает расслабиться. Положительный эмоциональный настрой и доброжелательная атмосфера, самостоятельный поиск ответов на вопросы, похвала и поощрение, рефлексия в конце урока (почему было трудно?, что открыли, узнали на уроке, что запомнили?) поддерживает в детях энтузиазм, веру в себя, внутреннюю мотивацию к обучению. Учитель не излагает скучные прописные истины — он направляет развитие детских способностей и интеллекта, режиссирует каждый урок, являясь и артистом-импровизатором , и лидером-наставником одновременно.

Методы, приемы, и темы, интересные в одном возрасте, не найдут понимания в другом. Поэтому для старшеклассников актуальны проблемное изложение материала, исследования и самостоятельный поиск ответов, интегрированные уроки, т.е. связанные с другими видами искусства. Все, что развивает мышление, внимание, воображение, память, быстроту реакции.

Педагог, вместо скучного изложения биографии, может предложить ученикам просмотреть фильм о композиторе, затем ответить на заранее зафиксированные на доске вопросы. Также можно начать урок со специфического вопроса (например, что означает слово Бах?) , на который в конце урока учащиеся дадут разнообразные ответы ( ручей по-немецки, продолжатель музыкальной династии, великий немецкий композитор, известный исполнитель-импровизатор, отец 18 детей, и т. д.). Для закрепления пройденной биографической темы, помимо традиционных теста и музыкальной викторины, можно использовать теорию «радиантного мышления» Тони Бьюзена. Изобретатель интеллект-карт в своей знаменитой книге «Супермышление» убеждает, что используя его, можно любого человека научить учиться. Как это может выглядеть на уроке музыкальной литературы? В процессе коллективного составления схемы в центр доски помещается проблема- имя пройденного композитора, а от нее отходят лучи -информация о нем. Таким образом наглядно фиксируются все события, жанры, понятия, термины, освоенные учениками при прохождении темы и систематизируются их знания. Можно предлагать ученикам старшего возраста небольшие исследования: например, найти признаки классического стиля в творчестве Гайдна, доказать, что он является композитором-классиком. Или увидеть черты критического реализма в творческом наследии Даргомыжского, Мусоргского, в содержании их произведений, в жанрах. Написать реферат на тему «Могучая кучка» как содружество русских композиторов» или «Группа струнных смычковых инструментов в симфоническом оркестре». Сочинить вопросы к уже заполненному кроссворду по биографической теме.

Участие в дистанционных олимпиадах по слушанию музыки, музыкальной литературе заставляет ребят самостоятельно искать ответы на вопросы, выходить за рамки обязательной программы. А публичное вручение дипломов за победу в конкурсе повышает самооценку, демонстрирует достижения одних учеников, и стимулирует к участию в состязаниях других.

В среднем и старшем школьном возрасте ученики готовы к совместной с учителем систематизации и обобщению учебного материала в виде таблиц («Инструменты симфонического оркестра» по группам, «Виды искусств и жанры», биография композитора).

Приведу педагогические приемы, повышающие интерес к уроку:

«Блиц-опрос» по цепочке (раздаются карточки и ученик, услышав от педагога определение термина, узнает свой и поднимает карточку)

«Конструктор» (зная строение терций, сконструируйте из них все возможные виды трезвучий и попробуйте дать им название, или: постройте малый мажорный, малый минорный, малый уменьшенный и уменьшенный септаккорды , найдя закономерность в их названиях и соответственно, в строении)

«Отсроченная загадка» (Показ фрагмента «Прощальной симфонии Гайдна в начале урока и в конце урока ответ на вопрос: «Угадай, почему так поступили музыканты?» Почему Лист охарактеризовал творчество Шопена одним польским словом «жаль»-нежная жалость?).

«Задай вопрос соседу» или «Хочу спросить»(сочинить вопрос дома или на уроке по только что пройденной, например биографии Моцарта. Приз за лучший вопрос!)

«Смоделируй ситуацию» (прослушав вступление к 3 картине или арию Ленского «Что день грядущий» из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского-ответь, что дальше произойдет с персонажами, чем закончится объяснение? Что подсказывает нам музыка?)

«Расшифруй опорные символы» и расскажи по ним биографии Римского -Корсакова, Прокофьева.

Преподаватель, являясь переводчиком с языка искусства на доступный детям человеческий язык может широко использовать интегрированные уроки , привлекая другие виды искусства и учебные предметы. Можно рекомендовать своеобразный урок живописи по теме «Картинки с выставки Мусоргского», урок зоологии по «Карнавалу животных» Сен-Санса, урок истории по кантам времен Петра I, урок литературы по «Борису Годунову», «Князю Игорю», «Свадьбе Фигаро», романсам Глинки на стихи Пушкина, вокальным циклам Шуберта на стихи Гете, Гейне. В темах- беседах о стилях (эпоха барокко, классицизм, романтизм, реализм) привлекаются литература, географические карты, примеры живописи, архитектуры, скульптуры, интерьеров, одежды.

Также целесообразно широко использовать медиаресурсы на уроках теоретического цикла в виде фильмов-биографий, фильмов-опер, слайд -презентаций по жанрам оперы, балета, музыкальным инструментам; в виде видео и визуальных викторин, обучающих фильмов, музыкальных видеофайлов для сольфеджирования мелодий и для изучения теоретических понятий.


Таким образом, все многообразие современных эффективно-продуктивных педагогических технологий можно применить на уроках теоретического цикла в школе искусств. Суммируем-перечислим их:

По отношению к ученику-

личностно-ориентированные технологии (ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка),

педагогика сотрудничества (подразумевает ребенка, как активного участника взаимодействия с педагогом, атмосфера диалога );

коллективный способ обучения (работа учеников в группах, парах).

По ведущему методу-

практико-ориентированные технологии (приоритет практической деятельности в процессе обучения начальной школы),

игровые,

проблемно-поисковые,

блочно-модульного обучения.


Хочется отметить, что дополнительное образование в настоящее время играет важную роль в обществе. Опираясь на принятую на государственном уровне Концепцию развития дополнительного образования детей ( от 04.09.2014) , подчеркну, что наша работа сегодня, по сути, является культурно –-просветительской и досуговой деятельностью с детьми в рамках внешкольного образования. Мы дополняем общее образование, добавляем специальные знания к основному общему образованию. Наша задача – в целом - удовлетворить собственные потребности и интересы детей, выявить и развить их природные задатки и способности, приобщить к культуре и искусству, сформировать мотивацию подрастающего поколения к познанию, творчеству, труду. В частности– научить навыкам игры на музыкальном инструменте и умению управлять своим голосом во время пения. Поэтому уроки теоретического цикла – являются лишь приложением к главенствующей специальности. И с учетом огромной перегрузки детей сегодня в основной школе, имеет смысл погружение в мир искусства наполнить радостью познания, удовольствием от результата.


В заключение , можно сделать выводы:

Положительная мотивация- один из факторов успешного и эффективного обучения. Создание ситуации успеха для каждого ребенка ведет к повышению результативности обучения. Использование в обучении продуктивных методов и приемов современных педагогических технологий, интересное и необычное преподнесение учебного материала формирует стремление к познанию, способствует развитию мышления, коммуникативной компетенции, творческой активной личности. Учение привлекательно и радостно, если самостоятельно открываешь, исследуешь, познаешь мир.













Список использованной литературы:


1. Бьюзен Тони. Супермышление.-Минск: издательский дом ООО «Попурри», 2003

2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985

3. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М., 2006

4. Лебедев В.В. Образовательная технология «Достижение прогнозируемых результатов». Теория и практика.-М.:АПК и ППРО, 2011

5. Лефрасуа Г. Прикладная педагогическая психология. М. , 2007

6. Педагогические технологии. Учебное пособие. Авт.-сост. СальниковаТ.П. Творческий центр Сфера., М. ,2007

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.