Открытый урок преподавателя по классу фортепиано и клавишного синтезатора

3
0
Материал опубликован 5 July 2017

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская школа искусств №3 г. Уфа Республика Башкортостан

 

Открытый урок

преподавателя по классу фортепиано и клавишного синтезатора

Валеевой Чулпан Зарифовны

на тему:

«Раскрытие эмоционально-образного содержания фортепианного произведения пьесы И. Парфенова "Февраль. Проводы зимы» и аранжировка его на клавишном синтезаторе Yamaha PSR-S 910".

 

Цель урока: Раскрыть и выразить образное содержание музыкального произведения посредством тембрового и стилевого обогащения фортепианной фактуры в аранжировке на клавишном синтезаторе.

Задачи урока:

-развивать творческие способности учащегося;

-активизировать процесс мышления учащегося ;

-работать над выразительностью музыкального языка;

-преодоление исполнительских трудностей;

-закрепление навыка грамотной педализации;

- достижение уровня образной завершенности произведения;

-формирование у учащегося положительной мотивации, интереса к процессу обучения.

Оборудование и материалы:

- инструменты: 2 фортепиано, клавишный синтезатор Yamaha PSR-S 910, колонки;

-мультимедийное сопровождение урока: компьютер, проектор, экран;

-синхронизированный по времени и образно-художественному содержанию с исполнением учащимся  на синтезаторе пьесы И. Парфенова "Февраль. Проводы зимы» тематический видеоряд;

- фотографии экрана дисплея синтезатора, на котором транслируется информация, зафиксированная в память синтезатора (registration memory) о выбранных тембрах в голосах для правой и левой руки, стилях, мультипэдах (мелодических или ритмических небольших фразах, предустановленных или созданных самостоятельно) и других изменениях при создании аранжировки пьесы-24 слайда;

-участник открытого урока- ученик 3 класса клавишного синтезатора Самушкин Евгений.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

1. Вступительная часть

2. Основная часть: работа над произведением в оригинальном изложении

на фортепиано, и за синтезатором в аранжировке Валеевой Ч.З.

3. Заключительная часть.

 

Содержание

Вступление:

Вступительное слово о композиторе и его произведении.

Игорь Алексеевич Парфенов современный композитор. Долгое время он жил и работал в  городе Северске Томской области.

    Композитором написаны 3 симфонии для оркестра народных инструментов, 3 скрипичных концерта в сопровождении камерного оркестра,  Первый фортепианный концерт, трио для фортепиано, скрипки и виолончели, 2 сюиты для духового оркестра, сборник романсов на стихи А. Фета,  также хоры и песни.  И. А. Парфёнов написал более 350 произведений для фортепиано.

 В них Игорь Парфенов стремится использовать все лучшие достижения не только русских и западных классиков, создавших яркие и образные пьесы для детского репертуара, но и достижения современных композиторов, обогативших детскую музыку свежими гармоническим красками, тембровым и ритмическим разнообразием.

    И можно смело сказать, что по своим художественным и педагогическим достоинствам  фортепианные пьесы этого замечательного композитора  можно поставить в ряд с лучшими произведениями для детей русских и современных авторов.

В его пьесах яркая образность, прост и ясен музыкальный язык, рельефна и выразительна мелодика, удобна и разнообразна в ритмическом рисунке фактура. Эти пьесы являются как бы подготовительным этапом в работе как с классическим, так и с современным репертуаром и дают возможность педагогу смело экспериментировать в работе над образностью, звуком, фразировкой.

Основная часть урока.

Работа над художественным образом начинается со знакомства с пьесой. Программная музыка - род инструментальной музыки; музыкальные произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание.

В программной музыке широко применяются музыкальная изобразительность, звукопись, конкретизация через жанр. Программное содержание произведения развивает ассоциативное мышление и образное представление.

Рекомендуется выбирать произведения с интересным программным содержанием, в которых художественно-поэтическое начало выражено более ярко. Простейший вид программной музыки — картинная программность (музыкальной картины природы, народных празднеств, и т.п.).

Пьеса И. Парфенова "Февраль. Проводы зимы" написана под впечатлением произведений П. И. Чайковского- цикла "Времена года". Входит в цикл "Дом в Клину", состоящего также из 12 пьес. В пьесе ярко выражена картинная программность :праздничные гуляния, "Масленица", которую мы подкрепляем видеорядом.

С самого начала обучения необходимо развивать и совершенствовать не только технические навыки владения инструментом, но и интенсивно «погружать» ученика в исполняемую музыку, «заражать» ею.

Произведение должно затрагивать его душу, будить воображение.

Уже в начале обучения надо добиваться от ребёнка, чтобы он их играл даже простейшие мелодии выразительно, с чувством, с пониманием характера.

Знакомство с произведением может быть в виде прослушивания на звуковых носителях или исполнения его преподавателем. Первое впечатление от прослушивания должно захватить и увлечь ученика, разжечь желание исполнить его так же ярко и выразительно!

Заинтересованность ученика, его эмоциональный настрой будут способствовать более целенаправленной работе над характером, художественно-образным содержанием произведения. Верная интонация, правильная артикуляция и нюансировка, а также метроритмическая организация, фразировка- все виды техники, в широком смысле слова,- будут способствовать тому, чтобы произведение прозвучало ярко, осмысленно, выразительно.

"Февраль. Проводы зимы» - произведение очень яркое, разнохарактерное

Многие художники, поэты, композиторы обращались к теме праздника Масленицы. Вот и мы попробуем сегодня раскрыть и выразить в исполнении музыкальную картину "Проводов зимы".

Далее идет представление произведения слушателям- исполнение пьесы Самушкиным Евгением в оригинальном варианте на фортепиано.

Затем,- игра готовой аранжировки на синтезаторе с демонстрацией на экране созданного преподавателем синхронизированного с игрой ученика- видеофильма, состоящего из картинок, иллюстраций, отображающих внутреннее содержание этой пьесы.

Вдохновившись оркестровым звучанием на синтезаторе, вернемся к работе над пьесой в ее оригинальной форме, и раскроем задачи, стоящие перед пианистом.

Разберем программное содержание пьесы, изложение материала.

Пьеса написана в 3-х частной форме. Вместе с учеником проводится подробный разбор произведения по предложениям. В крайних частях нам слышатся яркие, контрастные сопоставления перезвона колоколов, возвещающих о начале праздника. Топот копыт запряженной тройки лошадей, перезвон их бубенчиков сменяется неуклюжей поступью циркового медведя. Шум, гам веселящегося люда сменяется пересвистом и трелью жаворонков. Прорабатывая технические приемы, касающиеся голосоведения, артикуляции, метроритма, темпа, динамики и туше, передадим внутреннее содержание произведения на фортепиано. Обращается внимание на исполнительские трудности, которые отрабатываются отдельно. В частности : быстрая смена фактуры и регистра уже в первом предложении, резкая смена динамики.

Отрабатывается своевременность и ритмическая точность переходов от одной фразы к другой, усложненной скачками из одного диапазона в другой,четкость и техничность быстрых пассажей. Указывается на важность роли прямой педали как красочного средства. Звучанию придаются не только новые краски и новый тембр, но и большая объёмность и полнота. Педаль помогает ярче раскрыть выразительные художественные возможности пьесы.

В средней части меняется фактура, характер темп произведения. Она полифонична: выдержанный бас с движущимся неспешно средним голосом бархатного тембра малой октавы в партии левой руки и нежно звучащей мелодии в партии правой руки. Средняя часть у нас ассоциируется с Весной-Красной. Лирическая, напевная мелодия передает ее плавную поступь.

Большое внимание уделяется певучести фраз, связному, интонационно выразительному исполнению полифонической фактуры.

Используется связующая запаздывающая педаль .

В средней части правая педаль связывает разрозненные звуки в одну, обогащая тембрально гармонию, помогает объединять различные элементы фактуры.

Игра с запаздывающей педалью, обычно, вызывает трудность у детей, поэтому надо провести специальную работу для закрепления навыка, чтобы нога не стучала по педали, а постоянно ощущала её мягким касанием при постоянном слуховом контроле за чистотой звучания.

 

Продемонстрируем посредством обращения к тембрам симфонического оркестра и аранжировкой на синтезаторе образное содержание произведения, с передачей настроения, чувств, переживаний.

Работа за синтезатором состоит из нескольких этапов.

Предварительный этап:

- определение характера произведения, если есть необходимость-обращение к определенному готовому или видоизмененному или созданному самостоятельно стилю, а может только составляющим элементам его, выбор темпа в нем.

- оркестровка произведения. Назначение различных инструментов (тембров, голосов). Разграничение их использования по диапазону звучания, по характеру и тембру, фактурному изложению. Соответственно -деление клавиатуры на 2-3 части (стиль, голос для левой руки и клавиатура для 1-2 голосов правой руки). Соединение тембров, их сочетание или контрастное сопоставление. Использование готовых или созданных мелодических или ритмических фраз, предложений, вставок-Multi padов.

На синтезаторе Yamaha PSR-S 910, которым мы пользуемся, есть возможность оперирования в реальном исполнении тремя тембрами одновременно .

А если играть с записанной на 16 треках фонограммой и с привлечением 4 ячеек Multi padов, то это уже симфонический оркестр! Выверенный баланс звучания голосов, их панорамирование, эффекты гармонизации (удвоение, эхо, тремоло и т.д.)

Назначение функции переключения на педаль ячеек памяти , в которые заносятся предварительно выполненные действия(выполнено разделение клавиатуры для партии левой и правой руки, выбраны голоса, тембры, стиль. ит.д.)Педаль выполняет функцию переключателя ячеек памяти, руки освобождаются от необходимости нажатия кнопок во время игры.

Баланс звучания голосов корректируется в течении всего периода выучивания произведения: меняется темп, добавляются эффекты, ритмические и мелодические вставки- и все заносится в банк памяти.

Непосредственная работа на клавишном синтезаторе .

Техническая сторона работы на синтезаторе:

Техника игры на синтезаторе требует точности и чистоты звукоизвлечения, в связи с отсутствием холостого хода клавиш, в отличии от фортепиано, где звук появляется при использовании веса руки. Звук на синтезаторе появляется уже при касании к клавишам. Неточное звукоизвлечение, цепляние соседних клавиш ведет к звуковой грязи, помаркам.

На более поздних моделях синтезаторов сила прикосновения влияет на динамику и артикуляцию.

Работа над художественным образом – это также работа над звукоизвлечением , разнообразными исполнительскими приемами, необходимыми для передачи характера музыкального произведения. При звукоизвлечении с применением Tutti звук ударных появляется при активном прикосновении, если сила звукоизвлечения недостаточна, то будет звучать только оркестр без ударных.

При игре на синтезаторе большое значение имеет стилевое решение, выбор темпа, тембров, их динамическое соотношение между собой, применение различных эффектов; панорамирование, гармонизация ,обогащение фактуры подголосками, ритмическими вставками), применение эквалайзера и т.д..

Функции педали:

- традиционная- Sustain,;

-артикуляционная;

- динамическая;

-переключатель ячеек памяти и другие.

При назначении ножной педали на переключение ячеек, отрабатывается ловкость и своевременность переключения. От исполнителя требуется хорошая координация, реактивность, владение ситуацией, полный контроль над нажатием педали при исполнении во избежание «перескакиваний» ячеек или наоборот.

После исполнения пьесы целиком, ученик исполняет ее по фразам , предложениям, преподаватель задает вопросы о характере и образах, слышимых в музыке и наглядно демонстрирует слушателям экран дисплея синтезатора с выбранными тембрами, стилем, Multipad и т.д. Идет показ работы над артикуляцией- отработка звукоизвлечения Tutti, работа над легатным исполнением в средней части, динамизацией репризы с применением созданного Multipad (имитация игры на деревянных ложках, или цокот копыт коней, или перезвон колокольчиков)

 

Основная работа над произведением уже была проведена ранее, учащийся неоднократно выступал с ней на концертах и конкурсах. На этом открытом уроке ставились задачи дальнейшего совершенствования исполнения : более яркого, техничного, передающего художественно-образное содержание и настроение произведения.

Исполнение пьесы на синтезаторе отличается технически от исполнения на фортепиано. Оба варианта исполнялись в разное время. На открытом уроке от ученика потребовалась мобильность и собранность, способность один и тот же материал сыграть на разных инструментах. Сложность заключалась в том , что к примеру в фортепианном изложении та или иная фраза играется в одной октаве, а на синтезаторе выше или ниже, в силу деления материала на голоса и тембры. В нижних октавах может быть флейта к примеру с высоким тембром, а туба наоборот может быть поручена партии правой руки и играться в правой части клавиатуры и т.д.

Евгения отличает способность быстро запоминать, схватывать материал на лету. Отличная концентрация внимания, владение ситуацией,хорошая координация, мобильность - все эти качества позволили ему с честью справиться с поставленной задачей .

Заключение.

Достигнуть успеха в работе над воплощением художественного образа можно лишь непрерывно развивая музыкальность ученика, его интеллект, его эмоциональную отзывчивость на музыку, совершенствуя приёмы звукоизвлечения. Он должен быть увлечён содержанием и образами пьесы, тогда он более настойчиво работает, совершенствует пианистическую технику, стремясь ярче передать в своём исполнении художественный образ произведения.

Перед каждым проигрыванием пьесы учеником надо ему напоминать о необходимости постоянно слушать себя, своё исполнение как бы со стороны, стараться играть не только правильно, но и выразительно, эмоционально, а также замечать недостатки, чтобы потом их исправить.

Важно на уроке использовать различные методические приёмы для активизации творческого мышления ученика, для активного включения в работу, чтобы урок был интересным и не скучным.

Для работы дома можно дать задание продолжить работу, начатую в классе, над исполнением мелодии, аккомпанемента, динамическими оттенками, употреблением педали, работу над художественным образом пьесы.

Одним из главных требований Г.Нейгауза для достижения художественной красоты исполнения является требование простоты и естественности выражения. Вся работа, протекающая в его классе, была посильной работой над музыкой и её воплощением в фортепианной игре, другими словами – над «художественным образом» и фортепианной техникой.

Нет смысла говорить об «образе», о «содержании», о «настроении», об «идее», о «поэзии» и не добиваться конкретнейшего, материального воплощения своих

высказываний и внушений в звуке, фразе, нюансировке, совершенной фортепианной технике. Если работать только над фортепианной «техникой», а о музыке, о её смысле и закономерностях иметь лишь смутное представление и не опираться на внутреннее содержание произведения, то трудно достигнуть хорошего результата.

Опираясь на возможности ученика, его развитие, следует добиваться, чтобы исполняемая музыка была понятна ему. С пониманием настроения, характера произведения в целом, и основных художественных образов начинается изучение музыкальных произведений и воплощение их при концертном исполнении.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации