Сочинение "О женщинах и ликах любви в цикле И.А. Бунина «Темные аллеи»
Автор публикации: Д. Марышева, ученица 11А класса
О женщинах и ликах любви в цикле И.А. Бунина «Темные аллеи»
Никто, в наших письмах роясь,
Не понял до глубины,
Как мы вероломны, то есть -
Как сами себе верны.
Марина Цветаева
Российские писатели рубежа 19 и 20 веков были не совсем благосклонны к женщине в своих произведениях. Бунин - другое дело. Он не идеализировал женщину, как Некрасов, но и не видел в ней лишь жену и мать, как, например, Толстой. Героиня Бунина иногда интеллектуально развита, иногда глупа, она не всегда безукоризненно красива и по-христиански смиренна. Женщины Бунина такие… женщины. Капризные и взбалмошные, решительные и злые, темпераментные и чувственные, преданные и предающие... Женщина Бунина, не задумываясь, погружается в омут глубоких чувств, с легкостью предавая мужа: иногда – ужасного, чаще - неплохого. Предает ради любви: иногда - настоящей, чаще - выдуманной. Бунин не идеализирует своих героинь, но оставляет за ними право выбирать между чувством и долгом, любовью и верностью. И он, пожалуй, единственный, кто им в этом праве не отказывает.
«Темные аллеи» дарят нам большое разнообразие женских характеров: Руся, Антигона, Галя Ганская, Оля Мещёрская, героиня «Чистого понедельника»... Характеры мужчин лишь намечены и часто статичны. Центральное место в рассказах занимают женские образы.
Тематика новелл разнообразна, но объединена общей темой - любовью. Иногда сумасшедшей, абсурдной, смешной, но чаще — грустной. И всегда — трагичной. Как, например, в рассказе «Поздний час». Герой вспоминает рано ушедшую из жизни возлюбленную. Эти воспоминания отдаются болью в душе и в то же время кажутся светом настоящего чувства: «А потом ты проводила меня до калитки, и я сказал:
- Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за все, что ты дала мне на земле.» «Поздний час» - один из тех рассказов, в которых любовь кажется нам чистой и настоящей.
Но иногда любовь и не любовь вовсе, а всего лишь страсть, бегство от одиночества, погоня за новизной ощущений. В рассказе «Весной, в Иудее» герой поражен экзотической красотой племянницы шейха. «И, проходя мимо шатра, она слегка повернула голову, повела на меня глазами: глаза эти были необыкновенно темные, таинственные, лицо почти черное, губы лиловые, крупные - в ту минуту они больше всего поразили меня...» Герой сражен, яркая восточная красота околдовала его.
Подобным разнообразием ликов чего угодно, кроме любви, Бунин подчеркивает, что любовь настоящая – удел людей то ли избранных, то ли случайных. И зачастую его прекрасные героини принимают за истинную любовь лишь мираж.
В рассказе «Холодная осень» молодая женщина провожает на фронт жениха. «Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?» - спрашивает он накануне отъезда,- «Не говори так! Я не переживу твоей смерти!» - отвечает та. И в какой-то степени действительно не пережила: можно ли бунинская героиня называть жизнью жизнь без любви? «… Да что все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. И это все, что было в моей жизни, - остальное ненужный сон». Но даже ненужный сон можно пережить, если искренне верить в то, что «где-то там он ждет меня - с той же любовью и молодостью, как в тот вечер».
Не для всех женщин Бунина любовь является достаточным основанием для счастья. К примеру, героиня «Чистого понедельника» разочарована в земной любви. «Кто же знает, что такое любовь? - Я, я знаю – и буду ждать, когда и вы узнаете, что такое любовь, счастье… - Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь – ничего нет. Для героинь Бунина нет и не может быть счастья на земле. Женщина Бунина лучше уйдет в монастырь, но не станет влачить жалкое праздное существование.
Но иногда любовь видится лишь игрой и приключением, как в случае с рассказом «Легкое дыхание» и его героиней Олей Мещерской. «Я в одной папиной книге, — у него много старинных смешных книг, — прочла, какая красота должна быть у женщины…но главное, знаешь ли что? - Лёгкое дыхание!» В итоге ее легкое дыхание, которым она так гордилась, привело к трагедии. Юная женщина заплатила своей жизнью за баловство с чувствами другого человека.
Некоторым героиням «Темных аллей» для счастья достаточно короткой вспышки страсти. Замужние женщины из рассказов «Кавказ» и «Дубки» с легкостью переступают через все условности, будь то муж или общественное мнение. В обоих случаях измена приводит к гибели…мужей. Один в итоге оказывается в могиле, другой - в тюрьме. Бедные мужчины! Ради чего угодно, кроме любви, их неверные жены переступают закон Божий, забывая о том, что когда-то были венчаны в церкви.
«Как мы вероломны, то есть, - Как сами себе верны» - цветаевские строчки прекрасно передают характер настоящей бунинской героини. Женщины в «Темных аллеях» с легкостью переступают через заповеди и людей, чтобы оставаться верными зову своего сердца. И, пусть часто зов обманчив и неверен, Бунин не судит их за это, считая, что любовь и желание любить есть первейшее оправдание любого преступления.
Диана Марышева, 11 а класс
Потамошнева Наталья Алексеевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Волкова Вера Константиновна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Мажова Светлана Александровна