Сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна
Сочинение по творчеству
И. А. Бунина и А. И. Куприна
Темы сочинений:
1. Метафоричность названий произведений И. А. Бунина и А. И. Куприна (по выбору).
2. Философская проблематика произведений И. А. Бунина.
3. Истинные и мнимые ценности в изображении И. А. Бунина.
4. Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях И. А. Бунина и А. И. Куприна (по выбору).
5. «Три гордые признания человека« (по повести Куприна «Поединок»).
6. Талант любви в произведениях А. И. Куприна.
7. Символическое звучание деталей в прозе А. И. Куприна.
Примерный развернутый план сочинения по теме:
«Истинные и мнимые ценности в изображении И. А. Бунина»
I. Введение
Дать краткую историю вопроса: общечеловеческие ценности — идеалы добра, красоты, истины, выработанные человечеством и отраженные в его культуре; противопоставление этим ценностям сиюминутных благ: богатства, власти, плотских удовольствий.
II. Основная часть
1. Традиции русской литературы в творчестве И. А. Бунина:
— внимание к внутреннему миру отдельного человека («маленький человек»); патриотизм (внимание к проблемам русской жизни; «скрытая теплота патриотизма» — Толстой; любовь к родной природе); внимание к деталям, психологизм.
2. Общечеловеческие идеалы в преломлении И. А. Бунина. Главные темы его творчества:
— Родина,
— любовь,
— смерть.
2.1. Изображение России как основы жизни:
а) элегическое описание уходящей дворянской и крестьянской культуры в «Антоновских яблоках»:
— ностальгическая грусть по прошлому; неразрывная связь прошлого и настоящего, человека и родной природы, лиризм описаний; воспоминания как непреходящие ценности человека.
б) размышления о России в повести «Деревня»:
— попытка определить источник трагических перемен в деревне и во всей России (деревня как модель России); «критический» патриотизм — изображение антиидеала (страшные картины нищеты, бескультурья, алчности, жестокости, равнодушия) с целью утверждения идеала. Отсутствие идеализации русского народа. «Сквозь поруганную, оскверненную человечность опять светится оправдание добра, и опять склоняешься перед святыней души» (Ю. Айхенвальд). Авторская позиция: «не злорадно, а страдальчески изображает русскую нищету (...) с печалью оглядывается на изжитую пору нашей истории, на все эти разорившиеся дворянские гнезда» (Ю. Айхенвальд).
в) боль за гибнущую Россию в «Окаянных днях»; свежесть воспоминаний о России в эмиграции.
2.2. Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей:
— любовь как «некий высший напряженный момент бытия». «Жизнь человека вся под властью женщины» (И. А. Бунин). Обреченность любящего человека на одиночество, которое не отменяет, а лишь усиливает ценность любви. «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена». (И. А. Бунин) — пафос цикла «Темные аллеи». Примеры из 2—3 рассказов.
2.3. Смерть как итог, проявляющий жизнь, обостряющий ценность жизни, расставляющий все по своим местам. «Господин из Сан-Франциско»:
— ценности героя — упоение его своим богатством и властью, смерть героя как разоблачение его мнимых ценностей. Утверждение вечных ценностей в образах Лоренцо и абруццких горцев. Символичность названия и деталей, углубляющая философский смысл произведения.
III. Заключение
Особенности стиля Бунина, позволяющие почувствовать истинность вечных ценностей: прекрасный язык, образность, отсутствие назидательности, живописность, тонкий психологизм, сила воображения, свежесть памяти.
Рекомендация для учителя:
В качестве домашнего задания можно подготовить тезисные планы сочинений (темы дать заранее) и обсудить их на консультации. Объем введения и заключения вместе не должен превышать одной трети объема сочинения. На сочинении в классе допустимо пользоваться конспектами лекций (что стимулирует эту работу в классе), текстами произведений и словарями. Тезисные планы объемных по материалу сочинений можно варьировать, сокращать. На сочинениях в классе учиться рассчитывать время работы. Поощрять собственные суждения, мысли, находки учеников. Зачитывать в классе при анализе сочинений не только лучшие, но и слабые работы, не называя фамилии ученика. Вместе с учениками разбирать ошибки, работать над стилем, умением находить логические, фактические, грамматические, речевые ошибки и исправлять их. Каждому ученику рекомендуется в тетради выписывать и исправлять прежде всего собственные ошибки. Нал исправлением орфографических ошибок работать индивидуально и на консультациях.
Домашнее задание
Прочитать несколько рассказов А. Т. Аверченко (по выбору).
Индивидуальное задание: подготовить доклад или реферат по политической сатире Аверченко.