Сочинение «Страна берёзового ситца» в лирике С. А. Есенина

0
0
Материал опубликован 23 November 2020

Автор публикации: А. Пожарова, ученица 9Б класса

Сочинение

«Страна берёзового ситца» в лирике С. А. Есенина

План

1. Сергей Есенин – певец России.

2. Мир радостный и многоцветный.

3. Соединение цвета и звука в одном образе.

4. Россия – мир, находящийся в постоянном движении.

5. Душа есенинского творчества.

     Сергей Есенин – певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение неспокойного и ласкового сердца. В них «русский дух», в них «Русью пахнет». Он как бы создан специально для поэзии. Размашистые, удивительно мелодичные стихи поэта полны сердечной теплоты, искренности, страстной любви к безграничным просторам родных полей.

     Уже первые стихи Есенина отражают мир многоцветный и радостный. Всё в нём живёт и дышит, развивается. Поэт замечает росу на крапиве, слышит песню соловья и за рекою – колотушку сонного сторожа. Есенинская зима поёт и аукает над чащобой мохнатого леса, «метелица ковром шелковым стелется», и голодным воробушкам под вихри снежные снится весна.

     Есенинская зарница не просто светит в тёмной ночи, сноп её лучей рассыпается в ласковых струях облаков. А лунный луч уподобляет поэт серебряному перу, заря у него ассоциируется с маковым цветом, в сонной тишине зимнего леса отчётливо «горят снежинки в золотом огне» луны, роса превращается в синие хлопья на зелёных кустиках лугов. Увядание природы Есенин уподобляет пожару, осень – поджигателю, отсюда образ: «горек запах чёрной гари, осень рощи подожгла». Казалось бы, неестественный для осени запах леса находит оправдание, если представить голые деревья, «сожженные пожаром осени».

     У Есенина цвет и звук соединяются в одном образе: «звонкий мрамор белых лестниц», «стозвонные зеленя». Удивительно умение поэта находить новые оттенки для употребления. Если белый цвет черёмухи Есенин сравнил со снегом («сыплет черёмуха снегом»), то дальше следует такой образ: «Как метель, черёмуха машет рукавом». Берёзка привлекает внимание поэта своей стройностью, белизной ствола, густым убранством короны. Её неяркий, но изящный наряд вызывает в сознании поэта ряд неожиданных ассоциаций. Ветви берёзки превращаются то в «шёлковые косы», то в «зелёные серёжки», а цвет её ствола – то в «берёзовый молоко», льющееся по равнинам родной земли, то в «берёзовый ситец». При дуновении летнего ветра ветки берёзок колышутся и, «как серёжки», звенят. Поэт очень удачно замечает сходство стройной берёзки с девушкой, а звон украшающих её серёжек и кос – с ветвями дерева.

     Россия представляется поэту как бескрайние просторы родных полей, лугов, лесов, рек, озёр, наполненных своими многоголосными звуками, окрашенными в свои цвета, со своими запахами и всем, что составляет мир, который находится в постоянном движении, с визгом и свистом метели, то ярко – зелёный, то багряный и рыжий, подчас закованный в ледяные латы и разливающийся половодьем, то хмурый и пасмурный. Несколько строк поэту достаточно для создания законченной и яркой картины:

По лугу со скрипом

Тянется обоз –

Суховатой липой

Тянет от колёс.

     Всего лишь несколько слов, но ими сказано многое, запечатлено и место действия, и его образ в звуках и запахах. Конечно, творчество Есенина противоречивое и неоднородное, порой беспросветно печальное и безысходное, порой жизнерадостное и смеющееся. Но мне кажется, что именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.