Сочинение «Страна берёзового ситца» в лирике С. А. Есенина
Автор публикации: А. Пожарова, ученица 9Б класса
Сочинение
«Страна берёзового ситца» в лирике С. А. Есенина
План
1. Сергей Есенин – певец России.
2. Мир радостный и многоцветный.
3. Соединение цвета и звука в одном образе.
4. Россия – мир, находящийся в постоянном движении.
5. Душа есенинского творчества.
Сергей Есенин – певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение неспокойного и ласкового сердца. В них «русский дух», в них «Русью пахнет». Он как бы создан специально для поэзии. Размашистые, удивительно мелодичные стихи поэта полны сердечной теплоты, искренности, страстной любви к безграничным просторам родных полей.
Уже первые стихи Есенина отражают мир многоцветный и радостный. Всё в нём живёт и дышит, развивается. Поэт замечает росу на крапиве, слышит песню соловья и за рекою – колотушку сонного сторожа. Есенинская зима поёт и аукает над чащобой мохнатого леса, «метелица ковром шелковым стелется», и голодным воробушкам под вихри снежные снится весна.
Есенинская зарница не просто светит в тёмной ночи, сноп её лучей рассыпается в ласковых струях облаков. А лунный луч уподобляет поэт серебряному перу, заря у него ассоциируется с маковым цветом, в сонной тишине зимнего леса отчётливо «горят снежинки в золотом огне» луны, роса превращается в синие хлопья на зелёных кустиках лугов. Увядание природы Есенин уподобляет пожару, осень – поджигателю, отсюда образ: «горек запах чёрной гари, осень рощи подожгла». Казалось бы, неестественный для осени запах леса находит оправдание, если представить голые деревья, «сожженные пожаром осени».
У Есенина цвет и звук соединяются в одном образе: «звонкий мрамор белых лестниц», «стозвонные зеленя». Удивительно умение поэта находить новые оттенки для употребления. Если белый цвет черёмухи Есенин сравнил со снегом («сыплет черёмуха снегом»), то дальше следует такой образ: «Как метель, черёмуха машет рукавом». Берёзка привлекает внимание поэта своей стройностью, белизной ствола, густым убранством короны. Её неяркий, но изящный наряд вызывает в сознании поэта ряд неожиданных ассоциаций. Ветви берёзки превращаются то в «шёлковые косы», то в «зелёные серёжки», а цвет её ствола – то в «берёзовый молоко», льющееся по равнинам родной земли, то в «берёзовый ситец». При дуновении летнего ветра ветки берёзок колышутся и, «как серёжки», звенят. Поэт очень удачно замечает сходство стройной берёзки с девушкой, а звон украшающих её серёжек и кос – с ветвями дерева.
Россия представляется поэту как бескрайние просторы родных полей, лугов, лесов, рек, озёр, наполненных своими многоголосными звуками, окрашенными в свои цвета, со своими запахами и всем, что составляет мир, который находится в постоянном движении, с визгом и свистом метели, то ярко – зелёный, то багряный и рыжий, подчас закованный в ледяные латы и разливающийся половодьем, то хмурый и пасмурный. Несколько строк поэту достаточно для создания законченной и яркой картины:
По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Тянет от колёс.
Всего лишь несколько слов, но ими сказано многое, запечатлено и место действия, и его образ в звуках и запахах. Конечно, творчество Есенина противоречивое и неоднородное, порой беспросветно печальное и безысходное, порой жизнерадостное и смеющееся. Но мне кажется, что именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества.