Внеклассное мероприятие по литературе «Игра-квест "В стране березового ситца"»
Внеклассное мероприятие по литературе в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов.
Игра – квест "В стране березового ситца"
Цель: прививать интерес к изучению литературы как на уроках, так и во внеурочное время
Задачи:
образовательная: повышать познавательный интерес к предмету "Литература" через различные занимательно-познавательные задания
развивающая: способствовать развитию творческих способностей учащихся
воспитательная: прививать любовь к литературе и творчеству С.А. Есенина и развивать патриотические чувства обучающихся
Планируемые результаты: на занятии у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:
учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке;
основы патриотического воспитания;
чувства прекрасного и эстетического;
регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать действия в новом материале в сотрудничестве со сверстниками;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия;
познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
строить речевые высказывания в устной форме;
сочинять стихи на заданную рифму;
коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
работать в команде.
Оборудование: презентации «Сергей Есенин», «Радуга», «Творчество», название пунктов: «Деревенская изба», «Игровая», «Радуга», «Творчество», кроссворды, фонограммы с народной музыкой и песнями на стихи С.А. Есенина, сборники стихов С.А. Есенина, плакат с изображением березы со стикерами для буриме, плакат «Радуга», предметы деревенского быта 19-20 вв.
Организация игры: В игре участвуют 2 команды, деление на команды производится непосредственно перед началом игры. Действие начинается в актовом зале, где участники погружаются в атмосферу жизни и творчества С.А. Есенина. Далее участники получают маршрутный лист и отправляются по пунктам. На каждом из них участники после испытания получают паззл с фрагментом стихотворения поэта. По завершении маршрута команды возвращаются в актовый зал финального испытания и подведения итогов игры.
Ход игры:
Актовый зал (Презентация «Сергей Есенин»)
1 ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы пригласили вас на квест, посвященный 120 -летию известного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. «Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село»,- вспоминала сестра поэта Александра Есенина.
Изба крестьянская,
Хомутный запах дегтя
Божница старая,
Лампады кроткий свет…
2 ведущий (Декламирует стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями»)
1 ведущий Первое опубликованное есенинское стихотворение было посвящено родной земле. (Декламирует стихотворение «Вот уж вечер. Роса»)
2ведущий: Невзгоды крестьянской жизни, ее радости и надежды — все это отразилось в есенинских задушевных строках. "Моя лирика, — не без гордости говорил поэт, — жива одной большой любовью к Родине» Поэтому сегодня мы приглашаем вас в увлекательное путешествие по миру есенинской деревни.
Для того, чтобы начать путешествие, командам нужно разгадать загадки. На каждой остановке вы будете выполнять задание и получать фрагмент паззла. (Выбирают загадки и отправляются по маршруту. Команды идут параллельными маршрутами, встречаясь в финале игры в актовом зале для совместного испытания)
Пункт «Деревенская изба»
(Кабинет стилизован под деревенскую избу. Команды встречают ведущие в народных костюмах. По ходу рассказа показывают предметы обихода.)
Сергей Есенин родился в обычной крестьянской семье.
А какие же дома строили в русских деревнях? Конечно, деревянные. Бревна приятно пахли смолой, сохраняли тепло, защищали от любой непогоды, как говорили в старину от злых сил.
Приоткроем двери крестьянской избы и посмотрим, как жили в деревнях, какие предметы использовали в домашнем быту. Ранним утром над крестьянской избой показался дымок, значит, затопили печь, готовят еду. Мы навряд ли в начале XXI века увидим в сельских домах русскую печку с лежанкой, поесть пахучих щей, приготовленных в русской печке. А раньше, печь была главной в избе крестьянина. Чтобы угли не остывали очень быстро, горнило закрывали заставкой. А как же взять горячий чугунок с кашей, щами из печи? Хозяйка дома использовала ухват, которым ловко поддевала чугунок и ставила на стол. И остывшие угли из печки было нетрудно и удобно выгребать с помощью кочерги.
Обед приготовлен, вся семья собиралась вокруг стола и с аппетитом ела горячую кашу деревянной ложкой, которая вырезалась из деревянной баклуши, а затем расписывалась специальной краской. И, конечно же, на столе стоял самовар, красивый, медный, горячий. Одно из самых известных стихотворений Сергея Есенина « В хате» (декламирует стихотворение)
А теперь задание- разгадайте кроссворд. На столе – стихи Есенина, планшет с выходом в Интернет. (Приложение 1)
«Творчество» (Презентация «Творчество»)
Во 2 пункте ребята познакомятся с понятием буриме и попробуют создать свое стихотворение, используя рифмы стихов С.Есенина. На плакате «Береза» помещены стикеры-листочки с рифмами, команда выбирает 1 и придумывает буриме на заданную рифму.
«Игра»
На этом пункте ребята вспомнят подвижные игры. Ведущий – скоморох предлагает команде разделиться на группы и поиграть в 2-3 игры («Али-Баба», «Ручеек», «Жмурки» и т.п.)
«Радуга»
(презентация «Радуга», сборники стихов С.А. Есенина, плакат «Радуга»)
Природа в поэтическом мире Есенина играет и переливается всеми цветами радуги. Поэт часто использует в своих стихотворениях цветопись. Вам необходимо за 10 минут выписать примеры стихотворений , в которых встречаются цвета радуги и приклеить стикер с цитатой на нужный цвет радуги.
Актовый зал.
1 ведущий. Ну вот и подошел к концу наш квест «В стране березового ситца». И если до этого момента вы работали в командах, то теперь настало время объединить усилия. Из заработанных фрагментов паззла сложите стихотворение С.А. Есенина. (По окончании игры участники отправляются на чаепитие в деревенскую избу)
Рефлексия:
Что узнали нового и интересного?
Какой пункт квеста вам запомнился больше всего?
Чему научились?
Чего никогда не делали и сумели сделать?
Что показалось трудным?
Приложение 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
Блюдо русской, белорусской и отчасти украинской кухни, приготавливаемое из муки, яиц и молока.
Надеваемая на шею лошади основная часть упряжи.
Железный лист с ручкой, закрывающий входное отверстие печи
Деревянная кадка для кваса
Глиняная кринка для молока.
Устройство для отапливания различных строений, необходимая часть деревенской избы.
Входная часть традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение.
Приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м |
|
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
д |
р |
а |
ч |
е |
н |
ы |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
х |
|
ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
у |
|
|
|
о |
|
ь |
|
6 |
|
|
|
|
|
|
4 |
х |
о |
м |
у |
т |
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
к |
|
|
|
е |
|
|
8 |
д |
е |
ж |
к |
а |
|
5 |
з |
а |
с |
л |
о |
н |
к |
а |
|
|
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
Дементьева Ирина Михайловна
Шилина Светлана Сергеевна
Филиппова Наталья Валерьевна
Шилина Светлана Сергеевна