Урок литературного чтения в 3 классе С. А. Есенин «Черёмуха»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Двулученская средняя общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
Урок литературного чтения в 3 классе
С. А. Есенин. "Черёмуха"
Подготовила:
учитель начальных классов
Нестерова Елена Викторовна
Двулучное 2015
Урок по литературному чтению: С. А. Есенин. "Черёмуха"
Цели: ознакомить учащихся с биографией и стихотворением «Черемуха» С. Есенина; учить понимать и чувствовать окружающую природу; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.
Оборудование: портрет и выставка книг С. Есенина, запись звуков весенней природы, музыкальная запись А. Вивальди "Времена года. Весна", раскраски.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация
—Послушайте стихотворение и вспомните, кто автор этих строк.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром…
—Конечно же, это С.А.Есенин. Кто не знает эти строки. Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в гостях у знаменитого русского поэта, откроем для себя некоторые секреты создания стихотворений и откроем для себя чарующий мир весенней природы.
А сейчас закройте глаза и послушайте звуки природы.
Звучит запись звуков природы (весенняя капель, щебетание птиц, шелест листьев на ветру, журчание ручьев).
Какие картины рисует вам воображение? Опишите их.
Какое время года вам представляется? Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух–прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.
Игра "Цепочка". Учащиеся по очереди перечисляют признаки наступления весны.
3. Объявление темы и целей урока
— Сегодня мы окунемся в чудесный, неповторимый мир, в мир поэзии С. Есенина и познакомимся с одним из его стихотворений, которое называется «Черёмуха».
4. Знакомство с биографией С. Есенина
Портрет С. Есенина
Сергей Александрович Есенин (1895–1925) родился в селе Константиново (ныне Есенино) на берегу Оки. Среди ребятишек был заводилой и драчуном.
Бабушка нежно любила внука, рассказывала ему сказки, но сказки с плохими концами. Серёжа не любил их и переделывал на свой лад. Дед пел внуку песни старые. тягучие, заунывные, а по субботам и воскресеньям пересказывал ему содержание Библии. Читать Есенин научился в 5 лет, а к 9 годам начал писать стихи, подражая частушкам.
Когда Есенину исполнилось 17 лет, он уехал в Москву и поступил вольнослушателем в Университет Шанявского, но не закончил, а вернулся в деревню. “Учился много, но ничего не кончил”, – писал о себе поэт.
1918 г. началась скитальческая жизнь Есенина. И, наконец, в 1923 г. вернулся в Россию. 2 года спустя поэт трагически погиб в Ленинграде.
На родине поэта, в селе Константиново, Сергею Есенину поставлен памятник, а в его родном доме открыт музей.
С большой любовью Есенин пишет о природе. Мы с вами уже знакомы с творчеством этого поэта. Вспомните стихотворения "Поет зима, аукает", "С добрым утром", "Белая береза".
И вот перед нами очередное творение автора. На этот раз его стихотворение посвящено черемухе.
Загадка:
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
Докажите, что в загадке описывается черемуха.
Учитель: В самый разгар весны, когда солнце уже не скупится на тепло, расцветает черемуха. Ее душистые цветочки пышным белоснежным облаком окутывают ветви. В таком наряде черемуха похожа на юную невесту, стыдливо прикрывшуюся фатой.
Откройте книги. Хором прочитаем название стихотворения. Мне очень нравится это стихотворение своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое. Я прочитаю стихотворение “Черемуха”, а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.
5. Первичное знакомство с текстом
Стихотворение С. Есенина “Черемуха”:
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит.
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Какое настроение стремится передать автор? (веселье, восторг, восхищение, радость) Какое чувство у вас вызывают эти строки?
Лирическое повествование тем и отличается, что автор описывает не событие, а чувства и настроение. Посмотрите, в тексте нет никаких событий, а между тем, оно навевает определенные мысли, дарит радость. Поэт делится с нами чувством прекрасного, своим восторгом. В воображении сразу рисуется яркая картина наступления весны. Это и ручейки, и веточки золотистые, и роса медвяная. Поэту удалось передать не только краски, но и звуки и даже запахи весны.
Учитель: Читаем первую строфу вместе. Какие картины возникли в вашем воображении?
ответы учеников: Большой куст цветущей черемухи. Ветки похожи на кудри, в ветках отражаются лучи восходящего солнца.
Учитель: А теперь выразительно прочитаем.
Учитель: Читаем вторую строфу вместе. Какую картину нарисуем словами?
Добиваюсь ответа, слушаю детей: Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи. Действие медленное.
Учитель: Почему?
Предположение учеников: Роса вязкая, как мед, поэтому медвяная.
Учитель: А как вы понимаете выражение “зелень пряная”
Добиваюсь ответа учеников: С острым ароматным запахом.
Учитель: А теперь выразительно прочитаем.
Учитель: Читаем третью строфу вместе. Мне кажется, это будет самая красивая картинка!
Добиваюсь ответа, слушаю: Нарисуем место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей.
Учитель: Как вы понимаете слово “проталинка”?
Добиваюсь ответа учеников: Место, где частично растаял снег, и оголилась земля.
Учитель: А теперь выразительно прочитаем.
Учитель: Читаем четвертую строфу вместе. Нарисуйте словами картины.
Добиваюсь ответа учеников: Зелень золотистая, желтого цвета на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота.
Учитель: Пятую строфу читаю сама. Я долго думала, какой бы рисунок я нарисовала. Весной гремучею (громкою) все ветки обдает (обмывает, брызгает). Это тень (ручей обливает). Черемуху расположим на левом круче берега.
Учитель: Как вы понимаете слово “круча” (обрыв), “вкрадчиво” (осторожно, доверительно, любезно).
Учитель: Итак, какие картины мы нарисуем. Они будут разными.
На фоне воображаемых картин проведем физкультминутку, используя строчки стихотворения.
Физкультминутка
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре
6. Работа с эпитетами
Обратите внимание, что каждому предмету автор дает характеристику. Черёмуха – душистая, ветки – золотистые, роса – медвяная, зелень – пряная. Одно единственное прилагательное, а как тонко подмечены качества. В итоге получается цельная картинка пейзажа. Такие слова называются эпитетами..
Учитель: Что такое эпитет?
Предполагаемый ответ: Эпитет – образное определение предмета. Они помогают описать внешний вид предмета, передать его цвет, состояние, а также выразить чувства, настроение.
Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.
Учитель: Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха?
Добиваюсь ответа учеников: Пушистая, белоснежная, веселая, весенняя.
Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет? (Наступила весна и черемуха расцвела).
Вывод: цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.
7. Закрепление пройденного
• Давайте попробуем самостоятельно подыскать эпитеты к слову "черёмуха".
(белая, пушистая, ароматная, душистая, раскидистая, веселая, юная, стройная).
• Найдите в тексте цветовые эпитеты. (серебряный ручей, зелень золотистая)
Есенин рисует весну в золотых и серебряных красках. Это помогает создать особую картину природы – нежную, тонкую и невероятно богатую.
• Найдите в стихотворении эпитеты, подчеркивающие качества предмета
(роса медвяная, зелень пряная, черемуха душистая)
Посмотрите, из всего многообразия слов, автор выбрал те, которые подчеркивают запахи. И таким образом наша картина наполняется не только цветом, но и ароматом природы.
• На кого похода черемуха? С кем автор сравнивает ее? Почему вы так думаете?
(с молодой девушкой. Она "ветки золотистые, что кудри завила")
• А на кого тогда похож ручей? Почему?
(на юного парня. Он "вкрадчиво ей песенку поет")
• Что значит "вкрадчиво"
(тихо, доверчиво)
• Какой прием помогает автору изобразить черемуху и ручей как живых людей? (Олицетворение)
• Найдите подтверждения в тексте.
А) Работа в группах. Для каждой группы подготовлена раскраска с изображением черемухи и ручья. Учащиеся должны раскрасить рисунок, выбирая те краски, которые указал автор. Во время работы можно включить музыкальную запись А. Вивальди "Времена года. Весна".
Б) Объясните свой выбор цветов. Подберите эпитеты к словам: ручей, черемуха, трава, небо.
8. Выразительное чтение стихотворения
9. Рефлексия
• Что нового вы узнали сегодня на уроке?
• Какое настроение подарила вам поэзия Есенина?
• Что еще вы хотите узнать о поэте?
10. Выставление оценок и домашнее задание
Придумайте сказку про ручей и черемуху. Старайтесь употребить в тексте эпитеты. Придуманные примеры запишите в тетрадь.
Список литературы:
1.Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс.
Изд. «ВАКО», 2014
2.http://lib.sch113.edusite.ru/p24aa1.html
3.http://www.berlogos.ru/articles/kartiny-v-interere-kak-vybrat-i-gde-razmestit.php