Сочинение-описание по картине Винсента Ван Гога "Цветущие ветки миндаля"
Автор публикации: М. Сазонова, студентка 2 курса
СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ
ПО КАРТИНЕ ВИНСЕНТА ВАН ГОГА
«ЦВЕТУЩИЕ ВЕТКИ МИНДАЛЯ».
Винсент Ван Гог, Цветущие ветки миндаля, 1890г., Музей Винсента Ван Гога, Амстердам.i
План сочинения:
- Предпосылки создания картины.
- Цветовое решение полотна.
- Композиционные и стилистические особенности произведения.
- Мое отношение к картине и ее автору.
- Предпосылки создания картины.
Перед нами полотно нидерландского художника-постимпрессиониста Винсента Виллема Ван Гога, написанное в Сен-Реми-де-Прованс в 1890 году.
Ван Гог грезил побывать в такой стране как Япония, так как он был увлечён искусством японской гравюры и изучением восточной живописи. Но его мечте, к сожалению, не суждено было сбыться. Из-за отсутствия признания в Париже в марте 1888 года художник отправился в Арль, где намеревался начать новую жизнь и открыть собственную мастерскую, возможно, даже воображая, что он едет в Японию. В Арле творческое воображение Ван Гога было поражено местными садами, где к его приезду как раз только начали распускаться сливы, персики, абрикосы, миндаль и другие плодовые деревья, отличающиеся обильным и роскошным цветением, не раз служившие источником вдохновения для поэтов, художников и музыкантов. Нежнейшие полупрозрачные цветы не только приковывают к себе взгляды, но и очаровывают тончайшим благоуханным ароматом. Природа Арля, несомненно, оказала немалое влияние на создание описываемой картины, точно совпав с настроением Ван Гога и ведь, действительно, цветущий миндаль напоминает о цветении сакуры – одного из главных символов Японии, которая так его очаровала.
Но толчком к написанию картины «Цветущие ветки миндаля» послужило появление на свет племянника художника. Когда Винсент Ван Гог 31 января 1890 года находился в больнице для душевнобольных, ему пришло письмо от младшего брата Тео, спешащего поделиться с ним радостной новостью о рождении сына, которого, к слову сказать, назвали в честь дяди – Винсентом Виллемом.
Сам Ван Гог очень любил картину «Цветущие ветки миндаля», и в одном из писем своему брату он писал, что очень горд за себя и считает эту работу одной из лучших. По замыслу живописца картина должна была висеть над кроватью у молодых родителей и символизировать рождение новой жизни. Мне кажется, что в этом произведении художник хотел передать именно идею красоты, хрупкости и беззащитности зарождающейся жизни, так точно нашедшей свое отражение в образе цветов миндаля, распускающихся раньше прочих.
Как и другие крупные работы Ван Гога картина выполнена маслом, на холсте нам хорошо заметны широкие, уверенные мазки мастера. Цветовое решение картины весьма ограничено: нежно-голубоватый фон и молочно-розовые цветы с чётким выделением. Изначально лепестки были написаны насыщенным розовым цветом, но с годами краска начала выцветать, и мы можем теперь наблюдать лёгкие пастельные тона. Всем известно, что при создании своих картин Ван Гог обильно использовал жёлтый цвет, хотя на этом полотне мы видим полное его отсутствие, «почерк» художника угадывается сразу благодаря его любви и к синему цвету. Несмотря на то, что в локальном цвете на полотне он не используется, но преобладает в замесе для второго плана в лёгких и ненавязчивых тонах.
Цветущая природа очень часто встречается в работах Ван Гога, став, на мой взгляд, не просто одним из главных сюжетов, а даже самостоятельным персонажем в его живописи, представленном просто, ясно, достаточно определенно. Но композиция «Цветущих веток миндаля» весьма необычна для художника, не совсем ясно, что зритель видит на картине, то ли это часть дерева, то ли это ветки миндаля, которые были срезаны и поставлены в вазу. Чем является фон полотна, также остается загадкой, возможно, это стена, занавеска или небо. Если на фоне всё-таки изображено небо, то оно предстаёт перед нами без единой тучки, а ветки миндаля словно парят в пространстве, манят за собой, приглашают зрителя внутрь картины, в ее безграничные просторы. В подобной композиционной постановке угадываются нотки японской живописи, для которой характерно совершенно иное понимание пространства, а также лаконичность и точность изображения. Придать своей картине выразительность японской гравюры Ван Гогу удалось через изящные, лаконичные линии и тонкое подчёркивание контура веток миндаля чёрным цветом.
На творческом пути Винсента Ван Гога постоянно преследовали неудачи, признание и славу художник получил только после того, как окончил жизнь самоубийством. Мне кажется, что если бы его современники не были бы так ограниченны и так жестоки по отношению к нему, если бы он получал должную поддержку и финансирование, то мы могли бы увидеть еще множество шедевров этого гения. В своих картинах Ван Гог как будто рассказывает нам историю полную боли и разочарования, но в то же время и бесконечной любви к этому миру, восхищения его красотой. Недаром последними перед смертью словами художника были: «Печаль будет длиться вечно». Эту печаль, эту боль и отчаянье автора я вижу и в картине «Цветущие ветки миндаля», ставшей одной из последних его работ. Какой бы светлой она ни была, я вижу в ней «улыбку сквозь слёзы». Сама картина, на мой взгляд, наполнена воздухом, лёгкостью, жизнью, простотой, но в то же время некой тайной недосказанностью. Эта красота так хрупка, столь недолговечна, эти лепестки скоро опадут, это чистое небо может затянуться грозными тучами. Сомнение, неуверенность свойственны людям, но все же любуясь этим полотном я ощущаю умиротворение, спокойствие, свежесть мыслей. Поэтому мое отношение к картине весьма положительно, когда я смотрю на нее мои мысли очищаются и я невольно начинаю думать о чем-то новом, хорошем и добром.
i В оформлении работы использована иллюстрация: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/68/Vincent_van_Gogh_-_Almond_blossom_-_Google_Art_Project.jpg