Современные субкультуры в Великобритании и их влияние на становление подростком
Автор публикации: Д. Беденко, ученица 7Б класса
«Средняя общеобразовательная школа № 23»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Современные субкультуры в Великобритании и их влияние на становление подростком
Работу выполнила:
Беденко Дарья Игоревна,
ученица 7 «Б» класса
Руководитель:
Ильина Надежда Вячеславовна,
учитель английского языка
Северодвинск, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
Основная часть | |
1.1 История и причины появления субкультур | 5 |
2.1 Основные субкультуры в Великобритании “тогда” и “сейчас”. | 8 |
3.1 Проблема влияния субкультур на учёбу и жизнь подростка | 12 |
Заключение | 15 |
Список использованных источников | 17 |
Приложение | 18 |
Введение
Проходя по улицам и пребывая в общественных местах или транспортах, мы не редко встречаем молодых парней и девушек с нестандартной и, казалось, “дикой” для старшего поколения внешностью. Некоторые самовыражаются яркой или, наоборот, чересчур тёмной одеждой, а некоторые выделяются причудливой причёской или странным макияжем, но в основном подросток старается построить образ, который соответствовал бы его внутреннему миру, вкусам и интересам, и уже позже относит себя к какой-либо субкультуре.
Я выбрала данную тему, потому что она мне интересна как представителю двух субкультур. В наше время эта тема актуальна, что также послужило причиной выбрать именно её. Сейчас практически каждый подросток принадлежит к какой-либо субкультуре, поэтому необходимо знать о молодёжных культурах и быть готовым столкнуться с их представителями в реальной жизни.
Цель данной работы: проанализировав найденные по теме материалы и поработав с ними, раскрыть понятие “субкультура”, узнать причины её появления, отметить основные субкультуры в Великобритании, раскрыть их и показать их влияние на растущее поколение.
Что же такое субкультура? Субкультура – термин в социологии, антропологии и культурологии, обозначающий группу в основном молодых людей, отличающихся от преобладающего большинства своим поведением, стилем одежды и манерой языка. Основной корень – “культура”, так как у обоих понятий те же общепринятые символы, системы убеждений, ритуалы и язык общения, а главная задача – объединение группы людей в единое целое.
Следует отметить, что молодежная культура не представляет собой обязательное содержательное единство: она объединяет молодежь из разных социальных групп и разных стран с помощью специфического механизма, который состоит в том, что подросток соприкасается с какой-либо уже существующей общепринятой формой поведения и их ценностями, сопоставляет и понимает, что ему это близко. В обществе себе подобных, объединенных определенным образом одинаковыми мировоззрениями, недоступными взрослым, подростку комфортно. Но если родители с детства обеспечивают ребёнка культурными и интересными ему образцами, то ему незачем заполнять культурный вакуум субкультурами, построенными меньшинством общества.
Зачастую, слыша слово “субкультура”, взрослые (а особенно пожилые) люди сразу представляет сумасшедшего подростка, который выглядит вызывающе и ведёт себя невежливо. Не стоит забывать, что не у всех субкультур основная цель – привлечь внимание, расширить рамки дозволенного и сместить старшее поколение с их устоявшимися моралями и принципами. Большинство субкультур не несут за собой что-то противозаконное и отрицательное для общества, а, наоборот, часто подростки из молодёжных культур – совершенно безобидные дети, иногда даже замкнутые в себе и никому не желающие зла. Поэтому не нужно сразу бить тревогу, если вы заметили у вашего ребёнка татуировку или наблюдаете внезапную смену образа. Взрослые путают понятия “субкультура” и “контркультура”. Контркультура – специфический вид субкультуры, который ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей.
В приложении А будут представлены основные отличия “субкультуры” от “контркультуры”.
1.1 История и причины появления субкультур
Субкультуры существовали всегда, поэтому это понятие ни для кого не будет новым. Любой коллектив рано или поздно разбивается на небольшие группы; что уж говорить о целых народах! У каждого человека есть свои интересы, которые позже перерастают в хобби. Через свои увлечения каждый пытается найти себя, а потом ищет себе подобных – так и зарождаются новые субкультуры.
Асоциальное поведение молодых людей впервые стало объектом внимания учёных-социологов в Соединенных Штатах Америки в 1930-1950-е годы. Специалисты по психологии и правоведы исследовали происхождение и функционирование молодежных группировок в больших городах, в первую очередь Чикаго, в котором снимали пользующийся популярностью в своё время кинофильм “Банды Чикаго”. Исследования показали, что члены подобных бандитских объединений живут в соответствии с личными правилами и нормами, которые считаются отклонением от базового социально-культурного поведения. Именно к этим объединениям и было впервые применено понятие “субкультура”. Итак, субкультурой является такое сообщество, где нетипичное поведение рассматривается как конформизм. Субкультурой стали называть такую подсистему общества, которая не признается обществом в целом, в первую очередь государственной властью.
После Второй Мировой войны термин “молодежная субкультура” стал употребляться не только применительно к преступным формированиям, но и ко всем явлениям культуры, связанным с молодежью. Обусловлено это было тем, что началось развитие западной цивилизации, в частности увеличение длительности социализации перед вступлением во взрослую жизнь, что привело к появлению у молодых свободного времени, и ростом благосостояния – у подростков появлялись деньги, которые можно тратить на себя.
До этого не было “ярлыков”, которые теперь стали часто присваивать тому или иному человеку, отличающемуся по внешнему виду, поведению или музыкальным вкусам от преобладающего большинства. Молодёжь так же собиралась группами, но никто не называл себя, например, панком или готом.
В середине XX века американский исследователь Дэвид Райзмен определил субкультуру как явление, при котором группы лиц сознательно выбирают свой уникальный образ жизни и предпочтения в рамках меньшинства общества. Глубже анализируя данное социальное феномен, британский социолог Дик Хэбдидж в работе «Субкультура: значение стиля» подчеркнул, что эти сообщества объединяют людей с альтернативными вкусами и взглядами, которые отвергают общепринятые нормы.
Выделяют несколько причин появления субкультур:
Старшее поколение все уже не в той мере, как раньше, может помочь младшему при выработке норм поведения, соответствующих новым жизненным проблемам. Стремления молодежи не удовлетворяются ни в традиционных семьях, ни в учебных заведениях, которые охраняют устаревшие ценности и нормы. Так считал Р. Левинталь.
Мнение М. Мида было другое. Молодежь, взрослея, приходит уже не в тот мир, к которому её готовили в процессе социализации. Опыт старших становится негодным, так как они готовили молодых к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура со временем меняется, прежних позиций в ней нет. Так и начинается бурный рост молодежных сообществ, отталкивающих от себя ненужный опыт взрослых.
По Парсону, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых – это “нетерпение” детей занять место отцов в социальной структуре. Однако дело кончается вхождением нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством.
В наше время эти причины несколько другие:
Социально-экономические (например, безработица или скучная, малоинтересная работа).
Недостатки системы воспитания. В наше время зачастую рождаются нежеланные дети, а если ребёнок не вписывается в планы молодых родителей, то его не готовы воспитывать должным образом.
Устаревшая система образования. Сейчас образование строится на старых принципах. Некоторые учителя до сих пор игнорируют наличие компьютерной техники и подают материл так, что это не заинтересовывает подростка, соответственно ребёнок мало чему учится. К тому же детей готовят не к будущим проблемам и к жизни, а к отличной сдаче экзаменов, а это, согласитесь, сомнительная мотивация для подрастающего поколения.
Различия между поколениями, проблема «отцов и детей».
Неблагополучные семьи. Из-за перестройки и обесценивания денег пострадало очень много семей. Большинство подростков теперь растут в неполных семьях, и это с одной стороны даёт свободу молодому максимализму, но с другой – губительно влияет на воспитание и жизнь подростка в социуме.
Особенности возрастной психологии. Молодежь эмоциональнее, динамичнее, независимее. У большинства ещё нет семьи, профессии, того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий взрослый человек.
Стремление молодежи создать свой особый мир ценностей, обрести осмысленный и значимый досуг, круг единомышленников, возможности самовыражения.
Однако главной причиной появления молодёжных движений все считают влияние на современное поколение интернета и телевидения. Ценности и ориентации подростков сейчас ограчены в основном сферой досуга, а электронные технологии как раз способны предоставить это. Девушки гонятся за модой, а парни чаще тратят деньги на развлекательные мероприятия. Подростки живут для себя, не думая о последствиях и своём будущем.
И, опираясь на этот факт, многие скажут, что любая субкультура не носит познавательный характер и создаётся исключительно ради развлечения, а не для развития своих навыков. Думающие так люди буду не совсем правы, потому что большая часть молодёжных культур даёт раздолье для творчества, вдохновляет и даже меняет человека. А в какую сторону меняться решает уже сам подросток. Как говорится в индейской притче: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». Здесь уже играет роль воспитание и ценности, которые привили ребёнку с детства родители.
Важно понимать, что присоединение к неформальной группе – нормальный и закономерный выбор подростка. И. П. Башкатов полагает, что «вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми» [1, с. 165]
2.1 Основные субкультуры в Великобритании “тогда” и “сейчас”
Великобритания – островное государство с большой численностью населения и красивыми пейзажами. Каждый наверняка мечтал побывать в этой стране, увидеть её столицу, Лондон, с известными достопримечательностями. Большинство субкультур зарождалось именно в этом государстве и сейчас только совершенствуются, так как Великобритания всегда старалась держаться на высоком уровне и не отставала от тенденций.
Хорошее экономическое развитие, многонациональность, спокойствие в политике – всё это даёт отличную возможность подросткам жить не в каких-либо рамках, а свободно. В наше время молодые люди могут многое позволить себе в материальном плане; зарождаются новые интересы и появляются разные направления, что быстро обретает интерес у молодёжи, которые так любят новинки. Но всё новое – это хорошо забытое старое. Чтобы понять субкультуры нашего времени, нужно узнать, какие же субкультуры были раньше, когда технология и интернет ещё не “захватили” мир?
Великобритания оказала огромное влияние на развитие музыкальной индустрии второй половины XX и начала XXI веков. На сцене начинали появляться такие музыкальные рок-группы как The Beatles, The Rolling Stones, Moody Blues, Sex Pistols, Muse и другие. Большинство из таких групп начинали совсем юными “дворовыми” парнями, которые играли в своё удовольствие в гаражах на музыкальных инструментах. Грёзы о сцене, славе и богатстве были не главными причинами, почему эти группы обрели популярность. В то время молодые люди сами писали тексты, в которых излагали свои мысли, и именно своё мнение они пытались донести до народа.
Но чтобы тебя услышали, мало просто говорить и навязывать своё мировоззрение, нужно сделать так, чтобы людям было интересно тебя слушать, и именно тогда будущие звёзды сочиняли песни, которые пользовались популярностью и вскоре играли на улицах Великобритании.
С чьими-то текстами были не согласны, чьи-то песни любили. И вот тогда молодые люди (а в частности девушки) начинали подразделяться на разные группы. Сначала по стилю музыки, а потом появлялись фэндомы (англ. fandom «фанатство») – сейчас так называют сообщества, участники которых объединены каким-то единым пристрастием к определённому жанру в искусстве, писателю, актёру, и так далее. Самый большой фэндом на то время имела группа The Beatles, чьи песни стали истоками многих неформальных движений.
Новая романтика (англ. The New Romantics) – музыкальное направление, возникшее в Великобритании начала 1980-х годов и (как часть новой волны) не несла в себе социального протеста, воспевая гламур, яркие фасоны и гедонизм. Основным стилистическим образцом для «новых романтиков» был Дэвид Боуи, чья песня «Fashion» (1980) стала на некоторое время гимном нового движения. При этом имиджи представителей «нового романтизма» были как правило карикатурны. [2]
Панк (англ. punk «дрянной») – контркультура возникшая в конце 1960-х годов. Особенностями этих молодых людей являются критическое отношение к обществу и политике и эпатажный имидж: нестандартного цвета ирокез на голове, куртка-косуха с рванными джинсами и пёстрый макияж.
Появившись одновременно с новыми романтиками, движение готов вышло из панк-культуры. Готик-рок – эта тяжёлая и пассивная музыка родилась на свет благодаря молодым людям, которые большую часть своей жизни предпочитают проводить на кладбищах. Тёмная одежда, черные волосы, мрачный макияж и пирсинг – неотъемлемая часть движения, а его целью был пассивный протест против господствующих культурных стереотипов, однако никакого единого мировоззрения у готов нет. [3]
Подобно рок-группам появлялись и метал-группы, например, Benediction, Bolt Thrower и Paradise Lost, которые также набирали известность в 1970-х годах. Молодёжь, слушающую такую музыку, называли «металлистами» (в оригинале metalhead и headbanger). Они были вдохновлены культивацией индивидуализма и свободой личности, а также имели очень крепкий союз с панками, так как имидж и направления в музыке были схожими. Металлисты предпочитали чёрный цвет и большое количество “металла” на одежде и лице (шипы, пирсинг).
Стиль и одежда интересовала молодёжь так же, как и музыка. Первой великобританской субкультурой, которая отличалась от других своеобразной манерой одеваться, были тедди-бои (англ. Teddy Boys), появившиеся в 1953 году. Это были молодые люди из рабочего класса, стремившиеся подражать «золотой молодёжи» и одевавшиеся по моде эпохи Эдуарда VII (отсюда – «Тедди», сокращение полного имени). Типичный облик таких людей включал «узкие брюки, очень узкие пиджаки с бархатными лацканами, набриолиненные коки на голове, ботинки на микропорке. Брюки носили короткие, из-под них были видны носки <…> Цветовая гамма была серо-бежево-коричнево-чёрная». [4, с. 25] Тедди-бои отличались агрессивным поведением, многие из них входили в местные хулиганские группировки.
На смену тедди-боям в конце 1950-х годов пришли моды (англ. Mods от Modernism). Это были молодые люди с аккуратными причёсками и одетые, как правило, в итальянские костюмы. Разъезжали моды на мотороллерах и придерживались типичного английского девиза – «умеренность и аккуратность». Но это было только внешне. Их настроение можно охарактеризовать словом “одержимость”.
Через десять лет впервые появилась субкультура, на появление которой повлияла особенность Англии – многонациональность. Афро-карибские лондонцы конца 60-х избрали своим стилем “Растафарианство”. Улицы крупных городов заполнялись людьми с дрэдами и яркой мешковатой одеждой. Главной целью такой молодёжи было доказать открытой демонстрацией своей национальной идентичности, что они ничем не хуже других. Это часто приводило к дракам, и тогда появилось ещё одно направление – скинхэды (англ. skin «кожа» и head «голова»). Они являлись продолжением модов и “белой” альтернативой растов. Движение представляли выходцы из небогатых семей, которые выражали презрение к буржуазному обществу. В их субкультуре важное значение имела музыка, привезенная с Ямайки, такая как “регги” и “ска”, поэтому среди первых скинхэдов встречались и представители чёрной расы. Но вскоре скинхэды лишились толерантности и стали агрессивной контркультурой.
С первого взгляда милые и дружелюбные; совершенной противоположностью большинства субкультур стали Хиппи. Их девиз – «Мир и любовь!» или «Make love, not war!». Однако и эта субкультура имела свои грехи – они не представляли жизнь без ЛСД и других галлюциногенов (так мир казался красивее). Религией молодые люди выбрали буддизм, а музыкой — психоделический рок (который рождал употребление галлюциногенов).
Неформальное движение, которое зародилось в Великобритании во второй половине 70-х годов ХХ века и набирает сейчас большую популярность, называется «Casual» (с англ. «повседневный»). Главными критериями такого стиля являются удобство, практичность, непринужденность сочетаний и многослойность, так как изначально он считался стилем футбольных болельщиков и участников фанатских движений. Casual – это своего рода сочетание классического и неформального стилей, которое выглядит непримечательно, но со своей изюминкой.
Есть ещё одна субкультура, чьи истоки уходят в старую Великобританию – это субкультура «хипстер». Если в 1940-х годах это были творческие молодые люди, слушающие джаз и увлекающиеся элитарным искусством, то теперь это простые, помешанные на моде, подростки, которые не пытаются кому-то что-то доказать, а просто интересуются различной музыкой, зарубежной культурой, современными искусством и литературой. Как распознать представителя субкультуры хипстеров? В их стиле есть что-то и от панков, и от эмо, и от хиппи. Наличие средней длинны волос, у мужчин – борода, шляпы, узкие джинсы, яркие кеды, майки с популярными цитатами. В основном хипстеры любят одежду винтаж, и у каждого члена этой субкультуры имеется гаджет последней модели.
Одна из самых больших современных субкультур – блогеры. Так называют людей, которые регулярно добавляют записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа с помощью чего ведут свой блог и передают своё мнение другим людям, либо общаются с ними. Там, где блогеры, всегда есть отзывы и подписчики – следящие за блогом тех, кто вызывает интерес, а найти то, что тебе интересно сейчас можно с помощью хэштэгов – метки, которая используется для распределения сообщений по темам в социальных сетях и блогах.
Итак, блогеров можно разделить на несколько типов. Самыми популярными блогерами являются люди, снимающие видео и выкладывающие их на сайт Youtube (англ. you «ты», «вы» и tube – «труба», жарг. англ. – «телевизор»). Такие видео несут разного рода контент: прохождения игр, видеоуроки, развлекательные шоу, каверы и трансляции. На сайте Youtube любой может стать настоящей звездой, если его видео придутся многим по вкусу и будут собирать много просмотров и лайков (англ. like – «нравится»).
Следующие блогеры – микроблогеры – в качестве передачи своих мыслей пишут короткие заметки и публикуют их. Каждое такое сообщение может быть просмотрено и прокомментировано в режиме чата либо кем угодно, либо ограниченной группой лиц, которые могут быть выбраны пользователем. Основными популярными сервисами микроблогинга являются Twitter и Tumblr. Facebook и Вконтакте также имеют в себе небольшую часть для ведения микроблогов.
Ещё одни популярные блогеры в XXI веке – инстаграмщики. Эти люди ведут свой блог исключительно с помощью фотографий, коротких видео и записей. Популярное приложение Instagram создано специально для этого, но чаще всего молодые люди просто делятся фото и не несут в этом что-либо познавательного.
В работе уже говорилось о такой субкультуре как фэндом. Сейчас она почти ничем не отличается от тех времён – сменились только кумиры и добавилось само определение, а также сегодня каждая популярная личность или музыкальные/танцевальные группы имеют своё название для своих фанатов и, соответственно, название фэндома. Любой подросток в наше время может отнести себя к какому-либо фэндому, который определяет либо любимый фильм/сериал, либо музыкальная группа, либо актёр или певец, либо комикс или книга.
Если ваш ребёнок довольно часто сидит за компьютером, играя в разные игры и при этом общаясь с друзьями, то он наверняка геймер (англ. game "игра"). Эта субкультура стала появляться с развитием технологий и с появлением онлайн-игр. В основном это движение представляют молодые парни, которые целые сутки борются против 3D-противников, которых по ту сторону монитора представляют такие же юноши. Геймеры играют друг против друга и не несут какого-либо протеста против общества, однако из-за игр, где ты не можешь одержать победу, тратятся очень много нервов – геймеры раздражительны, когда их отвлекают от любимого хобби. Также некоторые геймеры как раз с помощью Youtube записывают либо трансляции по прохождению игры (таких блогеров называют стримерами), либо просто видео с её прохождением и своей реакцией (летс-плейщики).
Последняя популярная современная субкультура – это анимешники, а вместе с ними и косплееры (англ. costume play — «костюмированная игра») — люди, переодевающиеся в костюмы известных персонажей, которые изготавливают сами. Изначально косплей был исключительно японским явлением, однако сейчас он дошёл и до Великобритании вместе с самым популярным японским жанром мультфильмов – аниме (от англ. animation — «анимация»). Этот жанр сильно отличается от остальных видов мультфильмов как по рисовке, так и по самому смыслу, поэтому подростки, увлекающиеся именно японскими анимационными творениями объединились в свою группу – анимешники. А те, кому пришлось по душе перевоплощаться в героев своих любимых аниме стали называться косплеерами. И если в странах Азии это переодевание в основном в персонажей вторичной реальности (комиксов, аниме, игр), то в Европе косплееры могут перевоплощаться и в реальных людей (актеров, исполнителей, киногероев).
3.1 Проблема влияния субкультур на учебу и жизнь подростка
Для многих до сих пор спорным остаётся вопрос: как же субкультуры влияют на подростков? Некоторые считают, что увлечение их ребёнка приносит лишь хорошие плоды: развивает навыки; морально воспитывает, когда подросток опирается на чьи-либо примеры; даёт повод для размышлений и даже учит чему-то новому и интересному. Стоит помнить, что ребёнок не будет заострять внимание на том, что не вызывает у него интерес и является чем-то уже устаревшим и изжившем себя.
Существует множество субкультур, которые переросли в настоящее хобби, без которого сложно представить свою повседневную жизнь, особенно тинейджеру. Например, такие направления как косплей, блогинг развивают фантазию и дают подростку возможность показать себя и свой талант. Косплееры сами выбирают для себя персонажа, шьют костюм, соответствующий канону, а потом “играют” этого персонажа на публике. Блогеры же ведут целые блоги и делают это настолько хорошо и оригинально, что на них подписываются много людей; блогеры узнают и делают что-то интересное и делятся этим с другими. Согласитесь, это стоит немалого труда, но молодёжь подходит к этому с любовью, поэтому у них всё получается.
Ещё один пример – объединения по музыкальному вкусу тоже как хобби: рок, рэп, трэп, хардкор, гроул, электронная музыка, j-pop, k-pop. К слову, последние два стиля породили такое направления как кавер-дэнс (англ. cover – «покров», англ. dance – «танец»), когда молодые люди, вдохновлённые хореографией азиатских музыкальных групп, учат понравившейся танец и снимают свой результат на видео или же выступают на специальных фестивалях. Также существует и сонг-кавер (англ. song – «песня», англ. cover – «покров»), который относится уже ко многим разным музыкальным стилям – это авторская музыкальная композиция в исполнении другого музыканта или коллектива. Такие направления без сомнений влияют на ребёнка только положительно.
Другие же считают, что папавший в какую-либо субкультуру ребёнок обречён на плохое будущее и деградацию. Да, тот факт, что существуют ничему не учащие группы лдюдей, не исключён, но тут способствует и воспитание. Родители часто не принимают интересы своего ребёнка, закрывают на них глаза или вовсе запрещают заниматься тем, что нравится. Чтобы привлечь внимание своих родителей, ребёнок либо попадает в плохие группировки, либо, будто назло, продолжает заниматься своим хобби.
Выделяют несколько факторов, которые являются причиной активности субкультур в наше время:
Место жительства. Молодые люди, живущие в деревнях или посёлках городского типа, менее подвергнуты риску попасть в какую-либо субкультуру. Движение субкультур больше характерно для больших городов, так как именно в них есть всё, что нужно молодёжи, а именно: магазины с модной одеждой, различные клубы и иные места для развлечения. Большой город – это всегда перспектива, сейчас каждый подросток мечтает уехать в город именно за ней. Также условия жизни в городе создают предпосылки для объединения молодежи в разные группы, движения. Эти условия и являются сплачивающим фактором, формирующим коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях.
Неблагополучие семьи. Нередко дети, обделённые родительским вниманием и любовью, вступают в субкультуры, пытаясь найти там то, чего им так нахватает. Родители часто не могут или не хотят понимать своих детей, и проблема в том, что такие “непонятые” дети попадают именно в те субкультуры, которые направлены на протест перед обществом. Ребёнок ставятся так называемым “неформалом”.
Возраст. Чаще в субкультурах встречаются подростки, нежели взрослые люди. Пик активности человека наступает именно в возрасте 14 – 18 лет. Молодежь как наиболее чуткая, восприимчивая и мобильная группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга вместе со всеми позитивными и негативными явлениями. При сформировавшемся мировоззрении и большем опыте жизни человек не поддаётся на провокации, и также пропадает желание идти против общества или самовыражаться засчёт своих интересов. В то время подростки младшего возраста не умеют справляться с проблемами, поэтому они пытаются найти спасение в лице группы людей, которые должны понять, но такие “потерявшиеся” дети редко попадают в хорошие группировки.
Влияние общества. Такой фактор является несвободным, так как подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации).
Исходя из этих причин, я могу сделать вывод, что никогда не стоит спешить винить самого ребёнка в том, что он в неформальном окружении и принадлежит к какой-либо субкультуре: её влияние на жизнь может быть как положительным, так и отрицательным, и это не всегда будет зависеть от подростка. В наше же время молодёжные объединения влияют на подрастающее поколение положительно: этап, когда люди объединялись только для того, чтобы пойти против системы и власти с помощью забастовок, драк и своей дерзкой внешности, пройден. Сейчас же для подростка субкультура – жизнь, даже если он сам этого не подозревает.
На учёбу же субкультуры влияют так же: и хорошо, и плохо. Большинство современных движений сейчас полностью зависят от интернета, а интернет, если его не использовать в познавательных направлениях, пагубно влияет на учёбу: в нём содержится много ненужной информации и он отнимает много времени. Соответственно, у молодых людей просто нет и минуты на уроки, а добывание знаний уже не является чем-то интересным и занимательным. Но в то же время есть субкультуры, способные развить человека. Те же блогеры не редко выпускают видео, в которых делятся полезными советами на тему учёбы, а так же рассказывают интересные факты о чём-либо. Если правильно пользоваться интернетом, то он пойдёт только на пользу учёбе и, наоборот, поможет сэкономить время, а не потерять. Также не стоит забыть о том, что учёба это не только науки, но и творчество, а у современных субкультур с оригинальностью и фантазией проблем нет.
Заключение
Современные молодёжные субкультуры не являются изолированными образованиями. Несмотря на то, что субкультуры, составляющие основные течения в рамках современных молодёжных движений, значительно дифференцированы в идейном и ценностном отношении, их объединяет ряд важнейших характеристик:
В современном урбанизированном социуме консолидирующим фактором для подобных молодёжных субкультур и движений является не идеология, а особенности жизненного стиля, отличающие людей и атмосферу этого сообщества от всех остальных;
Ценности и интересы молодежи ограниченны в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, малосодержательным общением в жизни, но активным в интернете;
Эстетические вкусы и предпочтения школьников довольно примитивны и формируются главным образом средствами телевидения, музыкой, интернетом;
Наличие молодежного языка (сленга) играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми.
Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, факторов социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой - способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.
В своей работе я попыталась рассмотреть множество субкультур, существующих в современном обществе и выделяемых по различным признакам. Выяснила, что именно условия жизни в большом городе и интернет создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах.
По данной работе можно сделать следующие выводы:
Субкультура – часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Контркультура – специфический вид субкультуры, которая противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями;
Все классификации субкультур очень условны, и созданы для упрощения работы с ними, субкультуры в наше время не поддаются четкой типологизации, так как построены на индивидуальности, а не на стандартности;
Молодежные субкультуры в Великобритании несут на себе воздействие тяги к преодолению рутины повседневности, отражению внутреннего мира молодежи и являются способом удовлетворения потребности в самовыражении;
Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т.д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т.д.);
Все современные субкультуры связанны между собой благодаря сети интернета.
Подводя итог, хочу сказать, что молодежные субкультуры всегда являлись неотъемлемым звеном всей культуры в целом. Они во всех случаях важны, так как через субкультурные формы для подростка лежит путь к освоению социальности и нахождению истинного внутреннего «Я».
Список использованных источников
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. Социология молодежи: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2001.– 576 с.
Creative journal // «Новая романтика» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://creativejournal.ru/. – 17.06.2015
Журнал «Exciter» // Анисимов А. Путеводитель по английской субкультуре 50х-90х. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://excitermag.net. – 2012
Демшина А. Ю. Мода в контексте визуальной культуры: вторая половина ХХ – начало XXI вв. – Санкт-Петербург: Издательство «Астерион», 2009.–170 с.
Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы. Кто есть кто? – М.: Издательство «Мысль», 1990. – 271 с.
Никитина Т. Г. Ключевые концепты молодежной культуры. Тематический словарь сленга. – Санкт-Петербург: Издательство «Дмитрий Буланин», 2013. – 864 с.
Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь… Проблемы неформальных молодежных объединений. – М.: Издательство «Профиздат», 1990. – 240 с.
Кейт Фокс. Англия и англичане. О чем молчат путеводители. – М.: Издательство «РИПОЛ классик», 2013. – 512 с.
Научно-методический журнал «Классный руководитель» №5 // Мадикова, Н.А. Молодежные субкультуры и их влияние на подростков. – М.: Издательский Дом «Педагогический поиск», 2015. – 352 с.
Википедия. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение А «Отличия субкультуры от контркультуры»
Субкультура | Контркультура |
Основная атмосфера – игра, хобби | Основная стихия – митинг |
Наличие оппозиции «они» – «мы» | Наличие общего значимого врага |
Конструктивная деятельность, направленная на создание своего мира | Деструктивная деятельность, направленная на победу над «врагом» |
Борьба за выживание | Борьба за победу |
Закрытость, эскапизм | Открытость, противостояние и война |
Уход от встреч с врагом | Постоянный поиск встреч с врагом |
Пассивно-оборонительная позиция | Агрессивно-наступательная позиция |
Цель – изменить/найти самого себя | Цель – изменить общество |